Народы Дагестана
Архив номеров » № 4.2010 от 23 Июля 2010 г » Религия » Совет по делам религиЙ – в фокусе времени

Совет по делам религиЙ – в фокусе времени

Проблемы взаимоотношений религии и общества, религии и государства в России, да и в Дагестане и сегодня остаются довольно острыми. Об этом свидетельствует и то, что Президент РД М.М. Магомедов в своем Послании Народному Собранию РД уделяет огромное внимание проблемам религиозно-политического экстремизма.
Кроме того, многие политики страны временами ставят вопрос: «Не нужен ли в стране госорган по делам религий?» В советское время такой орган существовал. Это был Совет по делам религий при Совете Министров СССР. Комментирует эти и другие вопросы бывший зам. уполномоченного по делам религий, главный редактор журнала «Народы Дагестана» Магомед Рамазанович Курбанов.
 

- Магомед Рамазанович, как Вы оказались на работе зам. уполномоченного Совета по делам религий при Совмине СССР? Религиозная политика СССР носила репрессивный характер?
- В 1980 г. меня назначили зам. уполномоченного Совета по делам религий при Совмине СССР. Это был один из самых интересных и значимых периодов в моей деятельности. В течение более 10 лет работы зам. уполн. приходилось решать вопросы, связанные с реализацией закона о свободе совести. Очень скоро у меня возникли противоречия по некоторым вопросам с уполномоченным, отдельными работниками обкома КПСС, Совета Министров ДАССР, КГБ. Об этом помнят Абуевы Шамиль и Гасан-Гусен.Та работа, которая проводилась на местах, и требования Совета, ЦК КПСС и Совета Министров СССР расходились и были противоречивыми. Уполномоченный и его зам. получали зарплату за то, чтобы защищать, обеспечивать свободу совести верующих, а руководители на местах заставляли нас лгать и лицемерить.
Но в любом случае религиозная политика партии и советского государства не была репрессивной, а наоборот, носила черты сотрудничества, партнерства с верующими.
- Вернемся в 1940-е годы. Говорят, что создание в 1943 году Совета по делам Русской Православной Церкви было инициировано НКВД. Как было на самом деле?
- Это преувеличение. Политическое решение было принято руководством страны по согласованию с НКВД. Но главную роль, видимо, сыграл Сталин.
- Какие задачи решал аппарат уполномоченного Совета по делам религий и кто Вам помогал?
- Главная наша задача была в том, чтобы верующие имели возможность свободно исповедовать свою веру. Так инструктировали меня в Москве.
Я должен был отвечать за связь с духовенством. Но меня сразу направили разбираться с заявлениями верующих в сс. Акуша, Какашура, Мехельта, Ботлих, Первомайское, Губден. Мои объективные аналитические справки не понравились начальнику, и он предложил их переделать. Я отказался. Сразу же последовали вызовы в обком партии, Совмин. По их мнению, поддержка верующих и помощь им означали покушение на партийные принципы. Они выставляли меня то верующим, то атеистом и предлагали уйти на работу в вуз. Часто менялись наши кураторы в Совмине ДАССР. Они по-своему трактовали законодательные акты о свободе совести. Видимо, это была не их вина. Уполномоченный Совета С.-А. Девришбеков, проработавший до этого более 30 лет в КГБ, очень «мастерски» умел крутить всех.
- Нужно ли было от чего-то защищать в то время верующих граждан СССР?
- Прежде всего, от нарушений конституционных основ отношений церкви и государства, от посягательства на свободу совести. В советский период в Дагестане функционировали всего 27 мечетей в 13 районах, 3 церкви, 2 синагоги. В Дагестане упорно пытались внедрить «атеистические» похоронные, свадебные и другие обряды взамен действовавших тысячелетиями. Мы находились в двойственной ситуации, когда приходилось противостоять атеистической линии партии. Но в 80-е годы XX в. пришло время перестройки. Мы пытались внести новую свежую струю в свою работу. Из-за разногласий с нами Председатель Совмина А.М. Мирзабеков неожиданно ликвидировал аппарат уполномоченного первым в России.
- Известно, что Совет по делам религий и уполномоченный занимались кадровой политикой религиозных организаций. Все вопросы Вы согласовывали с КГБ и обкомом КПСС?
- С обкомом – да. Мнение обкома КПСС формировалось, исходя из информации как КГБ, так и уполномоченных. И если две точки зрения совпадали, тогда принималось решение. Все имамы, священники выбирались членами религиозной организации очень просто: за них голосовали члены двадцатки, затем уполномоченный им выдавал регистрационные удостоверения для проведения молитв и исполнения религиозных обрядов в религиозных организациях. При этом мы учитывали мнения и других верующих.
- Все критики периода перестройки говорят, что Совет и аппарат уполномоченного на местах выполняли те же функции, что и КГБ, они были филиалами КГБ. Так ли это было?
- Может быть, когда-то это было так. Но в 80-е годы сложилась уже иная ситуация. Надо иметь в виду, что КГБ как госорган проводил политику Политбюро ЦК КПСС. Однако взваливать на работников КГБ всю ответственность за непростые отношения церкви и государства, конечно, не стоит. Многие сотрудники КГБ в тот период делали все возможное, чтобы упорядочить отношения церкви и государства, сохранить стабильность ситуации. Одним из таких был полковник КГБ Нурайкади Алиев. Добрым словом вспоминают верующие о нем. Такое не скажешь о некоторых других «кураторах» религии в РД. Ими давались рекомендации малограмотным людям, религиозные книги, полученные из-за рубежа, не попадали к верующим, вмешивались в ритуальную деятельность, во многих местностях не разрешали хоронить людей согласно религиозным обрядам, запрещали при похоронах проводить зикр или другие коллективные обряды. Часто с такими проблемами сталкивался в Акушинском, Карабудахкентском, Каякентском районах. В конце 80-х годов XX в. по просьбе первого секретаря Акушинского РК КПСС я разрешил восстановить памятник истории – старую мечеть на горе в с.Акуша. На резкую реакцию обкома КПСС секретарь РК КПСС заявила, что ремонтировали против ее воли. Акушинцы эту историю помнят!
- Многие связывают потепление для верующих с именем Хрущева. Так ли это?
- Нет. Хрущев стремился показать, что принятые Сталиным решения не оправдывают себя. При Сталине открывались религиозные организации, был создан Совет по делам религиозных культов, возглавляемый Полянским. Это стало своего рода противовесом гитлеровской церковной политике, игравшей на недостатках и упущениях советской власти, в частности путем открытия церквей на оккупированных территориях. Серьёзное потепление в религиозной политике связано с именем М.Горбачева.
- Резкое усиление социальных функций Советского Союза не явилось ли основой фетишизации государства?
- Советское государство с первых дней резко усилило свои социальные функции. В 40-е годы исчезла безработица, стали доступными образование, техника творила чудеса (космос, атомная энергетика), т.е. не надо было думать о небесном царстве, т.к. государство «строило» светлое будущее на земле. Вместо прежнего Бога появился новый идол в лице государства. Были и храмы в виде красных уголков, возникли иконы в виде памятников и портретов вождей. Мавзолей Ленина стал главным храмом новой религии. Авторитету государства содействовали Днепрогэс, Магнитка. Руководители страны вошли в массовое сознание людей как творцы – пророки этой религии.
Произошедшая в годы СССР фетишизация государства явилась существенным фактором, повлиявшим на политическую ментальность наших людей. Основой этой фетишизации были усиление социальной роли государства, укрепление армии.
- При Вас не было бюджетного финансирования религиозных организаций?
- Нет. У религиозных организаций были средства, пожертвованные верующими. Они даже Фонду мира деньги перечисляли.
- При советской власти, да и теперь, имелись православные храмы в других государствах, подчиненные нашему патриарху. За счет кого они содержатся?
- Представители РПЦ, которые работали за границей, получали зарплату. Им помогало государство.
- Есть ли сегодня необходимость в подобном государственном органе?
- Я считаю, что есть. Для Дагестана такой вопрос не стоит, так как у нас всегда существовал аналогичный орган – Комитет или Управление Правительства по делам религий. На практике он оправдывает свое существование. А в масштабе всей страны Совет желательно восстановить. Уверен, что при наличии такого органа не возникли бы религиозный экстремизм, фанатизм в таком масштабе. Кроме того, этот орган контролирует выполнение закона о религии по отношению к верующим и проводит в жизнь политику государства в отношении религии.
- То есть Вы полагаете, что религиозные организации остались без контроля?
- Дело не в том, чтобы контролировать деятельность религиозных организаций, а в том, чтобы проверять исполнение законодательства о свободе совести и религиозных организациях. И должен быть орган, который следит за исполнением законодательства. А с другой стороны, кто дал «верующим» право цензуры, проверять книжные магазины в Махачкале? Почему-то на это не появилось реакции со стороны соответствующих органов.
Количество мечетей, их посетителей, совершивших хадж, окончивших религиозные школы, растет, а нравственность не меняется. Разве Духовное управление, Комитет или управление по делам религий, духовенство этим не должны заниматься?
- Как Вы считаете, существует ли конфликт между наукой и религией?
- Религия и наука относятся к разным сферам человеческого сознания. Наука рождена потребностью человека в знании. Религия рождена потребностью человека в надежде, в вере. Надо признать, что религия не всегда противилась распространению знаний, обучению.
Религия сродни искусству. Высокое искусство взросло на религиозной почве. Ранние шедевры живописи и архитектуры вдохновлялись религией и возникали под покровительством церкви. Наука так же совместима с религией, как и с искусством. Чтобы избежать антагонизма науки и религии, нужно понять, что нет религиозного и научного типа мышления. Есть научное мышление и религиозные чувства.
- Магомед Рамазанович, зная, что Вы выпустили несколько книг о религии, хотелось бы спросить: на арабском Востоке живут только лишь представители мировых религий или в их религиозной системе сочетаются элементы зороастризма, доисламских верований?
- Это интересный вопрос. Арабский Восток – полиэтнический и поликонфессиональный регион, мир контрастов. Здесь можно встретить что угодно, в том числе в плане религии. Есть арабская группа – друзы на севере Израиля, насчитывающая 120 тыс. чел. Живут друзы в Ливане, Сирии и др. странах Ближнего Востока и в иных регионах мира, всего их около 1,5 млн чел. В религиозной системе друзов сочетаются элементы зороастризма и христианства, ислама и доисламских верований. Друзы не признают нормы шариата, не совершают обрезания, употребляют алкогольные напитки. Браки заключают между единоверцами.
Этноконфессиональные группы есть у многих народов, в разных регионах. В составе русских это старообрядцы и молокане; среди татар Волго-Уральского региона – кряшены (крещеные татары), в грузинском этносе – аджарцы и ингилойцы (мусульмане-сунниты). В северном Ливане живут марониты. Они христиане-католики. Марониты активно участвуют в общественно-политической жизни Ливана.
Нусайриты живут в Сирии, Турции, северном Ливане. Община возникла в X в. Их называют и алавитами (сторонники Али). Они признают божественность Иисуса, но в основе лежит текст Корана, при этом отвергают обрядовые и моральные запреты ислама. Они верят в переселение душ. В Сирии их 1,5 млн.
Часть египетских арабов – это копты, потомки древних египтян, принявших христианство. Численность 8 млн. Группы коптов живут в Судане, Ливане, США и др. Сохраняется обычай обрезания. Браки заключаются с единоверцами.
На юге Ирака и в прилегающих районах Ирана живет 50-тысячная арабская группа – сабии. Совершают обряд крещения. Сабии исповедуют культ воды, рек. Браки заключаются с единоверцами (эндогамны), характерно многоженство. В Иране и Индии проживают большое количество зороастрийцев, действуют их храмы.
В этом же регионе проживают езиды. Их 0,5 млн чел. Расселены в Ираке и Турции. В религии езидов присутствуют элементы ислама и христианства, иудаизма и зороастризма.
- В советское время религиозные книги, журналы издавались после цензуры? Как пресекалось самоволие издателей?
- Сразу заметим, что при советской власти самоволием никто не занимался. Все издательства и типографии принадлежали государству. Это сейчас везде гуляют вседозволенность и нарушение закона и традиций. А с другой стороны, рецензирование религиозных и других книг проходило и до советской власти, да и теперь. Священный Синод 25 декабря 2009 г. принял решение о том, что православные издания должны получать одобрение совета РПЦ. Такое же решение приняло Духовное управление мусульман Дагестана и других республик.
Религии во все века хранили Священные Писания (Библия, Коран) и не допускали искажений. Рецензирование и проверка не являются цензурой. Подобная практика существует у нас и в образовании: школьные учебники получают гриф Минобразования и науки.
- Магомед Рамазанович, что несут свободе совести идеи радикального ваххабизма, почему часть молодежи поддерживает эти взгляды и какие причины способствуют уходу молодых людей в лес?
- Слово «ваххабизм» в современном мире имеет негативный оттенок. Даже сами ваххабиты относятся к этому понятию с неодобрением. Хотя ваххабизм – это одно из множества течений в исламе. Некоторые исследователи говорят о современных ваххабитских вариантах – «неоваххабизме», «усамизме» по имени Усамы бен Ладена. Ваххабизм в его начальном виде – это нормальное течение (В.В.Путин), но есть экстремистское течение в рамках самого ваххабизма.
Имея поверхностные понятия о канонах ислама, о его предназначении, часть идеологически неокрепшей молодежи с низким уровнем религиозной культуры легко подпадает под влияние религиозных экстремистов и начинает учить других. Президент РД в Послании говорит: «Дагестан – колыбель ислама на территории России, родина многих известных и почитаемых во всем мире духовных лидеров, ученых, знатоков исламского права. И мы никому не позволим силой и страхом учить дагестанцев, как верить и как жить». Вербовщики умело манипулируют молодыми людьми, активно вдалбливая им экстремистские взгляды. Некоторые верят ложным идеям о создании на территории Северного Кавказа шариатского государства. Почему-то в этой части для молодежи не стали уроком 25-летняя Кавказская война с Россией, последняя чеченская война, которые принесли бедствия народам. В конечном же счете лидеры и их пособники должны понять, что на Северном Кавказе никогда не будет исламского государства; молодые ребята гибнут в ходе спецопераций, а их идеологи преспокойно живут за границей, у них цель другая – побольше заработать денег на чужом горе.
- Что бы Вы хотели сказать нашим верующим, читателям?
- Борьба с экстремизмом и терроризмом не может вестись только лишь силами правоохранительных органов и спецслужб. Надо консолидировать и координировать усилия органов власти, всех общественных институтов и духовенства в борьбе по разоблачению ложных идей экстремизма. Необходимо широко организовать среди молодежи пропагандистскую работу, создав постоянно действующий идеологический орган государства.
Я хотел бы еще обратиться ко всем верующим, пережившим годы коммунистической власти, с просьбой прощения за то, что прежняя власть по большей части была к ним несправедлива, ограничивала их религиозную жизнь и многим верующим людям доставила огорчения. Сегодня я вместе с вами рад тому, что это уже в прошлом, но еще больше рад тому, что я и мои коллеги это нынешнее время приближали, как могли.

Беседовала
С.М. Харбилова,
собкор журнала

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив