Народы Дагестана
Архив номеров » № 4, 2016 от 26 Октября 2016 г » Наши города и районы » Будущее района – в наших руках

Будущее района – в наших руках

 – Давуд Амаевич, у работников редакции накопилось много вопросов. Первый: Вы районную администрацию возглавили в марте 2012 года, конечно, ответственности больше, но в чем принципиальная разница в работе районной и поселковой администрации?

– В соответствии с ФЗ-131 у нас двухуровневая система власти – районная и поселенческая. И у них совершенно разные полномочия. У поселений решение «житейских» вопросов. Их обязанность – дорожная деятельность в отношении дорог местного значения, обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями, организация благоустройства и озеленения, организация сбора и вывоза мусора и бытовых отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, обеспечение жителей услугами организаций культуры, организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью, развитие физической культуры и массового спорта и т.д. На территории сельского поселения по каждому вопросу местного значения организована работа. Сельские поселения являются дотационными, хотя налоговые и неналоговые доходы поселения с 2012 года выросли на 35 %. Благодаря программно-целевому подходу использования средств и участию в республиканских целевых программах, удается привлекать в развитие района средства из республиканского бюджета.

У муниципального района, в первую очередь, предоставление общедоступного и бесплатного образования (72,4 % затрат бюджета), вопросы по организации досуга и культуры, спорта (10,4 %), общегосударственные вопросы (8,9 %), выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений (8,3 %), создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширение рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне. Задача районного уровня власти – сделать район привлекательным для инвесторов, как в АПК, так и в промышленном направлении. Для инвесторов важны в первую очередь стабильная обстановка в районе, наличие слаженной административной команды, наличие свободных участков с инфраструктурой, ресурсно-сырьевая база. Наш район на сегодняшний день располагает всеми факторами, совместно с министерствами и ведомствами Республики Дагестан идет активный поиск инвесторов. Хотя, честно говоря, вопрос оставляет желать лучшего.

Пожалуй, в этом и заключается принципиальная разница в работе. В качестве главы района – основная задача обеспечить исполнение всех запланированных мероприятий в рамках решения вопросов местного значения, в должности главы администрации района – обеспечить стабильное развитие района, опираясь на «точки роста» в отраслях экономики и социальной сферы и создавая благоприятный инвестиционный климат.

– Какие отрасли народного хозяйства являются приоритетными для Рутульского района и какие инвестиционные проекты реализуются в Вашем районе?

– Начиная с текущего года мы вводим в практику новый документ – инвестиционное послание. Я обращаюсь ко всему нашему предпринимательскому сообществу, органам власти, жителям района. Цель моего обращения – довести до всех наше понимание приоритетов, основных направлений деятельности и шагов по формированию благоприятного инвестиционного климата в нашем районе в 2016 году.

Привлечение инвестиций в экономику района является одной из стратегических задач администрации муниципального района. Рост инвестиций напрямую влияет не только на увеличение налоговых поступлений в бюджет, создание новых рабочих мест, но и на уровень и качество жизни. Поэтому нам необходимо создать комфортные условия для работы предпринимателей и благоприятный инвестиционный климат, направленный на повышение привлекательности района.

По основным показателям социально-экономического развития Рутульский район занимает лидирующие позиции по многим направлениям и достойно выглядит на фоне других районов Республики Дагестан.

Данные государственной статистики говорят о том, что район интенсивно наращивает темпы развития практически во всех секторах экономики и социальной сферы:

– выросла среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций муниципального района на 11 % по сравнению с аналогичным периодом 2013 года.

В районе открываются новые хозяйствующие субъекты, которые создают новые рабочие места. Всего за 2015 г. создано 757 рабочих мест, в том числе индивидуальные предприниматели – 43, КФХ – 22, юридические лица – 511 мест.

Показатели роста объемов инвестиций говорят о том, что район уверенно движется вперед. Однако, несмотря на положительные результаты, важно отметить ряд нерешенных проблем. Объем инвестиций, который поступает сегодня в район, недостаточен для активного развития экономики. Недостаток инвестиций не позволяет максимально сформировать собственные доходные источники для развития социальной сферы. Существующие проблемы являются серьезным препятствием для наращивания инвестиционного потенциала района.

Важным настораживающим фактором для нашей территории является то, что за последние 2 года наблюдается тенденция сокращения числа субъектов малого и среднего предпринимательства, особенно индивидуальных предпринимателей. Соответственно процесс развития сектора малого и среднего предпринимательства, несмотря на некоторые позитивные моменты, сдерживается наличием следующих проблем:

– ограниченность доступа к банковским кредитным ресурсам – банковское финансирование не решает проблем развития малого и среднего бизнеса из-за отсутствия должного залогового обеспечения, непрозрачности финансовых потоков субъектов малого предпринимательства, осторожности банков в кредитовании малого бизнеса;

– для большинства субъектов малого предпринимательства типичной остается ситуация с дефицитом работников нужной квалификации, оборудования нужного качества, помещений.

Поэтому нам необходимо создавать условия для работы субъектов всех категорий бизнеса (от малого до крупного) и благоприятный инвестиционный климат.

Для достижения вышеназванных задач принята «Программа экономического и социального развития района на 2015 – 2018 годы», в этом году разработана «Дорожная карта» по внедрению Стандарта деятельности администрации района по обеспечению благоприятного инвестиционного климата на территории муниципального образования «Рутульский район».

В сфере инвестиционной политики мы перед собой на перспективу ставим реализацию следующих задач:

– наращивание инвестиционного потенциала района;

– привлечение инвесторов для создания новых, а также расширения и модернизации существующих сельскохозяйственных предприятий на территории района;

– продвижение производимой на территории муниципального района продукции, работ и услуг на региональный и межрегиональный уровень путем организации участия предприятий района в республиканских и межрегиональных конкурсах.

Приоритетным направлением инвестиционной политики администрации Рутульского района было и остается проведение мероприятий по улучшению социально-экономической ситуации в районе – это водоснабжение населенных пунктов, строительство детских дошкольных учреждений, школ, районной больницы, ремонт ФАПов и т.д.

Хочу затронуть еще один из важнейших факторов, влияющих на благоприятный инвестиционный климат, – трудовые ресурсы. В последние годы в районе, как и в республике в целом, наблюдается падение престижа начального профессионального образования, технического образования, соответственно идет дисбаланс рынка труда и рынка образовательных услуг. Высшее образование остается престижным вопреки потребностям рынка труда.

Анализ профессионального состава безработных показывает, что наименее востребованы на рынке труда бухгалтеры, экономисты, юристы. Повышенным спросом на рынке труда в 2015 году пользовались: учителя, механизаторы, санитарки, медработники. Мы готовы рассматривать предложения бизнеса по обеспечению трудовыми ресурсами для реализации приоритетных инвестиционных проектов.

Не могу не отметить проблемы, с которыми сталкивается наш муниципалитет в вопросах работы с инвесторами и привлечения инвестиций:

а) ограниченность муниципальных мер поддержки инвестора, обусловленная дефицитностью местного бюджета;

б) дефицит квалифицированных кадров (как рабочих, так и специалистов по работе с инвесторами).

Необходимо повысить информационную открытость района в части создания положительного инвестиционного имиджа. Мы должны максимально широко рассказать о районе, его возможностях и потенциале. Для этого есть масса инструментов: презентации, размещение информационных материалов и интервью об инвестиционном потенциале района в печатных СМИ и интернет-изданиях. Ряд таких мероприятий мы уже проводим.

Особое внимание следует уделить молодежи – она является основой будущего развития муниципального района. Следует создать больше возможностей повышения образовательного уровня, организации культурного, спортивного досуга молодежи, самореализации молодого поколения внутри района, решения жилищной проблемы.

В завершении инвестиционного послания я хотел бы отметить, что в работе с инвесторами нет мелочей. Только кропотливой, ежедневной работой в этом направлении район может достичь результатов.

– С 2014 года реализуются меры по сокращению расходов на содержание органов местного самоуправления, в том числе за счет сокращения числа чиновников. Основная нагрузка по сокращению ложится на сельские поселения?

– Нет. Считаю правильным начинать с себя. В районной администрации и структурных подразделениях проведена реорганизация в управлении образования, управлении культуры администрации района. Большинство управлений преобразованы в отделы, а некоторые отделы ликвидированы. Произошли изменения в отделах сельского хозяйства, экономики и земельных отношений.

Основной критерий в подборе кадров – это, помимо образования и опыта работы, желание работать в администрации, не считаясь с личным временем, в ненормированном режиме, чтобы сделать район развитым и успешным, а не для личного благосостояния и авторитета.

Теперь поговорим о сельских поселениях. На территории Рутульского района их 17. Самые крупные: Рутульское, Хлютское, Ихрекское и Мишлешское сельские поселения. Самые малые по численности населения Кининское, Муслахское сельские поселения. Собственные доходы у поселений в текущем году тоже разные. Отличается и штатная численность в администрациях поселений (от 5 до 7 человек). Для содержания органов местного самоуправления сельских поселений годовая потребность составляет в среднем 14 млн. руб. Соответственно для содержания 17 администраций сельских поселений нужна дотация из районного бюджета, который в свою очередь имеет кредиторскую задолженность. О решении вопросов местного значения в сельских поселениях за счет средств местного бюджета речь не идет.

– Сегодня мы не говорили о развитии социальной сферы на территории Вашего района.

– Начнем со здравоохранения. С 1 января 2013 года оно передано на республиканский уровень. В этом году практически завершены работы по строительству нового типового здания районной больницы на 50 койко-мест, поставлено оборудование. Правда, республиканская комиссия высказала отдельные замечания к зданию и оборудованию, и сейчас идет процесс устранения всех недоделок.

В сфере образования: основная задача – добиться финансирования и, соответственно, завершения строительства здания МОУ Рутульская СОШ № 2. В 2014–2015 годах были заключены и выполнены контракты для выполнения работ по устройству уличной сети канализации, прокладке водопроводной сети, устройству монтажа котельной и дымовой трубы Рутульской СОШ №1 и т.д.

– Какие меры поддержки оказываются Вашим хозяйствам, фермерам и в силах ли они выжить в современных непростых условиях?

– Всего земель, закрепленных за Рутульским районом, – 120850 га. Из них сельхозугодия 72531 га, пашня – 3542 га, сады – 169 га, сенокосы – 676 га, пастбища – 66488 га.

Постепенно в рамках реализации приоритетного проекта развития Республики Дагестан «Эффективный АПК» мы увеличиваем посевные площади. Так, в СПК посевы озимых сельхозкультур составляли в 2015 году – 565 га, в 2016 – уже 950 га.

Яровой сев в 2015 году составлял 1350 га, а в 2016 году – 1500 га. Но тем не менее около 30 % пашни в отгонных землях Бабаюртовского района остаются неиспользованными, причиной является отсутствие поливной воды в оросительных каналах в Бабаюртовской зоне и мелко-контурность участков внутри района.

В 2016 году было заготовлено кормов всех видов 5800 тонн, получено 35 центнеров с га, прирост составляет 1,2 %. Также по району было произведено капусты 10000 тонн, картофеля – 7448 тонн, овощей – 5450 тонн.

Производство зерна и зернобобовых в валовом измерении составляет в 2015 году 1546 тонн, а в 2014 году – 1030 тонн. Прирост составляет 1,5 %.

Наихудшие показатели по растениеводству имеют такие хозяйства, как СПК «Правда», Микикский и «Рутул», в которых практически пашни не используются. Все это является следствием нецелесообразного закрепления земельных участков за данными хозяйствами.

Изношенность машинно-тракторного парка составляет 90 %. Высокая стоимость техники не позволяет приобретать их не только мелким КФХ, но и крупным хозяйствам района. То же самое можно сказать и по лизингу.

На 1 января 2015 года в МО «Рутульский район» имелось КРС 20927 голов, в том числе коров – 10336 голов, из них в СПК – 1773 головы, в том числе коровы – 849 голов, в КФХ – 3717 голов, в том числе коров – 2059 голов, в ЛПХ – 14999 голов, в том числе коров – 7240 голов.

По сравнению с 2015 годом идет увеличение численности коров на 438 голов. Средний удой на одну корову в 2015 году составил 1156 литров, к концу текущего года показатели молока превысят уровень прошлого года.

Вместе с положительными результатами в области животноводства имеются серьезные недостатки: не осуществляется всеми хозяйствами перегон скота с зимних на летние пастбища и обратно. Так, несмотря на неоднократные выезды и проведенные совещания по вопросам перегона скота весной 2015 года в Кочубейскую зону с работниками отгонного животноводства, ожидаемый результат не был получен. Более 40 % поголовья МРС не были охвачены перегоном на летние пастбища. Причина – неисполнение руководителями хозяйств своих прямых обязанностей. Фактически процесс развития животноводства пущен на самотек.

Так дальше, конечно, не может продолжаться. Будут приняты меры по исправлению ситуации. Что касается зимовки скота, состояния кошар и чабанок, тут положение в преддверии зимовки нужно исправить.

– Вы являетесь председателем антитеррористической комиссии района. Какие задачи стоят перед АТК муниципального района?

– Задачи нам всем по борьбе с террором определены В.В. Путиным еще в сентябре 2000 года. А если конкретно, наша АТК работает по программе и комплексному плану информационного противодействия терроризму на 2013–2018 годы. Перед нами стоят задачи: снизить и свести до минимума радикализацию населения, создать условия для мощного противодействия экстремистской идеологии.

– Как Вами используется такое мощное оружие, как СМИ?

– Как раз об этом я и хотел сказать. Не зря СМИ называют четвертой властью. И это действительно мощное оружие. На официальном сайте нашего района ведется информационное противодействие экстремизму и терроризму. Размещаются статьи по данной тематике. В социальных сетях запускаются видеоролики встреч с представителями духовенства района. Газеты «Рутульские новости» и «Нур» постоянно освещают работу АТК, целая серия статей на их страницах – яркая иллюстрация грамотно построенной и плодотворной работы.

Перед нами теперь самая важная задача – полное господство в электронных СМИ. Молодежь сегодня «продвинутая», как они сами выражаются. Освоить сайты, площадки, интернет-порталы, говорить с ними на одном, понятном обеим сторонам, языке – насущнейшая задача.

 – Какой должна быть наша идеология, какие формы и методы должны быть использованы, чтобы формировать не только веру и убеждения, но и сознание человека – патриота, гражданина и интернационалиста?

– Отсюда и идеология. Развал СССР сыграл с нами злую шутку. Деидеологизация, объявленная политиками новой волны, ввергла страну в хаос и дегуманизировала общество. Понадобились титанические усилия в центре и на Северном Кавказе, чтобы нормализовать ситуацию. Разумеется, в гражданском обществе, которое мы строим, решающую роль играют партии и общественные движения. Здесь речь не может идти об одной идеологии, как политической силе, речь должна идти о том, чтобы идеология не выходила за рамки права, оформленного в закон. Мир не стал лучше, и сегодня ломаются и ломают те государства и нации, которые не готовы, по тем или иным причинам, ответить на вызовы времени. Сегодня мы как никогда готовы к вызовам и адекватно ответим на любой вызов. И формы, и методы борьбы в противостоянии идеологий должны исходить из простого постулата: усилия каждого члена общества должны быть направлены на то, чтобы твоя страна и твой народ крепли, становились сильнее, процветали.

– Спасибо за интервью. Что бы Вы хотели пожелать жителям Рутульского района?

– 2016 год – очень ответственный для нашего района и республики в целом. 18 сентября пройдут выборы депутатов в Государственную Думу, Народное Собрание РД и собрание депутатов сельского поселения «село Муслах» Рутульского района. Нужно организованно и ответственно подойти к этим мероприятиям. Желаю жителям района выбрать достойных представителей в органы власти страны и республики. От этого зависит наше будущее.

«назад

Фотолента

фотографий: 6

Субботник на территории администрации района

Категория фото: НАШИ ГОРОДА И РАЙОНЫ »

Мероприятия в Цахуре, посвященные 940-летию открытия первого в Европе исламского университета

Категория фото: НАШИ ГОРОДА И РАЙОНЫ »

Празднование в Рутульском районе 71 годовщины Победы

Категория фото: НАШИ ГОРОДА И РАЙОНЫ »

Майдан Рутульского района на площади г. Махачкалы

Категория фото: НАШИ ГОРОДА И РАЙОНЫ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив