Народы Дагестана
Архив номеров » № 1, 2016 от 23 Июня 2016 г » Образование » У Министерства образования будут новые высоты

У Министерства образования будут новые высоты

 

– Шахабас Курамагомедович, в каком состоянии находится сегодня школа, особенно сельская? Назовите лучшие и худшие районы, школы, отличившихся руководителей, учителей.

 Система образования республики довольно большая: сегодня в Республике Дагестан функционирует 1489 общеобразовательных организаций, в т.ч. 12 негосударственных. Численность обучающихся на начало 2015/2016 учебного года составляла 374618 учеников, что на 3 931 ученика больше, чем в 2014/2015 учебном году. Численность обучающихся в 1 классе увеличилась на 2 544 учащихся по сравнению с прошлым учебным годом.

Из общего числа школ в одну смену работают 777, в две смены – 696 и в три смены – 16 общеобразовательных организаций. При этом только 526 (35,3%) школ являются типовыми, 511 (34,3%) школ – приспособленные, 118 (7,9%) – сборно-щитовые, 12 (0,8%) – арендованные, 203 (13,6%) – ветхие, а 119 (8,0%) общеобразовательных организаций находятся в аварийном состоянии, 599 (40,2%) требуют капитального ремонта.

Мы стараемся приблизить сельскую школу к современному учебному комплексу, в котором технические средства обучения сочетаются с новыми технологиями преподавания учебных дисциплин. В 2013 году в рамках приоритетных проектов развития РД был запущен проект «Школа будущего», участниками которого стали 473 школы республики. При этом для 400 школ был определен минимальный (базовый) уровень комплектации, 53 школы имеют оптимальный уровень комплектации и представлены как опорные по принципу «одна школа на один муниципалитет», а 20 школ рассматриваются как базовые (инновационные) с максимальным уровнем оснащения. Для этих школ закуплены комплекты современного учебно-лабораторного оборудования и мультимедийные учебные пособия. Во всех учреждениях завершены пуско-наладочные мероприятия. В 2014/2015 учебном году проведена серия обучающих семинаров для педагогических работников по использованию современного учебного и учебно-лабораторного оборудования в образовательном процессе, в рамках которых прошли повышение квалификации свыше 1000 учителей-предметников.

В рамках государственного контракта доступом к сети Интернет обеспечены 1263 школы.

В республике много хороших руководителей, которые стараются внедрить в образовательный процесс инновационные технологии.

Так, после поездки для обмена опытом делегации Минобрнауки РД в Татарстан в Тюбинской СОШ Кумторкалинского района запущен современный IT-парк. В школе для занятий с детьми выбрали четыре направления: фото и фотодизайн, видео и видеодизайн, графический дизайн и 3D-моделирование. В этой школе образовательный процесс поставлен на достаточно высокий уровень. Глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов видит концепцию проекта «Школа будущего» именно в этом направлении.

Каким бы совершенным ни было техническое оснащение школы, основную нагрузку по обучению и воспитанию детей несут на своих плечах учителя. Сегодняшнее среднее образование остро нуждается в талантливых педагогах.

Так, мы гордимся учителем истории и обществознания Тидибской СОШ Шамильского района Ахбердило Ахбердиловым, который стал победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России-2013», в 2014 году учитель родного языка СОШ №7 г. Кизилюрта Мухумаева Сарат стала победителем Всероссийского мастер-класса учителей родных языков в г. Москве; в 2015 году в номинации «Учитель-исследователь» учитель родного языка лицея №51 Базаева З.Б. также заняла первое место на конкурсе в Москве.

Второй год подряд Глава республики и Министерство образования и науки РД получают благодарности от Правительства РФ за хороший, качественный уровень проведения единого государственного экзамена. После проведения Всероссийского форума учителей русского языка и литературы в Дагестане мы также получили много положительных отзывов, похвал, писем и благодарностей. Это крупное мероприятие стало знаковым в 2015 году для образовательной системы республики.

При такой поддержке Главы республики Р.Г. Абдулатипова, при содействии других людей мы добьемся многого.

– Что изменил в жизни школы новый закон об образовании и что нового внес он в сферу образования? После окончания школы кто детьми занимается?

 Да, действительно, в современной системе образования наступила новая эра. Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» объединил и интегрировал старый закон об образовании и закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании и еще десятки нормативно-правовых актов, действовавших на уровне Российской Федерации.

Прежде всего хочу подчеркнуть, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, школьного и дополнительного образования детей, организованного в школах, и среднего профессионального образования.

Раньше для поступления в техникумы, колледжи необходимо было сдавать вступительные экзамены, теперь законом гарантируется общедоступность среднего профессионального образования. Согласно закону, уже нет учреждений начального профессионального образования. Все училища, действующие в рамках старого закона, реорганизованы или объединены с техникумами и колледжами. Молодые люди смогут получить среднее профессиональное образование в зависимости от их выбора: по программам подготовки рабочих профессий, программам подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

Другой важный момент, на который я хочу обратить внимание: закон очень подробно прописывает, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и детей, имеющих некоторые ограничения здоровья. Государство обязано обеспечить бесплатным качественным образованием детей с ограниченными возможностями на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая высшим профессиональным образованием.

Новым законом также гарантируется финансовое обеспечение дошкольного и школьного образования в частных образовательных организациях. Государство обязано выделить финансовые средства на реализацию образовательных программ частным образовательным организациям, дошкольным и школьным.

Согласно новому закону, в ведение органов местного самоуправления отнесено предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, организация предоставления дополнительного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Стоит отметить, что многими муниципальными органами проводится политика по материальной, грантовой поддержке (Махачкала, Хасавюрт, Избербаш, Хунзахский район, Гумбетовский район) обучающихся и педагогов, изыскиваются средства для улучшения материальной базы учреждений образования, ведется строительство школ. Мы находимся с ними в постоянном контакте и сообща работаем над повышением качества образования и созданием комфортной среды для участников образовательного процесса.

Очень хочется надеяться, что это будет время, когда дагестанцы – выпускники столичных вузов будут рады возвращению домой, зная, что они могут принести пользу своей малой Родине.

 Шахабас Курамагомедович, социсследования показывают, что через 10-15 лет из-за уменьшения числа детей многие сельские школы закроются. Что думает об этомглавный учитель республики?

 К сожалению, миграционные процессы, происходящие в республике, беспорядочный отток горского населения в города приводят к тому, что в селах не остается молодых семей. Естественно, что при этом на фоне увеличения численности обучающихся в городской местности произошло уменьшение численности обучающихся в сельской местности.

Вследствие этого 34 организации в начале 2015/2016 учебного года временно приостановили свою деятельность из-за отсутствия контингента обучающихся. Есть такие школы в селах, где обучается пять-шесть детей, на которых приходится три учителя, и в результате дети не получают должное образование – принципы взаимообучаемости и соревновательности никто не отменял.

Недавно был открыт образовательный центр-интернат для полноценного образования детей – ГБОУ РД «Республиканский многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей», в республике функционирует ГБОУ РД «Республиканский лицей-интернат «Центр одаренных детей». По их подобию в течение пяти лет будут создаваться центры путем объединения малокомплектных школ, которых в республике насчитывается 250. Думаю, родители должны понять, что ребенку лучше учиться в конкурентоспособной среде, в школе со всеми условиями и современными технологиями.

– Шахабас Курамагомедович, СМИ, да и Президент РФ утверждают, что в ближайшие годы значительно уменьшится количество научных центров, вузовНе будет ли это тормозом развития общества?

 Считаю, что оптимизация не станет тормозом развития общества. Сегодня количество научных центров и вузов явно превосходит потребности регионов. Кроме того, оптимизация численности научных центров позволит ликвидировать дублирование научных тем, избежать мелкотемья в планах научных исследований, объединить научный потенциал ученых.

Оптимизация сети образовательных организаций высшего образования позволит сосредоточить потенциал профессорско-преподавательского состава, учебно-методическую и материально-техническую базу в отдельном вузе, уйти от дублирования направлений и профилей подготовки, улучшить инфраструктуру и в совокупности – достичь пороговых показателей и вывести отдельные образовательные организации высшего образования из групп «несоответствующие» и «подлежащие реорганизации».

– Много и долго говорим о хороших учебниках, программах, о компьютеризации, создании школьной системы Интернета, об экспертном совете по рукописям учебников. Где же все это?

 В настоящее время в Дагестане, как и по всей стране, активно внедряются новые государственные образовательные стандарты.

При бурном развитии информационных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов учебник должен меняться в этом направлении. Здесь можно говорить об учебных комплексах, в которые входит электронный образовательный ресурс. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» мы подключили все общеобразовательные учреждения республики к сети Интернет. Электронный образовательный ресурс не может вытеснить книгу, несмотря на его удобство, на его явные преимущества. Книгу всегда приятно подержать в руках. У книги есть свои уникальные особенности, которые невозможно заменить электронным образовательным ресурсом. Но сочетание учебника в традиционном его представлении и электронного образовательного ресурса дает больше возможностей в образовательном процессе учителям для того, чтобы сделать уроки интересными, наглядными, насыщенными, сориентировать детей в современном информационном поле.

Значительно изменились роли учителя и учебника в связи с мощной интернетизацией всех образовательных учреждений. Я не говорю, что она уменьшилась, просто она стала качественно другой. Учебник должен быть навигатором в потоке знаний. Он не может быть просто каким-то информационным изданием с содержащимся в нем набором информации и знаний. Поскольку объем информации, который сейчас ребенок может получать вне образовательного процесса, в том числе и посредством сети Интернет, является гораздо более обширным по отношению к учебникам, то никакой учебник не сможет выдержать конкуренции по объему информации. Поэтому он должен стать проводником в этом поле информации, пособием, средством, при помощи которого ученик может проверить себя, насколько он в том или ином вопросе компетентен в настоящее время, насколько индивидуально продвинулся в своих познаниях. Такая мощная, насыщенная информационная среда дает совершенно новые возможности по отношению к учебникам.

Министерством образования и науки РФ создан портал, который называется «Общественно-государственная экспертиза учебников». Любой учитель на данном портале может оценить учебник по критериям. По каждому учебнику идет подсчет числа оценивших учебник.

– Шахабас Курамагомедович, Вас не тревожат, не пугают все завышающиеся, «кусающие» цены для поступления и учебы в высших учебных заведениях? Или до министра они не доходят?

 Я не совсем понимаю, что подразумевается под «завышающимися» или «кусающимися» ценами для поступления и учебы в высших учебных заведениях. Сегодня зачисление по контрольным цифрам приема (бюджетные места) во всех образовательных организациях высшего образования проводится по результатам ЕГЭ, который мы уже два года проводим объективно и прозрачно.

Что касается учебы в высших учебных заведениях, то здесь для каждой укрупненной группы специальностей установлены минимальные государственные расходы на обучение одного студента в год. К примеру: на подготовку одного студента по УГС «Образование и педагогические науки» затраты составляют более 62 тысяч рублей в год. Любые попытки реализовать образовательный процесс с меньшими расходами на его организацию нереальны. Поэтому все образовательные организации высшего образования должны соблюдать требования, включая внебюджетную форму оказания образовательных услуг.

– Шахабас Курамагомедович, введен ли федеральный государственный образовательный стандарт во всех образовательных организациях республики?

 Красной нитью через все принятые сейчас образовательные стандарты проходит тезис: «научить учиться». Я же убежден, что будущее – за получением знаний, а не за их оценкой. Я очень серьезный сторонник индивидуализации образования, права выбора образовательной программы, начиная со школы. Главное – это обеспечит обучающемуся возможность и умение строить такую образовательную программу в зависимости от своих интересов. Именно это и предусмотрено новыми стандартами. Современная школа должна стать местом, где ученики овладевают универсальными знаниями и умениями. Чтобы быть полноправным членом общества и добиться успеха в быстро меняющемся мире, сегодня недостаточно владеть элементарными навыками счета, чтения и письма. Для продолжения образования молодому человеку требуется получить широкие базовые знания в тех областях, которые наиболее востребованы в обществе.

Безусловно, главным человеком в системе образования является учитель, который должен помочь учащимся и родителям в переходные периоды введения ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт введен в штатном режиме во всех начальных классах общеобразовательных учреждений, во всех пятых классах, а также продолжается апробация в 6-х и 7-х классах 57 общеобразовательных учреждений республики. Для улучшения качества образования разработана Региональная примерная основная образовательная программа начального общего образования. По выбору учащихся, их родителей и органов местного самоуправления распределены часы внеурочной деятельности, разработаны программы духовно-нравственного воспитания, формирования и развития универсальных учебных действий. Большое внимание уделено приобретению учебно-наглядных пособий, нового оборудования, полных комплектов учебников для начальных классов и учащихся пятых классов.

По повышению профессионального уровня педагогов ведется активная работа, в ней используются новые, в том числе дистанционные, формы повышения квалификации. Более 12 тыс. учителей начальных классов и 10 тыс. учителей старшего звена прошли курсы повышения квалификации на базе ДИРО, ДГПУ, а также за пределами республики. Расширяется практическая направленность курсов с опорой на оптимальный опыт работы лучших педагогов, для чего создано 57 стажировочных площадок на базе лучших образовательных учреждений, изданы методические пособия, проведены в 2015 году совещания совместно с издательствами «Просвещение», «Русское слово», «Дрофа», «Вента-граф» и «АСТ». С руководителями школ проведена разъяснительная работа по вопросам комплектования фондов школьных библиотек учебниками. Вместе с тем учитывалось, что одновременно с учебником в бумажной форме должна приобретаться электронная форма учебника и наоборот. Всем детям в начальном звене должны быть обеспечены равные стартовые возможности. Всем малышам должны быть созданы одинаковые условия.

– Верно ли, что в Дагестане заработная плата учителя ниже прожиточного минимума?

 По предварительным итогам, за 2015 год средняя заработная плата всех категорий педагогических работников выросла по сравнению с аналогичным периодом за 2014 год. Но темпы роста заработной платы не позволяют достичь желаемых результатов.

Если по педагогическим работникам учреждений дополнительного образования недостижение целевого показателя незначительно, то крайне сложной остается ситуация с заработной платой работников дошкольных образовательных организаций, где отклонение от целевых показателей составляет более 10,0 %.

Индикативные значения уровня средней заработный платы привязаны не к прожиточному минимуму, а к средней заработной плате по экономике республики. Ее значение за 9 месяцев 2015 года составило 18 498,3 рубля.

– Что нового предлагает бюджет в области образования в 2016 году?

 Программа содействия РФ на 2016–2025 гг. состоит из двух этапов. При реализации I этапа программы (2016–2020 годы) к 2018 году предполагается ликвидировать третью смену обучения, к 2021 году 1–4 классы и 10–11(12) классы в общеобразовательных организациях перейдут на обучение в одну смену.

При реализации II этапа программы (2021–2025 годы) к 2024 году в одну смену станут обучаться все 5–9 классы в общеобразовательных организациях, и к 2025 году 100 процентов обучающихся перейдут в здания с капремонтом.

По итогам реализации программы все школьники в общеобразовательных организациях станут обучаться в одну смену и 100 процентов обучающихся перейдут из зданий с износом 50 процентов и выше в новые здания общеобразовательных организаций и, соответственно, даже в этом случае за счет экономии должна повыситься зарплата.

– Шахабас Курамагомедович, как обеспечены учебниками школы, или это не министерское, как и не учительское дело?

 С 2011 года в рамках перехода на федеральный государственный образовательный стандарт осуществлялись закупки учебников, соответствующих новым стандартам. За период 2011–2013 гг. в рамках программы по модернизации региональной системы общего образования из федерального бюджета были выделены средства на пополнение библиотечного фонда общеобразовательных учреждений. В тот период были закуплены учебники, соответствующие новым стандартам ФГОС, для учащихся 1–3 классов.

В 2014 году программа по модернизации региональной системы общего образования прекратила свое действие, и учебники для 4-х классов были закуплены из средств республиканского бюджета.

Однако на сегодняшний день, в связи с увеличением количества обучающихся, 1–4 классы обеспечены учебниками не в полном объеме.

В 2015 году полномочия и средства из республиканского бюджета по обеспечению школьников учебниками переданы муниципальным образованиям. При этом объем средств в 2015 году на указанные цели позволял обеспечить учебниками учащихся 5-х классов на 50 %. В связи с этим министерство обеспечило закупку недостающих учебников в долг, с условием оплаты в 2016 году.

– Нуждается ли наша школа в будущем реформировании, в приведении в соответствие с новыми реалиями экономической, политической и общественной жизни РФ? Если да, то какой видится Вам суть школьной реформы?

– Вопрос о реформировании системы школьного образования – один из самых обсуждаемых в обществе. Чтобы быть эффективной и отвечать меняющимся потребностям общества, считаю, что система образования нуждается в постоянном реформировании.

Под реформированием имею в виду те нововведения, которые организуются и проводятся государственной властью. Результатами реформирования могут быть изменения в общественном положении образования, в структуре системы образования, в содержании образования, во внутренней организации деятельности школы.

В реформе образования должно быть все хорошо продумано, а также учтено мнение педагогов. Ведь в результате непродуманных экспериментов страдают прежде всего школьники.

– Шахабас Курамагомедович, сегодня в городах появляются профильные школы с индивидуальным учебным планом. Могут ли такие школы существовать в селе?

– В нашей республике давно функционируют школы с профильным обучением, находятся они и в городах, и в сельских районах. Профильное образование реализуется с 10-го класса. Ребята по своему желанию выбирают профильные классы: физмат, экономический, инженерный класс и другие. Все предметы преподаются бесплатно, за счет бюджета, платного профильного образования нет. Профильное обучение в республике активно развивается, и, я надеюсь, нам удастся поставить его на должный уровень во всех школах. Думаю, не должно возникать вопроса о существовании профильных школ на селе. Везде должны быть одинаковые требования к организации учебного процесса. Мы также обязаны и сельским детям предоставить одинаковые условия для получения образования по современным требованиям.

Такой подход обеспечит преемственность уровней образования, позволит выстроить систему непрерывной подготовки с последующим созданием образовательных комплексов. Считаем перспективным создание на базе педагогических колледжей образовательных комплексов (детский сад – начальная школа – колледж), переход на индивидуальное обучение, взаимодействие образования и производства для подготовки конкурентоспособных выпускников. Первые шаги в этом направлении нами уже сделаны. На базе Дагестанского профессионально-педагогического колледжа (г. Кизляр) открыты группы кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста.

 Спасибо за интервью.


«назад

Фотолента

фотографий: 9

Посещение Тюбинской школы Кумторкалинского района

Категория фото: Единство народов »

Посещение Театра поэзии с почетными гостями Всероссийского форума учителей русского языка и литературы

Категория фото: Единство народов »

Встреча Главы РД и министра образования со студентами, приуроченная ко Дню российского студенчества

Категория фото: Единство народов »

Торжественная церемония награждения лучших учащихся, педагогов и руководителей в сфере образования

Категория фото: Единство народов »

Министр на встрече с участниками ГТО

Категория фото: Единство народов »

Награждение заслуженных учителей по итогам 2015 года

Категория фото: Единство народов »

Возложение цветов к памятнику русской учительнице с гостями Всероссийского форума учителей русского языка и литературы

Категория фото: Единство народов »

Встреча министра с параолимпийцами

Категория фото: Единство народов »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив