Народы Дагестана
Архив номеров » № 4.2010 от 23 Июля 2010 г » Культура » ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ – ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ – ДОСТИЖЕНИЕ НАЦИИ

- Багавдин Хакимович, что такое памятники истории и культуры, что они символизируют и что к ним относится?
- К памятникам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Мы должны знать, кто мы и откуда, кто были наши предки и как они жили. Памятники символизируют нашу богатую культуру, свидетельствуют о том, что народ, не потерявший их и донесший до сегодняшних дней, является цивилизованным и высококультурным.
- Города и села Дагестана по своей природе многогранны. Какие из них поистине являются аккумуляторами истории?
- Если говорить о селах Дагестана, то, как их назвали древние византийские и армянские историки, это своеобразные средневековые города, в которых развивались и ремесла, и наука, велась активная политическая жизнь. В них принимались решения и заключались важные союзы. Уже в раннем средневековье во многих центрах политических образований Дагестана (г.Дербент, сс. Калакорейш, Ахты, Кумух, Рутул, Усиша, Хебда, Маджалис, Кубачи, Акуша, Чох, Согратль, Гуниб и др.) имелись и свои школы, и свои очень крупные и богатые библиотеки. Даже и сегодня гости Дагестана, побывав в некоторых таких селах, называют их городами. И называют их так не по масштабу территории и плотности населения, а по тому, что в этих селах сохранилась богатая культура, богатая история, которая собрана в музеях и библиотеках этих городов и сел.
- От чего зависят архитектура и дизайн города, села или это трудно объяснить в наших условиях?
- Архитектура отражает наше понимание мира, в том числе и политики. Поэтому архитектура не бывает аполитичной. Архитектура и дизайн – это те элементы, которые формируются и складываются из особенностей как национальной культуры, так и естественных природно-географических условий, это если говорить о наших селах. Архитектура горных селений однообразна, и если взять в пример горные селения в Шотландии и Австрии, то мы увидим очень много схожего. Природная среда сама формирует тип жилых и хозяйственных строений, удобно сочетающихся в горной местности. А вот городская архитектура складывалась по другому принципу. Во-первых, на стиль архитектуры городов Махачкалы и Кизляра наложил большой отпечаток в то время очень распространенный вид русской колониальной архитектуры середины XIX – нач. ХХ веков. На Дербент огромное влияние оказала и оказывает архитектура Закавказья и Ирана.
Поэтому в архитектуре собрана и история, и культура, и политика, и характер народа, населяющего ту или иную территорию. Она находится между тремя китами – искусством, властью и деньгами. Дизайн – это не просто стиль, а скорее миропонимание. Он быстро меняется. Он находится между культурой и коммерцией.
- Багавдин Хакимович, в Республике Дагестан большое ли количество объектов историко-культурного наследия, охраняемых государством? Каково их состояние?
- В целом скажу, что те меры и объемы работ, которые выполняются сегодня на памятниках истории и культуры, недостаточны и процесс старения и ветшания опережает те меры, которые сегодня принимаются.
- Как чувствуют себя архитектурные памятники, входящие в ЮНЕСКО - в список Всемирного наследия?
- В список памятников Всемирного наследия у нас входит цитадель Дербентской крепости и две стены, идущие от цитадели в город – Северная и Южная. К сожалению, в последние годы стали выявляться те язвы, начало которым было заложено 15–20 лет назад. Бесконтрольная раздача земель в охранной зоне памятников привела к тому, что на территории памятника выросли торговые дома и рестораны, что абсолютно недопустимо как с точки зрения морали, так и закона. Нами принимаются меры по исправлению ситуации в интересах сохранности памятников.
- Где у нас сохранились оборонительные сооружения – древние крепости?
- Такими памятниками Дагестан не обделен, и у нас есть что показать людям. В частности, крепостные оборонительные сооружения в большей части можно отнести к периоду Кавказской войны. Наиболее известный памятник этого периода – Гунибская крепость, расположенная в с.Гуниб Гунибского района. Данный памятник представляет собой яркий пример военной оборонительной архитектуры конца XVIII – cep. XIX вв. Памятник включает в себя несколько объектов – нижние и верхние ворота, крепостная стена, казармы и хозяйственные сооружения. К этому же периоду и к этим же событиям относится Русская крепость 1853 года постройки, расположенная в с.Ахты Ахтынского района. В Хунзахском районе в с.Арани расположена Русская крепость, построенная уже чуть позже, но она является одним из самых крупных военно-оборонительных укреплений царского командования в Дагестане. Можно сказать еще о Преображенском укреплении в с.Н.Инхело Ботлихского района, Куларской крепости в с.Кулар Дербентского района, Хуринском укреплении в с.Хури Лакского района, Крепости 7 братьев, расположенной возле селения Хучни Табасаранского района, Андийских воротах в Ботлихском районе, Гапшиминской крепости в Акушинском районе, «Великой Кавказской стене «Даг-Бары»,VI в., протянувшейся на 42 км по территориям Дербентского и Табасаранского районов, имеющей в своем составе 61 форт, 3 полуфорта, 28 башен, крепость Бильгади и мн. др. Это огромное сооружение в мире.
- Как оберегаются у нас памятники монументальной скульптуры?
- С памятниками монументальной скульптуры положение обстоит неплохо. В основном памятники монументальной скульптуры составляют бюсты исторических личностей, героев гражданской и Великой Отечественной войны. К ним отношение у наших людей бережное и внимательное. В основном в неудовлетворительном состоянии находятся памятники-скульптуры В.И. Ленину, И.В. Сталину. Во многом они построены из недолговечного и хрупкого материала (цемент, гипс) и быстро приходят в негодность, а их ремонт искажает художественную основу памятника. Они выполнены на слабом художественном уровне, и, наверное, их необходимо либо уже снимать с охраны, либо затрачивать средства и привлекать способных скульпторов для их ежегодного ремонта и реставрации.
- Встречаются ли в Дагестане случаи вандализма, вывоза памятников за границу, их снос? Как Вы решаете эти и другие вопросы, связанные с нарушениями закона о памятниках?
- К сожалению, случаи вандализма у нас встречаются чаще, чем нам кажется. Например, известны случаи, когда сломали мемориальную доску, посвященную Петру I, в пос. Тарки в 1992 году, а также когда взрывалась ротонда – так называемая в народе «Беседка Шамиля» в с.Верхний Гуниб Гунибского района. Тогда на свои средства местный любитель истории восстановил ее, однако огромная чугунная плита, скатившаяся в пропасть, и поныне там. Безжалостно уничтожается наша жемчужина – Древний Дербент и его стены. Были случаи, когда вандалы выбросили в канаву памятники Ленину, Сталину, на кладбищах срывали старинные, ценные памятники.
Вывоз за границу памятников не осуществлялся, однако известно немало случаев, когда на специализированных рынках в России появляются предметы, имеющие историческое и культурное значение для нас. В частности, немало предметов искусства дагестанского происхождения оказывались на специфических рынках Москвы и Санкт-Петербурга.
По всем этим нарушениям нами подаются в суды иски. При Министерстве культуры действует комиссия по рассмотрению дел по административным нарушениям. Надо всем понимать важность сохранения своего культурного наследия.
- В мае 2010 г. в городе Кисловодске состоялось межрегиональное совещание «Практика применения законодательства РФ в области охраны культурного наследия». Что изменит совещание в работе по охране памятников?
- Надеюсь, что это совещание даст необходимый толчок к государственному пониманию необходимости сохранения памятников истории и культуры. На сегодняшний день внимание государства к проблемам, возникающим в ходе реализации мер по сохранению наследия, недостаточно и это выражается в слабой работе органов прокуратуры, МВД, глав муниципальных образований и руководителей министерств и ведомств.
Уровень участников говорит о том, что тема поднята на высокий уровень. Совещание открыл председатель Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по культуре, зам. пред. Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО А.С. Дзасохов.
- Какие здания, объекты, являющиеся памятниками национальной культуры, находятся в частных руках и чьих именно, как они содержатся?
- Одной из форм собственности на памятники истории и культуры наряду с государственной всегда была и частная. Еще в советские годы были включены в категорию памятников федерального значения частные домовладения. Около 7 процентов памятников только федерального значения относятся к частной собственности. Такое же положение распространяется и на памятники в городе Дербенте – это в основном жилые дома в магальной части города. В Махачкале только один памятник находится в частной собственности – это дом, в котором в 1933-1936 гг. жил Эффенди Капиев по ул. Оскара, 42. Сегодняшние хозяева сделали над первым этажом надстройку и изменили облик здания. К сожалению, службы Махачкалы не отказывают домовладельцам производить переделки на таких зданиях, что ведет к изменению их обликов в частности, а в целом – к утере исторических построек в Махачкале. Подобные примеры не единичны, и их вполне хватает, чтобы забить уже давно тревогу. Сведения по нашим запросам о принадлежности памятника какому-либо владельцу администрацией города нам не были предоставлены и поэтому более полной и развернутой картины в этом плане мы не имеем.
- Багавдин Хакимович, как влияет на сохранение памятников изменяющаяся социально-экономическая структура, природные условия городов и сел и происходящая урбанизация?
- За последние 15 лет сильно изменился облик г.Махачкалы в его исторической зоне. Идет расширение отдельных зданий, пристройки, изменение и снос. Все это происходит и в других городах. В частности, в Дербенте новые постройки, не вписывающиеся в окружающую историческую среду ни по времени, ни по композиции, не выдерживают никакой критики. Строятся эти сооружения из совершенно новых материалов. Активный приток населения в города ведет к их застраиванию в центре города, переделыванию старых строений.
Даже в горных селах появляются новые дома, которые никак не вписываются в картину дагестанского аула.
- Ведется ли реставрационная, «лечебная» работа на старых памятниках, поисковая работа новых памятников и охрана территорий, где расположены памятники?
- У нас это называется не «поисковая работа», а «работа по инвентаризации» памятников истории и культуры. Последний раз она проводилась в 1992–1994 гг., результатом которой было выявление 8 тыс. новых памятников. На сегодняшний день указанная работа не проводится в виде какой-то акции или в рамках выполнения решения или постановления. А проводится в ходе выполнения работ по проведению историко-культурной экспертизы территорий, подлежащих хозяйственному освоению. Мы также через средства массовой информации обращаемся к гражданам республики о информировании нас в случае выявления ими объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия.
- Много ли в Дагестане природных памятников и каково Ваше отношение к ним?
- На сегодняшний день в Дагестане, как мне известно, около 33 или 36 памятников. Точно не скажу, так как в сферу нашей деятельности относятся недвижимые объекты историко-культурного наследия, а памятниками природы занимается Министерство экологии РД.
Конечно, к памятникам природы я отношусь очень внимательно и трепетно, самое главное для нас, современников, – это сохранение для наших потомков природной уникальности.
- Как используется историко-культурное наследие в патриотическом воспитании поколений?
- Важной сферой применения и использования нашего историко-культурного наследия является патриотическое воспитание граждан. Нами проводятся по этой теме лекции в отдельных высших учебных заведениях и школах. В наступающем учебном году уже в некоторых высших учебных заведениях будут официально представлены часы нашим специалистам для ведения спецкурсов. Сегодня это направление является частью дисциплины по истории Дагестана. Конечно, у нашей сферы на сегодня есть огромный неиспользованный потенциал для духовного и нравственного воспитания наших граждан, для воспитания любви к своей родине через знания, основанные на изучении истории, культуры и осознании ее уникальности в мировой культуре.
- Говорят, что в Минкультуры РД разработаны инвестиционные предложения по созданию 7 культурно-познавательных центров с единым комплексом «Наследие Дагестана». Это очередная мечта или реальность?
- Это не мечта. Примеры некоторых территорий показывают, что это вполне реально осуществить. Вологда создала Вологодскую деревню, Казань – Казанское село, Челябинск создал свой этнографический комплекс и т.д.
Нами в начале апреля было оформлено инвестиционное предложение по созданию культурно-познавательного туристского комплекса «Наследие Дагестана».
Данное предложение включает в себя, как вы и сказали, создание 7 культурно-познавательных центров с объединением и управлением ими через единый комплекс «Наследие Дагестана». По количеству и значимости объектов культурного наследия Дагестан занимает особое место в Российской Федерации. В республике расположено 8696 памятников истории и культуры. В Единый государственный реестр объектов культурного наследия включено 6453 памятника, в том числе 173 федерального значения. Центры определялись компактностью размещения памятников, их значимостью, доступностью и исторической зональностью. Не буду сейчас подробно останавливаться на всех центрах, а только назову их: музей-заповедник «Дагестанский аул»; туристские центры, парки «Дербент», «Даг-Бары», «Великент», «Хамрин», «Сулак», «Карадахская крепость».
- Желаем претворить задуманное! Успехов Вам и спасибо за беседу.
Интервью вел
М. Курбанов

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив