Народы Дагестана
Архив номеров » № 4, 2016 от 26 Октября 2016 г » Этнология » Нравственный потенциал народных обычаев и традиций в формировании гражданского общества

Нравственный потенциал народных обычаев и традиций в формировании гражданского общества

 Народные традиции и обычаи являются активными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей в плане формирования и укрепления гражданского общества. Но период, прошедший со второй половины 90-х годов XX века, показал, что в нашей стране наблюдалось снижение уровня традиций, обычаев, общественных организаций и требовательности к воспитательной работе. К сожалению, по-прежнему во многих городах, районах, учреждениях действуют разрушительные силы, сформированные в предыдущие годы. Продолжаются процесс вымывания национальных духовных традиций, деградация культурного, общественного сознания подрастающих поколений. Главной причиной этого является отсутствие целостной, целенаправленной государственной социально-культурной политики.

Старинный обряд «Выбор жениха»

в Ахвахском районе

Духовная атмосфера, сложившаяся в России с конца 90-х годов, является результатом глубоких трансформаций в сфере культуры, связанных с радикальной перестройкой общественных отношений. Она обусловлена деидеологизацией общества и внедрением в общественное сознание принципиально чуждых для нашего общества ценностных ориентаций. В результате в стране усилились процессы ослабления НКО и потребительская ориентация общественного сознания. На передний план вышли индивидуалистические тенденции и карьеризм, стремление к личному обогащению в ущерб интересам других людей.

Для решения стоящих перед обществом непростых задач по развитию гражданского общества, национального единства необходимо восстановить и совершенствовать всю нравственную систему общества. Отражением этих процессов и является нравственная культура, которой, к сожалению, очень не хватает гражданам нашей страны.

Нравственная культура – это не только усвоение моральных норм и социальных требований, но и активное участие индивида в самом процессе создания моральных ценностей и норм, в формировании и развитии гражданского общества и человеческой морали. Гражданское общество – это совокупность общественных объединений и их взаимодействий, через которые граждане реализуют на добровольной основе свои потребности, интересы, не прибегая к специальным услугам государственных властей. В этой сфере важную роль играют традиции и обычаи.

Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социокультурного наследия, гражданского общества, сохраняющиеся в обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени. Традиция – разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения.

Обычай – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение наиболее устойчивые нормы и правила взаимоотношения людей, охраняемые общественным мнением и характерные для семейно-бытового уклада народа или группы народов, близких по своему историческому прошлому, языку и культуре. Свои обычаи сохраняют все народы Дагестана.

Обряд представляет собой условно-символическое действие, которым его участники оформляют и ознаменовывают те или иные важные для них события общественной и личной жизни. Смысл обряда (ритуала) заключен не в самих составляющих его движениях, а в том, что они обозначают (символизируют).

Процесс развития современной обрядности народов Дагестана включает в себя и такое существенное явление, как наполнение новым содержанием, обогащение и преобразование унаследованных от предшествующих поколений традиций и обрядов. В результате интенсивного преобразования обрядности в нашей республике она в значительной мере освободилась от архаичных элементов, обогатилась новым содержанием.

Обрядность – одна из специфических форм культуры, которая отражает существующие общественные отношения, в основном в символической форме. Важной функцией обрядности является передача от поколения к поколению морально-нравственных норм и социального опыта, в результате чего каждое новое поколение приобщается к доминирующим в данном обществе формам социальных отношений и системе этических требований. Таким обрядовым большим праздником в дагестанском селе была свадьба, которая всегда проводилась торжественно. Она навсегда остается в памяти, как светлый праздник, синоним торжества любви, счастья, радости. Свадьба обставлялась целой серией обрядовых и игровых действий, красочных ритуалов. Свадебный ритуал воспитывает у молодых чувство взаимного уважения, правильные представления о чести и достоинстве личности, о своих обязательствах перед семьей, коллективом, обществом.

Сложившаяся в глубокой древности свадебная обрядность во всех селах и городах Дагестана развивалась на протяжении многих веков, теряя частично или полностью некоторые старинные свои элементы, обогащаясь новыми. Они в каждый определенный исторический период были обусловлены особенностями экономического и духовного развития общества и господствующими идеологическими представлениями, а также существующими нравственными и эстетическими нормами и представлениями.

Традиции – понятие не абстрактное, это реальность жизни любого общества, прямой продукт социального развития человечества. Они складываются, формируются и утверждаются в процессе социально-экономической практики людей, под влиянием совокупности факторов, характеризующих самые различные стороны жизни граждан общества, пронизывают собой все сферы жизнедеятельности человека.

Сегодня в Дагестане идут глубокие процессы обновления, формирования гражданского общества, очищения дагестанского общества от коррупции, невежества, бандитизма и т.д. Эта работа оживилась с приходом к руководству республикой Р.Г. Абдулатипова. Как справедливо подчеркивает Глава РД Р.Г. Абдулатипов, «людям, оторванным от своих родовых, национальных корней, трудно выступать носителями духовно-нравственных ценностей и социально-политических традиций, а также быть полноценными гражданами государства».

У народов Дагестана есть глубоко гуманные и ни при каких общественных переменах не устаревающие традиции. Это уважение к старшим, женщинам, детям, бедным и нуждающимся, решение своих проблем коллективно, на собраниях джамаата, осознанное чувство высокой ответственности за свои слова, обостренное чувство справедливости, готовность откликнуться на чужую беду, верность словам и долгу, бескорыстная дружба, душевная привязанность к семье, родным, друзьям, соседям, трудолюбие, любовь к родине и своему очагу, интернационализм и т.д. Эти традиции складывались со времен родового строя и укрепились по мере развития общества.

Традиции и обычаи – наше наследие, в них заложены нравственные и гуманистические основы устройства общественной жизни. В формировании институтов гражданского общества большое место занимают адаты. Адаты – это своего рода моральный кодекс горцев. Дагестанские адаты, даже когда это касается интересов каких-либо народностей, предусматривают пределы, нарушать которые не следует. Адаты, сохранившиеся в сфере быта, обрядности, проповедуют честность и справедливость, простоту и скромность, трудолюбие и прямодушие, откровенность и сыновний долг, оказание помощи, отправление исламских обрядов и т.д.

Традиции народов Дагестана пронизаны духом высокой нравственности, гуманизма и коллективизма. Для каждой традиции, обычая, обряда характерны свои символы. Принятие этих символов, их значений является важнейшим фактором утверждения любви и уважения к народу, Родине, истории и культуре народа, гражданскому обществу. Термин «гражданское общество» появился позже, чем традиции, обычаи, обряды, т.е. когда сложились представления о гражданском обществе и возникло понятие общества как совокупности граждан. Учение о гражданском обществе связывается с именем Гегеля.

Народы Дагестана всегда уважительно относились друг к другу, заимствовали друг у друга все лучшее. Чувство единства, общности никогда не покидало простых горцев, хотя помешать этому стремились эксплуататорские классы, иноземные завоеватели, настраивавшие одних дагестанских феодалов против других.

Дагестанцы поддерживали тесные связи с другими кавказскими народами. Кумыки больше всего были связаны с чеченцами, ингушами; аварцы, цахурцы, даргинцы – с грузинами и азербайджанцами. Это помогло быстро и ясно воспринять понятие гражданского общества и его главного элемента – человека.

Совместные действия гражданского общества и правового государства всегда обеспечивали свободу и защиту интересов граждан и государства. Даже не в очень зрелом обществе в Дагестане единство народов защищало интересы всех народов и людей. Таких примеров в истории Дагестана много. Многочисленные факты говорят о совместной борьбе народов Дагестана против иноземных завоевателей: римских легионеров, парфян, арабов, татаро-монголов, турок и других. Особую солидарность народы Дагестана проявили в период борьбы против Надир-шаха. Перед смертельной опасностью ранее враждовавшие общества заключали договоры и совместно выступали против врага. Согласно данным историографа Надир-шаха Мухаммад-Казима, во время сражения в Табасаране на помощь местным жителям пришли аварцы, даргинцы, лезгины, а Сурхай Казикумухский с первых дней вместе с табасаранцами боролся против Надир-шаха.

Массовым для Дагестана явлением стали хозяйственные и семейно-брачные связи десятков тысяч представителей разных этносов. Редко в каком ауле могли существовать одни лишь однонациональные семьи. Старейшины джамаатов и главы вольных обществ, ханств, уцмийств, шамхальств тоже показывали здесь завидный пример укрепления своих связей через институт брака, семьи. Такие связи были между аварцами и кумыками, даргинцами и лакцами, лезгинами и табасаранцами, азербайджанцами и кумыками, евреями и даргинцами и т.д.

Известный российский ученый и политик, Глава Республики Дагестан Р.Г. Абдулатипов справедливо пишет, что целостность понимания этнонационального и общедагестанского бытия открывает дагестанцам дорогу как к подлинной самобытности, так и к исторически продуктивному единству. К этому можно добавить и гражданское общество. Необходимо подчеркнуть, что экономика и экономическая система – одна из составляющих общественных отношений гражданского общества. Расул Гамзатов писал: «Голодной свободы и нищей независимости не бывает». В отсталой, голодной, нищей и экономически зависимой стране или регионе не может формироваться современное гражданское общество.

Дагестанцы, сохраняя и развивая свою родовую и этническую, этнонациональную самобытность, в то же время стремятся осознавать не только свою дагестанскую, но и общероссийскую общность как граждан единой страны – России.

В уникальном субъекте Российской Федерации, каким является Дагестан, издавна проживает более 30 народностей в мире и согласии, образуя единое и целостное многоязычное дагестанское содружество. Всего же в Республике Дагестан проживают представители более 120 народов и этнических групп.

III съезд народов Дагестана поддержал курс на сохранение единства, мира и согласия в республике, укрепление гражданского общества и сплоченности в дагестанском обществе, обновление древних традиций, всех сфер жизни и установил День единства народов Дагестана, отмечаемый 15 сентября.

Многонациональность в условиях нашей республики является не фактором ее слабости, напротив, это фактор ее силы, обеспечивающий стабильность в регионе. Полиэтничны районы и города республики. Так, например, по переписи 2010 года, в Махачкале, Дербенте, Хасавюрте, Буйнакске, Каспийске проживают представители многих народностей страны, в том числе: аварцы, агулы, азербайджанцы, армяне, даргинцы, евреи, евреи горские, таты, кумыки, лакцы, лезгины, ногайцы, русские, табасаранцы, татары, украинцы, рутульцы, цахуры, чеченцы и др. Живут они в дружной семье, работая вместе и решая возникающие проблемы.

В обеспечении дагестанского единства велика роль русского языка. Государственные органы в области национальных отношений стараются обеспечить баланс между всеми языками. Многие национальные языки преподаются в школах.

Русский язык является для дагестанцев не только языком межнационального общения, но выступает и как средство, через которое горцы овладевают русской и мировой культурой. Приобщение к русской культуре, а через нее к мировой, стало для Дагестана важным условием формирования национальной интеллигенции, укрепило национальное самосознание. Хорошие результаты дала Республиканская программа «Русский язык».

Большое внимание в республике уделяется поддержке дагестанской культуры и русского языка, национальных культур и языков народов Дагестана. На 14 языках в республике издаются газеты, журналы, ведутся регулярные программы на радио и телевидении. На 9 языках идут спектакли государственных театров.

Закон о русском языке, принятый в республике, способствует его развитию в многонациональном регионе и содействует активному взаимодействию русского и национальных языков и формированию гражданского общества.

Таким образом, русский язык, став для дагестанцев языком межнационального общения, способствует не только обеспечению единства народов Дагестана, но и выступает как ядро общероссийского национального единства, гражданского общества, укрепления дружбы между народами страны.

В глазах дагестанцев русский народ, в своем абсолютном большинстве, выступает народом-созидателем, интернационалистом, которому присущи трудолюбие, мудрость, гуманизм, высокая воля и выдержка.

Бескорыстная помощь русского и других народов оказывалась при создании промышленных очагов. Безмерна помощь русского народа в развитии культуры, образования, духовной жизни народов горного края. Самоотверженно в 50-70 годах XX в. трудилось на благо дагестанцев немало представителей русской интеллигенции. Учителя, врачи, ученые, артисты, представители других специальностей приезжали во второй половине XX в. в нашу республику из России и вели плодотворную работу по подготовке национальных кадров и развитию национальной культуры народов Дагестана. Их имена и труд всегда в памяти дагестанцев. Многие из них навсегда остались здесь.

Патриотизм в обобщенной форме выражает чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он является одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, единения человека и отечества.

Со второй половины 80-х годов XX века система воспитания, сложившаяся в нашей стране, была подорвана. Взамен же ничего не было предложено. Молодежь страны была лишена четких ориентиров, надежной социальной опоры. Эти процессы привели к сворачиванию всей системы патриотического воспитания. Она фактически оказалась разрушенной.

Но в последнее время в нашей стране обозначились серьезные изменения в общественном сознании, набирает силу мощное патриотическое движение за возрождение былого могущества страны, сохранение и укрепление единства Российской Федерации, сплочение российских народов и укрепление дружбы между нами. Это мы видим на примерах празднования 70-летия Победы в ВОВ, юбилеев городов Дербент, Кизляр и многих районов РД.

Двадцатый век оказался свидетелем многих трагедий и драматических событий. Среди них Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году, Великая Отечественная война советского народа в 1941-1945 гг. против немецко-фашистских захватчиков. Эти события по-прежнему привлекают к себе внимание историков, социологов, политологов и др. После войны многие народы были подвергнуты репрессиям и высланы за пределы Дагестана. Особенно пострадали чеченцы-аккинцы.

Великая Отечественная война прошла через каждый дом, каждую семью. За 70 послевоенных лет зарубцевались раны, притупилась боль, причиненная людям войной, но с каждым годом все величественнее и грандиознее встает перед нами эпопея войны. Свой вклад в Великую Победу внесли народы Дагестана. Республика отправила на фронт более 180 тысяч своих сынов и дочерей, более 80 тысяч из которых не вернулись с полей сражения, все они внесены в Книгу Памяти.

События августа – сентября 1999 года явились яркой демонстрацией проявления могучего чувства патриотизма и высокой гражданственности у населения страны. По велению гражданского, патриотического долга солдаты федеральных войск, интернациональные отряды народных ополченцев, молодежь разгромили агрессоров, отстояли целостность и единство Республики Дагестан, сорвали планы ее отторжения от Российской Федерации. В борьбе с оккупантами многие молодые люди проявили мужество и храбрость.

Из истории известно, что народы Дагестана никогда не воевали друг против друга. Так, любой путник, попав в горный аул, не оставался без еды, крова, заботы. Кому не известна традиция дагестанского гостеприимства!? В Дагестане институт гостеприимства был одним из важнейших каналов общения представителей разных селений, обществ, народов. Как и все народы Кавказа, дагестанцы с уважением и вниманием относились к гостю.

В Дагестане есть аулы, где традиции гостеприимства особенно сильны. Это касается всех районов республики. В Лакском районе в этом отношении выделяются аулы Лахил и Кара. Здесь у гостя складывается впечатление, что люди месяц готовились к его приезду и к приему. В некоторых селах Дагестана сохранились родовые черты гостеприимства, например, в с. Гонода Гунибского района, с. Цудахар Левашинского района, с. Варсит Кайтагского района, сс. Уркарах, Кунки, Урари Дахадаевского района, с. Ерси Табасаранского района, с. Согратль Гунибского района, с. Касагу Акушинского района, с. Великент Дербентского района, с. Гели Каякентского района и др.

Для трудовых горцев, по мнению М.А. Абдуллаева, гостеприимство – священная традиция. Она связана со многими нравственными установлениями, которые приобрели силу привычки. Поэтому к этой традиции относились очень серьезно и ни при каких обстоятельствах не нарушали ее.

Имеется немало фольклорных данных и исторических свидетельств, говорящих о том, как кунаки заменяли детям умерших родителей или поддерживали их хозяйство, пока те не встанут на ноги. Отказ принять кунака без всякой на то причины рассматривался как позор не только для семьи и родственной группы, но и для всего аула. По свидетельству сельских аксакалов, в прошлом, в честь приезда кунака, особенно из соседнего района, устраивалось торжество, куда приглашали пожилых людей, знающих историю, традиции и обычаи аула, региона. Это было характерно, пожалуй, для многих народов Дагестана.

Говоря о куначестве, отметим, что оно было еще одним своеобразным фактором дагестанского единства, являющимся традиционным.

Важную роль в социальной жизни горцев играл обычай взаимопомощи. Он распространялся на многие сферы жизни и был большим подспорьем для семьи. Любая дагестанская семья могла рассчитывать при необходимости на поддержку не только родственников и односельчан, но и кунаков и друзей из соседних сел. Взаимопомощь была и осталась нормой гражданской и общественной жизни народов Дагестана.

Взаимопомощь у народов Дагестана существовала в различных формах. Прежде всего, это трудовая взаимопомощь, связанная с поддержкой и посильной помощью, которую оказывали при закладке фундамента, доставке строительного материала, покрытии крыши. В горах хорошо понимают и осознают, что одному не под силу осуществление трудоемких работ.

Другой формой взаимопомощи была материальная, которую оказывали при несчастных случаях, а также при организации похорон.

Обычай взаимопомощи не только способствует сближению людей по родственному или тухумному принципу, но и открывает возможности укрепления гражданского общества, коллективизма, формирования культуры внутринационального и межнационального общения, воспитания граждан в духе гуманизма.

Обычай взаимопомощи возник в глубокой древности и в современных условиях превратился в традицию народов Дагестана.

Особого внимания требуют вопросы формирования и утверждения сознательного и творческого отношения к труду. Следует подчеркнуть, что трудовые традиции – это не просто накопление и передача от одного поколения к другому производственного опыта, приемов труда, профессионального мастерства, но прежде всего формирование и воспроизводство передовых мотивов отношения человека к труду, имеющих исключительно важное значение для развития самого человека, воспитания людей в духе гражданской общности, культуры общения в трудовых ассоциациях.

Совместная работа в трудовых ассоциациях способствует формированию общедагестанских традиций и обрядов, отвечающих трудовым потребностям всех членов гражданского общества республики. Издавна народы Дагестана отмечали такие земледельческие праздники, как проводы зимы, встреча весны, праздники первой борозды, урожая, а также проводы и встречи животноводов.

Как правило, на праздники труда приглашали гостей из соседних районов, что способствовало налаживанию широких контактов между хозяйствами районов как самого Дагестана, так и соседних республик.

У всех народов, отмечавших праздник Навруз, в его первую ночь (21 марта) разжигались костры. Огню приписывалась могучая целительная и очистительная сила, поэтому все, кто мог, вплоть до больных и стариков, стремились перепрыгнуть через костер. Лакцы, лезгины, табасаранцы при этом приговаривали: «Моя болезнь – огню, здоровье – телу».

К костру в рутульских, лакских, лезгинских, агульских селениях приносили хлеб, халву в качестве жертвоприношения и просили здоровья для членов семьи в грядущем году, укрепления гражданской, человеческой общности.

Новым содержанием наполнился и праздник первой борозды. Содержательно и интересно проходит он в Акушинском, Кайтагском, Карабудахкентском, Левашинском, Сергокалинском, Гергебильском, Ахвахском, Ботлихском, Сулейман-Стальском районах. Все праздники укрепляют межличностные контакты, способствуют формированию культуры межнационального общения, гражданского единства.

Разговор о традициях и обычаях будет неполным, если оставим в стороне семейно-бытовые обычаи и традиции. В семье начинается формирование таких традиций и обычаев, как чувство высокой ответственности за свое поведение и свои действия, гражданское общество, коллективизм, обостренное чувство справедливости, готовность откликнуться на чужую беду и даже пожертвовать собой ради несправедливо обиженных, любовь к родному краю, трудолюбие и др. Эти обычаи хорошо развиты в Гунибском, Хунзахском, Рутульском, Тарумовском, Акушинском, Каякентском, Кулинском, Ногайском, Агульском и др. районах Дагестана.

По своему содержанию народные традиции имеют гуманистическую направленность, несут в себе богатый нравственный потенциал, служат укреплению морально-этических норм в процессе формирования гражданского общества, возвышают роль и значение человека как одного из главных субъектов политики, способного решать стоящие перед страной непростые задачи социально-экономического развития страны.

 

Укрепление единства гражданского общества – сложная задача. Необходимо достижение высокого уровня развития экономики на основе новейших технологий, повышение качества жизни, улучшение социальной и нравственно-духовной сфер, умелое использование человеческого потенциала, утверждение подлинно гуманистических отношений в обществе. Для этого требуется большая целенаправленная работа всех звеньев общества, особенно в школах, вузах, организациях гражданского общества, в том числе и работа по сохранению и использованию положительных традиций народов Дагестана, страны в целом.

«назад

Фотолента

фотографий: 9

Старинный обряд «Выбор жениха» в Ахвахском районе

Категория фото: Этнология »

Ряженые «пялтар» на свадьбе в Кубачах

Категория фото: Этнология »

Балхарская невеста

Категория фото: Этнология »

Дети на празднике Ураза-байрам

Категория фото: Этнология »

Праздник первой борозды в Дахадаевском районе

Категория фото: Этнология »

Обряд жатвы в селе Джангамахи Левашинского района

Категория фото: Этнология »

Празднование Дня Конституции Республики Дагестан

Категория фото: Этнология »

Старинный обряд «Выбор жениха» в Ахвахском районе

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив