Народы Дагестана
Архив номеров » № 3, 2016 от 25 Октября 2016 г » Общество » Трудом славен Руслан Мавланович

Трудом славен Руслан Мавланович

 Нашему сегодняшнему собеседнику, начальнику управления образования администрации муниципального образования городского округа «город Хасавюрт» Ибрагимову Руслану Мавлановичу в конце июня нынешнего года исполнилось 60 лет, 42 из которых он отдал развитию образования и воспитанию подрастающего поколения.

– Талантливый руководитель, лучший организатор в республике, всегда в поиске, – так лаконично отозвался о Руслане Мавлановиче Ибрагимове министр образования и науки Республики Дагестан Шахабас Курамагомедович Шахов.

А что же сам наш собеседник говорит о своей жизни и делах на педагогическом поприще?

– Руслан Мавланович, Вам 60 лет. О чем Вы сегодня думаете с высоты своих прожитых лет? Много это или мало?

– Жизнь прожить – не поле перейти. Когда стоишь в самом начале пути, думаешь, что впереди длинная, широкая дорога. Мечты одна другой краше, планов много. А вот теперь вдруг задумываешься: а все ли успел? Когда вдруг осознаешь, что уже 60, начинаешь торопиться жить: не успел вовремя кому-то помочь, у кого-то не попросил прощения. И это для себя, для своего внутреннего спокойствия, а не для того, чтобы где-то заслужить баллы. Я целыми днями в трудах и заботах, и это мне нравится.

– Стать учителем – мечта или просто случайность? Вы, наверное, занимались спортом? И какие виды спорта Вам по душе?

– Все счастливые семьи одинаковы. У родителей нас пятеро: я и четыре сестры. С меня спрос всегда был особый. Папа всю жизнь был для меня идеалом. Он много работал, успевал заниматься нашим воспитанием, учил всему, что умел сам. Это повлияло на выбор профессии.

Как я стал учителем? На этот вопрос у каждого педагога свой выстраданный ответ. Я не из учительской династии: папа всю жизнь работал шофером, мама – в управлении коммунального хозяйства. Тем не менее к слову «учитель» всегда относился с большим уважением и трепетом. Может, потому что мне повезло с моими учителями. Так что на биофак в наш педагогический поступил вроде как случайно, но, с другой стороны, во всем есть предначертанность. Во всяком случае, в наших самых крупных событиях, шагах по жизни. Я сделал несколько таких шагов «от солдата до генерала»: работал учителем в школе № 14, завучем – в профтехучилище. До нынешнего назначения был заместителем начальника управления образования.

Учась в школе и затем в Хасавюртовском педучилище, на физкультурном отделении, занимался баскетболом, имел разряд. Этот вид спорта развивает человека всесторонне.

– Развитию образования в Хасавюрте Вы отдали более 40 лет. Профессия нелегкая. Жалеете, что выбрали профессию педагога?

– Вот уже 42 года работаю в образовании и ни разу не пожалел о своем выборе.

– Слежу за Вашей деятельностью многие годы и прихожу к выводу: Вы всегда в поиске. Не стану спрашивать, откуда столько сил, энергии, умения вести за собой педагогический коллектив такого крупного города и быть первым в республике. А Вы рвались к должности начальник ГУО или это тоже случайность? Хотяслучайностей, наверное, в таких серьезных вопросах не бывает.

– По специальности я управленец. Но мне очень нравится работать с детьми, даже с хулиганистыми, которые плохо понимают материал или в какой-то момент становятся неуправляемыми. От детей всегда идет положительная энергия. Сравнивая в этом отношении нашу работу и работу врача, думаю о том, насколько врачу душевно сложнее: ведь его окружает горе, энергетика больных людей. Очень часто профессии врача и учителя ставят на одну ступень. Может, потому что одни лечат тело, а другие воздействуют на душу? Есть и еще одно сходство: низкая оплачиваемость их труда. Учительская работа, к сожалению, сегодня также не относится к высокооплачиваемым. Государственная политика не направлена на формирование авторитета учителя. А ведь это человек, влияющий на духовность общества.

В нашем городе создана работающая, развивающаяся и результативная система образования. Приведу всего лишь несколько цифр: в 2007 году было всего четыре призера и победителя республиканских олимпиад, а в 2015 – 22. По основным предметам наши выпускники показывают результаты ЕГЭ выше республиканских. Есть школы с углубленным изучением предметов, профильные классы, 4 гимназии и лицей. Сохранена сеть учреждений дополнительного образования: 8 учреждений. Хасавюрт вот уже 8 лет представляет высокие результаты в сфере образования, достойно выглядит на уровне республики и России.

– Руслан Мавланович, как Вы относитесь к реформам в образовании и демографическим проблемам?

– Образование детей более консервативно, потому что нацелено не на сиюминутный результат. Нельзя радикально ломать эту систему, от этого обязательно какое-то поколение пострадает. Любая временная точка, которую мы возьмем, чтобы начать движение к новому, будет переломной: кто-то идет в школу, кто-то ее заканчивает. Но мы также пришли к пониманию того, что не можем существовать отдельно от города, родителей, экономических и социальных тенденций в стране. Перед нами стоит проблема демографической ситуации: детей становится больше, они не могут похвастаться отменным здоровьем. Мы должны учитывать эти процессы, должны удовлетворять разумное «хочу» со стороны родителей. «Хочу, чтобы мой ребенок сберег свое здоровье. Чтобы он владел современными информационными технологиями. Чтобы в школе ему было комфортно. Чтобы к нему относились уважительно» – и это помимо собственно образования. Значит, нужно находить здоровьесберегающие технологии обучения, трансформировать систему взаимоотношений «ученик–учитель». Родитель – заказчик, мы – исполнители.

– Многое сделано Вами для развития образования города. Заметил, что не ради наград работаете и не ради зарплаты. А что именно влечет Вас? У меня создается впечатление, что Вы ночами не спите, думаете, ищете, читаете педагогическую литературу. Я прав? А чем еще Вы в жизни занимаетесь? Ваше хобби? Кого из классиков литературы больше всего любите?

– Кто такой начальник управления образования? Учитель? Менеджер? Чиновник? Это, прежде всего, человек с большой душой и пламенным сердцем, но в то же время имеющий не только «плюсы», но и «минусы».

Это инженер человеческих душ, способный формировать живого человека и его поколение.

Это воспитатель, способный организовать, сплотить, направить.

Он же учитель XXI века, знающий и любящий свой предмет, умеющий общаться с детьми нового поколения, зная их потребности, возможности, цели.

Тонкий психолог, имеющий навыки работы не только с детьми, но и со своими коллегами. Ежедневно с кем-то приходится беседовать, советоваться.

К тому же он хороший завхоз, знающий все свои учреждения от ясельной группы до спортивного зала.

Он же архитектор, умеющий реально на деле превратить школу прошлого в школу будущего, и врач, реанимирующий нашу систему образования, создаваемую десятилетиями, искусный стратег, способный умело просчитать исход внедряемых экспериментов, особенно в нынешнем неустойчивом мире.

Это настоящий интеллигент, всегда идущий на шаг впереди обывателя, и идейный вдохновитель, неугасимый источник энергии, креативный «талант», тонкий дипломат, мудрый руководитель, человек честный, трудолюбивый, целеустремленный, профессионал, преданный своему делу. Это патриот, всегда помнящий о том, что в его руках будущее города, республики, страны.

Обладая всеми перечисленными качествами, думаю, я смог создать условия для развития педагогического потенциала, способствовать укреплению авторитета и повысить социальный статус педагогов, понимая то, что учитель – это не средство для достижения высоких результатов в обучении, а ключевая фигура в школе, повысить качество образования в городе.

Я искренне хочу, чтобы выпускники наших школ были личностями гармонично развитыми, мобильными и инициативными, умеющими самостоятельно принимать решения, способными реализовать свои творческие потенциалы, как в собственных интересах, так и в интересах общества.

– Вы, Руслан Мавланович, преданный своему народу человек, патриот. Такие же чувства преданности своему народу, несомненно, Вы воспитываете в своих детях. Это от родителей идет или испокон веков так принято у чеченцев-аккинцев? Преданность аккинцев своим веками сложившимся традициям, обычаям может служить примером для всех народов Дагестана. Как удается сохранить эти ценности аккинцам?

– Возрождение моего народа невозможно без обращения к истокам, без постижения и принятия ценностей национальной культуры. Каждый народ имеет национальную культуру, в которой заложены пласты народной мудрости, культуры.

Задолго до появления научных педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая в ней чувство прекрасного, прививая такие качества, как честность, любовь к труду, гуманное отношение к человеку, преданность идеалам.

Чеченский народ оставил большой след: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные песни, героические, волшебные, бытовые сказки. Народная культура всегда укрепляла нравственный облик народа, была его исторической памятью, наполняла глубоким содержанием всю его жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.

Древние говорили, что для абсолютного счастья человека необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей.

– Руслан Мавланович, сегодня на вершине прожитых 60 лет о чем Ваши думы, мысли, чаяния? Что Вы планируете на следующее десятилетие своей жизни?

– Я всегда старался работать хорошо. Как любой нормальный человек, ценю, когда результаты моей работы замечают. Если честолюбие считать стремлением сделать дело так, чтобы за работу не было стыдно, чтобы она была выполнена качественно, то да, я честолюбив. И мое честолюбие не позволяет мне лениться и пасовать перед трудностями. В конце концов, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом...

– А как относитесь к юбилеям? Любите их отмечать?

– К своим юбилеям отношусь отрицательно, не люблю отмечать. А к юбилеям окружающих отношусь почтительно и все делаю, чтобы они остались у них в памяти.

– А давайте вновь перейдем к рабочим аспектам Вашей деятельности. Довольны ли Вы педагогическими кадрами, подготовленными высшими и средними учебными заведениями? Все ли в этой области хорошо?

– Что посеешь, то и пожнешь, говорят в народе. Педагогические кадры, подготовленные сегодня, по знаниям соответствуют госстандарту, а практики достаточной у них нет, как и нет большого желания у молодых учителей работать с детьми. Методические службы усиленно работают с молодыми специалистами по обмену опытом с учителями, проработавшими в школах уже много лет. Шефство, опекунство, семинары-совещания, выездные заседания методических объединений – все эти мероприятия во многом помогают росту мастерства молодого педагога.

– Сегодня все еще продолжается обсуждение вопроса целесообразности проведения в общеобразовательных школах ЕГЭ. Каково Ваше отношение к этому проблемному вопросу?

– Проверка качества знаний по Единому госэкзамену, что бы и кто бы там ни говорил, дело хорошее. Прежде всего, потому, что проверка знаний учащихся проводится не самими учителями, а так называемой внешней экспертизой. Такая система в норме изменила отношение детей к приобретению глубоких и прочных знаний, повысилась ответственность родителей за дальнейшую судьбу своих детей.

С 2008 года наше управление занимает первые места в рейтинге среди муниципальных управлений образования. Два года удавалось провести ЕГЭ без замечаний, увеличить средний балл на 5-8 единиц по основным предметам.

– Руслан Мавланович, за образцовое выполнение своих обязанностей, самоотверженный труд на благо дальнейшего развития образования в республике и умелое воспитание подрастающего поколения Вы удостоены многочисленных наград. В 2001 году Вам присвоено высокое звание заслуженного учителя РД, а в 2006 году Вы стали Почетным работником общего образования РФ. Какая из наград Вам дороже?

– Ничто не может сравниться и никакие ордена, медали и грамоты не заменят чисто человеческой благодарности. Если я такую благодарность от народа заслужил, то безмерно рад. Для меня высшей наградой была бы стопроцентная успеваемость всех учащихся в период итоговой аттестации 9, 11 классов в форме ЕГЭ.

– Мы с детства кому-то подражаем. Кто Ваш кумир? На кого бы сегодня хотели равняться? И почему? По какой причине?

– Моим кумиром был директор школы, где я начинал учебу, Масхадов Докторпаша Юсупхаджиевич. И первую учительницу Сахаватову Савдат Шапиевну буду помнить всегда. Она многому научила меня. Их сегодня нет с нами.

С большим уважением и признательностью отношусь ко всем педагогам и директорам, проработавшим со мной. А сегодня они находятся на заслуженном отдыхе: Абакаров А.И., Гамзатов А.В., Атаев Д.Д., Гехаев А.Ш., Шовхалов О.О., Салахбеков М.Р. Отдельное спасибо министру транспорта, энергетики и связи РД Умаханову Сайгидпаше Дарбишевичу. Слово, данное ими, никогда не расходилось с делом.

– Один сын – судья, а другие дети?

– Старший сын – председатель суда Хасавюртовского района, второй сын – старший помощник прокурора. Дочь воспитывает троих детей, имея высшее образование. Она закончила ДГУ, по специальности социальный педагог. Младшая дочь – студентка первого курса ДГМА.

 

Умные, образованные, красивые дети, удачно сложившаяся жизнь, любимая работа, уважение в обществе… Что еще нужно человеку для полного счастья? Кажется, ничего. И поэтому я от имени всего коллектива нашего журнала и от себя лично от всей души поздравляю Вас, Руслан Мавланович, с прекрасным юбилеем и желаю крепкого здоровья на долгие годы. Пусть удача всегда сопутствует Вам. Спасибо за интересную и содержательную беседу!

«назад

Фотолента

фотографий: 3

На форуме учителей русского языка

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Награждение лучшего директора школы города

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Р. Ибрагимов в кругу большой семьи

Категория фото: ОБЩЕСТВО »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив