Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2016 от 1 Августа 2016 г » Общество » Ислам против террора: международный опыт социальной защиты граждан

Ислам против террора: международный опыт социальной защиты граждан

 

Комитет по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД с Муфтиятом РД по согласованию с Администрацией Президента России 14 апреля 2016 года провели в Махачкале Международную богословскую конференцию «Ислам против террора: международный опыт» с участием руководителей органов власти РД, представителей министерств и ведомств, имамов дагестанских мечетей, преподавателей, студентов вузов РД, религиозных учебных заведений, работников СМИ и др.

 

 

В работе конференции приняли участие приглашенные богословы и алимы из Сирийской Арабской Республики и Ливанской Республики: Нахле Виссам – координатор проектов Исламского центра СМИ и управления, Зухейр Аль-Хейр Аль-Джуайд – шейх, председатель партии «Исламский фронт», Шимали Надим – помощник председателя движения «Фронт активного сопротивления», Аль-Хейр Камал – председатель партии Национального центра; из Иракского Курдистана: Абдалла Саид Ваиси – шейх, председатель Совета улемов Курдистана, Абдалла Мала Эсса – координатор исламских проектов Совета улемов Курдистана, Атта Мухаммад Али – шейх, член Совета по фетвам области Сулеймания, Абдулбасит Бабашайх Омар – член Совета улемов Иракского Курдистана, Мухаммад Исмаил Махмуд – шейх, член Высшего Совета по фетвам Иракского Курдистана, Химе Шаъбан Салман – шейх, член Совета по фетвам области Дахук, Незаметдинов Ринат Абдулберович – главный оператор информационного агентства «Islam-news», Салахетдинов Казым Мухаммед Улы – оператор информационного агентства «Islam-news». А также в конференции участвовали религиоведы, эксперты, представители духовенства и советов имамов городов и районов Республики Дагестан.

На конференции обсудили вопрос «Ислам против террора: международный опыт по защите граждан». С докладами выступили шейхи из Сирии, Ливана, Курдистана и ученые, алимы Дагестана.

В ходе работы конференции также рассмотрели вопросы о ситуации на Ближнем Востоке, в частности в Сирийской Арабской Республике, Ливане, и ее влиянии на общественно-политическую и религиозную ситуацию в регионах России. Основные цели конференции: обсуждение вопросов противодействия идеологии экстремизма и терроризма, сохранения мира и стабильности в дагестанском обществе; обмен мнениями по актуальным вопросам и насущным проблемам мусульманского сообщества. Руководители делегаций из Сирийской Арабской Республики, Ливанской Республики и Иракского Курдистана были уполномочены донести лидерам мусульманских республик и областей России наказы своих народов по разъяснению чувствительных и болезненных проблем Иракского Курдистана и Ливана.

Открывая конференцию, с приветственной речью к ее участникам обратился председатель Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РДМагомед Абдурахманов. Он поблагодарил гостей из арабских стран и всех присутствующих за приезд в Дагестан и участие в работе конференции. На Северном Кавказе, а также в Дагестане, отметил он, одной из наиболее серьезных угроз был и есть, к сожалению, еще в обозримом будущем будет религиозно-политический экстремизм и терроризм. Здесь еще в конце прошлого века появились политические силы, такие как Ш. Басаев, А. Масхадов, Багаудин Магомедов, Э. Хаттаб, М. Удугов, С. Радуев и т.д., внедряющие идеи исламского фундаментализма, сепаратизма, создавшие незаконные вооруженные формирования, и государству пришлось пойти на масштабное применение силы для того, чтобы ликвидировать эти вызовы. Особенно сложной была обстановка в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике и т.д. Поэтому необходимо было организовать ряд мер по противодействию негативным явлениям. Этот опыт надо изучить и обобщить, чтобы знать, какими методами необходимо с ними бороться. Народы Дагестана при необходимости готовы вести с ними борьбу с оружием в руках, это мы видели в 1999 году. Сегодня нам предстоит существенно обновить существующую систему профилактики противодействия экстремизму и терроризму. Надо четко и ясно определить зону ответственности всех органов власти, установить и определить жесткий спрос с каждого органа власти и общественных деятелей за результаты работы.

Что говорить, обстановка в российской столице, Дагестане, Чечне (НГ от 6.04.2016 г.) и в других республиках Северного Кавказа, тем более сейчас, когда мир только-только приходит в себя после ужасных терактов, совершенных в Брюсселе, Турции, Париже, требует особых мер безопасности.

«В арабских странах сегодня не лучше обстоит дело с борьбой против экстремизма и терроризма. Мы сегодня собрались здесь поделиться опытом работы по противодействию экстремизму и терроризму. Нам необходимо наладить активную и эффективную работу всех институтов гражданского общества и правоохранительных сил. Рассчитываем, что сегодняшняя конференция, участниками которой являются и представители духовенства арабского мира, внесет существенный вклад в решение этих важных вопросов. Желаем всем присутствующим успешного диалога», – сказал Магомед Абдурахманов.

Далее с докладом на тему «Актуальные проблемы формирования эффективности противодействия экстремизму и терроризму» выступил Зухейр Аль-Хейр Аль-Джуайд – шейх, председатель партии «Исламский фронт».

«Я выражаю благодарность, – сказал он, – руководству России, Дагестана за то, что хотели узнать наше мнение, отношение к террору, экстремизму, межгосударственным связям. Спасибо вам. Мне многократно приходилось высказываться по проблемам терроризма и экстремизма. Основное внимание в своих выступлениях я уделял обоснованию, доказательству тезиса «Ислам не является первопричиной, источником терроризма и экстремизма». Он далек от терроризма, экстремизма и других бесчеловечных действий людей. Идея террора является оторванной от него. Ислам призывает нас быть друзьями, а не стрелять друг в друга. Принципы ислама: быть друзьями, не приносить несчастье людям. Он относится к детям, женщинам, богатым, бедным с любовью и уважением».

Шейх подчеркнул, что ислам категорически отвергает агрессию, террор; он не только не призывает своих последователей к экстремизму и терроризму, но и осуждает эти явления, приравнивает убийство одного человека к убийству всего человечества. Нам известны случаи, когда после теракта и совершенного где-то преступления задерживают, преследуют мусульман, не причастных к этому преступлению. Он продолжил: «Но, благодарение Аллаху, времена начинают меняться. Достаточно отметить, что устами Главы вашего государства В.В. Путина, авторитетных политических, научных и общественных деятелей признано, что ислам, как и другие традиционные религии, не призывает верующих к насильственным действиям, направленным против основ государства, против мирных, ни в чем не повинных граждан».

«Миллионы российских граждан, исповедующих ислам, имеют право чувствовать себя органичной частью исламского мира. Развитие отношений с исламским миром является одним из приоритетов внешней политики России», – говорил В.В. Путин.

На протяжении нескольких последних веков наблюдается отставание исламского мира в сфере науки, технологий, экономики, результатом чего становится кризис, что ведет к ослаблению этих государств. А возникновение экстремизма, терроризма – как бы следствие проявления сути вещей: социальная несправедливость, нищета народных масс в регионах.

Надо помнить, что не принадлежность к религии порождает реакцию, ставшую основой терроризма. Поэтому действия отдельных лиц и групп нельзя приписывать к религии, ее учению. Мнение об исламском терроре является противоречием нашему учению, заветам священного Корана.

Даже легальный нефтяной бизнес в арабских странах может способствовать, отрицательно воздействовать на политический климат развивающихся стран. Сверхдоходы нефтяных королей и баронов, получаемые без особых усилий с их стороны, порождают неадекватность восприятия мира. Иногда появляются идеи переустройства мира с помощью заговоров, террора. Так что иногда терроризм возникает как внутренний недуг, порождаемый террором.

Шейх сказал: «После Второй мировой войны в Египте, США, СССР сравнительно быстро поверили в неизменность сложившейся после ее окончания мировой системы. Но время от времени возникали кое-какие неожиданности, кризисы. Запад чувствовал свое превосходство, полагая, что так будет вечно. Схожие, «параллельные» ощущения утвердились в Советском Союзе, который жил, веруя в неотвратимую победу коммунизма. Точь-в-точь, как сегодня, многие мусульмане верят в построение исламского государства. Так складывается уверенность в том, что все сущее вечно, ничего принципиально нового не должно появиться.

А оно появилось. Новшеством стал распад Советского Союза, что предрекалось единицами, во что не верили миллионы.

Но сейчас хочу сказать и о внезапном появлении ислама как политического фактора, а исламизма как центра силы, как еще одного полюса в нынешнем многополярно-бестолковом мире. Явление человечеству исламизма, да еще в таких масштабах, предусмотрено не было. Он обращен в будущее и нацелен на кардинальные перемены. Без радикальных подходов невозможны какие-либо движения вперед. Альтернатива ему – застой. Ислам – наиболее обмирщенная религия (воспринимаемая религия) и в нем детально прописаны все вопросы экономического и государственного строительства, принципы которого были в VII веке заложены Пророком Мухаммедом. Безысходность заставила искать новые варианты существования. Исламский мир пришел к выводу: не поискать ли выхода из тупика в прошлом – в исламе, который может стать альтернативой всему ранее испробованному и провалившемуся?

Я думаю, что и среди российских мусульман встречаются отдельные люди, отрицательно относящиеся к сегодняшней действительности. Им не нравятся эти изменения служителей ислама, рядовых верующих, живущих и действующих с учетом сегодняшней реальной жизни, требований эпохи. Из таких людей и состоят экстремисты, террористы, такого рода люди и могут примыкать к таким явлениям, как терроризм. В таких случаях ислам может стать заложником кучки экстремистов и террористов. Я благодарю Россию за борьбу против террора. Надо всем объединиться и усилить борьбу против терроризма. Научным, идеологическим организациям, учреждениям необходимо объединиться, противостоять мировому злу, вести усердную работу по распространению идеологии ислама, чтобы молодежь владела основой этой теории и ее принципами».

Шейх призвал всех мусульман к единству и дружбе в борьбе с врагами ислама – с терроризмом и экстремизмом.

Следующим выступил главный оператор информационного агентства Иракского Курдистана «Islam-news» Незаметдинов Ринат Абдулберович с докладом на тему «Хадисы Пророка Мухаммеда и заветы священного Корана о проявлении благоволения людям». Он сказал, что сегодня мусульмане и их алимы едины по вопросу борьбы с терроризмом и что они своими глазами увидели Республику Дагестан и убедились, что она является многонациональной республикой и народы здесь живут мирно и дружно, обещал по прибытии на родину рассказать о жизни и деятельности наших народов.

«Я хотел бы рассказать о принципиально нужных для профилактики экстремизма и терроризма положениях хадисов и Корана, – продолжил он. – По исламу с религией связаны все стороны жизнедеятельности человека. Всевышний Аллах любит свое творение – человека, знает его слабости и силу и «возлагает на душу только то, что она может». Нам известен такой его хадис: «Облегчайте людям жизнь, а не затрудняйте, возвышайте им благое, а не отталкивайте их от себя». Здесь уместно сказать, что нельзя террористам, экстремистам и самоубийцам-смертникам присваивать священные для мусульман звания, такие, как «шахид», «шахидка», а называть надо их так, кем они являются: террористами и самоубийцами. Нельзя делать их подобными высоким званиям, примером для подражания. Прочитав несколько брошюр, неизвестно, кем написанных, экстремисты и террористы считают себя знатоками ислама, навязывают свое «понимание» религии другим. Таким кяфирам надо противопоставлять высокое знание основ ислама и Корана. Мы должны разъяснять, что в исламе, мусульманстве нет места террору, что акции террористов-самоубийц считаются страшными преступлениями, а джихад не является призывом к войне и террору. Их нельзя путать и давать возможность террористам использовать в своих интересах».

Доклад шейха, председателя Совета улемов Курдистана Абдаллы Саида Ваиси назывался «Наказы народа по разъяснению чувствительных и болезненных проблем Иракского Курдистана и Ливана».

В своем выступлении шейх Абдалла Саид Ваиси сказал, что надо сплачивать народы, чтобы сохранить ислам, наших людей от опасности терроризма. Ведь терроризм воспитывает, настраивает целые поколения людей на грубость, на убийство. Это страшное явление в современном мире, в частности в Курдистане и Ливане. Ислам раньше всех религий боролся против рабства, он создал впервые цивилизацию, высокую культуру, государство халифата, единство разных племен и родов. Алимам исламской религии надо объединиться и сохранить на земле мир, единство.

Шейх Курдистана сказал: «Поскольку истоки религиозного экстремизма уходят в незнание учения ислама, поэтому считаю, что самым эффективным способом преодоления и профилактики этого явления должно стать просвещение мусульман. Для этого у ислама есть огромный потенциал, который можно употреблять. Идеологию ислама можно применять для воспитания людей в духе антитерроризма и антиэкстремизма. Надо использовать умеренный ислам, т.к. он не имеет крайности. По учению нашего Пророка (С.А.С.), «ислам – религия середины и не приемлет крайности».

В арабском мире накоплено множество способов снятия морального табу, устранения психологических запретов на участие людей в действиях программного характера, в акциях насилия. Самый простой и потому наиболее распространенный из них – организация провокаций, которые позволяют представить насильственные действия «своих» всего лишь как ответную реакцию на оскорбление, глумление, «несправедливость» со стороны «чужих». Бесчисленные примеры тому представляет затяжной палестино-израильский конфликт. Они, как бы соревнуясь друг с другом в твердости позиций, в проведении «ответных действий», доводили конфликты до тупикового состояния. Проводили акции возмездия «ответом на ответ», возникала цепная реакция «справедливого возмездия». При этом расширялась и зона террористической активности.

Так нельзя, надо делать анализы и изучать эти процессы.

Терроризм не имеет национальной и конфессиональной принадлежности. Террор получил тенденцию к распространению после развала колониальной системы и еще больше усугубился как протест однополярного мира с развалом Советского Союза. Невозможно искоренить терроризм и экстремизм без решения ближневосточного и сирийского узла. Конфликт между Израилем и Палестиной и между Ираком, Сирией и «исламским государством» сегодня напрямую или косвенно отражается на всех мировых процессах. Пока будут идти процессы «демократизации» в Ираке и создаваться «свободная» страна по западным лекалам в Афганистане, пока однополярность мира будет вызывать протест, до тех пор явная справедливость не может быть достигнута. К сожалению, все это в итоге будет вести к экстремизму и терроризму, к гибели сотен и тысяч неповинных людей.

Очень важно восстановить не только международное право, но и мировую этику. Перед лицом мировых событий возрастает значение религиозных и моральных ценностей, совокупность правил, ниспосланных Всевышним Создателем. Мы у себя пытаемся внедрить эти принципы в сознании мусульман. Наши алимы так воспитывают мусульман страны.

Искоренить мировой экстремизм и терроризм невозможно без определения их действенных источников и причин, без преодоления расслоения общества, без просвещения и диалога, без взаимного познания разных наций и последователей различных религий.

Вас-салам аляйкум, ва рахматуллаги ва баракатугу!

Мир Вам, милость Аллаха и его благословение!»

Подытоживая работу конференции, обобщая доклады, поступившие предложения, рекомендации, председатель Комитета по свободе совести и взаимодействию с религиозными организациями РД Магомед Абдурахманов выразил выступавшим, гостям и всем присутствующим благословенные пожелания в достижении тех великих целей, которые стоят перед религиозными деятелями и всеми гражданами мусульманского мира. Цели эти – воистину велики и судьбоносны для всего исламского мира. Выжигая души людей, сея раскол и противостояние в обществе, подогревая националистические и сепаратистские настроения, террористы и экстремисты преследуют цели подрыва целостности, устоев государства, единства народов. Нам надо приложить максимум усилий, чтобы победить в этой схватке. Каждый из нас – будь то христианин или мусульманин – питает глубокую веру в то, что именно Божья благодать руководит нашей судьбой и направляет ее. И сегодня мы должны быть особо благодарны Единому Творцу нашему, волей и милостью которого мы смогли собраться воедино, чтобы общими усилиями сделать все возможное, ликвидировать терроризм и экстремизм для сохранения мира, добрососедства и взаимосогласия. Терроризм и экстремизм должны быть объявлены вне закона. И принадлежность к таким течениям должна признаться аморальной и унизительной.

Сегодня эта община – наша конференция, все те, кто участвует в ее работе. Да пребудет с вами мир, милость Всевышнего и его благословение во всех ваших начинаниях и добрых делах. Аминь!

 

 

«назад

Фотолента

фотографий: 5

М. Абдурахманов, Зухейр Аль-Хейр Аль-Джуайд и М. Саадуев

Категория фото: Общество »

Председатель партии «Исламского фронта» шейх Зухейр Аль-Хейр Аль-Джуайд (в центре)

Категория фото: Общество »

Участники конференции

Категория фото: Общество »

Председатель Совета улемов Курдистана шейх Абдалла Саид Ваиси

Категория фото: Общество »

Участники конференции

Категория фото: Общество »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив