Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2015 от 26 Апреля 2016 г » Наши труженики » Исполненный долг русских учителей

Исполненный долг русских учителей

 Развитие и становление образования – наиболее яркая страница в истории нашего горного края. Большой вклад в это благородное дело внесли русские учителя, приехавшие в Дагестан в 30–60-е годы прошлого века. Своим добросовестным трудом, преданностью своей профессии и интеллигентностью они заслужили почет и уважение наших людей, оставили большой след в памяти каждого из нас.

Во все районы Дагестана направлялись учителя с высшим и средним образованием из центральной России, которые с огромным энтузиазмом взялись за важное дело. И, можно сказать, совершили революцию. Мы, дагестанцы, обязаны им тем, что за 15–20 лет у нас все школы были обеспечены своими педагогическими кадрами, своими врачами, инженерами, агрономами, учеными и т.д.

Сегодня в Дагестане, и в моем родном Шамильском районе, нет аула, где бы ни помнили о тех замечательных, душевных людях, научивших нас читать, писать, жить по-новому.

В нашем Шамильском районе, по архивным данным, работали 200 учителей из Московской, Белгородской, Рязанской, Ростовской, Сталинградской, Ленинградской, Смоленской, Курской, Ярославской, Липецкой, Пензенской, Брянской, Воронежской и других областей и краев Советского Союза. Отдельные из них осели в селах Шамильского района, создав семьи.

В селении Голотль и ныне проживает Мошкина Тамара Васильевна.

19-летней девушкой в 1948 году после окончания Марийского педучилища приехала она в наш Дагестан и по распределению попала в селение Голотль.

Работая здесь, она заочно окончила филологический факультет пединститута. С нового учебного года начала работать учительницей русского языка и литературы. Стала одной из лучших учителей русского языка и литературы Кахибского, а затем и Советского района. Она выступала перед аудиторией учителей, давала показательные уроки, участвовала в инспекторских проверках. Словом, имя ее гремело в районе.

Тамара Васильевна работала в родном Голотле (она не боится называть это село родным) более 35 лет и выпустила около 300 учеников, ныне работающих во всех уголках республики. Она стала заслуженным учителем школы ДАССР.

Ныне она живет зимой в Махачкале с дочерью, а летом – в Голотле, работает в саду, знает обычаи, традиции и язык аварцев. Ее называют нашей Тамарой.

Среди тех русских учителей, кто связал свою судьбу с Дагестаном и с нашим районом, – Лия Петровна Азизова (до замужества – Витковская).

Она тоже относится к тому поколению учителей, которое приехало к нам в послевоенные годы и внесло большую лепту в дело восстановления и развития школьного образования, прерванного войной.

Лия Петровна приехала в Дагестан после окончания Коломенского пединститута Московской области.

«Самым трудным для меня была невозможность общаться с людьми, – рассказывает она. – Почти никто не умел говорить по-русски, а дети подавно. Больше объяснялись жестами. Я говорила по-русски, а они по-аварски. Но постепенно начали понимать друг друга. Меня направили в селение Гоор. Гоорцы оказались на редкость душевными людьми, щедрыми, жизнерадостными, готовыми стоять грудью за кунака. Они приняли меня как свою дочь. Помогли чем могли.

Постепенно жизнь наладилась. Дети стали понимать меня. К удивлению моему, выяснилось, что большинство учеников довольно легко усваивают мой предмет – математику. Это меня подбадривало. Как классный руководитель я много времени проводила с учащимися в походах по родному краю. Мы ездили на экскурсии на Гергебильскую ГЭС, в Гуниб, Махачкалу. Никогда не забыть восхищения и удивления ребят, когда они впервые увидели железную дорогу, море.

Со мной ездили и девочки. Родители, значит, доверили их мне. Это уже многое означало.

Года четыре спустя меня перевели в Кахиб, где работал бухгалтером мой муж Азизов Магомед. После переезда из Кахиба в Советское (так называлось с. Хебда с 1961 по 1999 год) стала работать учительницей математики Советской восьмилетней, а затем средней школы. Я продолжила обучение по своему предмету по испытанной и проверенной мной в течение многих лет методике».

...Дагестан стал ее второй родиной. Здесь она создала хорошую семью, живет с мужем почти 60 лет, а дети все нашли свое место в жизни.

Недавно исполнилось 80 лет со дня рождения этой прекрасной женщины.

Сейчас она живет в Махачкале, часто приезжает в Хебду. Коллеги и ученики выражают ей свою любовь и признательность за бескорыстный труд и щедрую душу.

Еще одна героиня нашего рассказа, которая ныне проживает в селении Ругельда, – Таисия Ивановна Опалева, носящая сейчас мусульманское имя Таибат. Она тоже с 1945 г. связала свою судьбу навсегда с Дагестаном, с нашим районом и полюбила этот суровый горный край, осталась жить здесь.

«В Махачкале мне и трем моим подругам – Лоскутовой Галине, Швалевой Зое, Лоскутовой Нине – велели поехать в Кахибский район (ныне Шамильский). Из райцентра на воловой повозке на следующий день по прибытии отправили в селение Нижний Батлух вместе с председателем Совета. Со мною была еще одна моя подруга. Ночевали в доме председателя. Не зная языка, обычаев, нравов людей, было неимоверно трудно работать и жить. В первую ночь, увидев на стене кинжалы, испугались и попросили хозяина убрать их из комнаты. Боялись есть незнакомую пищу – кукурузный хинкал и урбеч, которым нас угостили хозяева. Ели смоченные в воде сухарики, привезенные из дому.

Было очень трудно... Порой подкрадывалась мысль о возвращении домой. Но долг всегда останавливал. Постепенно мы привыкли к людям и их обычаям. Нас полюбили, правление колхоза выделило участок, подарило корову. Стало чуть легче. Выучили аварские слова, стали общаться с учениками.

...На следующий год перевели в Урадинскую школу. А в 1947 году направили в Ругельдинскую семилетнюю школу, которая стала для меня родной. Здесь я нашла свое счастье и любовь; вышла замуж за хорошего человека – участника войны Абдуразакова Хирамагомеда. Вместе воспитали и вывели в люди четырех детей. А учеников – их не счесть. Вся нынешняя интеллигенция нашего участка – мои ученики. Радуюсь их успехам и делам, как успехам собственных детей».

Отрадно отметить, что впервые в районе лет 10 назад наша школа подняла вопрос о роли русских учителей в становлении образования в селах района. Я выступал на августовском совещании учителей района и на страницах печати с предложением издать отдельной книгой воспоминания о первопроходцах в сфере образования Кахибского (ныне Шамильского) района.

Юные ТОКСовцы нашей школы вот уже в течение многих лет собирают материал о первых русских учителях, внесших свою лепту в образование и воспитание целого поколения жителей села. Работа заметно оживилась в преддверии 80-летия школы, когда учащиеся, учителя и родители готовились торжественно отметить славную дату. Мы разослали в разные уголки республики и страны письма от имени дирекции Андыхской средней школы Шамильского района, адресованные бывшим учителям школы, с просьбой поделиться информацией о своей работе в 40–60-е годы прошлого века.

Некоторые из бывших учителей откликнулись, прислав свои письма с воспоминаниями и пожеланиями вместе отпраздновать юбилей, присутствовать на торжестве.

К примеру, Емельянова Альбина Георгиевна, преподававшая в Андыхе химию и биологию, не ограничилась словами, приехала к нам в гости из далекого Калининграда. Ее приезд очень обрадовал андыхцев, особенно коллектив школы, при встрече с которым Альбина Георгиевна восхищалась переменами, произошедшими в жизни сельчан. А те, в свою очередь, горячо поблагодарили ее за все, что она сделала для них. Побывала у нас и бывшая учительница математики и завуч Троицкая Александра Ивановна, не поверившая своим глазам, увидев перемены в социально-экономической жизни горцев. По ее словам, неузнаваемо изменился районный центр Хебда, бывший когда-то захолустным хуторком. А главное, говорила она, изменились люди, уровень их культуры и быта.

...Всего со дня открытия школы в 1927 году в Андыхе работали 19 представителей братского русского народа. В большинстве это были молодые девушки – выпускницы педагогических учебных заведений России. Имена их и фотоснимки отдельных хранятся в школьном историко-краеведческом музее.

Русские девушки и парни совершали у нас в горах великий подвиг. Им было неимоверно трудно, они не знали языка, местных обычаев, жили среди незнакомых людей, свободное время проводили за книгами, привезенными из России. И в таких условиях они испытывали радость от того, что дети сельчан учились хоть с трудом, но с большой охотой.

Об этом пишет в своем письме Александра Ивановна Троицкая: «Считаю, что семь лет моей работы в Дагестане прошли не зря: я тоже вложила частичку своего труда в дело обучения и воспитания горских детей. Увидев Рамазана Абдулатипова в Правительстве и в Государственной Думе, я подумала, что и его обучали когда-то русские учителя. А теперь вы встали на самостоятельные ноги, обходитесь своими кадрами. Это очень хорошо...»

В том же письме Александра Ивановна продолжает: «Мы трудились, считая это своим долгом, хотя, мысленно возвращаясь в то время, думаю, что мы (русские учителя) могли бы сделать больше и лучше, если бы работали не сразу после окончания института, а имея опыт, но зато у нас были задор, энергия, молодость, а многие работали самозабвенно».

Сельчане с благодарностью отзываются о русской учительнице со Ставрополья, а также и других учителях, работавших в Андыхе в тридцатые годы, имена которых, к большому сожалению, сегодня неизвестны.

В конце 30-х и в начале 40-х годов работала в нашей школе учительницей русского языка Дубовик Раиса. А в годы войны две русские учительницы Махно Раиса и Полина Матвеева, помимо обучения горских ребятишек, выполняли и работу, которая легла на плечи горянок в отсутствие мужчин, помогали ухаживать за скотиной, собирать урожай, посылать фронтовикам посылки с продуктами. У детей не было тетрадей, ручек, учебников. В те годы правление колхоза из скудных запасов выделяло продукты для детей-сирот. Об этом заботились русские учительницы.

Особо хочется рассказать о Полине Ивановне Матвеевой. Ко времени работы в Андыхе она уже пережила много невзгод. Очевидно, она была беженкой, как тысячи и тысячи людей, согнанных войной с родных мест.

Вместе с Полиной Ивановной жил и ее внук Эдик, бегал с сельской босоногой детворой, учась нехитрым детским играм и заодно аварскому языку.

Она жила на самом верху села, недалеко от школы и снимала комнату в доме Садуевых. Сын Садуевых Магомед, ставший спустя много лет также учителем, рассказывает: «Однажды вечером услышали душераздирающий крик из комнаты Полины Ивановны. Открыв дверь, мы увидели, что учительница плачет. Плакал и ее маленький внук. Оказывается, этим вечером они получили черное письмо о гибели на фронте отца Эдика.

Наши женщины (моя мама, бабушка, соседки) зашли к учительнице и разделили с ней горе. А вскоре мы сами получили такое же письмо о гибели моего отца на фронте. И теперь учительница поддерживала нас.

Вот так жили, разделяя горе и радость, счастье и несчастье. Это помогло людям выстоять, сплотиться, невзирая на языковые барьеры и предрассудки.

В конце учебного года учительница и ее внук уехали, оставив добрый след в душе каждого из нас, а самое главное – выполнив долг перед школой».

Набиев Магомед Набиевич, бывший директор Андыхской школы, ныне покойный, рассказывал, что Полина Ивановна преподавала им в 7 классе русский язык и литературу. «Она так доходчиво, так глубоко и понятно объясняла урок, что при поступлении в педучилище я получил отличную отметку», – добавил ветеран.

Закончилась война... Многие учителя – мужчины не вернулись с фронта. Их места заняли учителя из России: Кравченко Анна из Воронежа, Троицкая (Нуждова) Александра из Краснодара, Прохоренко Александр – математик из Брянска, Светлана Умыскова и Мария Великороднова, выпускницы Хвалынского педучилища Саратовской области,Лысенко Виктория из Рязани, Кунцевич Лариса из Белоруссии (преподавала русский язык и литературу), Синица (Сальникова) Вера Ивановна – филолог из Брянской области, Устенко (Сосницкая) Валентина Павловна из Белгородщины.

Многие из них выполняли и общественные поручения: создавали кружки, проводили беседы на научные и политические темы (большинство учительниц знало аварский язык), помогали в оформлении школы и села к праздникам и т.д.

Об этом пишет в своем письме Нуждова А.И.: «Разговорный язык усвоила, стала понимать, что говорят, и сама, хоть и плохо, несмело стала говорить... Осень – пора свадеб. Вот и я в первый раз после приезда была приглашена на свадьбу..., потом ходила на «гвай», где лущили кукурузу, осенним лунным вечером вместе с горянками собирала урожай в поле...».

В работе и на отдыхе, в горе и радости рождалась дружба, крепло братство, укреплялось взаимопонимание.

В самом конце 50-х годов в Андых прибыла новая группа русских учителей: Стригина Антонина Ивановна из Прохладного (филолог), Короткова Татьяна и Емельянова Альбина из Смоленска (обе преподавали биологию и химию).

Это было новое поколение педагогов, обладающих глубокими знаниями, профессиональным мышлением и творческим потенциалом.

Способность понимать каждого ученика, разбираться в особенностях характера, умение выявлять его интересы и желание были характерны для них.

Многие учителя энергично взялись не только за обучение и воспитание детей, но и стали пропагандистами и политинформаторами, вели комсомольскую работу, создали вечерние курсы по изучению русского языка, организовывали выступление коллектива художественной самодеятельности, после уроков готовили девушек-горянок для поступления в вузы и техникумы, ставили спектакли, выпускали стенгазеты.

Большую помощь эти учителя оказывали учащимся, проживавшим в пришкольном интернате. Учителя заботились об их воспитании, оказывали в нужных случаях помощь в выполнении домашних заданий.

Вот что рассказывает одна из первых горянок села, выехавшая для поступления в медтехникум г. Махачкалы, Абусова Патимат:

«Преподаватель русского языка и литературы Антонина Ивановна Стригина в течение четырех месяцев терпеливо и настойчиво учила меня после занятий русскому языку, диктовала целые тексты и тут же проверяла, радовалась моим успехам и окрыляла меня. Я в вечном долгу перед ней. Огромное спасибо ей за это!».

Благодаря такой работе в первый же год по окончании восьмилетки поступили в медицинские училища 2 девушки – Абусова Патимат и Гаджимагомедова Патимат. В следующем году уже 6 девушек – их учениц – поступили в педагогические училища. Многие из них ныне работают учителями Андыхской средней школы и других школ района. Это Аминова Патимат, Магомедова Муслимат, Малаева Чакар. Ныне они продолжают традиции своих учителей, обучая новое поколение горцев «разумному, доброму, вечному».

* * *

Многолетняя безупречная работа русских учителей, приехавших в Дагестан в те далекие 40–60-е годы, дала свои плоды. Ныне во всех отраслях народного хозяйства, науки и культуры трудятся их ученики. Благодарные дагестанцы всегда с большой любовью и признательностью вспоминают о них. Имена многих вошли в учебники по истории Дагестана.

Наши поисковики работают над установлением имени и места рождения русской девушки – учительницы, погибшей в автоаварии у въезда в селение Хебда в конце 40-х годов прошлого века. Ребята решили установить мемориальный знак на месте гибели учительницы.

Полагаю, что в каждом управлении образования каждого района необходимо создать «Уголки памяти» с именами русских учителей, работавших у них. Весьма примечательно, что в столице Дагестана г. Махачкале построен мемориальный комплекс, посвященный русской учительнице. А сейчас намечено установление подобного памятника и в городе Каспийске.

И в самом конце хочется сообщить, что на сегодняшний день не прервалась ниточка, связывающая нашу школу с двумя учительницами – Сальниковой Верой Ивановной из Брянской области и Нуждовой Александрой Ивановной из г. Краснодара. Они обе работали в Андыхе в 50-е годы прошлого века. И самое удивительное: они, хотя и перешагнули 9-й десяток жизни, живут той же активной жизнью, что и 60 лет назад.

Вот отрывок из письма Александры Ивановны, полученного в конце минувшего учебного года: «Я занимаюсь с девочкой два года, опережаю учителя школы в изучении материала (по математике), успехи есть, а у меня удовлетворение, что я еще что-то могу, мозг работает. Материальная сторона не волнует, пенсии мне хватает, ведь запросы становятся все меньше.

Вам, вашему коллективу учителей и учащимся желаю успешного окончания учебного года и счастья в жизни!

С уважением Александра Ивановна».

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Лия Петровна Азизова (Витковская) с дочерью

Категория фото: Наши труженики »

Таисия Опалёва в кругу семьи

Категория фото: Наши труженики »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив