Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2015 от 26 Апреля 2016 г » Образование » Институт повышения квалификации педагогических кадров

Институт повышения квалификации педагогических кадров

 Сегодня мы наблюдаем некоторую инерционность по курсам повышения квалификации работников образования, по формам организации и реализации предложенных программ. Это особенно заметно в сравнении с активно развивающимися инновациями в образовательных учреждениях.

Вести речь о том, что система изживает себя, можно в том случае, если не наблюдается никакого развития. Но мы не стоим на месте. В наших ближайших планах – запуск совершенно новых технологий в системе повышения квалификации. Только делать мы это будем дозированно и постепенно. В настоящее время мы тщательно изучаем положительный опыт ведущих организаций дополнительного образования, которые проводят модернизацию образовательного процесса.

Основной целью системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров образования является удовлетворение образовательных запросов и предоставление ресурсов для восполнения дефицитов в образовательных учреждениях, формирования продуктивных компетенций педагогов.

С учетом требований нового законодательства об образовании кафедрами института были разработаны и введены 42 образовательные программы дополнительного профессионального образования по повышению квалификации, 10 программ по курсам переподготовки, ориентированных на конкретные категории слушателей. На основе анализа результатов ЕГЭ дополнительно разработаны дифференцированные программы повышения квалификации учителей по уровню их подготовки. Постоянно совершенствуется работа с процессом модернизации образования. Так, сегодня все курсы ПК педагогов дошкольного образования, учителей школ направлены на реализацию ФГОС.

В институте проходят повышение квалификации педагоги дошкольного образования, учителя всех школьных предметов и классов, педагоги дополнительного образования, преподаватели среднего профессионального образования (СПО).

Образовательные программы разработаны на модульной основе, что позволяет полномасштабно использовать инновационные технологии электронного и дистанционного обучения слушателей. В результате привлечения в учебный процесс (на условиях совместительства) высококвалифицированных специалистов качественные показатели института по кадровому обеспечению несколько улучшились. Сегодня в ДИРО работают 10 докторов наук, 11 профессоров, 30 доцентов. 41 специалист имеет ученую степень кандидата наук.

Для повышения качества проводимых занятий со слушателями институт практикует приглашение ученых из ведущих вузов и НИИ РФ и РД, а также лучших учителей РД для проведения мастер-классов.

В целях реализации подпроекта «Просвещенный Дагестан» в рамках приоритетного проекта Главы Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипова «Человеческий капитал», инновационного проекта МОН РД «Школа будущего», а также улучшения информационного обеспечения деятельности ДИРО создан Центр информационных технологий в образовании с учетом того, что информационные технологии и образование в совокупности становятся теми сферами человеческих интересов и деятельности, которые должны стать основой для решения стоящих перед современным образованием проблем.

При институте для развития системы поддержки талантливых детей функционирует Центр по работе с одаренными детьми, деятельность которого является одной из составляющих проекта «Наша новая школа». Также институт повышает квалификацию педагогов-дефектологов, работающих с детьми-инвалидами.

На курсах сегодня учителя, помимо повышения предметной компетентности, совершенствуют правовые, педагого-психологические и ИКТ-компетенции.

По мнению слушателей, проблем много в сельских школах. Основными являются – нехватка специалистов по профилю, неравномерное оснащение школ технической базой.

Для решения первого вопроса институтом уже разработаны программы по переподготовке специалистов.

ДИРО активно участвует в происходящих преобразованиях, включаясь в новые программы и генерируя новые проекты и продукты для динамичного развития.

Профильное обучение, как сказано в Законе об образовании, – это обучение с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы. Оно, несомненно, является необходимым условием получения выпускником достаточных знаний для успешной сдачи ЕГЭ и, как следствие, поступления в вуз и получения специальности. По проекту «Профилизация образования» наша работа заключается в том, чтобы подготовить в рамках переподготовки специалистов, с помощью которых учащиеся получат рабочие профессии. Вместе с организациями СПО преподаватели института разрабатывают методические рекомендации по различным профессиям для учителей-предметников.

Да, в наших школах не преподают предмет «Самопознание», чтобы учащиеся знали себя, свои способности. Но встать на путь самопознания помогают школьные психологи. Это сложная проблема, связанная с внутренним миром каждого ребенка, с учетом индивидуальных его особенностей. Конечно, это сфера деятельности ученых-психологов, которые сегодня в рамках реализации новых федеральных стандартов уже определили личностное развитие, процесс самопознания как Я-концепцию.

Современные учебники и отличаются тем, что по каждой теме рассматривается уровневый подход. Здесь задания и для «сильных», и для «слабых». Каждый ребенок индивидуален, у каждого своя зона ближайшего развития. Поэтому работа учителя – приспособление ученика к предмету. На это обращается внимание учителей.

Мы сегодня можем похвастаться тем, что наше взрослое поколение – грамотное. Ведь наше достижение – это бесплатное среднее образование. Нынешнее время диктует, чтобы личность мобильно самосовершенствовалась. И сидя дома, используя информационные средства, можно получить новое образование. Среди учителей Дагестана такие тоже есть, но, к сожалению, их не так много. Мы требуем, чтобы учителя детей учили этому.

В настоящий момент в республике реализуются такие проекты, как «Школа будущего» и «Просвещенный Дагестан». Они направлены на поддержание материально-технической базы образовательных организаций, модернизацию системы образования РД в целом, на поддержание и популяризацию изучения родных языков в школах. Отдельное внимание в программе уделено проблеме изучения русского языка. И, конечно, мы не обошли вниманием проблемы глобализации и вхождения Дагестана в этот процесс.

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Работники института, 2015 г.

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив