Народы Дагестана
Архив номеров » № 4, 2016 от 26 Октября 2016 г » Общество » Кавказский мир и терроризм

Кавказский мир и терроризм

Кавказ относится к тем регионам Старого света, которые освоены человеком в глубокой древности. С самого начала становления человеческого общества на Кавказе наблюдается его самостоятельный путь развития. Заселив его в древнейшую эпоху каменного века, люди продолжали жить здесь непрерывно, о чем свидетельствуют сохранившиеся следы их деятельности.

 

 

Кавказ – один из очагов зарождения человеческой цивилизации и важный геополитический форпост, связывающий различные части света. Уникальность Кавказа в том, что он занимает территорию на стыке Европы и Азии. Кавказ – один из многонациональных регионов мира. На это указывали античные и средневековые летописцы. О единстве происхождения кавказских народов грузинский летописец XI в. Леонти Мровели писал: «Прежде всего упомянем, что у армян и картлийцев, ранов и моваканов, эров и леков, мегрелов и кавкасионов – у всех (этих народов) был единственный отец по имени Таргомос». Единство народов Кавказа подтверждается памятниками материальной и духовной культуры. «Народности Кавказа, его аборигены, – писал А. Миллер, – представляют собой, в конечном счете, единую семью, включая в нее даже армян, курдов, осетин, а также горных турков. Это мы можем утверждать в пределах фактов культуры местной и материальной, нужно сказать с весьма длительной ее историей». Соседствуя на протяжении тысячелетий, народы Кавказа вступали в контакты между собой.

На протяжении тысячелетий они выработали наиболее рациональные формы и способы реализации своих экономических, этнополитических и культурно-исторических взаимосвязей. У народов Кавказа были сильны объединительные тенденции, которые всегда превалировали над факторами разъединительного характера.

Пребывание на стыке западной и восточной цивилизаций, тесные культурно-бытовые контакты, мощный процесс этнокультурного слияния в пограничных провинциях породили новую, кавказскую цивилизацию.

Исторические судьбы народов, населяющих Кавказ, тесно переплетены между собой и скреплены самыми различными нитями связей, что позволяет говорить об определенной региональной духовной общности, уходящей в глубь веков и продолжающей крепнуть в наше время. Отсюда признание и оправданность линии на совокупное и целостное осмысление истории и культуры народов Кавказа как одного из плодотворных методологических подходов научного освоения, восприятия, понимания региона.

Прав оказался академик И.А. Джавахишвили, пишет А.С. Чикобава, когда на основе языковых материалов он пришел к выводу о том, что «кавказские народы родственны друг другу и первоначально у них должен был быть один общий язык». Мысль И.А. Джавахишвили на уровне сопоставления разноязычного народного устно-поэтического наследия региона подтвердил М.Я. Чиковани: «Процесс взаимообогащения фольклорных традиций кавказских народов имеет многовековую историю».

Сила и богатство Кавказа заключались не только в его единстве, но и в не меньшей степени в его политической, культурной, этнической и идеологической самобытности. Связи народов края между собой и с соседними народами лишний раз свидетельствуют о том, что общества Кавказа в своем историческом развитии не стояли на месте, а беспрерывно развивались, что в крае еще в древности возникли объективные условия для поддерживания связей в регионе, которые втягивали народы в контакты со странами Передней Азии и Юга Европы. Как известно, степень развития обмена является одним из важнейших показателей высоты экономического развития общества.

Взаимоотношения народов Кавказа в разные периоды были различными.

Одним из длительных периодов их связей был древнейший, еще до возникновения первых государственных образований на территории края. Возникновение Урарту, Колхиды, Армянского, Картлийского и Албанского государств – важный период в истории народов Кавказа.

Насыщенным различными событиями является также период, начиная с раннего средневековья по XV век, когда на территории Кавказа возникло множество мелких владений и крупных государств, происходили переселения народов, распространение мировых религий, завоеватели совершали беспрерывные нашествия.

Хорошо известны замечательные традиции единения в борьбе с многочисленными завоевателями. Восприятие Кавказа внешней силой в виде единого целого заставляло страны края также едино противостоять внешнему миру. Народы Кавказа отстаивали свою независимость в борьбе против римлян, сасанидов, арабов, турок-сельджуков, татаро-монголов, сефевидов, турецких султанов и иранских шахов, колониального гнета царизма.

Каждая эпоха или период характеризуется ведущей тенденцией развития отдельных владений, стран и народов либо их группы, если речь идет о национальной либо региональной истории.

Взаимоотношения народов Кавказа не прерывались и в последующие периоды, когда происходит дальнейшее углубление распада феодальных владений Закавказья и Северного Кавказа.

На протяжении XVI–XIX вв. степень влияния и политика Персии, Турции и России в крае менялись, соответственно менялась и ориентация правителей Кавказа. Перегруппировка сил среди правящей верхушки Закавказья и Северного Кавказа, борьба Персии и Турции из-за влияния на Кавказе, особенно утверждение персидского владычества на большей части территории Закавказья (в нач. XVII в.), а также вмешательство России во внутренние дела государств и владений Кавказа – все это привело к изменению взаимоотношений народов края. Результатом вмешательства иранских шахов и турецких султанов во внутренние дела феодальных правителей Закавказья и Северного Кавказа явились набеги, которые совершали отдельные владетели друг на друга из-за влияния на пограничные земли и с целью наживы. Трудовые народные массы сурово осуждали феодальные набеги, о чем свидетельствуют исторические источники, фольклорные материалы, нормы права.

Благоприятным фактором, способствовавшим развитию взаимоотношений народов Кавказа, явилось принятие местными правителями русского подданства. Эти отношения развивались на почве растущего сближения России с народами Кавказа. Большую роль в развитии связей народов Кавказа с Россией сыграл Восточный (Каспийский) поход Петра I. Связи народов Кавказа крепли, развивались и в борьбе с ирано-турецкими завоевателями, особенно в борьбе с полчищами Надир-шаха. Во второй половине XVIII– начале XIX вв. влияние России на Кавказе усилилось, результатом чего явилось поэтапное присоединение владений обществ края к России. В 1801 г. произошло присоединение Грузии к России, в 1813 г. – Дагестана, в 1828 г. – ханств Восточного Закавказья и т.д.

Однако присоединение к России не привело и не могло привести к освобождению трудящихся масс Кавказа от эксплуатации. Наоборот, присоединенные народы оказались под двойным гнетом: наряду с местными правителями, поддерживаемыми царизмом, трудовых масс эксплуатировали представители царской власти. Все это вызывало протест различных слоев населения края.

Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20–50-х гг. ХIХ в. воодушевляло различные слои населения Закавказья и Северного Кавказа на борьбу против царизма и местных властей.

Ставшие объектом колониальной экспансии, народы Кавказа поднялись на национально-освободительную борьбу против царского самодержавия. М.Н. Покровский отмечал, что крайнее угнетение и разорение горцев «сплотили воедино разноязычные племена Кавказского хребта». По словам военного министра Чернышева, «общим восстанием были охвачены горские народы от Черного моря до берегов Каспийского». Как пишет академик Г.В. Хачапуридзе, борьба, которую вели горцы, повлияла на заговор грузинских дворян в 1832 г. против колониальной политики царизма. Народно-освободительная борьба горцев Северо-Восточного Кавказа оказала огромное влияние и на движение горцев Северо-Западного Кавказа, направленное против царизма, которое возглавил Мухаммед-Амин.

Консолидация антиколониальных сил Кавказа представляла серьезную угрозу интересам царизма в крае. Объединению антиколониальных сил горцев мешали как внутренние, так и внешнеполитические силы.

Во второй половине XIX в., с окончательным присоединением к России и вовлечением Кавказа в русло капиталистического развития, произошли изменения и во взаимоотношениях народов края. Значительную роль в развитии взаимоотношений народов Кавказа играло отходничество, которое, благодаря различным социально-экономическим факторам, а также глубоким традициям его в крае в рассматриваемый период, приняло широкий размах.

Значительным событием, повлиявшим на развитие взаимоотношений народов Кавказа, было проведение в 90-х г. XIX в. железных дорог в крае. В 1891 г. было начато сооружение Беслан-Петровской железной ветки. Официально она была открыта 1 января 1894 г., Петровско-Дербентская ветка – 1 января 1900 г. и Дербентско-Бакинская ветка – 1 апреля 1900 г. Эти железные дороги соединяли Дагестан, с одной стороны, с центром России, а с другой – с крупными промышленными центрами Кавказа: городами Грозным, Баку, Тифлисом и др.

Важнейшим последствием капиталистического развития края было появление многонационального промышленного пролетариата, состоявшего из русских, грузин, азербайджанцев, армян, дагестанских горцев, осетин, ингушей, чеченцев и др. Города Тифлис, Баку, Грозный, Владикавказ, Порт-Петровск и другие стали многонациональными.

Период с конца XIX в. – до начала XX в. в Российской империи ознаменовался подъемом революционного движения рабочих и крестьян. В многонациональных городах Кавказа начинается борьба рабочих за улучшение своего положения, зарождается стачечное движение, в котором участвовали представители всех народов Кавказа.

Совместной борьбе трудящихся Кавказа всячески противодействовал царизм, проводивший в крае политику национального разобщения. Многоязычие, различие в вероисповедании, искусственная разобщенность народов Кавказа – все это мешало налаживанию связей и взаимоотношений между кавказскими народами.

С победой Октябрьской революции во взаимоотношениях народов Кавказа наступил новый этап. Во главе с русским пролетариатом за освобождение угнетенных национальностей в едином строю боролись все народы бывшей Российской империи, в том числе народы Кавказа. Однако крайне сложные и тяжелые социально-экономические условия, сложившиеся на всем Кавказе, привели к тому, что народам многонационального края пришлось вести тяжелую и упорную борьбу за установление советской власти в крае и после победы Октября в Центральной России.

В совместной борьбе против внутренней контрреволюции и иностранных интервентов крепли и развивались связи народов Кавказа.

Победа советской власти в крае, как и во всей стране, открыла новый этап в истории взаимоотношений народов Кавказа.

Боевое содружество народов края постепенно переросло в тесное экономическое и культурное содружество, в дружбу.

Битва за Кавказ – великое испытание прочности дружбы народов края. Народы Кавказа вместе с русским и другими народами грудью встали на защиту Родины, создали все необходимые материальные предпосылки для достижения победы над фашистской Германией.

В наше время геополитические перемены на Кавказе связаны с распадом СССР и образованием новых независимых государств – Азербайджана, Грузии, Армении. Межнациональные распри, территориальные притязания, сепаратистские устремления в кавказском регионе проявились необычайно остро. Истинный друг кавказских народов, великий ученый Ю.А. Жданов писал:

«Концентрацией сегодняшних проблем страны стал Юг России, любимый мой Кавказ, и без решения этих многоплановых проблем нам очень сложно будет сохранить и удержать единство и целостность России и мир на Кавказе.

Весь наш Юг, Кавказ с самых отдаленных эпох и до нынешних дней признавались лучшими умами человечества одним из главных центров зарождения и формирования мировой цивилизации. Процессы, происходящие здесь, всегда оказывали свое, порой решающее, влияние на все ближние, а нередко и дальние регионы».

Эти слова выдающегося мыслителя, как никогда, актуальны и сегодня.

Важно сохранить, преумножить и исследовать все то доброе, что способствует укреплению связей народов Кавказа между собой и Россией.

На Кавказе одной из наиболее серьезных радостей долгие годы был, есть и еще в обозримом будущем, надеемся, будет всекавказский мир.

Но, к сожалению, сегодня всем очевидно, что на Кавказе имеются и политические силы, внедряющие идеи экстремизма и терроризма, сепаратизма, создающие незаконные вооруженные формирования, и отдельным государствам пришлось в конце XX в. – начале XXI в. пойти на масштабное применение силы для того, чтобы ликвидировать эти вызовы. Особенно сложной была обстановка в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Карачаево-Черкесской Республике, Кабардино-Балкарской Республике.

Поэтому в этих республиках на Северном Кавказе необходимо было выстроить систему мер противодействия экстремизму и терроризму. Здесь накоплен заслуживающий особого внимания опыт. Необходимы его глубокий анализ и обобщение. Это важно для того, чтобы понять, какими методами, средствами и формами необходимо насыщать имеющуюся практику деятельности органов власти, институтов гражданского общества с тем, чтобы система противодействия терроризму, экстремизму была адекватной современной ситуации.

Вопрос противодействия терроризму и экстремизму и в настоящее время приобретает особую актуальность. Эти явления проявляются время от времени в разных точках Кавказа. Они дестабилизируют общественно-политическую ситуацию, формируют угрозу международному и межконфессиональному миру, создают возможность для подрыва конституционных основ стран Кавказа.

Экстремизм и терроризм как социальные явления подпитываются и провоцируются нерешенными внутренними и международными проблемами, в первую очередь социально-экономическими.

В то же время результаты проведенного анализа складывающейся ситуации в странах Северного Кавказа показывают, что практически во всех федеральных округах, где проявился широкий спектр экстремистских, террористических угроз, степень госвлияния на обстановку в обществе тесно связана со спецификой регионов.

Так, в республиках Кавказа питательной средой для экстремистов, террористов являются коррупция, борьба различных группировок за доступ к бюджетным средствам, природным ценностям, низкая занятость трудоспособного населения, особенно молодежи, и ряд других проблем социального характера.

При этом особую тревогу вызывает распространение на Северном Кавказе и Поволжье традиционно чуждых российским мусульманам политизированных течений.

За последние 10 лет 1500 молодых людей обучались в заграничных медресе, известных своим фанатизмом фундаменталистской направленности. Пройдя там идеологическую обработку, а параллельно и боевую подготовку, многие из них становятся ярыми пропагандистами идей экстремистских течений исламского толка. Во многих регионах к настоящему времени сложилась тенденция к вытеснению духовенства, стоящего на традиционно умеренных позициях ислама.

Ситуация усугубляется еще и тем, что ряд общественных организаций активно разжигает националистические настроения, спекулируя на имеющих место проблемах в миграционной политике.

Борьба с религиозным и политическим экстремизмом, терроризмом требует принятия согласованных действий, направленных на профилактику, предупреждение и пресечение его проявлений в любых формах. Эта деятельность должна носить долгосрочный характер и вестись только на основе неукоснительного соблюдения требований законодательств.

Исключительно важным является и проведение информационно-пропагандистских мероприятий, в первую очередь среди молодежи и подростков. Прежде всего это повышение общеобразовательного уровня, усиление пропагандистской работы, разъяснение античеловеческой сути экстремистских и террористических идей.

 

«назад

Фотолента

фотографий: 7

Делегация народов Кавказа на коронации императора Александра III

Категория фото: Новости »

Старики из Хунзаха. Фото 1865 года

Категория фото: Новости »

Житель прифронтового селения Осман Ахриев указывает военным разведчикам дорогу к горной тропе. 1942 г.

Категория фото: Новости »

Рамазан Абдулатипов на торжественной церемонии открытия Северо-Кавказского молодежного форума «Машук-2015»

Категория фото: Новости »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив