Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2016 от 11 Апреля 2017 г » Память » Древняя цивилизация может сохранить мир и единство

Древняя цивилизация может сохранить мир и единство

 В мире есть много стран с богатой историей, религией, ныне настроенных к сохранению мира, дружбы, строительству социализма, улучшению прав по обеспечениюсвободы совести. Читателям интересны происходящие в них политические, экономические, научные и религиозные процессы. В этой связи редакция журнала обратиласьк доктору философских наук, автору книг о религии, начальнику Управления информации и пресс-службы Президента РД Курбанову Гаруну Магомедовичу с просьбой рассказать о проблемах стран Юго-Восточной Азии. Но в связи с трагической его гибелью редакция долго не решалась опубликовать интервью с ним. Теперь по просьбе ученых представляем вашему вниманию записанное интервью с Г.М. Курбановым.

Г. Курбанов

– Гарун Магомедович, Вы лучше представляете политическую, религиозную ситуацию в азиатских странах. О какой стране Вы хотели бы поговорить и обрисоватьисторию развития, религиозную картину и политическую ситуацию?

– В этом плане, если взять Азию, интересные события происходят в Индии, Китае, Тибете, Корее. Тем более туда очень часто ездят наши туристы, бизнесмены. Сегодня поговорим о Тибете, включая и Китай, и Индию, и их религии: буддизм, индуизм – и политику.

– Гарун Магомедович, какое место занимают буддизм и Тибет в жизни Китая?

– Китайская Народная Республика сегодня – многонациональное государство. Из более чем 1,3 млрд его населения – около 92 % китайцы (ханьцы), но оставшиеся 8 % – это еще 55 национальностей, из которых тибетцев 5,5 млн. Тибетцы – народ тибет-бирманской группы, по языку, культуре, религии отличаются от ханьцев. В Китае созданы 5 автономных районов – Тибетский, Синьцзян-Уйгурский, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский и Внутренняя Монголия. Но не все тибетцы живут в Тибетском автономном районе, т.к. около половины исторического Тибета не входит в состав ТАР.

Первоначально буддизм воспринимался в Китае как одна из форм национальной китайской религии – даосизма. Это привело к возникновению легенды о «просвещении варваров», смысл которой в том, что ушедший на Запад основатель даосизма Лао Цзы якобы стал в Индии учителем Будды и подлинным основателем буддизма. Этой легендой пользовались даосы в своей полемике с буддистами.

Буддизм в Китае. Север и Юг воссоединяются в 589 г. при императоре династии Суй Ян Ди. Влияние буддизма в Китае достигло своего пика во время династии Тан, с 618 до 907 года. Буддийские виды искусства процветали, и монастыри становились богаче и сильнее. Некоторые конфуционцы и даосы думали, что буддизм стал слишком богатым и сильным. Фракционная борьба достигла своего апогея в 845 году, когда император начал подавление буддизма, разрушив более 4000 монастырей и 40000 храмов и святынь. Это подавление нанесло сокрушительный удар по китайскому буддизму и положило начало длительному упадку. После тысячи лет буддизм вновь насквозь пронизал китайскую культуру, а также повлиял на конфуцианство и даосизм. Некоторые ученые даже пишут, что буддизм – это видоизменившееся учение Лао Цзы, основателя даосизма, который некогда ушел на запад, добрался до Индии и распространил там свое учение. И в дальнейшем произошло взаимопроникновение этих двух религий.

На протяжении многовековой истории статус Тибета менялся. С VII по IX вв. н.э. это было крупное независимое государство. В XIII-XIV вв. Тибет вместе с Китаем вошел в состав Монгольской Империи. Его культурное влияние было столь велико, что монголы приняли тибетский буддизм. В дальнейшем Тибет находился в зависимости от китайской династии. В древности в Монголии были пустыни, покрытые снегом горные вершины, дома кочевников, буддийские храмы и дикая природа. Тамерлан начал все с нуля, закончил тем, что изменил ход истории. Сегодня Монголия – государство, где пастухи разговаривают по мобильным телефонам, бары, магазины, города, туристы и т.д.

Монголия, возникшая при Чингисхане в XII в., расположена в сердце Азии.

Чаще всего Тибет платил Китаю дань, которая имела не материальное, а символическое значение. Данниками Китая на протяжении средних веков были Япония, Корея, Вьетнам, Бирма, т.е. они платили дань. После китайской революции 1911 г. в условиях смуты и раздробленности Тибет был самостоятельным, хотя Китай считал его своей частью.

К тому времени в Тибете сложилась уникальная система управления. Духовным и светским лидером в одном лице стал Далай-лама, глава наиболее многочисленной буддийской школы. Вторым по значению лидером в тибетской иерархии стал Панчен-лама, живший в городе Шигадзе. Два главных ламы Китая находятся в сложных религиозно-политических отношениях между собой.

– Как проник индуизм в юго-восточную Азию и в чем выражается триединство индуизма?

– Индия – самая многогранная страна на планете. Здесь залитые солнцем пляжи, первоклассные магазины, ультрасовременные города, много храмов, уникальные транспортные, научные центры, этнические группы, священные центры.

Индуизм – национальная религия Индии, одна из крупнейших религий мира по числу последователей – более 800 млн человек. Термин «индуизм» связан с рекой Инд.

Индуизм обозначает религиозные традиции Индии. Индуистская религия не возводит свое происхождение к какому-либо определенному основателю. У нее нет ни пророков, ни канонического учения. Индуизм является конгломератом разных верований и культов, идей и духовных практик, развивающихся в Непале, Афганистане, Юго-Восточной Азии, Индонезии. Уровни индуизма различны: от примитивных племенных культов до утонченных философских систем. Ранние элементы индуизма присутствуют уже в Протоиндийской цивилизации III-II тыс. до н.э. (образы божеств; культы фаллоса, змеи, растений; служение в храмах и т.д.). Становление индуизма продолжалось в течение многих столетий. В нем трудно различать идеологическую структуру, отсутствуют церковь, секты, нет догматов, основоположника, не проводились соборы.

Чрезвычайно авторитетна в индуизме «Бхагавадгита» – своего рода Библия индуизма. В каждом направлении индуизма существует свой собственный корпус священных текстов.

В индуизме выделяются четыре жизненные цели человека: дхарма (безупречное исполнение религиозных предписаний), артха (материальное благополучие), кама (чувственные радости) и мокша (духовное освобождение).

В основе культовой практики индуизма лежит храмовая пуджа (поклонение), совершаемая несколько раз (2-3 раза) в день, в ходе которой жрец поклоняется духу божества, поднося ему плоды, воду. В пудже используют музыку, танцы. У них 40 домашних обрядов, связанных с жизнью человека (рождение, брак, похороны, паломничество). Выше бога у них корова. Ее нельзя убивать. Есть священные горы (Гималаи), реки (Ганг), растения, святые люди, предки. У них есть праздники весны, осени, праздник огня. Они не вступают в браки с другими кастами. Там 3 тыс. каст.

У индуизма нет института церкви, но имеется много доцентрированных, полуизолированных общественных структур (общин). Разделение происходит не только по конфессиональному, но и по кастовому признаку. У них имеется семейное божество. Женщина почитает те божества, которых почитает ее супруг.

В Индии тысячелетие горят огни в главном храме города Варанаси. Это святой город, как Мекка. Река Ганг спускается на землю через горы Гималаи, где живет бог Шива, который принимает реку на свою голову, т.к. земля не могла выдержать удары ее. Когда умерла его жена, он сжег ее на костре в городе Варанаси и опустил прах в реку. Это позволяет духу умершего оказаться на высоких планетах. С тех пор индийцы поддерживают негасимый огонь.

В целом Вишну в мифологии представляют как благожелательное и могучее божество, в критический момент приходящее на помощь людям или другим существам. Вишну входит в состав мифологической триады (тримурти), двумя другими членами которой являются Брахма и Шива. В этом выражается триединство индуизма. За каждым из них закреплены отдельные функции: Брахма творит мир, Вишну его сохраняет, Шива разрушает. В образах этих божеств персонифицированы различные этапы существования универсума. С Шивой ассоциируется прежде всего его супруга, богиня Падвата. У каждого божества есть своя вахана, или средство передвижения в виде живого существа: у Шивы – бык, у Вишну – Гаруда – орел. 100 лет живет Брахма, порождая нового Брахму, который создает новую Вселенную.

– Что изменилось в жизни тибетского народа после прихода к власти в 1944 г. лидеров Коммунистической партии Китая?

– Придя к власти в 1949 г., лидеры Коммунистической пар-

тии Китая решили восстановить власть над Тибетом мирно. В 1951 г. представители тибетского правительства подписали в Пекине соглашение «О мерах по мирному освобождению Тибета». Тибету предоставили автономию во внутренних делах и сохранили прежнюю систему управления во главе с Далай-ламой, а центральное правительство получило право держать в Тибете войска, охранять внешнюю границу и вести внешнюю политику.

Первое время соглашение соблюдалось, однако вскоре коммунистические реформы докатились до населенных тибетцами соседних китайских провинций. Возмущенные нарушением векового уклада жизни, они начали бороться против нововведений. Постепенно волнения перекинулись на территории, находящиеся под властью Лхасы. Отношения между Пекином и Лхасой стали крайне напряженными. В 1959 году в день китайского Нового года Далай-лама XIV был приглашен на празднование в китайскую воинскую часть. Заподозрив неладное, жители Лхасы окружили его дворец, чтобы воспрепятствовать «похищению» своего лидера. Началось антикитайское восстание, которое было жестоко подавлено армией Пекина. Сам Далай-лама и многие его сторонники бежали горными тропами в Индию, где образовали тибетское правительство в изгнании. В 1965 году был создан Тибетский автономный район, в котором тибетцы допускаются в основном лишь в исполнительные и представительные органы государственной власти. В обладающих реальной властью партийных органах тибетцев практически нет. Все секретари КПК в ТАР всегда были ханьцами (китайцами).

В отличие от Далай-ламы XIV, Панчен-лама X не отправился в изгнание, а пытался сотрудничать с Пекином. Тем не менее в 1964 году он был отправлен в тюрьму, где провел 14 лет. Выйдя на свободу, он старался использовать свое влияние для сохранения тибетской культуры. Несмотря на занимаемую им должность заместителя председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, Панчен-лама смог лишь один раз, в 1989 году, посетить Тибет, где его встретили как героя. Вскоре он умер от сердечного приступа.

– Какие буддийские школы функционировали в Китае?

– В Китае действовали только четыре школы буддизма махаяны. В 402 г. н.э. монах и учитель Хуэй-юань основал общество Белого Лотоса на горе Лушань на юго-востоке Китая. Это было началом школы Чистой земли буддизма. Сегодня это доминирующая форма буддизма в Японии.

В 500 году индийский мудрец Бодхидхарма прибыл в Китай и в монастыре Шаолинь основал школу буддизма ЧаньТаньтай стала отдельной школой через учение Чжии. Четвертая школа сложилась под руководством патриархов Ту-Шунь, Чи-йен и Фа Цанг.

– В названных странах народы в основном исповедуют буддизм. Дагестанцам он мало знаком. Что бы Вы могли рассказать о сущности буддизма?

– Буддизм – религия, которая прежде господствовала в большей части Индии, а теперь исповедуется жителями Цейлона, Бирмы и Спамы (южные буддисты), Непала, Тибета, Китая и Японии (северные буддисты). Буддизм впервые пришел в Китай из Индии около 2000 лет назад, во время династии Хань. Общее число буддистов в мире составляет около 400 млн. Буддизм развился из философского и нравственного учения Сидгарты Гаутамы, старшего сына Судгоданы, бывшего правителем в Капилавасту и вождем арийского племени сакиев, жившего в

VI в. на берегах Коганы, между Бенаресом и подошвой Гималаев. Он был сыном царя, прототип Будды – Гаутама.

Рассказы о жизни Будды вымышленные, как и сама личность Будды. Так, Гаутама стал Буддой, т.е. просветленным. Архангел Брама являлся к нему для беседы и наставлений. Всей своей жизнью Гаутама доказал, что, проповедуя миру свою религию, он руководствовался чувством любви и сострадания к ближним. Мать и жена поддерживали его религию. Они признали всеобщее милосердие, истинное просвещение, свободу и любовь. Он нищенствовал с целью помочь людям, исцелял людей. Он высказывался: «Мою религию знают только мои двенадцать учеников, которые пробудят мир от равнодушия. Я всю жизнь стремился к чистой и совершенной мудрости и, идя верной стезей, я дошел теперь до Нирваны. Просьба любить друг друга». К утру он скончался. Тело его было сожжено с большими церемониями. Чтобы сохранить единство, был создан совет, председателем избран Каиапы. Там присутствовало 500 человек. Второй совет собрался через 100 лет, а третий через 250 лет. Священные книги, сохранившиеся до настоящего времени в Цейлоне, совпадают с текстами, составленными на третьем совете.

Будда умер в пятом веке. Буддисты пытаются объяснить мир, населяющий Вселенную, но по-своему. Они утверждают, что мир периодически разрушается и вновь возрождается. Надо полагать, что верования эти заимствованы буддистами из более ранних религий. Причиной грехов считается неведение – незнание. Каждый член общества должен, утверждал он, повиноваться своей совести и закону. Для мирян он оставил 10 заповедей: не убивай, не воруй, не лги, не прелюбодействуй, не клевещи, не кляни, не уклоняйся от истинной веры. Такое учение пустило глубокие корни среди индийцев. Через 150 лет после смерти Гаутамы буддизм был объявлен государственной религией. В VIII и IX веках началось страшное преследование буддизма, так что в Индии не осталось ни одного буддиста. На Цейлоне буддизм введен и сохранился до настоящего времени. В V в. буддизм занесли в Бирму, откуда он распространился по соседним областям.

Нового Панчен-ламу, согласно традициям, как и любо-

го другого «живого Будду», нужно было найти среди

тибетских детей. В 1995 г.

Далай-лама объявил в Индии о том, что кандидат найден Комиссией. Это был шестилетний мальчик по имени Герхуна Чокьи Ньима. Китайское правительство отреагировало немедленно и «выбрало» своего панчен-ламу, мальчика Гьяйлцэну Норбу, а Герхун Чокьи Ньима был взят «под защиту» властями КНР, его местонахождение с тех пор неизвестно. Тибетская оппозиция называет его «самым молодым в мире политическим заключенным».

– Как повлияла культурная революция Китая на культуру, традиции Тибета?

– Во время «культурной революции» культура Тибета была практически полностью уничтожена. Из примерно трех тысяч монастырей (в них концентрировалась тибетская образованность) все, за исключением трех, были разрушены. И другие районы Китая тоже пережили подобные разрушения. В 1989 г. в Тибете произошли серьезные беспорядки. Секретарем парткома ГАР тогда был нынешний китайский лидер Ху Цзиньтао, принявший решительные меры по их подавлению. Было решено прекратить переговоры с Далай-ламой, которые велись до этого, и запретить всякие упоминания о нем в Тибете. Были также запрещены индивидуальные посещения Тибета иностранцами, туристы могли поехать туда только в составе группы в сопровождении представителей китайских туркомпаний. Учитывая, что все комплексы имеют экономическую основу, они еще более решительно повели регион к современной цивилизации. Тибет теперь покрыт современными дорогами, проведена железная дорога. Многие храмы восстановили. Пока Тибет остается диким регионом, но сюда заселяют ханьцев (китайцев). Однако там продолжаются беспорядки.

Тибет занимает треть территории Китая, проживает здесь 3 млн человек. Тибет расположен на высоте от 4000 до 5000 м над уровнем моря. Эверест – самая высокая вершина мира, он имеет высоту около 8850 м. Изолированность этой территории помогла Тибету оставаться долго для Запада сказкой и сохранить религию, культуру, жизнерадостный взгляд на окружающий мир.

– Не является ли Гонконг образцом для Тибета и других стран, исповедующих буддизм?

– Китайский план по развитию Тибета при одновременном насаждении там китайских ценностей и дискриминации «живых Будд», которых сами тибетцы считают истинными духовными лидерами, с самого начала таил в себе противоречия. Новая образованная элита оказалась еще более радикальной, чем возглавляемые Далай-ламой умеренные эмигранты, которые не выступают за независимость, а лишь требуют реальной автономии, подобной той, что была гарантирована соглашением 1951 года. Недовольство тибетцев понятно: как можно убедить целый народ, что его боги и святые должны назначаться в Пекине? Еще труднее убедить в этом буддистов из других стран, которые к Пекину вообще не имеют никакого отношения. А именно это и пытаются сделать в китайской столице, где 1 сентября 2007 г. Госуправление по делам религий ввело в действие положение, согласно которому все перерождения подлежат утверждению госорганами КНР. Такие положение и порядок существуют в Гонконге.

Очевидно, что попытки вытравить из сознания тибетцев почитание Далай-ламы обречены на провал. Его портрет носят почти все.

Сегодня китайские власти выжидают, пока нынешний Далай-лама XIV, которому скоро 70 лет, отойдет в мир иной. Тогда можно будет «выбрать» своего, лояльного Далая. Но навязать его тибетцам, так же как и фальшивого Панчена, вряд ли удастся. Лучше дать Тибету такие же права, какие сегодня предоставлены Гонконгу. Надо определить право, чтобы Далай-лама играл духовную, а не политическую роль. Это можно сделать через глав администраций. Но для этого необходимо начать серьезные переговоры.

Подобное решение, основанное на взаимном компромиссе, успокоило бы ситуацию и сохранило для мира уникальную цивилизацию. В противном случае Тибет ожидают периодические беспорядки, приводящие ко все новым и новым жертвам и значительно подрывающие международный авторитет Китая.

– Гарун Магомедович, как развивается Корея, жив ли там буддизм?

– Корея – страна древнейшей культуры. Три раннефеодальные государства были объединены Корё около X в. Затем 200 лет страной правили монголы, позже китайцы. В XX в. ее захватили японцы.

После того, как в 1948 г. страна разделилась на две части: Южную и Северную Корею – в 1950 г. между странами началась война. По окончании войны отношения между двумя странами остались напряженными.

Корейская Народно-Демократическая Республика – гористая страна, покрытая хребтами, плоскогорьями и густыми хвойными лесами. Там обитают тигры, леопарды, волки, олени.

Южная часть Кореи – бурно развивающаяся страна. Стремительный подъем промышленности и сейчас продолжается. В мире становятся популярными марки корейских автомобилей и бытовой электроники.

Корейцы являются последователями буддизма. Как мы отмечали выше, у них нет ни бога – творца, ни его культа. Медитация (размышление), знание и мораль – три краеугольных камня, на которых зиждется учение Будды, отвоевавшее у индуизма немало верующих с начала VI в. до н.э. В I в. н.э. в буддизме возникает новое направление, так называемоеМахаяна, или «великая колесница». Этим они достигли расширения его влияния. Главным в этой реформе было стремление возвращаться к истокам первоначального буддизма.

Реформы Махаяны привели к тому, что почитание Будды за столетия распространилось во многие страны и дошло до Шри-Ланки, Таиланда, Бирмы, Китая, Монголии, Кореи и Японии. Ныне буддизм Махаяна проник во многие страны Европы, в Австралию и Америку.

 

Так что мы видим сохранение влияния древней цивилизации на культуру современного мира. Буддизм и индуизм шагают по планете и оказывают воздействие на укрепление мира, дружбы и единства народов планеты. Жизнь требует, чтобы жители стран Азии и других частей света помогали религиям в этом. Счастья всем!

«назад

Фотолента

фотографий: 7

Жительницы города Лхаса, Тибет

Категория фото: Память »

Индусская семья в храме Дели

Категория фото: Память »

Большая статуя Будды в Бодх Гайя, Индия

Категория фото: Память »

Купания на городской набережной Варанаси

Категория фото: Память »

Индийская свадьба

Категория фото: Память »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив