Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2016 от 1 Августа 2016 г » Традиции » Куначество – социальные отношения на все времена

Куначество – социальные отношения на все времена

 

Традиции, обычаи – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение в силу преемственности и повторяемости в историческом процессе устойчивые нормы социальных отношений. Между ними нельзя возводить китайскую стену, они взаимно дополняют друг друга.

Справедливо утверждать, что, если бы вдруг на земле исчезли все взрослые люди и остались только маленькие дети, они выросли бы дикарями, хотя их окружали бы современные города и другие создания человеческого гения. В социальной природе человека отражается история человечества, его труда, языка, культуры, обычаев, традиций; стоит только отнять все то, что человек получил от общества, и остается лишь биологическая особь, животное.

К важнейшей функции традиций и обычаев следует отнести их воспитательное свойство. Коренная, главная задача традиций и обычаев – функция социальной регуляции.

Национальные традиции и обычаи являются важным элементом гражданского общества и национальной психологии.

Самобытные, проникнутые мудростью, согретые духовной красотой прогрессивные национальные традиции и обычаи и сегодня служат воспитанию лучших человеческих качеств, помыслов.

Как народ не может жить без языка, так и не может жить без своих обычаев, традиций. Нарушение обычая преследовалось мнением гражданского общества строже, чем нарушение закона.

Традиции и обычаи выполняют как консервативную, так и стабилизирующую, прогрессивную, стимулирующую функции.

К числу самых позитивных, устойчивых и распространенных обычаев в Дагестане относятся гостеприимство, куначество, радушие, взаимопомощь, взаимовыручка. Эти обычаи часто, особенно в период колонизаторской политики царизма, во взаимоотношениях между различными национальностями Кавказа не поддерживались государством. Напротив, оно стремилось посеять рознь и недоверие между народами. Обычай гостеприимства соблюдался именно как неписаный закон. Нарушение этого обычая иногда приводило к кровной мести.

Гость, даже если он личный враг хозяина, всегда считался священным лицом до тех пор, пока находился под его кровлей. За убийство гостя хозяин мстил как за родного брата (Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. Книга первая. – СПб, 18 Н – С.541).

В жизни аварцев также важное место занимал обычай гостеприимства и куначества. Гости бывали разные: приглашенные, незваные и наследственные. Но в их приеме особой разницы не наблюдалось. Одними из самых строгих правил гостеприимства считались радушие и внимание хозяина и членов семьи к гостю, оказание ему почестей, выполнение всех его желаний, независимо от его категории: незнакомый, случайный путник, малознакомый из других мест, близкий человек – кунак, односельчанин. Близкому человеку – «отцовскому гостю» и человеку, ранее бывавшему в гостях, следовало самому прийти к дому, а по отношению к тому, кто впервые пришел в селение, существовал обычай «определения гостя». По этому обычаю, если пришельца сразу с годекана – общественного центра селения – не забрал никто, то старшина, старейшина, чауш определял его в какой-либо дом в гости. В селении существовала очередь для принятия гостя. Хозяин не имел права отказать и принимал гостя, соблюдая все правила этикета. Гость получал пищу, ночлег, возможность для совершения намаза и т.д. Нередко бывало, что «очередной» гость становился хорошим кунаком. Семья, по обычаю, шла на большие расходы, испытания и неудобства, чтобы обеспечить гостю безопасность, выполнить цель его прихода, создать ему условия для отдыха.

Мой отец (ему 98 лет) рассказывает, что Мурад-Хаджи, его отец, известный мусульманский ученый по математике и юрис-пруденции, отправлял каждый вечер его или старшего брата на годекан: вдруг там окажется не определившийся пришелец.

Отец по сегодняшний день глубоко почитает своих «отцовских гостей». Мы также знаем их, и они для нас близкие люди. При необходимости кунак кунаку оказывал моральную и материальную поддержку.

Узнав о том, что кунак в соседнем селе испытывает проблемы с продовольствием в неурожайный год, дедушка пригласил его в гости и поделился с ним зерном и другими продуктами питания.

В Дагестане в ряде случаев кунак заменял детям умерших родителей или поддерживал их хозяйство, пока они не встанут на ноги.

По Своду решений, обязательных для жителей Андалальского округа (Памятники обычного права XVII в.), не допускалось увеличения размера иска к кунаку и присяга не принималась.

Если кто-то по предложению сельских исполнителей не примет по очереди приезжего нового гостя, по адатам келебских селений (Шамильский район) с него взыскивался штраф в размере одной овцы.

В адатах Тиндальского наибства Хваршинского общества вторая глава посвящена ответственности за убийство гостя. Предусматривался штраф 6 рублей хозяину дома, в котором разместился гость, наследникам убитого имущество на сумму 230 рублей после суда; кроме того, убийца покупает саван для покойного, а хозяин дома наливает воду при обмывании трупа.

В адатах Андийского округа Западного Дагестана: хозяину дома, в котором разместился гость, – 10 рублей; родственникам убитого – 250 рублей и необходимо было купить 25 локтей материи убитому на саван и быка стоимостью 12 рублей.

У андийцев куначеские отношения сложились особенно теплые с чеченцами. Они принимали их на своем базаре и в своем доме. Гостеприимство и надежность в покровительстве гостям хорошо известны их соседям.

У багулалов в суровых условиях замкнутого быта большое значение имело гостеприимство. Оно являлось важным каналом, по которому развивались экономические, культурные связи между народами, обществами. Существовала специальная церемония по встрече и проводам гостя – самого уважаемого в селе неприкосновенного человека.

Важным звеном в сфере общественных отношений и у чамалалов было гостеприимство. Каждый горец рад гостю в любое время года и суток, откуда бы он ни явился. Существовал свод нравственных и этикетных норм по приему и проводам гостей, призванный удовлетворить потребности пришедшего, помочь ему решить задачу, ради которой он прибыл в данный населенный пункт. У них кунак – почти родственник, который разделяет с семьей радость и горе; как член семьи он может в любое время прийти в дом без предупреждения, и это отмечается весьма торжественно.

Как и у других народов, у них кунаки были наследственные и вновь приобретенные. Они часто обмениваются дорогими подарками, называют своих детей именами кунаков. Одна из комнат, обставленная лучше других, служила для приема гостей. Ее украшали самые красивые ковры, дорогая и редкая посуда, оправленное в серебро оружие, нарядная конская сбруя и т.д.

У арчинцев (Чародинский район) обычай гостеприимства обязывал хозяина не сидеть пока гость стоит, не оставлять его одного, а отлучаясь, поручить заботу о нем родственнику, не спрашивать гостя о цели визита, пока сам не скажет, не справляться о времени отъезда и т.д. Гость также должен был вести себя достойно. Гостеприимство отнюдь не сводилось к чревоугодничеству, а тем более к пьянству, как это иногда бывает в наши дни, хотя и раньше для дорогого гостя резали барана, а с последней четверти ХХ в. могли предложить ему и водку. Гостеприимство предусматривало прежде всего обеспечение гостя кровом, хлебом и безопасностью.

В горах сурово осуждают тех, кто изменил куначеству. Такое чаще всего происходит тогда, когда любители алкогольных напитков находят себе новых кунаков, подобных себе.

У даргинцев гостеприимство – это куначество, система постоянных экономических, семейно-бытовых и общественных связей, осуществляемых на межсельском, межэтническом, межрегиональном фоне посредством взаимных посещений.

Кунак не просто гость, это личный друг; хозяин дома участвует во всех важнейших делах кунака, а на своей земле оберегает его имущество, достоинство, честь и жизнь как свои собственные. Куначество было наследственным, отцовский кунак считался ближе собственного, самим приобретенного. Если наследственный (отцовский) кунак беден, то путник, его кунак, не желая быть ему в тягость, сначала шел к отцовскому кунаку, приветствовал его и «вешал нагайку» в его доме, т.е. проводил ритуальную беседу, интересовался, не нужна ли его помощь, оставлял у него своего коня (осла, мула, арбу), имущество, оружие (кроме опоясанного кинжала) и шел к своему, более состоятельному кунаку, где и пребывал до отъезда, который также совершался из дома отцовского кунака.

Одним из древних обычаев лакцев также был обычай гостеприимства. Приезжему часто представляли ночлег в лучшей комнате жилища, кормили его сытно и вкусно, выполняли все его желания, помогали по возможности быстрее решить дела, которые привели его в это селение. Гостя, кроме того, старались развлечь, при уходе его чем-нибудь одаривали. Между гостем и хозяином устанавливались в дальнейшем близкие отношения, они помогали друг другу в различных работах, наряду с родственниками несли расходы во время разных событий в семье (свадьбы, похороны и др.). Исследователи выделяют две категории гостей: «хъамаличу» (гость, который в данное село приезжал не в первый раз и имел здесь кунака) и «эйличу» – это приезжий, у которого в селе нет ни родственников, ни кунаков. Его определяли на постой сельские власти в порядке очередности или кто-то из сельчан брал к себе на ночлег добровольно. Впоследствии между ними чаще всего устанавливались отношения куначества.

В общественной жизни агульцев стойко сохранился обычай гостеприимства. Специфическая черта этикета – приветствие гостей не на пороге, а внутри дома.

У чеченцев правила приема гостей были закреплены древней народной традицией. У них распространение получили куначество, побратимство и аталычество.

Приветливое и доброжелательное отношение к людям – характерная черта кумыков и азербайджанцев. Об этом свидетельствуют также такие институты традиционного общественного быта, как гостеприимство и куначество.

Согласно Кодексу Умма-хана Аварского, если человек его края совершил насилие над человеком другого края (отобрал вещь, украл или захватил) и этот человек другого края обратился к властям, то воеводство обязано взыскать насильственно с виновного и подвергнуть штрафу.

Было достигнуто соглашение между вольными обществами Тленсер и Рисор о том, что если к ним, ища защиты, прибежит плохой человек, то ему не давать убежища, не помогать и не прятать его. Если кто-либо или население аула в целом это соглашение нарушит, то взыскать штраф 30 овец, также взыскать 30 овец с того, кто скрывался.

Когда принимали гостя, в Дагестане не спрашивали не только о национальности, но даже о религиозной принадлежности.

Куначество завязывалось между гостем и хозяином, если они желали, при первых же их встречах. Для этого они давали друг другу клятву быть друзьями, верными, как родные братья, обменивались подарками и выпивали молоко (или вино) из одной чаши, в которую в знак постоянной дружбы бросали золотые или серебряные монеты.

Гостеприимство как форма взаимодействия между людьми получило распространение в связи с особенностями горного края, торгово-экономическими и культурными взаимоотношениями между разными районами. В этом ученые усматривают главную причину возникновения института гостеприимства и куначества у народов Дагестана. Гостеприимство способствовало взаимовлиянию и взаимообогащению культур разных народов Дагестана. В наше время эти условия в горах стали меняться. Появление автотранспорта изменило значимость куначества и гостеприимства, но традиция сохранилась и горцы ее строго соблюдают.

В прежние времена в горные села часто приходили люди реализовывать продукцию своей деятельности, обменять, купить то, что у себя не производится. Чаще всего прибывали гости для реализации сельхозпродуктов, ремесленных изделий. Помню, у нас был кунак Гусейн из Бежты, канатоходец. Он выступал перед моими сельчанами.

Скупость по отношению к гостю строго осуждалась общественной моралью. Кунак у народов Дагестана считался гостем не только отдельно взятого хозяина, но и всего тухума.

Семейно-родственная группа несла ответственность за личную безопасность гостя. В случае убийства гостя хозяин мстил бы за преступление так, как он мстил за убийство члена своей семьи.

Даже самые бедные дагестанцы всегда были рады прибытию гостя, считая, что вместе с ним в дом приходит благо. Гостеприимство и почтительное отношение к гостю считалось богоугодным делом. Провожая кунака, на окраине села говорили ему напутственные слова, благие пожелания. Жена хозяина клала гостю в хурджин еду, съестные припасы, небольшие подарки супруге и детям кунака.

В освоении горцами культуры русского населения также большую роль играло куначество. Казаки и горцы не только поддерживали обычай куначества, но и гордились своей дружбой и передавали ее детям как священный завет от поколения к поколению.

В 1918 г. генерал А.П. Ермолов «приказал ... дагестанцам выдать … всех скрывающихся у них русских беглецов. Тогда один акушинец привел старого русского солдата и, прощаясь с ним со слезами, дал ему две тысячи рублей серебром, прибавляя к тому еще 20 коров и 50 баранов. 18 лет тому назад, говорил горец, будучи в крайней бедности, я принял бежавшего в горы русского солдата и выдал за него замуж свою дочь. Труд солдата обогатил его, и поэтому он разделил имущество и его долю вручил ему, но солдат отказался получить все это, взял только сто рублей» (ЦГВИА. Ф. ВУА. Коллекция (482). Д. 128, л. 22).

Даже в период Кавказской войны, которая, как известно, крайне отрицательно сказалась на взаимоотношениях народов, не прекращались связи между горцами и русским населением Северного Кавказа. Отношение горцев к русским в этот период характеризует сообщение Я. Костенецкого: «В Хунзахе, – писал он, – мы были безопасны между ними (горцами), что ходили даже без оружия… Встречавшиеся аварцы приветствовали меня: «салам аллейкум» как будто своего земляка и спокойно продолжали свой путь» (Костенецкий Я. Об аварской экспедиции на Кавказе. СПб., 1851, с. 37-38).

Л.Н. Толстой восторженно писал о миролюбии, честности и преданности в дружбе, свойственных кавказскому куначеству (Толстой Л.Н. Соч. М., 1948).

Многие добрые традиции гостеприимства народы Дагестана сохраняют и в наше время.

Воспринимаемые разумом, соответствующие кодексу чести и совести обычаи и традиции народы перенимали и из ислама. Высоконравственное почитание гостя, уважение к старшим, милосердие и заботливое отношение к младшим, удовлетворение желаний родителей и забота о них – основы этих и других обычаев вытекают из ислама.

Обычаи народов Дагестана требуют от нас соблюдения некоторых этических норм почитания гостя:

1. Встречать гостя необходимо с радостью, с открытым сердцем.

2. Не соответствует этикету и уход гостя без разрешения хозяина.

3. Хозяин дома должен провожать гостя до улицы.

4. Желательно иметь дома комнату для гостей.

5. Не одобряется находиться в гостях более трех дней.

6. Неэтично предлагать гостю какую-либо работу.

7. Нельзя показывать гостю свое бедное положение, нельзя разговаривать с домочадцами на высоких тонах.

8. Угощать гостя следует исходя из своих возможностей. Порицается жадность.

В Дагестане куначество и гостеприимство играли и играют в жизни народов важную роль. Благодаря этим институтам развивались экономические, культурные и брачные связи, взаимно обогащались культура и быт горцев и народов всего Дагестана.

Сохранилось много пословиц о гостеприимстве.

За гостеприимство тебя никто не похвалит, за неудовлетворение гостя все проклянут.

Что я завтра буду есть – это не забота, чем накормить гостя – это забота.

У хорошего мужчины плохих гостей не бывает.

Враг твоего гостя не может быть твоим другом.

Если гость покидает твой дом невеселым, проси у Аллаха прощения.

Конь пропал – твоя беда, гостя палка пропала – твой позор.

 

Имеющий совесть выспится только после ухода гостя.

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Участники второго окружного фестиваля молодежных национальных объединений «Через многообразие к единству»

Категория фото: Традиции »

Более 50 школьников стали участниками проекта Миннаца Дагестана «Куначество»

Категория фото: Традиции »

День кунака в рамках проекта «Куначество» отпраздновали в Хасавюрте

Категория фото: Традиции »

День кунака в рамках проекта «Куначество» отпраздновали в Дербентском районе

Категория фото: Традиции »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив