Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2016 от 7 Апреля 2017 г » Общество » Роль органов местного самоуправления республики в области противодействия экстремизму и терроризму

Роль органов местного самоуправления республики в области противодействия экстремизму и терроризму

 Терроризм и экстремизм относятся к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, которые приобретают все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между социальными и национальными группами. Угроза заключается в стремлении перевести использование террора в политических целях на планомерную основу.

Религиозно-политический экстремизм в условиях современного Дагестана ведет к таким негативным последствиям, как нарушение общественной безопасности и общественного порядка; посягательство на личность, права и свободы граждан; создание и функционирование экстремистских организаций, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание национальной и религиозной розни.

В таких условиях необходима систематическая борьба с религиозно-политическим экстремизмом. Субъектами такой борьбы являются государство в лице его органов, органы местного самоуправления, политические партии, общественные организации и объединения, образовательные учреждения, средства массовой информации.

В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные районы обязаны принимать участие в профилактике терроризма и экстремизма. Аналогичная норма закреплена в п. 7.1 ст. 13 Закона Республики Дагестан «О местном самоуправлении в Республике Дагестан». Следовательно, основными субъектами противодействия экстремистской деятельности являются органы местного самоуправления.

В настоящее время механизм противодействия религиозно-политическому экстремизму на муниципальном уровне недостаточно разработан в научном и практическом плане.

Следует учесть, что распространение ваххабизма в Дагестане происходило снизу, через проповедников и миссионеров, прибывавших из мусульманских стран, которые разъезжали по населенным пунктам и осуществляли проповедническую деятельность в мечетях. Поэтому к главной составляющей противодействия экстремизму мы относим высокоэффективную деятельность органов местного самоуправления как наиболее приближенных к населению. Вопрос о повышении уровня межведомственного взаимодействия органов государственной власти Республики Дагестан, органов местного самоуправления, духовенства и институтов гражданского общества по противодействию экстремизму и формированию культуры межнациональной солидарности и межрелигиозного диалога напрямую касается муниципальных образований республики. Противодействие экстремизму следует рассматривать как приоритетное направление деятельности муниципальной власти, а эффективность органов местного самоуправления необходимо оценивать, в том числе, насколько оперативно и качественно организована на территориях антитеррористическая работа и что реально сделано в этом направлении. Решение проблемы во многом зависит от профессионализма и умения органов местного самоуправления оперативно реагировать на экстремистские проявления, используя действующее законодательство, потенциал традиционного ислама, а также арсенал различных апробированных форм и способов противодействия этой деструктивной идеологии и разрушительной практике.

Опыт прошлого и складывающаяся ситуация диктуют необходимость обозначить фрагментарно некоторые меры раннего профилактического воздействия на муниципальном уровне:

– проведение на регулярной основе семинаров-совещаний муниципальных служащих по проблемам противодействия терроризму и экстремизму с привлечением соответствующих республиканских служб, акцентируя основное внимание на тактику и стратегию предупреждения экстремизма в районах и городах республики;

– вопросам борьбы с экстремизмом необходимо уделять первостепенное значение представительными и исполнительными органами муниципального образования. Для этих целей необходимо активно использовать все возможности органов местного самоуправления: совещания, сессии представительного органа, сельские сходы с предварительным изучением состояния дел, с участием депутатов, работников правоохранительных органов, институтов гражданского общества – и наметить адекватные меры реагирования;

– одним из действенных рычагов противодействия экстремизму должны стать муниципальные программы по предупреждению преступности, которые разрабатываются на основе Республиканской программы с максимальным учетом местных особенностей, состояния, динамики и тенденций преступности в муниципальных образованиях. К сожалению, многие муниципальные программы страдают декларативностью, отсутствием четко выверенных мер противодействия;

– действенным толчком к укреплению общественного порядка в республике в организационном плане должно стать возрождение деятельности народных дружин, необходимо придать этой работе новый импульс, используя финансовые и иные рычаги активизации молодежи;

– в СМИ, особенно в муниципальных, мало публикуются высокопрофессиональные материалы, раскрывающие идеологическую основу и противозаконную суть экстремизма;

– в профилактике религиозно-политического экстремизма необходимо особое внимание обратить на то, что экстремистская идеология поступает к нам как через религиозных эмиссаров, так и через наших граждан, которые выезжают в зарубежные страны, особенно в целях обучения в религиозных учебных заведениях.

Основная роль в борьбе с экстремистскими и террористическими угрозами должна принадлежать мерам профилактики, ориентированным на устранение первопричин их возникновения. Одним из приоритетов профилактики терроризма и экстремизма, безусловно, является противодействие террористической идеологии и формирование антитеррористического сознания в обществе.

Предупреждение экстремизма на муниципальном уровне должно стать одним из основных направлений государственной политики и представляет процесс комплексного, системного, непрерывного изучения и разработки мер нормативно-правового, пропагандистского, воспитательного, профилактического и иного характера с целью защиты личности, общества и государства от деструктивных и разрушительных процессов, широкого разъяснения идеологической основы и сущности религиозно-политического экстремизма с максимальным использованием потенциала ислама, наших позитивных обычаев и традиций.

Участие в профилактике терроризма и религиозно-политического экстремизма органов местного самоуправления поселений, имеющих непосредственный контакт с населением, позволяет, используя наиболее эффективные методы гражданских технологий противодействия этим проявлениям, организовать его обучение необходимым навыкам поведения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций экстремистского и террористического характера, а также обеспечить эффективное выявление возможных предпосылок для совершения терактов на ранних стадиях их подготовки.

Таким образом, роль органов исполнительной власти муниципальных образований является определяющей в реализации социальных технологий антитеррористической защиты населения и объектов посредством организационно-управленческих и практических мер антитеррористического характера, предпринимаемых властными структурами и гражданскими институтами общества в определенных сферах и на определенных территориях.

В качестве первоочередных направлений на муниципальном уровне организации эффективной борьбы с экстремизмом, стабилизации обстановки на территории местного самоуправления, пресечения экстремистских проявлений и профилактики религиозно-политического экстремизма, обеспечения безопасности представляются:

– дальнейшее совершенствование и повышение эффективности работы муниципальных антитеррористических комиссий на местах по противодействию политическому и религиозному экстремизму;

– выявление и пресечение деятельности деструктивных и подрывных сил, действующих под прикрытием различных международных благотворительных фондов, общественных и религиозных организаций;

– совершенствование инфор-мационно-аналитической рабо-ты, направленной на создание положительного имиджа всех органов местного самоуправления, общественных объединений, населения, отдельных лиц, реально помогающих в борьбе с терроризмом и экстремизмом, преступностью в целом;

– активное использование потенциала общественно-политических объединений и движений, советов старейшин, ветеранов и особенно духовенства в профилактической работе, организация воспитательной работы среди населения, с лицами, отказавшимися от преступной деятельности, либо отбывшими наказание или амнистированными;

– усиление работы по идеологическому противодействию религиозно-политическому экстремизму. С этой целью активизация работы комиссий горрайадминистраций по взаимодействию с религиозными объединениями и противодействию религиозно-политическому экстремизму;

– активизация работы администраций муниципальных образований по выявлению и учету всех действующих на территории города или района религиозных объединений, образовательных учреждений, ведение соответствующего банка данных;

– дальнейшее проведение практических семинаров-совещаний в горрайадминистрациях республики по вопросам обеспечения безопасности и противодействия экстремистской деятельности;

– проведение сельских сходов, собраний трудовых коллективов с обсуждением вопросов общественного воздействия в отношении участников экстремистских группировок и сочувствующих им лиц;

– проведение среди населения информационно-разъяснительной работы о негативном влиянии иностранных теологических учебных заведений на российских студентов и законодательное урегулирование вопросов выезда дагестанской молодежи на учебу за рубеж;

 

– с использованием возможностей печатных и электронных СМИ развертывание среди населения массированной долгосрочной информационно-пропагандистской работы, направленной на повышение самосознания, создание нетерпимости к проявлениям экстремизма, а также формирование позитивного общественного отношения к деятельности органов правопорядка.

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Встреча главы Левашинского района, работников администрации, начальника РОВД, директоров школ района и представителей духовенства с работниками Дагкомрелигии

Категория фото: Общество »

Выездное совещание Дагкомрелигии в Тарумовском районе

Категория фото: Общество »

Встреча председателя Дагкомрелигии с активом МО «Бежтинский участок»

Категория фото: Общество »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив