Народы Дагестана
Архив номеров » № 4, 2016 от 26 Октября 2016 г » История » Вехи становления духовности в Дагестане

Вехи становления духовности в Дагестане

 Влияние России, русского народа на развитие культуры, духовную жизнь народов Дагестана имеет колоссальное значение.

Открытие реальных училищ, гимназий во всех городах горного края в свое время способствовало подъему уровня развития и качества знаний местного населения. Когда Дагестан стал частью России, появилась возможность организовать печатное дело, используя достижения науки и техники. Благодаря этому открылись типографии и печатались книги на местных языках. А вскоре открылись библиотеки, читальни.

К сожалению, в годы так называемой культурной революции, не думая о последствиях, были закрыты действовавшие ранее мектебы и медресе, хотя до революции они вносили позитив в развитие просвещения и культуры Дагестана.

Здесь, наверное, не лишне будет вспомнить, что в VII веке Дагестан входил в состав Арабского халифата. Этот факт не мог не повлиять на ход истории и на развитие народов Страны гор. В те далекие времена у нас происходили большие изменения. Впервые на местах открывались медресе, получили развитие исламская культура и письменность. Огромное значение медресе тогда заключалось в том, что они впервые в Дагестане стали очагами просвещения и готовили религиозную интеллигенцию – алимов, кадиев, мулл. Это, безусловно, послужило основой для развития духовной жизни народов Дагестана. Надо вспомнить, что из стен мектебов и медресе вышли такие представители духовенства, как Абусуфьян Акаев из Н. Казанища, Бадав-кьади Адильбеков из Буглена и многие другие.

В сороковые годы XIX века, в период Кавказской войны, началась широкая реформа примечетских школ.

В 1849 году Кавказское наместничество открыло в Дербенте мусульманскую школу, в которой учили детей мусульман, им помогали в изучении русского языка. Примечательно, что первым ее преподавателем был наш земляк Айгун-къади из Нижнего Дженгутая.

В конце XIX– начале XX века в Дагестане опять стало набирать обороты движение за реформу религиозных школ под руководством «Общества просвещения туземцев – мусульман Дагестанской области».

По инициативе этого общества Абусуфьян Акаев, Магомед-Мирза Мавраев, как самые способные муталимы, успешно окончившие медресе в селении Согратль в 1901 году, были командированы в Татарию (Казань) и Башкирию (Уфа), а затем в Крым (Бахчисарай) для изучения опыта преподавания в новометодных школах.

Из Татарии и Башкирии они привезли учебники, учебные пособия. Затем в Н. Казанище, Чохе открыли первые в Дагестане новометодные школы, подготовили учителей. По мнению их основоположников, превосходство нового метода состояло в том, что были составлены первые учебники по географии, орфографии, арифметике.

Неоспорим и тот факт, что Турция сыграла огромную роль в становлении новометодных школ и подготовке педагогических кадров в Дагестане. Так, Джалил Джанбулатов из Эрпели в Константинополе окончил Маржан-ага мехтеби (высшее начальное училище), там же получил образование Магомед-Керим Саадуллаев из Кафыр-Кумуха.

Светские же школы с преподаванием математики, физики, химии, биологии, географии, истории появились в Дагестане только после присоединения его к России.

В 1856 году по инициативе врача И. Костемировского и фельдшера Львова в Нижнем Дженгутае была открыта школа для детей всадников Дагестанского конного полка с целью подготовки из местной молодежи учеников-фельдшеров, оспопрививателей. В этой школе учили читать, писать, говорить по-русски, преподавали арифметику, учили навыкам счета. Давали начальные знания в медицине, астрономии, ботанике, географии. Велись занятия на кумыкском и аварском языках. Учили также танцам. В школе Костемировского получили образование и сами всадники полка. Школу окончили два сына Хаджимурада (наиб Шамиля) – Гулла и Абдулкадир. Одни ученики Костемировского стали фельдшерами, другие – учителями, конторскими служащими, третьи продолжили учебу в гимназиях, реальных училищах. Одновременно с начальными школами в Дагестане были открыты также и средние учебные заведения – реальные училища, гимназии в Темир-Хан-Шуре, Порт-Петровске, Дербенте, сыгравшие существенную роль в формировании интеллигенции. Темирханшуринское реальное училище, открытое в 1880 году, внесло неоценимый вклад в развитие культуры дагестанцев.

К 1913 году в Дагестане функционировало 2 реальных училища, 1 мужская гимназия и 3 женских, 3 городских училища, 12 начальных городских училищ.

В результате присоединения Дагестана к России дети дагестанцев стали получать и профессиональное образование. В мусульманской городской школе в Темир-Хан-Шуре в 1872 году обучали столярному и токарному делу. С 1872 года преподавали садоводство, огородничество. Занятия по этим дисциплинам вел уроженец селения Кафыр-Кумух Асеев Чапалав, прошедший подготовку в Крыму в Никитском ботаническом саду.

Благодаря русским учителям молодежь получила знания в области сельского хозяйства.

Августин Петрович Скрабе в 1907 году работал в двухклассной школе селения Ишкарты. По его инициативе в селении посадили фруктовый сад, занимались огородничеством, была заведена пасека. Совместная работа сближала русских и дагестанцев.

В дело приобщения местных девушек к светскому образованию внес лепту и бакинский миллионер Зайнал-Абидин Тагиев, который в 1898 году открыл в Баку четырехгодичное русско-мусульманское Александрийское женское училище. Это училище в свое время закончила кумычка из Кафыр-Кумуха Казиханова.

В 1903 году общество селений Верхний Каранай, Нижний Каранай, Ахатлы, Муслим-аул, Нижнее Казанище, Капчугай выразили свое желание и согласие внести личные вклады в строительство и содержание школ. В Кафыр-Кумухе на возведение здания школы были использованы камни из разобранного шамхальского дворца. Каждая семья привозила арбу хвороста, женщины аула обмазывали стены школы глиной. Дочь последнего Шамхала генерал-майора Шамсутдина Тарковского Солтанат Тарковская, проживавшая в Париже, для школы в Кафыр-Кумухе выделила 3 десятины земли.

Из среды темирханшуринцев были и такие представители, которые сумели выехать за границу для получения хорошего образования. Среди них был и Гайдар Бамматов из Кафыр-Кумуха. Окончив Ставропольскую гимназию, он поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Работал чиновником по особым поручениям при наместнике царя на Кавказе. В годы революции, гражданской войны принимал активное участие в событиях в Дагестане, был министром иностранных дел Горского правительства. В силу разных обстоятельств эмигрировал за границу. Жил в Париже, в 1965 году умер и похоронен там же.

А. Акаев – видный мыслитель, народный алим, просветитель и книгопечатник, известный представитель духовенства Дагестана. В 1913 году в Темир-Хан-Шуре на кумыкском языке он издал медицинский справочник «Гьазир дарман» («Готовые лекарства»), в котором были описаны способы и методы предупреждения и профилактики самых распространенных болезней в Дагестане в те времена. В книге он дает характеристики лекарственных трав.

В апреле 1912 года в Темир-Хан-Шуре открылась первая Дагестанская кустарная и сельскохозяйственная ярмарка, где местное население знакомилось с улучшенными породами скота, правильным кормлением, уходом, содержанием. Владельцы лучших пород сельскохозяйственных животных получили награды. За бычка шведской породы Мама-Гаджи Джаякаеву из Нижнего Дженгутая вручили серебряную медаль.

В начале XX века в Дагестане произошло событие огромного и исторического значения. По инициативе Магомеда-Мирзы Мавраева из Чоха и Абусуфьяна Акаева из Казанища впервые в истории Дагестана было положено начало книгопечатанию. «Когда я учился (был муталимом) в селе Тарки, – пишет Абусуфьян, – я видел книгу, изданную в Стамбуле. В Казани тоже ознакомился с книгами. Когда я читал эти книги, мне стало обидно, что у нас нет никакого издания. Я решил издавать книги в Дагестане». Об издании книг в Дагестане мечтал и Мавраев. В 1902 году они поступили на работу в типографию Исмаила Гаспринского в Крыму и там издали более 10 книг на кумыкском и арабских языках. Большая заслуга Акаева и Мавраева в том, что они имели книжные магазины с отделом «Книга-почтой», благодаря им Темир-Хан-Шура стала центром распространения книг: изданные здесь книги далеко распространялись не только в Дагестане, но и в Азербайджане, Чечне, Ингушетии, Осетии, Кабарде, Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгее. Темир-Хан-Шуринский округ отличался богатой музыкальной культурой. Становление Татама Мурадова тоже было неразрывно связано с Дагестанским конным полком. Он родился в 1902 году в Нижнем Дженгутае. В детстве научился великолепно играть на агач-кумузе, увлекался народными песнями и постепенно стал сам сочинять музыку и слова. В 1916 году он работал в первом Дагестанском конном полку. Мурадов занимается с капельмейстером, осваивая инструменты духового оркестра. Играя в полковом оркестре на трубе, он знакомится с нотной грамотой и сам становится капельмейстером духового оркестра полка.

Известные в Дагестане алимы – арабисты Абусуфьян Казанищенский, Юсуп-кади Дженгутайский, Билал-кади Казанищенский, Хизри-кади Казанищенский в 1925 году в Буйнакске начали издавать журнал на арабском языке «Баянул хакаик» («Разъяснение истины»).

В 20-е годы усиливается антирелигиозная пропаганда. Власти стали закрывать мечети, мектебы, медресе. В 1929 году репрессировали почти всех известных в Дагестане кадиев, мулл и других религиозных деятелей, а в 1937 г. репрессировали и тех духовников, которые честно служили, работали в органах советской власти, воспринимая их духовными «врагами» власти.

С 1920 года вплоть до 90-х годов XX в. к нам в республику приезжали работать молодые специалисты со всей России и многие навсегда оставались здесь. Полюбив наш горный край, наше море, наших людей, создавали здесь свои семьи, давали нашей молодежи высокое образование и распространяли российскую культуру, современную цивилизацию. Имена своим детям очень часто давали так: если дочь Ольга, то сын – Абдулла, Магомед. В этом проявлялись дань дагестанским традициям и соблюдение своих обычаев. Сейчас ситуация несколько изменилась, но думаю, что, если мы все объединимся, если даргинец будет писать об агульцах, кумык об аварцах, лакец о табасаранцах, лезгин о русских, если во главу угла будем ставить интеллект, а не национальность, то мы укрепим единство.

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Ученицы Александровской школы для девочек-мусульманок

Категория фото: История »

Мероприятия в Цахуре, посвященные 940-летию открытия первого в Европе исламского университета

Категория фото: История »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив