Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2015 от 4 Февраля 2016 г » Наше село » Ерси – село со славными традициями

Ерси – село со славными традициями

 Селение Ерси – одно из древнейших сел на территории Дагестана. Женская подвеска из халцедона, обнаруженная здесь академиком М.Р. Гасановым, датируется V–IV веками до нашей эры. Если учесть, что близ селенияГеджух археологи нашли следы человека мустьерского периода (ок. 300 тыс. лет тому назад), то можно предположить, что на территории нашего поселения люди жили еще в глубокой древности. И в наши дни в местности «Турпаглуг», где сельчане берут глину для хозяйственных нужд, можно обнаружить языческие захоронения. В одном из таких захоронений, к примеру, кроме человеческого скелета, находились разнообразная посуда и останки коня. Возможно, это была могила какого-то знатного вождя или вельможи.

Первые письменные упоминания о Ерси встречаются в исторической хронике средневекового автора Мухаммеда Аваби Акташи «Дербент-наме» и связаны с появлением арабов в Дагестане. В 721 году арабский полководец Джаррах, находясь в Дербенте, «… командующему левым флангом приказал: «бери с собой двенадцать тысяч храбрых людей, иди в сторону Йерси, Кемаха, сражайтесь и опустошите Табасаран. Но до восхода солнца вернитесь обратно». По данным другого арабского историка средневековья – ат-Табари, арабы, разграбив Табасаран, привели с собой 10 тысяч голов скота и 3000 рабов. Позже халиф Йазид, как пишет известный азербайджанский историк Аббас-Кули ага Бакиханов, укрепил деревни Дарваг, Ерси, Гумейди, Мугарты, Марага и поселил в них 7000 семейств, привезенных из Сирии, Аравии и Мосула. «С этого времени, – пишет исследователь истории селения и автор книги «Очерк истории селения Ерси» М. Доногуев, – ислам твердо и навсегда утверждается в Ерси». Предками современных ерсинцев, в основном, кроме азербайджанцев, были представители и других народов Дагестана: даргинцы, лакцы, аварцы, табасаранцы и другие.

Ерси прошел долгий исторический путь развития, был свидетелем славных трудовых и боевых подвигов простого народа. Народная память утверждает, что село семь раз исчезало и столько же раз возрождалось, словно птица феникс из пепла. Отсюда, опустошая все на своем пути, прошли и кочевники (гунны, хазары и т.д.), и орды Чингисхана; эти места были ареной битв сефевидов и «Грозы Вселенной» Надир-шаха с местными народами.

Вхождение Дагестана в состав России после Гюлистанского договора 1813 года с Персией ознаменовало новый этап в его истории. Это означало, что наступило время мирного и стабильного развития. Однако война горцев Дагестана и Чечни против насаждения крепостных порядков со стороны царской администрации на четверть века прервала мирное развитие наших народов. Переход Заам-бека Ерсинского на сторону имама Шамиля в 1840-х годах также, по-видимому, явился следствием оскорбительно-пренебрежительного отношения царских чиновников к местным правителям. Заам-бек имел тысячи десятин земли, владел несколькими табасаранскими аулами. Но собственная честь оказалась для него выше всех богатств, и он решил перейти на сторону имама. После этого, как показывают архивные документы, все его владения перешли в казну Российской империи.

Ерсинцы не остались в стороне и от тех бурных событий, которые происходили в стране в начале XX века. В 1919 году житель села Летиф Абдусаламов во главе отряда из 12 односельчан отправился воевать против генерала Деникина. У стен Дербента он был смертельно ранен и погиб.

Ерсинцы прославились и в годы Великой Отечественной войны. В тяжелом для Красной Армии 1941 году они узнали о героическом подвиге своего односельчанина Саид-ага Ибрагимове. О нем писал известный советский поэт и военный корреспондент тех лет Александр Трифонович Твардовский. В августовском номере 1941 года во фронтовой газете «Красная Армия» была напечатана его статья «Саид-ага Ибрагимов» (позже статья была опубликована в «Дагестанской правде»). В статье рассказывалось о подвиге нашего односельчанина, посланного командиром в разведку в одну из украинских сел и захватившего там в плен 22 фашистов – 20 рядовых и 2 офицеров.

Получил благодарственную телеграмму лично от Верховного Главнокомандующего товарища Сталина и боец Красной Армии Бедел Раджабов за умелое командование артиллерийским дивизионом в ходе переправ наших войск через Вислу. В одном из сражений погибшего командира заменил и успешно выполнил поставленную задачу Мукаил Аскеров. С боевыми наградами вернулся с фронта и капитан Нажмутдин Рамазанов, также командующий артиллерийской частью. Всего на фронт ушло более 200 ерсинцев, живыми из них вернулось только 110 человек.

Беспримерный трудовой подвиг совершили и те, кто остался в тылу. Благодаря организаторскому таланту председателя колхоза имени Молотова Абдулбасира Сардарова оставшиеся в селе женщины, старики, подростки вынесли на своих плечах все трудности сельскохозяйственных работ. Их труд в годы войны прославил Ерси. В то время, как многие села не справлялись с трудностями военных лет, не могли удержать свои хозяйства от развала (следствием чего был небывалый голод), ерсинцы не только обеспечили себя хлебом, но также помогали Красной Армии продовольствием и теплой одеждой. Сам председатель колхоза отдал 400 килограммов своего зерна в фонд обороны и 120 тысяч рублей сбережений на строительство танковой колонны «Шамиль».

10 февраля 1943 года на имя Абдулбасира Сардарова поступила телеграмма лично от товарища Сталина. Верховный Главнокомандующий писал: «Примите мой привет и благодарность Красной Армии, товарищ Сардаров, за вашу заботу о бронетанковой силе Красной Армии. Тов. Сталин».

Примеру своего председателя последовали и перечислили на строительство танковой колонны значительные суммы Габибулла Ахмедов, Абдулгусей Абдуллаев, Курбан Гаджиев и другие. Осенью 1942 года группа ерсинцев во главе с Абдулбасиром Сардаровым в составе дагестанской делегации побывала на Карельском фронте, куда были доставлены теплая одежда и продовольствие для бойцов Красной Армии.

В годы войны сердобольные ерсинцы спасли от голодной смерти немало людей, в поисках пропитания добравшихся до хлебного Ерси. Сирот, оставшихся без родителей, приютили у себя Ибад Алиев, Исмаил Аскеров и другие.

Однако в военные годы были и те, кто уклонялся от отправки на фронт. Такие дезертиры, объединившись в бандгруппы, занимались разбоем, грабили колхозное добро и даже покушались на жизнь председателей колхозов. От их рук погиб председатель колхоза соседнего села Дюбек. Чтобы защитить колхозы от бандитов, организовывались истребительные отряды. Одним из активных бойцов такого отряда был наш сельчанин Ахмедов Гасан. Он участвовал во многих операциях по преследованию бандитов. Бельмом на глазу у бандитов был также А. Сардаров. При необходимости и он с оружием в руках защищал своих сельчан и колхозное имущество. В апреле 1943 года бандиты устроили ему засаду у небольшой речки Кичик-чай. В завязавшейся перестрелке Абдулбасиру удалось убить двух и ранить одного бандита. Но и он получил ранения в обе ноги. Сельчане, услышав перестрелку, поспешили на помощь своему председателю. Бандиты, оставив трупы и раненого, убежали. Абдулбасира сельчане доставили в Дербентскую больницу, где вскоре он скончался. В некрологе, напечатанном в газете «Милицейские вести» и подписанном руководителями республики (А. Даниялов, А. Алиев и др.), говорилось о том, что в лице Абдулбасира Сардарова республика понесла тяжелую утрату, подчеркивались его патриотизм и верность гражданскому долгу.

После войны трудолюбивые ерсинцы сумели наладить крепкое хозяйство. Колхоз, преобразованный в 1973 году в совхоз, стабильно давал высокие урожаи зерновых, выполнял и перевыполнял государственные заказы и планы.

Ерси всегда славился своими образованными и учеными людьми. В XVIII веке здесь жил ученый-арабист Мухаммед Эмин, который работал над грамматикой арабского языка и оставил книгу «Аль Вафия». Известен также ученый-арабист Кази-Магомед, живший в конце XIX – начале XX века. Образованных и ученых людей, как уже сказано, было много, однако, к сожалению, большинство их трудов было утеряно. Множество книг погибло при установлении советской власти, в годы гонений на религию, а оставшиеся были бездарно и глупо розданы и проданы охотникам за старинными раритетами, и вернуть их уже вряд ли возможно. Лишь небольшая часть книг и рукописей сохранилась у имама мечети Ниязитдина Мисриханова.

Сегодня в различных регионах России живут и трудятся 5 докторов и более 15 кандидатов различных наук – выходцев из Ерси. Далеко за пределами нашей страны известен доктор медицинских наук, обладатель нескольких патентов в области урологии Вагиф Ахмедович Атдуев. Его опытом и изобретениями интересуются и в европейских странах, и в Америке.

Большие надежды подает молодой кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник и член научного совета ДНЦ РАН, обладатель президентского гранта в области физики Адлер Гудретдинович Гамзатов. Его также часто приглашают за рубеж для участия в различных конференциях.

Славную историю и традиции имеет и ерсинская школа. Она открылась в селе в 1903 году и была первой начальной светской школой в Табасаранском районе. В 1953 году стараниями тогдашнего директора школы, ныне покойного Алибека Исаевича Алибекова она была преобразована в среднюю школу. Школа была одной из лучших школ в районе, в разные годы в ней работали талантливые педагоги. Учиться в школу приходили также ученики и из соседних сел Кайтагского района.

Сегодня заслуженным учителем Республики Дагестан является Дауд Исаевич Алибеков. Победителем как республиканских, так и различных всероссийских конкурсов по математике является учитель высшей категории Гутретдин Гамзатович Гамзатов. Его ученики почти ежегодно занимают призовые места на республиканских школьных олимпиадах. В 2013 году прошли торжественные мероприятия, посвященные 110-летию основания начальной и 60-летию средней школы. На торжества были приглашены и оставшиеся в живых первые выпускники ЕСШ.

Учитель истории, ныне пенсионер Магомедрасул Доногуев собрал доступные ему материалы, опросил сельчан-старожилов, написал и издал книгу «Очерки истории селения Ерси», которая пользуется у сельчан большой популярностью и спросом.

Среди ерсинцев всегда было немало мастеров слова, поэтов, острословов, талантливых музыкантов и певцов. Известными острословами, имевшими и поэтический дар, были Халид Ильясов, Гатем Аскендеров, Гусунбек Ахадов и др. Талантливым поэтом, ныне проживающим в поселке Билиджи, является Сабир Таибов. Его перу принадлежат большая поэма «Лесники», где рассказывается о расхищении леса коррупционерами всех мастей, и ряд стихов социальной направленности.

Известными музыкантами были Гюл Шахбанов, ашуг Эфенди Меджидов: первый виртуозно играл на зурне, а второй играл на сазе и, обладая бархатным голосом, пел народные и собственного сочинения песни, неоднократно выступал на республиканском телевидении, участвовал и выигрывал на музыкальных конкурсах, был душой свадебных и других общественных мероприятий.

Современные реалии внесли в жизнь ерсинцев свои коррективы. К сожалению, молодежь, не имея работы, покидает село; рыночные отношения приводят к тому, что пахотные земли, кормившие в лихолетье не только ерсинцев, приходят в запустение, зарастают кустарником; часть земель отходит к выходцам из других сел и районов; постепенно утрачивается дух коллективизма.

 

Несмотря на все это, ерсинцы остаются оптимистами и уверены, что останутся верными навсегда своим лучшим трудовым и патриотическим традициям.

«назад

Фотолента

фотографий: 9

Саид-ага Ибрагимов

Категория фото: Наше село »

Ерсинцы – участники Великой Отечественной войны

Категория фото: Наше село »

Открытие бюста Абдулбасиру Сардарову в с. Ерси

Категория фото: Наше село »

Магомедрасул Доногуев

Категория фото: Наше село »

Первые выпускники Ерсинской средней школы

Категория фото: Наше село »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив