Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2015 от 4 Февраля 2016 г » Образование » Успехи школ в зонах отгонного животноводства

Успехи школ в зонах отгонного животноводства

После окончания ДГУ жизнь М.А. Джахбарова бессменно связана

с обучением и воспитанием подрас-

тающего поколения. Этот учеб-ный год для Магомедшапи Абдулкадыровича тридцатый – юбилейный. Он заслуженный учитель РД, учитель высшей категории.

– Магомедшапи Абдулкадырович, расскажите, пожалуйста, немного о создании территориального управления образованием (ТУО).

– Территориальное управление образованием было создано распоряжением Совета Министров ДАССР от 30 мая 1989 г. По предложению коллегии Минобразования РД Правительством республики было принято решение о передаче под ведомство специально образованного территориального управления всех прикутанных школ отдела народного образования (ТУНО) 17 горных районов. А руководящий аппарат ТУНО разместили в г. Кизилюрте. Основной целью создания ТУНО было оказание методической и материальной поддержки образовательным учреждениям, до которых не доходили руки управлений образованием и муниципалитетов. Со дня создания до 2013 года руководил ТУО Гимбатов С.М. – опытнейший педагог и организатор.

Преемником ТУО стало ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ». Правительство Республики Дагестан постановлением от 30 ноября 2011 г. № 440 ликвидировало ТУО и создало ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ».

– А что сегодня представляет собой ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ»?

– ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ» – это государственное казенное учреждение «Центр по обслуживанию деятельности образовательных учреждений, расположенных в зонах отгонного животноводства, – Централизованная бухгалтерия».

На сегодняшний день в ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ» функционируют 76 общеобразовательных школ из 17 районов, из них: 58 средних, 17 основных, 1 начальная и 23 филиала с учащимися начальных классов, 5 школ-интернатов, 14 школ с пришкольными интернатами. В числе средних 3 инновационных образовательных учреждения. Все образовательные учреждения лицензированы и аккредитованы.

Говоря о контингенте работающих в школах, скажу, что всего у нас 1794 педагога. Почти все имеют звания заслуженных, почетных отличников и т.д.

Общая численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях составляет 9158. Профильное обучение с охватом 675 учащихся ведется в 36 средних общеобразовательных школах. К сети Интернет подключена 71 школа, имеются 43 машины, 2005 компьютеров.

Построены новые здания Новоборчинской СОШ Рутульского района, Согратлинской СОШ Гунибского, основной корпус Камышкутанской гимназии Ахвахского, Кособской НОШ Тляратинского, Тлайлухской НОШ Хунзахского, Сентухской НОШ Хунзахского, Ургулайской НОШ Цумадинского, здание детского сада в с. Новая Урада Шамильского, возведены спортивные залы в Арадинской СОШ Хунзахского, в Новоурадинской СОШ Шамильского, построены пищеблоки в Шонгодашитлибской СОШ Гунибского, Кирпичкутанской СОШ Ахвахского, в Дарадамурадинском лицее Гергебильского районов. Также построены три объекта, а именно интернат на 100 мест, пищеблок на 40 мест и банно-прачечная на 40 мест, в Кубинской СОШ Лакского района. Администрация МО «Хунзахский район» построила и передала ГКОУ «Ахтининская СОШ Хунзахского района» новый типовой спортивный зал.

Помимо этого, были возведены еще пристройки к Теречной ООШ, Орджоникидзевской ООШ, Камбулатской СОШ, Айтханской СОШ, Кировской СОШ, Новоцилитлинской СОШ, Цумилюхской СОШ, Ибрагимотарской СОШ, Гондокаринской ООШ, Новомуслахской СОШ и к Красносельскому детскому саду «Колокольчик».

– А как обстоят дела с дошкольным образованием, ведь новым ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года дошкольное образование выведено на самостоятельный уровень общего образования?

– В ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ» функционируют 17 дошкольных образовательных учреждений, четырнадцать из которых открыты за последние годы. В них воспитываются более 500 детей, что составляет 10 процентов от числа детей дошкольного возраста, проживающих в зонах отгонного животноводства РД. Охват детей дошкольным образованием по республике составляет 31 процент, а по РФ – 76.

Все функционирующие ДОУ укомплектованы необходимым мягким и твердым инвентарем, созданы нормальные условия для быта детей: оформлены групповые помещения, фойе, спальные комнаты, благоустроены дворы, соблюдаются световой и тепловой режимы.

Большое внимание в них уделяется воспитанию у детей любви к народной музыке, танцам Дагестана. Воспитанники детских садов на каждом празднике выступают перед односельчанами с концертами, участвуют в торжествах в масштабе села.

– Каким образом Вы осуществляете методическую помощь образовательным учреждениям при таком большом их количестве и таком разбросе от Кочубея до Каспийска?

 Вся эта работа проводится информационно-методическим кабинетом (ИМЦ) при ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ» под руководством заслуженного учителя РД Кебедгаджиева Заирбега Хайбулаевича. ИМЦ проводит последовательную работу по созданию системы непрерывного образования всех категорий работников учреждений образования, оказанию учителям квалифицированной методической и организационной помощи в работе, совершенствованию уроков.

В ИМЦ работают 15 методистов, осуществляющих всю систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя.

Ежегодно выполнение плана курсовой подготовки составляет 120 – 130 процентов.

Во всех средних и основных общеобразовательных школах работают внутришкольные методические объединения учителей начальных классов, гуманитарного, эстетического, спортивного, технического циклов и классных руководителей.

Координируют методическую работу в школах методические советы школ, созданные в каждой средней общеобразовательной школе. В методкабинете развернута выставка «Опыт лучших учителей». Там же обобщается опыт лучших учителей.

В целях выявления талантливых педагогов, широкой пропаганды их опыта работы, повышения престижа учительского труда ИМЦ ежегодно проводит территориальный конкурс «Учитель года Центра», победители конкурса представляют Центр на республиканском конкурсе «Учитель года Дагестана» и занимают призовые места.

– Магомедшапи Абдулкадырович, как обстоит дело с воспитательной работой в Центре?

– Воспитательную работу Центра курирует ветеран образования, заслуженный учитель РД, директор ГКОУ «ДДТ ЗОЖ» Гордеева Е.М. Воспитание является одной из составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Школа – единственный не только воспитательный, но и социально-культурный центр на селе. Поэтому многое зависит от того, как поставлен здесь учебно-воспитательный процесс.

Традиционными стали встречи с поэтами и писателями. Запомнились детям встречи и беседы с Ф. Алиевой, З. Батыровой, М. Патаховым, М. Абдулазизовым, покойным Г. Галбацовым, М. Ахмедовым, С. Магомедовой и другими. Ежегодно во всех образовательных учреждениях проводятся дни Расула Гамзатова.

Духовное возрождение молодежи немыслимо без воспитания ее на национальных традициях и обычаях, без приобщения молодых людей к своим истокам. Много интересного и поучительного узнают школьники из классных часов, посвященных традициям и обычаям горцев.

Патриотическое воспитание было и остается приоритетным направлением деятельности нашего учреждения. Неоценимо влияние музея ГКОУ «СОГ Ахвахского района» на формирование патриотических чувств учащихся. Патриотическому воспитанию учащихся способствуют также работа по формированию уважения к государственным символам, проведение творческих конкурсов, традиционных уроков мира в начале учебного года во всех школах Центра.

Большинство детских общественных организаций ведут работу по присвоению дружинам имен героев-односельчан или выдающихся людей своего села, района, республики. Оформлены уголки героев, собран богатый материал.

В школах проводятся также мероприятия, направленные на профилактику здорового образа жизни, неприятия вредных привычек, такие как акция «Живи и помоги жить другим» в ГКОУ «Бавтугайская спецшкола-интернат им. М. Гамзатова»; конкурс творческих работ «Дети мира против наркотиков» в ГКОУ «Качалайская СОШ Цунтинского района», «Караузекская СОШ Цунтинского района», «Новоурадинская СОШ Шамильского района».

– Расскажите, пожалуйста, о работе учреждений дополнительного образования Центра.

– Большое значение в воспитании молодежи придается системе дополнительного образования детей, предоставляющей возможность заняться художественным творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, физкультурой и спортом.

В Доме детского творчества функционируют 76 объединений с общим охватом 1495 учащихся.

Наибольшее количество детских объединений открыто в школах-интернатах и школах с пришкольными интернатами для организации досуга, отдыха и развлечения воспитанников. Объединения учащихся открываются с учетом их возраста, уровня развития, общеобразовательной подготовки, преемственности в работе с учащимися младшего, среднего и старшего возраста. Учитываются обычаи и традиции, культура районов и национальностей, представленных в составе Центра. В школах Рутульского района открыты объединения ковроткачества, в школах Тляратинского и Цунтинского районов – по вязанию и художественной самодеятельности.

Для девочек открыты детские объединения по вязанию, вышивке, кулинарии, домоводству, бисероплетению и др. Для мальчиков – детские объединения ИЗО, по обработке древесины, резьбе по дереву.

Для приобщения детей к истокам традиционной народной культуры, развития их творческих способностей, выявления юных талантов в школах работают танцевальные и хоровые объединения, а также детские объединения по обучению игре на музыкальных инструментах.

Наши воспитанники и педагоги всегда участвуют в республиканских мероприятиях и занимают призовые места.

На станции юных натуралистов «ЦОДОУ ЗОЖ», возглавляемой Патаховой Хамраз Нурмагомедовной, функционирует 81 группа с общим охватом 1215 учащихся.

Важной задачей станции является формирование потребностей учащихся к саморазвитию, экологических знаний, экологической культуры, привитие любви к природе, организация содержательного досуга учащихся.

Педагоги и воспитанники станции принимают активное участие в массовых мероприятиях, проводимых Республиканским эколого-биологическим центром.

В ДЮСШ, возглавляемой Мисрихановой З.Н. – отличником образования РД, функционируют традиционно 5 отделений спорта (волейбол, вольная борьба, футбол, легкая атлетика, настольный теннис). В этом году открыты два новых отделения (стрельба из пневматического оружия и армрестлинг).

В спортивных группах ДЮСШ занимаются более 1500 учащихся из 40 школ отгонного животноводства, учащихся тренирует 71 тренер-преподаватель.

Ежегодно на республиканских и международных турнирах по вольной и греко-римской борьбе воспитанники ДЮСШ занимают призовые места.

В объединениях по туризму и краеведению занимаются 1800 воспитанников. Занятия ведут 65 педагогов дополнительного образования.

Работники СЮТиК под руководством Гимбатова С.С. – почетного работника общего образования РФ ведут целенаправленную работу по выявлению и развитию творческих наклонностей и способностей учащихся и осуществляют туристическую и краеведческую деятельность.

Одной из лучших форм патриотического и нравственного воспитания являются телевизионные отряды краеведов-следопытов (ТОКС) Камышкутанской гимназии, Сафаралинской, Кубинской и Красносельской СОШ, работа которых вышла за пределы Дагестана и протянула нити дружбы в разные уголки России.

Ежегодно члены ТОКСа участвуют в республиканском смотре юных следопытов.

– Есть ли какое-нибудь новшество, появившееся в школах Центра в последнее время?

– Да, мы внедрили в ГКОУ «Кубинская СОШ» Лакского района программу «Школьное молоко».

– В чем суть программы?

– Суть программы – регулярное обеспечение детей с 1 по 11 класс в ГКОУ «Кубинская СОШ» Лакского района 200 граммами молока в качестве дополнительного питания, гарантируя при этом полное исключение санитарно-гигиенических рисков.

Главная задача программы – укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию.

– Почему именно молоко?

– По пищевой ценности молоко – самый совершенный продукт, созданный природой. Молоко удовлетворяет потребности растущего организма в белке, кальции и многих других необходимых веществах. В возрасте от 6 до 14 лет организм ребенка должен получить более килограмма кальция. Выпивая всего 200 мл натурального молока, дети получают 40% дневной нормы кальция и витамина B2, 24% витамина А и до 16% жиров и белка. Молоко обеспечивает ребенка практически всеми незаменимыми аминокислотами, так необходимыми для развития организма, особенно в детском периоде. Аксиомой является утверждение о том, что недокорм ребенка нельзя компенсировать усиленным кормлением взрослого.

В настоящее время 98% жителей России испытывают нутриентную и витаминную недостаточность, и школьники не являются исключением. По данным Минздравсоцразвития РФ, лишь менее 3% российских детей, оканчивающих сегодня школу, можно считать здоровыми.

– Каким образом Вам удалось решить эту проблему, кто финансирует программу?

– Программа работает за счет подсобного хозяйства ГКОУ «Кубинская СОШ» Лакского района и благодаря неутомимому директору школы Магомедову Зелимхану Магомедовичу. Программу никто не финансирует, коровы приобретены за счет спонсоров.

– Магомедшапи Абдулкадырович, над чем бы Вы хотели поработать в дальнейшем?

– Проблем, как и во всякой работе, и у нас хватает. Займемся, прежде всего, увеличением охвата детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием как за счет строительства новых детских садов, так и создания семейных.

Предстоит выполнить переход на односменные занятия в школах в ближайшие три года.

Волнует нас и проблема нехватки учителей иностранного языка в школах Центра. Этот вопрос решим за счет использования возможностей дистанционного обучения. Думаем запустить программу «Школьное молоко» или другие подобные ей программы в других ОУ Центра, в первую очередь как элемент трудового воспитания и обучения. Неплохо было бы создать условия для обучающихся в образовательных учреждениях Центра, чтобы конкурировать с выпускниками городских школ в едином образовательном пространстве.

И еще одна проблема. На сегодняшний день наши образовательные учреждения испытывают огромные неудобства из-за отсутствия технической документации и регистрации прав собственности на объекты недвижимости и земельные участки. Дело в том, что земли, на которых расположены подведомственные образовательные учреждения ГКУ «ЦОДОУ ЗОЖ», являются собственностью Правительства РД и находятся в аренде у горных и предгорных муниципальных районов для организации отгонного животноводства. Населенные пункты, расположенные на этих землях (ранее кутаны, колхозы, совхозы), не имеют статуса села.

Мы очень надеемся, что Глава РД Р.Г. Абдулатипов решит вопрос со статусом земель отгонного животноводства.

В заключение хочу выразить благодарность Минобрнауки РД и лично министру Ш.К. Шахову за оказываемую поддержку как Центру, так и образовательным учреждениям. 

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Руководители общеобразовательных организаций зон отгонного животноводства РД

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Посадка деревьев в ГКОУ «Хамзаюртовский лицей Казбековского района»

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Возложение цветов к памянику воинам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив