Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2015 от 26 Апреля 2016 г » Общество » Стратегия и перспективы становления гражданского общества в Дагестане

Стратегия и перспективы становления гражданского общества в Дагестане

 Определение гражданского общества и пласта общественных отношений

В любом обществе формируются и функционируют определенные пласты гражданского общества, общественных отношений – политические, правовые, экономические, духовные, социальные, которые взаимосвязаны и в совокупности характеризуют содержание и структуру данного типа общества. Экономические отношения составляют базис общества. Экономика определяет уровень развития общественных отношений в других сферах жизнедеятельности и зрелость гражданского общества в целом. Поэтому оценку состояния и перспектив развития гражданского общества следует начинать с анализа экономической системы отношений, экономического положения страны. Расул Гамзатов в своем интервью сказал: «Голодной свободы и нищей независимости не бывает».

Однако нельзя говорить о минимальных экономических условиях и предпосылках, ибо в экономически отсталой стране тоже постепенно зреют отношения гражданского общества.

Здесь надо сразу сказать, что объективную оценку состояния и перспектив экономики и экономических отношений как предпосылок формирования гражданского общества в Дагестане можно дать лишь по сравнению с Россией в целом, ее регионами, а также развитыми странами мира. Речь идет не о кратковременном падении или подъеме экономики, а о том, имеются ли в республике материальная основа и адекватные экономические отношения для формирования современного гражданского общества. Если подойти с этих позиций, то можно дать положительный ответ, и в этом вопросе нет тормоза и сложности.

Проведенные в последние годы в республике научно-практические конференции, круглые столы, социсследования, несомненно, способствуют формированию научно обоснованной базы для развития дагестанского общества и его государственности на современном переломном этапе. Сложность переходного периода обуславливает неординарность принимаемых, а порою и не совсем обоснованных мер в социальной сфере, что и требует систематического пристального научного внимания.

Тема гражданского общества имеет теоретический и практический аспекты. При этом по данной относительно новой для нас теме возникает много вопросов, ответы на которые необходимы для развития теории гражданского общества и социальных отношений, в зависимости от условий нашей республики и осуществления мер по ее реализации на практике. При обсуждении проблемы много вопросов возникает к тому, что означают и как соотносятся понятия «гражданское общество» и «социальные отношения», какие условия способствуют или препятствуют процессу становления гражданского общества и социальных отношений и др.

Сложность темы еще заключается, в частности, и в том, что в силу сложившейся обстановки в конце XX в. формирование гражданского общества в нашей республике и в стране идет часто не снизу, а иногда конституционно, сверху – по велению государства, а должно быть наоборот – по мере развития общества и создания необходимых предпосылок.

С учетом отмеченного следует остановиться на наиболее актуальных проблемах формирования гражданского общества в Дагестане. В научном понятии термина «гражданское общество» одни исследователи усматривают сущность «негосударственного и неполитического характера», даже альтернативности государству, другие объясняют его как совокупность независимой от государства самоуправляющей организации, а третьи характеризуют его как общество, способное поставить государство под свой контроль, четвертые – одной из высших степеней развития демократического, неполитического человеческого общества, совокупностью самоуправляющих общественных институтов и отношений.

Здесь надо отметить, что наша страна, расставшись в определенной мере со старой коммунистической школой ценностей, находится в состоянии поиска наиболее приемлемых ориентиров своего развития. Например, с критической оценкой прошлого в общественном сознании россиян медленно, но достаточно уверенно формируется идея признания гражданского общества как своеобразного ориентира, к которому нужно стремиться.

Если обойтись без сугубо научных формулировок, «гражданское общество» означает прежде всего умение его членов самоорганизоваться во имя защиты самых разных своих интересов и прав.

Гражданское общество, как уже указано, – это совокупность или система общественных отношений и их взаимодействий, через которые граждане реализуют свои потребности, интересы. Роль государства сводится к регистрации таких объединений и созданию условий для их работы. Фундамент гражданского общества – это высокоразвитая экономика. Гражданское общество не может быть обществом бедняков. Существенную роль на пути формирования гражданского общества в республике будет играть развитие предпринимательства, малого бизнеса. Гражданское общество – система негосударственных социальных и культурных общественных ассоциаций, институтов и движений.

В республике имеется более 600 зарегистрированных общественных организаций. Это профсоюзы, партийные, религиозные, правозащитные, женские, ветеранские, экологические, детские и др. организации, которые составляют гражданское общество.

Становление и развитие гражданского общества зависит и от органов государственной власти. В.В. Путин говорит: «Многие неудачи нашего государства проистекают от неразвитости гражданского общества страны. Власть показывает неумение говорить с ним и сотрудничать.» (Послание Федеральному Собранию в 2000 году).

Особую роль в структуре гражданского общества должны играть политические партии. Именно они призваны отражать интересы социальных групп. В республике зарегистрировано около 20 региональных отделений партий.

В формировании институтов гражданского общества большое место должны занимать местное самоуправление и СМИ. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти.

История и предпосылки становления гражданского общества

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Формирование и становление гражданского общества заняли несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе. Реальность существования гражданского общества, как и правового государства, определяется соотношением идеала и реально достигнутого состояния общества.

Профессор Магомед Гасанов пишет: «Возникновение гражданского общества на территории Дагестана относится к античному времени. В IV-III вв. до н.э. на территории Восточного Кавказа возникла Албания – первое политическое образование на территории Дагестана. Она была наиболее близкой к гражданскому строю, сочетающему самоуправление с государственной властью» (Проблемы становления гражданского общества в Республике Дагестан. Махачкала, 2003, с. 246).

Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего общества. Нужен диалог на равных. Гражданскую ответственность надо воспитывать, включать людей в процесс управления обществом. Пока человек не включится в политический процесс, ни о какой гражданской позиции нет смысла говорить. А государство может быть по-настоящему сильным и демократическим, только если имеет развитое гражданское общество, где люди не просто пассивные потребители, а личности, мыслящие государственными категориями.

Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общество как совокупность граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Древнем Риме. Однако тогда различие между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», т.е. он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. Такой подход сохранялся до XVIII века, т.е. до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком) современном понимании.

Фундаментальная разработка учения о гражданском обществе связывается с именем Гегеля. Главным элементом гражданского общества Гегель считал человека.

В России, да и в Дагестане, гражданское общество в своих основных чертах уже сформировалось. Конечно, оно пока еще не сопоставимо с зарубежными аналогами, поскольку у нас нет соответствующих традиций, нет совершенной законодательной базы, нет навыка общения власти с гражданскими инициативами. В Дагестане, как уже отметили, насчитываются сотни общественных организаций. Именно эти неправительственные организации не зависимы от гражданского общества. Они не находятся под эгидой государства, действуют на основе законов и выражают общественные интересы. В основе же гражданского общества лежит частная собственность. Именно она позволяет членам гражданского общества сохранять экономическое достоинство.

Стратегия становления гражданского общества

Основным принципом формирования гражданского общества должна стать ориентация на пробуждение духовных устремлений. При этом должна быть в максимальной степени использована историческая традиция. В этом смысле Дагестан обладает весьма благоприятными предпосылками, как, например, народный опыт сельского общения на годеканах и др.

Гражданское общество возникает в процессе отделения от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и разгосударствления ряда общественных отношений.

Гражданское общество складывается в различных сферах общественной жизни: социальной, политической, экономической, информационной, духовно-культурной.

В социальной сфере институтами гражданского общества являются семья и различные коллективы людей: служебные, трудовые, коллективы, основанные на взаимной дружбе, коллективы по интересам, молодежные организации, детские, не носящие политического характера.

В политической сфере институтами гражданского общества являются политические партии, организации, движения различных политических организаций (правые, левые, религиозные), преследующие политические цели, участвующие в борьбе за государственную власть. Важными институтами этой сферы являются органы местного самоуправления, являющиеся связующим звеном между государством и гражданским обществом.

Во всех проводимых мероприятиях необходимо максимальное участие представителей власти с целью создания общественной элиты, объединяющей политический верх и активную часть всего общества. При этом должны использоваться многообразные формы деятельности: «живые» контакты лидеров, выступления в печати, по телевидению. Обсуждаемые проблемы должны быть интересны и разнообразны, в том числе это вопросы быта, социального положения.

Очень важен характер внутренней психологической установки всех участников – радетелей (старателей) создания гражданского общества. Ведь это процесс борьбы культуры с бескультурием, дикостью в наши дни. Всем надо стараться неуклонно идти вперед и вглубь.

Главное, необходимо создать республиканский комитет гражданского общества от местных представителей и активистов республики.

Во всех городах и райцентрах республики следует создать местные комитеты гражданского общества. Практиковать регулярные встречи республиканских и местных органов власти с общественностью по вопросам, разработанным комитетами гражданского общества.

Принципы становления гражданского общества

В переходный период у власти в стране оказались люди, которым, очевидно, было известно, что «нормальное», классическое правовое государство складывается в развитом гражданском обществе, а экономическую основу последнего составляет (по Руссо, Гегелю, Марксу) частная собственность. Но здесь получился скачок через целую историческую эпоху либерального правового государства России, да и Дагестана, где получили возможность совершить перекачку социалистического наследия в карман узкого круга новоявленных «капиталистов», весьма далеких от гражданского общества. Это первоначальное накопление капитала не могло не сопровождаться нарушениями прав человека и гражданина России. Решением судов могут быть пересмотрены эти нарушения, но органы власти пока медлят, тем самым мы тормозим развитие гражданского общества страны.

Несомненно, что решение задач становления гражданского общества во многом будет результатом именно государственной деятельности, т.к. программа его построения заложена в Основном Законе. При этом надо помнить, что монопольное право государства на насилие таит в себе опасность возврата к авторитаризму и тоталитаризму. Также надо помнить, что вопрос о становлении гражданского общества в Дагестане нельзя рассматривать обособленно от российской проблематики.

В Дагестане существуют возможности для реализации институтов гражданского общества, однако превращение этих возможностей в действительность представляет собой результат длительной эволюции Страны гор, тем более что модель гражданского общества воспринимается как проект, составленный Западом по «своему образу и подобию». Отсюда правомерен и вопрос: в какой степени западная модель гражданского общества пригодна для Дагестана? Здесь успех или неуспех в становлении гражданского общества будет зависеть от того, как народы Дагестана смогут распорядиться своим историческим наследием. В последнем есть элементы жизнеспособные, такие как родные языки народов, религиозные и нравственные ценности, искусство и литература, дагестанский намус, этикет и многое другое. Их возрождение и придание им современного потенциала развития – насущная потребность нашего времени.

Весьма актуальным для становления гражданского общества в Дагестане является вопрос о местном самоуправлении – институте публичной власти, наиболее близком к населению. Местное самоуправление выведено у нас за рамки системы государственного управления (оно, скорее, элемент гражданского общества).

Правом не ограничиваются средства влияния на поведение людей. Такие цементирующие общество элементы, как мораль, обычаи, здравый смысл, справедливость, дух народа и нации, представляют собой столь же необходимый связующий материал. И чем больше государство выступает инструментом консолидации общества, тем больше имеет ценности этот материал.

Сегодня в республике религиозный фактор является одним из решающих, консолидирующих факторов в гражданском обществе. Задача граждан – рационально использовать многообразие религиозных возможностей в укреплении гражданского общества. Это подчеркивает необходимость формирования системы мер взаимодействия органов государственной власти и религиозных конфессий в Дагестане, последовательно проводить в жизнь обеспечение свободы совести и борьбы с религиозным и иным экстремизмом.

Возникает и другой вопрос: существует ли реальная возможность перехода замкнутого в себе традиционного общества к открытому демократическому обществу? При положительном решении этого вопроса мы должны четко определить: от какого наследия мы должны отказаться, чтобы очистить путь к гражданскому обществу? У нас еще крепко сохранились кровно-родственные отношения, родовое право на землю, пастбища и угодья, проявляется стремление к превалированию одного джамаата над другим в пределах района и т.д. Сама местная власть тоже иногда ведет себя в режиме традиционного общества, приоритетными для власти продолжают оставаться кумовство, куначество, родство, семейность, этновыборность. Все это является серьезной помехой в деле становления гражданского общества.

Проблема состоит в том, чтобы перевести эти отношения с биологической на социальную почву. От нас требуется, чтобы мы критически относились к нашим традициям и нашему социально-культурному наследию. К примеру, остается живым и действенным наш джамаатский менталитет. Ему присущи элементы прогрессивных тенденций. Поэтому в процессе формирования гражданского общества надо использовать положительные проявления.

Дагестан – полиэтническая республика, яркий пример единства многообразия. Здесь огромное количество народностей и этнических групп. Характерная особенность дагестанской цивилизации заключается в том, что она объединяет в единое целое множество языков, национальных, культурных типов и подтипов, различия в общественном сознании, самосознании этносов. Это способствует укреплению и развитию гражданского общества в Республике Дагестан.

Полиэтничность может стать определенным стимулом становления и развития в республике гражданского общества, потому что гражданское общество является сферой реализации не только частных интересов отдельных индивидов, но и особенных интересов этнических общностей и групп, которые живут по своим законам и не во всем государству подвластны. Гражданское общество обеспечивает свободное решение различными этносами их частных проблем, возникших прежде всего в негосударственных сферах жизнедеятельности человека. Иногда полиэтничность может стать и препятствием гражданскому обществу.

В конце можно сказать, что гражданское общество не может сформироваться при постоянном вмешательстве городских, районных органов власти в дело граждан, общественных институтов и организаций. Иногда чиновники творят произвол по отношению к обществу в целом и каждому гражданину в отдельности. Для достижения гармонии между государством и гражданским обществом чиновничий аппарат должен быть профессионально компетентным и подчиненным профессионально-служебному долгу. Чиновники должны строго поддерживать служебную дисциплину и следовать указаниям Главы РД Р.Г. Абдулатипова. Предпосылкой для формирования гражданского общества в Дагестане является борьба с коррупционностью чиновников, с их непрофессионализмом и пренебрежением к служебному долгу.

Мы сегодня осознаем, что проводимая в Дагестане социально-экономическая политика будет иметь успех только при условии, если она будет опираться на институты гражданского общества и правовое государство.

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Круглый стол, посвященный проблемам жестокого обращения с несовершеннолетними, в Республиканском центре соцпомощи семье и детям

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Вопросы формирования гражданского общества в России обсудили в рамках Недели дружбы студенческой молодежи в Дагестане

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Проведение в рамках реализации программы «Формирование и развитие гражданского общества в Республике Дагестан» ярмарки «10 лучших некоммерческих организаций Республики Дагестан»

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Взаимодействие органов местного самоуправления и институтов гражданского общества обсудили в Махачкале

Категория фото: ОБЩЕСТВО »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив