Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2016 от 7 Апреля 2017 г » Патриотизм » Патриотами не рождаются – ими становятся

Патриотами не рождаются – ими становятся

 Наша республиканская ветеранская организация объединяет более 150 тысяч ветеранов: участников и ветеранов Великой Отечественной войны, участников боевых действий, ветеранов военной службы, правоохранительных органов и труда.

Это активная политическая сила, способная существенно влиять на консолидацию общества, формирование гражданского общества, развитие внутриполитических процессов и патриотического воспитания молодежи. Это одно из самых активных, многочисленных и хорошо организованных общественных движений. Наши ветераны понимают, что за последние годы многое делается для поддержания ветеранов со стороны Президента и Правительства Российской Федерации, республиканских органов. И ветераны не остаются в долгу, на всех мероприятиях республиканского и муниципального масштабов они желанные гости.

Республика Дагестан – самый многонациональный и многоязычный регион Российской Федерации. Во все времена у народов Дагестана умудренные житейским опытом аксакалы – почтенные люди – пользовались большим уважением и авторитетом. Это закономерно, так как, аккумулируя опыт поколений, сложившиеся традиции, обычаи своих народов, они передают бесценный опыт своим детям, внукам и правнукам.

Сознавая трудности и ответственность за положение дел ветеранов старшего поколения, Дагсовет ветеранов во всех своих документах, обращениях и рекомендациях особое внимание уделяет роли самих ветеранских организаций, требуя от них активной совместной работы с органами социальной защиты по поиску путей улучшения жизни старшего поколения.

Основной акцент при этом делается на выявление наиболее нуждающихся, больных, беспомощных, одиноких, престарелых ветеранов. К большому сожалению, из 296 оставшихся в живых участников Великой Отечественной войны более половины не ходячие.

За последние годы районные и городские ветеранские организации активно участвовали в реализации республиканской программы «Старшее поколение», где определены конкретные меры, необходимые для реализации Закона «О ветеранах».

В целях улучшения социально-экономических условий жизни ветеранов войны указами Главы республики, а также постановлениями Правительства Республики Дагестан установлены дополнительно, сверх предусмотренных Федеральным законом «О ветеранах», меры социальной поддержки.

В республике в целях увековечения памяти участников Великой Отечественной войны, не возвратившихся с полей сражений, издано 11 томов республиканской «Книги Памяти» и 12 томов республиканской книги «Солдаты Отечества» о вернувшихся с войны. Из 180 тысяч дагестанцев, призванных в Красную Армию, половина не возвратилась. Эти книги получила каждая семья, откуда горец ушел на фронт.

В целях лучшего освещения жизни и быта ветеранов войны и труда, а также деятельности ветеранских организаций Дагсоветом ветеранов ежегодно проводится конкурс «Как живешь, ветеран?», в котором принимают участие десятки журналистов, активисты ветеранского движения и представители научной интеллигенции.

Республиканский Совет ветеранов основные свои усилия направляет на патриотическое воспитание молодежи. Объектом работы наших ветеранов являются, прежде всего, общеобразовательные учреждения. Обсуждая проблемы патриотического воспитания молодежи, ветераны подчеркивают, что потеря воспитательных ориентиров в 90-х годах прошлого века, прежде свойственных школам, привела к значительному ослаблению и даже отрицанию роли школы в воспитании подрастающего поколения. Фактически школа сосредоточила усилия в области обучения, отказавшись от воспитания школьников и формирования их социально-нравственных и гражданских позиций, в том числе патриотизма. Практически полное отсутствие воспитательных воздействий, нестабильность социально-экономического и политического развития российского общества в тот период привели к усилению кризисных явлений в молодежной среде и появлению молодых людей с опасно-деструктивным отношением к обществу и государству.

Основные усилия современной школы направлены на подготовку учащихся к единому государственному экзамену и к сдаче государственной итоговой аттестации, а все остальное остается на втором плане.

В ФГОСах второго поколения в требованиях к результатам освоения образовательных программ, где речь идет о личностных результатах, первым пунктом подчеркнуто: «сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем». В третьем пункте записано: «готовность к служению Отечеству, его защите».

Что же такое патриотизм?

Словарь русского языка Ожегова дает очень короткий и емкий ответ: «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». Наша Родина – это Россия, страна, сотканная из противоречий. В ней много прекрасного и немало безобразного. Но Родину, как и родителей, не выбирают.

В новом Законе «Об образовании» в пункте 7 статьи 14 определена обязательность получения обучающимися начальных знаний об обороне государства, воинской обязанности и приобретения навыков в области гражданской обороны, а также подготовки граждан мужского пола по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.

В современной школе данную задачу выполняет предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Я не буду сейчас говорить об отношении руководителей образования республики к этому предмету, а только скажу, что мы сами, своими руками создаем проблемы. Почти три десятилетия в школах изучали начальную военную подготовку, был военный руководитель со своим особым статусом. В обязанностях военного руководителя было записано, что он является инициатором и организатором военно-патриотической работы с учащимися. Убрали из школ военруков – людей, занимавшихся с утра до вечера со школьниками. Они определяли направления в работе, основные мероприятия военно-патриотического воспитания и требования к допризывной подготовке, проводили военно-спортивные игры. Теперь их нет. Поэтому и спорят, кому вести военно-патриотическую работу: преподавателю-организатору ОБЖ, заместителю директора по воспитательной работе или классному руководителю. В итоге никто по-настоящему ее не ведет. В должностных обязанностях преподавателя-организатора ОБЖ нет слов «патриотическое воспитание». А ведь готовность к служению, защите Отечества, любви к Родине, формирование патриотического сознания – основная задача военно-патриотического воспитания.

Эффективность военно-патриотического воспитания определяется деловым сотрудничеством общеобразовательных учреждений и организаций родительской общественности, участвующих в воспитательном процессе, взаимодействием всех структур, заинтересованных в воспитании подрастающего поколения.

Военно-патриотическое воспитание – процесс творческий, в котором используется множество различных форм и методов. В тех общеобразовательных учреждениях, где администрация учебного заведения заблаговременно планирует эту работу, включает в нее весь педагогический коллектив, родительскую и ученическую общественность, мероприятия военно-патриотического воспитания проходят интересно, увлекательно и с большой пользой для дела.

В содержании патриотического воспитания важное место занимает пропаганда боевых традиций русской, советской и российской армии. Учащиеся должны понимать, что боевые традиции армии и флота – это исторически сложившиеся обычаи и правила, ставшие нормой поведения воинов, как в бою, так и в мирное время.

Беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность, беспримерная стойкость и мужество, храбрость и героизм, верность боевому знамени, товарищеская помощь и взаимная выручка в бою, боевая дружба, проявляемые в борьбе с врагами России, служили и продолжают служить примером для воинов Вооруженных Сил России.

В самую критическую минуту, когда отступать дальше было некуда (позади Москва), Председатель ГКО, Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР И. Сталин 7 ноября 1941 г. обратился к воинам армии и флота со словами: «Пусть вдохновит вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!»

И воины откликнулись на этот призыв. В ожесточенных боях в годы Великой Отечественной войны советский воин Александр Матросов закрыл своим телом амбразуру вражеского дзота, отдал жизнь, чтобы обеспечить выполнение боевой задачи. В его героическом подвиге отразилось глубокое осознание своего воинского долга перед Родиной, перед советским народом, пламенный патриотизм. Также самоотверженно действовал, совершая воздушный таран, бесстрашный летчик Николай Гастелло, а также многие другие воины-патриоты. Их героические поступки стали примером для подражания, вдохновляли миллионы защитников Отечества на беспримерные подвиги в боях против иноземных оккупантов. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, более 11,5 тыс. воинов стали Героями Советского Союза, среди них 58 дагестанцев, а отважный разведчик Абдулхаким Исмаилов из сел. Чагар-отар Хасавюртовского района, водрузивший Знамя Победы над Рейхстагом, в 1996 году стал Героем России. Иногда у меня спрашивают: «Характерны ли патриотизм и героизм для нынешнего поколения молодежи?» Уверенно могу ответить: «Да!». Доказательств этому много. Подвиг десантников 6 роты 104 парашютно-десантного полка псковской дивизии вошел в историю патриотизма современного русского солдата. 29 февраля 2000 года у селения Улус Карт Шатойского района Чечни рота десантников из 90 человек атаковала 2,5 тыс. бандитов. В течение суток десантники держали оборону на высоте 776 м, но силы были неравные. Из 90 десантников в живых остались только 6. 22 десантника получили звания Героя России (посмертно), а остальные награждены орденом Мужества.

Или возьмите другой пример. 2 августа 1999 года чеченские незаконные вооруженные формирования во главе с международными террористами Шамилем Басаевым и арабским наемником Хаттабом вторглись в Дагестан с целью дестабилизации ситуации в республике. Первыми вступили в бой сотрудники милиции и простые горцы. Затем были созданы отряды самообороны народного ополчения Дагестана имени имама Шамиля и развернуты силы Российской армии. В ходе боевых действий простой парень, 20 летний пастух, житель сел. Ансалта Ботлихского района Курахмаев Хаджимурад Асхабович совершил подвиг. Он вошел в доверие к бандитам, позировал на видеокамеру с оружием в руках. Ночью завладел автоматом одного из боевиков и уничтожил четверых из них. Однако пятый террорист успел застрелить Хаджимурата в его собственном доме. За мужество и героизм, проявленные в схватке с террористами, Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 1999 года Курахмаеву Хаджимурату Асхабовичу присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. А теперь зададим себе вопрос: все ли учащиеся наших образовательных учреждений знают об этих подвигах? Уверяю вас – единицы.

В фильме «Семнадцать мгновений весны» звучит прекрасная песня:

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

Хорошо сказано. Я бы добавил, что Родина начинается с любви к своим родителям, к отцу и матери. Не зря в начале Великой Отечественной войны появился плакат «Родина-мать зовет!». Воспитание патриотизма именно начинается с семьи, со своего родного языка, со своего имени, которое дали тебе родители. Семья, дошкольное учреждение, школа, высшее учебное заведение – это звенья одной цепи. Если все эти звенья работают слаженно, значит, воспитаем патриотов. Еще раз хочу подчеркнуть, патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность вплоть до самопожертвования к его защите. Как защитить его, каков механизм защиты? В Конституции РФ ст. 59 записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом». А в ст. 19 Конституции РД подчеркнуто: «Все равны перед законом и судом». А что получается на деле? Российская армия XXI века – это рабоче-крестьянская армия. Ни один высокопоставленный государственный чиновник федерального и регионального масштаба не отправляет своего сына или внука на службу в армию, хотя все они кричат о патриотизме.

У молодежи послевоенных десятилетий вплоть до конца 80-х не стоял вопрос о службе в армии, все они желали служить, а если случайно оказывался непригодным по состоянию здоровья к службе в армии, скрывал этот факт от своих сверстников.

Больше половины срока моей службы прошли в ВДВ под командованием Героя Советского Союза, генерала армии Маргелова Василия Филипповича. 5 января 1973 года состоялся первый исторический прыжок в мировой практике. Внутри боевой машины десанта на парашютно-платформенных средствах был десантирован экипаж. В него входил майор Леонид Зуев и лейтенант Александр Маргелов – младший сын командующего ВДВ. Послать сына на столь сложный, непредсказуемый эксперимент решился бы только очень мужественный человек – патриот своей Родины. Это был поступок сродни подвигу генерал-лейтенанта Николая Раевского, когда любимец Кутузова в 1812 г. под Салтановкой бесстрашно вывел своих юных сыновей перед фронтом дрогнувших от французской картечи батальонов и этим потрясающим примером вдохнул стойкость в упавших духом гренадеров, удержал позицию, решив исход боя.

В первые дни Великой Отечественной войны Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами СССР Иосиф Сталин отправил своих сыновей Якова и Василия на передовую. По воле судьбы Яков попал в плен, и когда Международный красный крест предложил Сталину обменять сына Якова на плененного фельдмаршала Паулюса, его ответ был таким: «Я солдата на фельдмаршала не обмениваю».

Именно благодаря высокому моральному духу, патриотизму советских людей мы одержали победу в жестокой схватке с немецкими фашистами. Здесь я позволю себе привести слова гитлеровского палача Германа Геринга. На Нюрнбергском процессе он признал, что, готовясь к войне с СССР, немцы учли все количество танков, самолетов, артиллерийских орудий и минометов. Знали даже, сколько тракторов выходят из строя после посевной. Не учли только морального духа и патриотизма русских, советских граждан.

Патриотами не рождаются, а патриотами становятся, – гласит народная мудрость. Ни один ребенок не рождается гением и ни один – дураком. Все дети рождаются с одинаковым количеством нервных клеток, извилин, долей, полушарий, но процессы и периоды функционального созревания мозга у всех детей разные. Поэтому воспитанием чувства патриотизма нужно заниматься с пеленок и всю жизнь. Нельзя в одни периоды истории страны воспитывать патриотов, а в другие периоды – предателей и нельзя быть патриотом наполовину.

Выступая на встрече с представителями общественности в Краснодаре, Президент России В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и ее будущее».

Сейчас линия фронта проходит в умах людей. Соответственно, одним из важнейших щитов Отечества, не уступающим по приоритету ракетно-ядерному, является духовность граждан страны. Т.е. одной силы и могущества оружия недостаточно, основополагающим является моральный дух, патриотизм народа, владеющего этим оружием.

В России всегда были патриоты, которые жили на благо и процветание своей родины, при необходимости не жалея жизни, и я надеюсь, так будет и впредь.

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Группа ветеранов во время экскурсии в г. Дербенте. Крепость Нарын-Кала

Категория фото: Патриотизм »

Ветераны в парке им. Ленинского комсомола в День Победы

Категория фото: Патриотизм »

Ветераны у памятника Петру I в г. Дербенте

Категория фото: Патриотизм »

Ветераны на пл. им. Ленина в г. Махачкале в День Победы

Категория фото: Патриотизм »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив