Народы Дагестана
Архив номеров » № 4.2010 от 23 Июля 2010 г » Полемика » Возможна ли единая национальная идеология дагестанцев?

Возможна ли единая национальная идеология дагестанцев?

В последние годы в нашей печати появился ряд статей, в которых речь идет о возможности выработки новой идеологии, способной объединить российское общество. Исходные позиции для решения вопроса достаточно четко представлены в Конституции РФ и в выступлениях руководителей страны. Так, в статье 13 Конституции РФ устанавливается: «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
В целом новая объединяющая идеология призвана стать концентированным выражением, кристаллизацией приоритетных, доминирующих в обществе социальных ориентаций и ценностей, и, прежде всего, интеллектуальным устремлением к реализации небывалых возможностей развития «интенсивной природы» (Гегель) России. Конкретно она представляет собой совокупность понятых и принятых людьми личных и общественных, государственных и цивилизационных целей, идеалов, ценностей, интересов и основывается на исторической памяти, национальной культуре, выражая российскую идею и мечту, смысл существования, историческую миссию России, ее социальное и мировое предназначение.
Идеи единства народов Дагестана, гуманизма, взаимопомощи, сотрудничества, возрождения и согласия сегодня столь же актуальны, как и в прежние времена.
Статья профессора М.А. Абдуллаева отличается тем, что в ней автор, пожалуй, впервые среди дагестанских ученых ставит вопрос о возможности создания общедагестанской национальной идеологии. По его мнению, общедагестанская идеология – совокупность идей, традиций и представлений, отражающая и выражающая общие интересы и потребности народов Дагестана.
Наше общество, как и любое капиталистическое общество, по мнению автора статьи, обречено на непреодолимые социально-экономические и политические противоречия, которые могут перерасти в социальные конфликты. Магомед Абдуллаевич справедливо отмечает, что данный вопрос приобретает еще более сложный характер в условиях Дагестана. В республике существуют не только социально-экономические, но и межнациональные противоречия, которые, хотим мы этого или нет, усиливаются в наши дни… Поэтому важно подумать о возможности создания общедагестанской национальной идеологии, утверждает автор статьи.
Следует отметить, что позиция автора статьи сильна тем, что он обосновывает возможность такой идеологии. Мы разделяем точку зрения М.Абдуллаева и считаем необходимым отметить следующее.
Сегодня, когда в нашей стране сломались прежние стереотипы мышления, а новые еще не до конца утвердились, когда имеет место элементарная мировоззренческая дезориентация, особенно нужны гражданам определенные научные ориентиры в сфере политики в целом, национальной политики в частности. Россия в современных условиях оказалась на таком перепутье, с которым она, может быть, не сталкивалась за всю свою прошлую историю. То же самое относится и к Дагестану, оказавшемуся в кольце независимых государств.
В этих условиях четко должны быть определены цели и задачи развития общества. Откуда и куда мы идем, какое общество в итоге будет сформировано в России? Ведь реальная жизнь, в отличие от политико-правовых установок, приносит иной раз неожиданные сюрпризы. А пока мы являемся свидетелями того, что богатые становятся еще богаче, а бедные – еще беднее. К чему все это в итоге может привести?..
Поэтому в наше время вопрос о возможности общедагестанской национальной идеологии становится актуальным.
Что же может быть основой общедагестанской национальной идеологии? Ответ может быть один: единство народов Дагестана. Единый Дагестан в свободном взаимодействии самоуправляющихся народов. Именно идея единства дагестанских народов, опирающаяся на многовековой исторический опыт, поможет сохранить гражданский мир и политическую стабильность в условиях, когда вокруг республики полыхало пожарище национальных кровопролитий, писали ученые М.Абдулаев, А.Агаев, Р.М. Магомедов. А в основе единства дагестанских народов лежит приоритет прав и свобод человека независимо от национальной принадлежности. Поэтому изучение исторического опыта Дагестана и использование его в стране в целом имеет исключительное значение. Единство – великая гуманистическая сила. Есть единство – есть согласие, стабильность и мир между народами. Единство способно воодушевить народы многонациональной России, все социальные группы, органы государственной власти, политические партии, общественные организации и движения, религиозные и иные общины на благо всех россиян.
Профессор М.А. Абдуллаев не просто пишет о возможности общедагестанской национальной идеологии, но и обстоятельно анализирует факторы, способствующие возникновению такой идеологии. Это генетическая общность происхождения дагестанских народов, природно-географические условия и обусловленные ими зоны хозяйственной деятельности; это и институт куначества, который сохраняется в республике, хотя не функционирует столь активно, как раньше.
Составной частью общедагестанской национальной идеологии, как пишет М.Абдуллаев, должны служить общедагестанские культурные традиции, основанные на адатах и тех установлениях ислама и шариата, которые адаптировались к местным условиям и вошли в них как неотъемлемые компоненты. Заслуживает внимания и идея профессора о важности разработки своего рода кодекса культуры и нравственности дагестанца. Автор статьи предлагает опубликовать его на русском и местных языках, ввести по ним небольшие спецкурсы в школах и вузах…
По его мнению, ислам также может служить важным подспорьем формирования межнациональной общности народов Дагестана, следовательно, и важным фактором общедагестанской идеологии, признавая единство происхождения человеческого рода, равенство всех людей перед Богом. Но братство мусульман не может служить общедагестанской национальной идеологией.
О том, что у народов Дагестана издревле сложились высоконравственные традиции, обстоятельно пишет М.А. Абдуллаев и в другой содержательной статье «Нравственные традиции горцев и современная молодежь». Он, в частности, отмечает: «Известно, что у народов Дагестана есть глубоко гуманные и ни при каких общественных переменах не устаревающие традиции. Это уважение к старым, женщинам, детям, бедным и нуждающимся, иммигрантам».
В вышеназванной статье автор справедливо отмечает, что как важные компоненты общедагестанской национальной идеологии могут быть использованы факты смешанного проживания народов, межнациональных браков, превращения русского языка в язык межнационального общения, отсутствия титульной нации.
Анализ актовых записей о браках за 70–80-е и начало 90-х годов прошлого века показывает, что в городах и рабочих поселках удельный вес национально-смешанных браков составлял 22 проц. Разрушительные процессы 90-х годов, безусловно, оказали негативное влияние на семью, но, тем не менее, тенденция увеличения межнациональных браков в целом сохраняется.
Магомед Абдуллаевич справедливо заметил: «Смешанное проживание способствует рождению интересов и потребностей, гуманистических и толерантных взаимоотношений, негативного отношения ко всяким проявлениям националистического и религиозно-политического экстремизма. Как известно, межнациональные браки сближают не только семьи, но и их друзей, родственников между собой, а это, в свою очередь, не может не влиять на взаимоотношения окружающих».
Огромную роль в сплочении народов России играет русский язык – язык межнационального общения. Постоянное общение представителей различных наций и народностей в полиэтничных учебных, трудовых и воинских коллективах усиливает тягу к овладению русским языком, что становится важным фактором успешного приобщения граждан различных национальностей к достижениям русской и мировой культуры, а следовательно, очищению от остатков национальной ограниченности и дальнейшего укрепления единства народов страны.
В статье отмечается, что большое значение для обоснования единства народов Дагестана имеет Конституция РД. В ней обозначены все народы, единство их правового положения и ответственности за сохранение конституционного строя, территориальной целостности республики и государственного суверенитета в составе Российской Федерации.
В статье особое внимание уделено роли и значению Российской Федерации. Она создает условия для сохранения мира, политической стабильности и сближения народов нашей республики.
Таким образом, подход профессора М.А. Абдуллаева к вышеобозначенной проблеме является новаторским и, как нам кажется, отвечает реалиям, сложившимся в республике в современных условиях. Перечисленные и обоснованные в статье факторы, во-первых, способствуют преодолению глубочайшего идеологического кризиса, в которой оказался Дагестан, как и страна в целом, в результате краха марксизма, а преодолеть его можно лишь на пути выработки новой идеологии; во-вторых, названные в статье факторы созвучны общечеловеческими ценностями, служат утверждению гуманистических идеалов; в-третьих, все перечисленные факторы способствуют формированию общедагестанской национальной идеологии. Конечно, обозначенная выше проблема требует дальнейшего исследования, глубокого анализа и обобщения.
В заключение следует подчеркнуть, что данная новаторская точка зрения вовсе не первая в творческой деятельности Магомеда Абдуллаевича. И здесь проявился присущий ему подход к научным проблемам. Начиная с монографии «Мыслители Дагестана», опубликованной им в свои молодые годы, почти во всех его исследованиях прослеживаются черты творческой смелости и новаторства. Не случайно во многих центральных и местных публикациях его называют «ученым-новатором».

Х.Г. Адзиев,
зав. каф. политологии и социологии ДГПУ,
канд. истор. наук,
профессор;
Н.Н. Гасанов,
профессор каф.
политологии и социологии ДГПУ,
канд. филос. наук
 

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив