Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2015 от 26 Апреля 2016 г » Общество » Воспитание гражданской активности молодежи на традициях свободолюбия и патриотизма горцев

Воспитание гражданской активности молодежи на традициях свободолюбия и патриотизма горцев

 История дагестанских народов знает немало примеров героической борьбы против многочисленных завоевателей. В воспитании гражданской активности молодежи важную роль играют традиции свободолюбия горцев. Малая родина, край и в первую очередь его прошлое и день сегодняшний – неоценимый источник воспитания молодежи в духегражданской активности, свободолюбия и патриотизма. К.Д. Ушинский писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека, они помогают возгореться искрам любви к Отечеству».

В Дагестане патриоты издревле пользовались неизменной любовью народа. Значение прошлого опыта, опора на героическое, патриотическое – непременное условие преемственности поколений. В героическом прошлом Дагестана мы черпаем силы для новых свершений, для равнения на подвиги предков и гражданской активности.

О совместной борьбе народов Дагестана и гражданской активности против иноземных завоевателей – римских легионов, парфян, арабов, сельджуков, татаро-монголов, сефевидов, турок, полчищ Надир-шаха, Ага-Магомедхана, колониального гнета царизма – свидетельствуют разнообразные материалы из истории Дагестана.

Несмотря на этническую и политическую разобщенность, дагестанские горцы в период иноземной опасности совместно поднимались на борьбу с завоевателями и проявляли мужество, патриотизм и гражданскую активность. Так было в период нашествий греко-римских завоевателей, когда объединенными военными силами народов Кавказа, в том числе и Дагестана, были разгромлены войска римских полководцев – Лукулла, Красса, Помпея и других.

Народы Дагестана вели борьбу также против сасанидов. За весь период существования сасанидского Ирана (III – IV вв.) не прекращалась борьба народов Дагестана против иноземных нашествий. Письменные источники сообщают о том, что одиннадцать «царей» Дагестана героически и объединенно выступили против персов.

Традиции свободолюбия и гражданской активности дагестанские горцы проявили в период арабских нашествий, огнем и мечом насаждавших ислам в Дагестане. Народы Дагестана совместными действиями отстаивали свою свободу и независимость.

Завоевательные походы арабского полководца Мервана на Лакз (феодальное владение в Южном Дагестане), Табарсаран (современный Табасаран), Серир (современная Авария), Зирихгеран (с прилегающими аулами), Туман (территория, населенная лакцами) и на другие части Дагестана были разрушительными. На дагестанских горцев арабы наложили значительную сумму налогов в виде скота, зерна, рабов и т.д. Арабам долго не удавалось покорить горцев. Процесс их подчинения и утверждения ислама в горах был длительным, что лишний раз говорит об упорном сопротивлении дагестанских народов, а также их свободолюбии и гражданской активности.

Древнегрузинские летописцы сообщают о борьбе народов Дагестана против сельджуков. Имеются данные, свидетельствующие о совместной борьбе горцев против татаро-монголов. Западноевропейский путешественник Гильом де Рубрук, автор сочинения ХIII в., писал, что «лесги (дагестанцы) непокорны татарам (монголам)».

Любопытные данные о совместной борьбе горцев Дагестана против полчищ Тимура сообщает арабоязычный автор Шереф-ад-дин Иезди. Например, когда Тимур осадил Ушкуджа (полагают, даргинский аул Акуша или Усиша), на помощь жителям пришли шамхал Казикумухский, Аухарский (Аварский) с трехтысячным войском.

Известны многочисленные факты, подтверждающие совместную борьбу народов Дагестана против первых сефевидов, шахской Персии, султанской Турции и других завоевателей (А.-К. Бакиханов). Когда Ширванский правитель Зульпукар-хан начал в подчиненном табасаранскому правителю районе – Шабране – осуществлять свою власть и нанес поражение правителю Табасарана, тем самым Зульфукар-хан, как пишет Гасан-Эфенди Алкадари, обидел не только табасаран, но и всех дагестанцев.

В феодальных владениях Дагестана аталычество и связанное с ним молочное родство было весьма распространено. Феодальные правители стремились сблизиться между собой, заключая брачные союзы. Так, сыновья шамхалов были женаты на дочерях аварских владетелей. Шамхалы и ханы аварские для этой цели вступали в брачные союзы с кумыкскими правителями, а последние имели связи с кайтагскими уцмиями.

С усилением угрозы со стороны Ирана в 1615 году в Тарках состоялся съезд, на котором присутствовали Казикумухский правитель Алибек Андий шамхал, Кайтагский уцмий Рустам-хан, Эндиреевский султан Махмуд и другие. В период иноземной опасности участники съезда решили «прекратить междоусобицы и не искать поддержки друг против друга ни у кызылбашского шаха, ни у крымского хана, ни у турецкого султана».

«В случае войны, – писал турецкий путешественник XVII вв. Э. Челеби, – все правители и ханы Дагестана объединятся в единую силу и выступят как целостное гражданское общество против врага».

Особую солидарность гражданской активности народы Дагестана проявили в период борьбы против Надир-шаха – «грозы вселенной», как его называли. Перед смертельной опасностью ранее враждовавшие общества, отбросив свои распри, заключили договоры и совместно выступили против врага. Согласно данным историографа Надир-шаха Мухаммед Казима, во время сражения в Табасаране на помощь местным жителям пришли аварцы, даргинцы, лезгины, лакцы. Сопротивление дагестанских народностей вылилось в настоящую народную войну. Об этом свидетельствует и фольклор горцев, и исторические факты.

В конце XVIII в., когда иранский Ага-Магомед-хан Каджары, вторгшись в Дагестан, требовал покорности от дагестанских владетелей, шамхал Тарковский, уцмий Кайтагский, кадий Табасаранский и другие собрались на общий совет и единодушно отвергли требования иноземного завоевателя и совместно выступили против него.

В 20–50-х гг. ХIХ в. горцы Дагестана боролись против гнета царизма и местных правителей. После присоединения по Гюлистанскому миру Дагестана к России и установления в крае имперской власти, горцы самоотверженно боролись за свою свободу и выступали против царских сатрапов. Царский наместник на Кавказе генерал Ермолов говорил: «Народы Дагестана имеют «знаменитость и никакой не признают над собой власти».

В ходе тридцатилетней борьбы против многочисленной армии царской России в 20-50 г. ХХ в. горцы Дагестана осознали себя единым народом с общей исторической судьбой, демонстрировали свободолюбие, героизм, храбрость, гражданскую общность и гражданскую активность.

В борьбе против царизма принимали участие различные социальные слои, но основу ее составляли рядовые горцы, боровшиеся как против феодальной власти, так и против колониальной политики царизма. Все это определяло характер и размах борьбы, героизм и беспредельное мужество широких масс населения, вынесшего все тяготы и лишения затянувшейся на десятилетия Кавказской войны. Героическая борьба и социальная активность горских народов вызывали восхищение у передовых прогрессивных деятелей России.

Горцы Дагестана проявили традиции свободолюбия, гражданского единства и храбрости в период борьбы против царских колонизаторов и во II половине ХIХ в., в частности во время восстаний в Андийском, Кайтаго-Табасаранском и других округах. Свободолюбие, гражданскую активность демонстрировали горцы и в период восстания 1877 г., когда борьбой против царизма и местных властей были охвачены жители более 500 аулов всех округов Дагестана.

Традиции героизма дагестанские горцы проявили в годы гражданской войны против деникинцев. В этот период борьбы объединились разнонародные социальные и политические силы, которые возглавили Али-Гаджи Акушинский, Узун Хаджи Салтинский, Аллахверди Акимов Черинский и др., а также большевики, красноармейцы, рабочие Петровска, Темир-Хан-Шуры, Дербента, простые горцы.

Традиции свободолюбия, гражданского мужества и героизма дагестанских горцев подверглись испытанию в годы Великой Отечественной войны, когда 180 тыс. дагестанцев мужественно и самоотверженно сражались против фашистских захватчиков, из них 58 представителей дагестанских народов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а более 140 тысяч – другими боевыми наградами. Свыше 75 тысяч дагестанцев отдали свои жизни за свободу и независимость Родины. Подвиги их стали легендами, о них слагают и поют песни в народе, поэты и писатели пишут стихи и поэмы, повести и романы, мастера искусства посвящают лучшие произведения, а в учебных заведениях чтят память героев на вечерах, студенты, учащиеся читают стихи и поют песни об отважных горцах, учатся горячо любить Родину.

Традиции свободолюбия, гражданского единства и патриотизма дагестанских горцев наглядно проявились в период нашествия на Дагестан бандформирований в 1999 г. Как и в прежние исторические этапы, представители всех дагестанских народов проявили образцы подлинного героизма: объединились в единый отряд и вместе с Российской армией уничтожили, изгнали террористов и бандитов со своей территории. Эти события подняли авторитет дагестанских горцев на небывалую высоту. Мир заговорил о свободолюбии, подвигах, патриотизме народов Дагестана.

В процессе учебных занятий по истории Дагестана, непосредственных наблюдений в окружающей жизни, экскурсий к памятникам истории и культуры, в музеи, во время бесед с земляками – участниками и свидетелями событий прошлого и настоящего молодежь обращается к «живым» документам истории, первоисточникам знаний, подлинникам. Это особенно ценно как в плане научно-познавательном, так и воспитательном. Первоисточники, подлинные документальные свидетельства вызывают сильные эмоции, будят мысль молодежи, заставляют сопереживать, помогают воссоздать события прошлого, учат внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, помогают воспитывать патриота, гражданскую активность.

Сегодня в связи с введением федерального национально-регионального компонента образования роль истории Дагестана в учебной и внеурочной работе по истории значительно возросла. Открылись новые возможности для использования истории Дагестана в целях патриотического воспитания молодежи.

Организуя работу по истории Дагестана и воспитанию молодежи в духе патриотизма, гражданской активности и свободолюбия, следует исходить из следующих положений:

– история Дагестана – часть истории России;

– российская цивилизация развивалась как русская и вместе с тем как полиэтническая цивилизация;

– корни человека – в истории своего народа, в прошлом края и страны;

– история Дагестана неоднозначна: в ней – победы и неудачи, героическое и трагическое.

Многоаспектная работа с молодежью убеждает ее в том, что дагестанский патриотизм, свободолюбие, дружба народов, социальная активность, гражданское мужество укрепляют единство и целостность многонационального федеративного государства. Они осознают, что патриотизм – это любовь к своей Родине, к свободе, выражающаяся в готовности служить и защищать ее, что патриотизм, свободолюбие проявляются в гордости за достижения родного края, уважении к историческому прошлому.

Из истории Дагестана известно множество примеров, когда предки дагестанских горцев свою свободу, независимость отстаивали совместно с другими народами Кавказа.

Свободолюбие и патриотизм сегодня – приоритетная ценность, которую мы, к сожалению, в постсоветской истории во многом растеряли.

 

Возродить и сохранить традиции свободолюбия, социальной активности и гражданское единство наших горцев – священный долг каждого представителя народов Дагестана.

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Форум молодых парламентариев Дагестана

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Активисты Ассоциации молодёжи Дагестана в г. Москве навестили детей в Российской детской клинической больнице

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Ежегодный мини-фестиваль «Твои возможности, человек!» проводится в Махачкале

Категория фото: ОБЩЕСТВО »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив