Народы Дагестана
Архив номеров » № 3, 2016 от 25 Октября 2016 г » Экономика » Проблемы горно-равнинной системы отгонного животноводства Дагестана

Проблемы горно-равнинной системы отгонного животноводства Дагестана

 Дагестан является примером уходящего глубоко в историю взаимовыгодного использования ресурсного потенциала горных и равнинных территорий. Это и яркий пример тесных культурных связей горцев с жителями равнин. К середине ХХ века в результате коллективизации сельского хозяйства и переселения значительной части населения с гор на равнину социально-экономические связи между горами и равниной в Дагестане изменились. В принципе они стали развиваться в ущерб горному хозяйству и расселению. Инвестиции в основном направлялись на развитие равнинных территорий. Сложившаяся за десятилетия традиция инвестирования развития равнинных поселений как более перспективных все еще сохраняется. В результате такой политики горные территории ныне отстают в своем развитии от равнинных на десятилетия. За период прошлого столетия более половины населенных пунктов Горного Дагестана вовсе исчезли. Количество населенных пунктов горной зоны сокращается и поныне, а экономика равнины продолжает расти.

Для сельского хозяйства дагестанских гор всегда важное значение имело взаимодействие со смежными равнинными территориями. Ярчайший тому пример – отгонное животноводство как смешанная технология сезонной миграции мелкого рогатого скота с летних горных пастбищ на зимние пастбища на равнине, где выпас сочетался со стойловым содержанием за счет кормовых запасов. Причем борьба за пастбищные и кормовые угодья нередко служила основанием для многочисленных конфликтов.

Сами по себе кутаны – это временно обитаемые пункты для выпаса скота, а кутанную систему можно определить как особую подвижную форму скотоводства. Отсутствие обоснованной программы распределения земель на равнине создало проблемы разбросанности и чересполосицы. Такие проблемы обусловили снижение продуктивности сельскохозяйственного производства как на равнине, так и в горах.

Чересполосица (земли за пределами собственной территории) в Дагестане имеет не только межрайонный, но и местами внутрихозяйственный характер. Причем из всех районов республики лишь два равнинных (Ногайский и Бабаюртовский) и один предгорный (Кайтагский) не имеют чересполосных земель. Между тем только в Бабаюртовском районе сосредоточены прикутанные земли, принадлежащие 150 хозяйствам из 23 в основном горных районов общей площадью 224,7 тыс. га, а в Ногайском районе примерно такое же количество запредельных землепользователей владеют вдвое большей площадью пастбищ – 485,9 тыс. га. В целом же отгонные пастбища, суммарная площадь которых в настоящее время в республике составляет 1241,0 тыс. га, находится в пользовании в общей сложности 636 хозяйств, а средняя площадь одной запредельной (прикутанной) территории составляет 1374 га.

Развитие прикутанного земледелия и создание целой системы разбросанных поселенческих очагов не привели к существенным сдвигам в системах хозяйствования горных районов. Одно время на прикутанных землях занимались и рисоводством, и виноградарством, и бахчеводством, в результате чего вспаханные под это земли (как правило, бывшие пастбища) выходили из строя, заболачивались. Кутанная система земледелия привела к возникновению множества взаимосвязанных проблем. Например, проблемы ухудшения земли и сокращения пастбищ, дискомфортного существования семей, когда кто-либо из членов семьи долгое время живет от нее в отрыве, ослабление экономических механизмов развития хозяйства и др.

Ныне горные районы находятся в тяжелом положении во многом и потому, что их кутаны потеряны, а традиционный, накопленный веками опыт ведения самостоятельного хозяйства в горах давно утрачен. Выход из этого положения видится, однако, не в принудительном возобновлении изживших себя неэффективных связей, а в поисках новых путей самостоятельной хозяйственной деятельности и кооперации на взаимовыгодной рыночной основе (малое предпринимательство, КФХ). Интенсивное строительство дорог, а также компьютеризация и телефонизация горных территорий способствуют сокращению исторически сложившегося разрыва в комфортности условий существования в горах и на равнине.

Важнейшей формой взаимодействия горных и равнинных территорий является их хозяйственная кооперация. Ядром горно-равнинных экономических систем традиционно служит сельское хозяйство. Так, горные хозяйства Дагестана, с одной стороны, обладающие обширными площадями летних пастбищ и чрезвычайно малыми площадями пахотных земель в горах, но с другой – сравнительно крупными угодьями пашни и зимних пастбищ на равнине (в других районах республики или вне республики). Горные села постепенно теряли поддержку и помощь своих кутанных хозяйств на равнине. Постепенно утверждался оседлый характер кутанов: скотоводы, сезонники, механизаторы обосновывались на постоянное жительство, хотя строительство частного жилья в зонах отгонного животноводства и запрещалось. На кутанах в основном возводились не жилища, а самые худшие образцы трущобных построек, демонстрирующих вопиющую бедность и антисанитарию. Причем в этих отгонно-животноводческих трущобах Страны гор порой можно встретить и весьма многодетную семью.

С получением крестьянами конституционного права на передвижение и строительство жилья на плоскости появилась целая сеть стационарных поселений с производственной и социальной инфраструктурой. Эти населенные пункты, уже получив (в подавляющем большинстве) земли в долгосрочную аренду, почти перестали быть частью горных хозяйств.

Горы не только поставляют необходимые ресурсы, обеспечивающие жизнеспособность экономики равнины, но также при неблагоприятном управлении этими ресурсами потенциально могут оказать дестабилизирующее воздействие на социально-экономическую ситуацию в пределах низменности.

На горную и высокогорную зоны Республики Дагестан ныне приходится 34,9 % населения и более 9,2 % обрабатываемых земель и пашни. Горы отстают и по обеспеченности общей площадью сельхозугодий (26,6 %). К тому же пашня занимает в составе с/х угодий всего около 5,7 %, что меньше в 4 раза, чем на равнине, и в 3,5 раза, чем в предгорьях. Уступают горы и по большинству показателей продуктивности сельскохозяйственных земель. На 1 сельского жителя в горных районах приходится всего 0,1 га пашни – в 8,5 раза меньше, чем на равнине, хотя и на равнине обеспеченность землей не очень значительная.

Большинство хозяйств горной и предгорной зон республики имеют земельные участки, часто удаленные от основного земельного массива на значительные расстояния (до 500 км). Все это приводит к межрайонной чересполосице. Большинство попыток решения проблемы чересполосицы местными органами административной власти приводило к всплеску так называемых земельных конфликтов, часто усугубляемых этносоциальной окраской.

Анализ и систематизация локальных земельных конфликтов, проявивших себя после перестройки и привнесших изменения в существующую схему аграрного землепользования, показывают, что в общей массе таких конфликтов примерно 2/3 оказались не разрешенными. Вполне закономерно, что примерно 60 % всех земельных споров приходится на предгорную зону Дагестана, где на фоне относительно благоприятных агроклиматических условий хозяйствования имеет место острая проблема дефицита сельхозугодий, а также проблема сосуществования весьма пестрых этнохозяйственных интересов землепользования. В общей массе земельных конфликтов выделяются такие, которыми затрагиваются интересы соседних республик и государств. Это спор между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой по поводу совместной границы, а также спор, связанный с делимитацией южной границы России и Республики Азербайджан вдоль нижнего течения р. Самур. Здесь за последние годы провели десятки встреч между руководствами республик; надо это дело продолжить.

Кутаны, как населенные пункты в плоскостной зоне Дагестана, получили бурное развитие особенно после ввода современных автомагистралей через его северные районы в Калмыкию и Ставропольский край. Кроме того, за последние годы построена большая сеть внутренних автодорог с твердым покрытием. Кутаны стали не только доступными, но и привлекательными, многие из них газифицированы и электрифицированы. Кутанная хозяйственная сеть превращается в расселенческую со всеми вытекающими из этого последствиями.

Следует отметить, что в настоящее время основная часть отгонных кормовых угодий Дагестана расположена в зоне Черных земель и Кизлярских пастбищ в пределах Ногайского (851,5 тыс. га), Тарумовского (280,1 тыс. га) и Кизлярского (304,8 тыс. га) районов республики. Причем состояние зимних пастбищ Северного Дагестана из года в год ухудшается. Эти земли потеряли свою первоначальную значимость как зимние пастбища, а ведение отгонного животноводства на них стало дорогостоящим и невыгодным. В настоящее время для ведения отгонного животноводства пастбищами этой зоны пользуются 636 хозяйств из 37 районов. Нагрузка на существующие зимние пастбища в пределах северного Дагестана составляет по 3-4 головы овец на гектар при норме 1,0. Процессы деградации пастбищ опережают темпы работ по их восстановлению, и эта тенденция приобретает разрушительный характер.

Важно отметить, что хозяйствами Дагестана до сих пор использовались значительные площади пастбищных территорий Республики Калмыкия (158,0 тыс. га) и Ставропольского края (57,2 тыс. га). В настоящее время наиболее острой из такого рода проблем является использование дагестанскими животноводами калмыцких пастбищ. История этого вопроса начинается с 1955 г., когда постановлением Совета Министров РСФСР №532 Дагестанской АССР из бывших калмыцких землель в пределах Астраханской области в бессрочное (вечное) пользование было передано 211,0 тыс. га земель, которые были закреплены за хозяйствами высокогорных и предгорных Рутульского, Буйнакского, Агульского, Курахского, Советского, Новолакского, Акушинского районов. С принятием Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» между Калмыкией и Дагестаном достигнута договоренность об освобождении 30,5 тыс. га и дополнительно 22,4 тыс. га земель дагестанских хозяйств и закреплении их за поселковыми Советами Улан-Хола, Артезиана и г. Лагань. В пользование же хозяйств Республики Дагестан оставлено 158,0 тыс. га земель, и Соглашение по использованию отгонных пастбищ в административных границах Республики Калмыкия действовало до 1 июня 2005 г. А как быть дальше?

С принятием Закона РСФСР от 26 апреля 1991 г. «О реабилитации репрессированных народов» Совмин Калмыцкой ССР приступил к реализации соответствующей программы действий по полному выведению дагестанских горных хозяйств из числа пользователей пастбищами этой республики, что нанесло большой ущерб прикутанным хозяйствам РД.

В настоящее время прослеживается тенденция постепенной утраты пастбищных земель в пределах соседней республики горными хозяйствами Дагестана. Вместе с этими землями они потеряют и множество созданных там за десятилетия прикутанных хозяйств. Это, естественно, приведет к существенному сокращению поголовья овец горных районов республики, значит и к подрыву их экономики. Также следует иметь в виду, что уровень жизни населения перечисленных выше 7 дагестанских районов – пользователей калмыцкими землями сегодня находится на критически низкой отметке.

История совместного использования пастбищных земель Азербайджана и Дагестана для отгонного животноводства насчитывает не одну сотню лет нахождения их народов в раздробленных государственных образованиях, а затем более века – в едином экономическом пространстве СССР. До перестройки хозяйства Дагестана использовали на территории соседнего Азербайджана до 50 тыс. га пастбищных земель. Сложившийся животноводческий «конвейер» обусловлен особенностями технологии пастбищного скотоводства, сочетающего выпас скота на высокогорных альпийских лугах Южного Дагестана в летний период и в сухих степях южного склона Кавказского хребта в пределах нынешнего Азербайджана – зимой. Разрыв единого экономического поля привел к тому, что жители горных (лезгинских, рутульских, аварских, цахурских и др. национальностей) районов Присамурья потеряли возможность отгонять скот на южно-кавказские зимние пастбища, что они делали сотни лет. Надо продолжить переговоры по данным вопросам.

В 2013 г. окончился срок пользования хозяйствами АР летних пастбищ на территории Дагестана и хозяйствами РД зимних пастбищ на территории Азербайджана сроком на 20 лет, т.е. до 2013 года, установленный распоряжением Совета Министров СССР от 3 апреля 1974 г. № 785 и утвержденный Соглашением между Правительством АР и Правительством РД в 1993 году. В преддверие разрыва хозяйственных связей по отгонному животноводству между Дагестаном и Азербайджаном на зимних пастбищах в Муганской степи Азербайджана содержалось до 8,0 тыс. голов овец хозяйств Ахтынского района РД, а на летних пастбищах на дагестанской территории находилось около 20 тыс. голов овец, принадлежащих азербайджанским хозяйствам. За полувековой период активного использования зимних пастбищ Муганской степи в пределах Азербайджанской ССР была создана необходимая для эффективного ведения отгонного животноводства производственная инфраструктура. Освоено под орошаемую пашню 1,5 га земель, построены объекты соцкультбыта для обслуживающего персонала и их семей. Это десятки кошар, чабанок, артезианских скважин, дорожная и мелиоративная сеть и др. По сути создан крупный населенный пункт, насчитывающий более 100 хозяйств, со школой и другими объектами соцкультбыта.

Таким образом, изменение геополитической структуры пространства бывшего СССР и утверждение в его пределах новой общественно-политической формации выдвинули целый ряд весьма острых вопросов запредельного землепользования, требующих своего оперативного и бесконфликтного решения. Наиболее оптимальным подходом к их решению как внутри республики, так и за ее пределами (в Ставропольском крае, Республике Калмыкия и Республике Азербайджан) является заключение межправительственных соглашений о долгосрочной аренде земли. В ином случае возникает вопрос о компенсации дагестанской стороне стоимости созданных производственных и инфраструктурных объектов, оставляемых на передаваемых землях. При обосновании права на землевладение не следует исключать силу прежних (советских) актов о передаче земель в пользование конкретным хозяйствам горной зоны.

Очевидно, что наше руководство стремится решить данную проблему. Но необходимо это делать более конкретно и целенаправленно. И, конечно, очень важно продолжать целенаправленную работу по укреплению взаимопонимания и сотрудничества в решении вопросов землепользования с соседними государствами и субъектами Российской Федерации.

 


«назад

Фотолента

фотографий: 5

Мост в селении Кунки

Категория фото: ЭКОНОМИКА »

Работники Управления ветеринарии Гумбетовского района в зоне отгонного животноводства

Категория фото: ЭКОНОМИКА »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив