Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2016 от 11 Апреля 2017 г » Этнология » Методы укрепления межнациональных отношений народов Дагестана

Методы укрепления межнациональных отношений народов Дагестана

На протяжении многих веков обычаи, традиции, адаты имели силу законов и представляли нравственный потенциал объединения, консолидации и укрепления единства всех живущих в Дагестане народов. Надо помнить, что дагестанцы – особая каста людей, носители традиций и обычаев, не утратившие свою значимость даже в условиях современного мира, мощных глобализационных процессов, все активнее наступающих на малые народы. Дагестанцы сохраняют в себе то, что зовется национальной идентичностью, зовом крови культуры народов с многовековой историей, традициями и обычаями древних народов, сформировавших тот особый уклад жизни, что создаетпрочную основу для гармоничного развития многонациональной республики, уникальный узор ковра многонационального Дагестана редкой красоты.

История длительного человеческого существования накопила богатый опыт подготовки и приспособления юных поколений и взрослых людей Дагестана к жизни.

С таким множеством адатов и методов воспитания самого разнообразного характера редко где встретишь народы! Ведь у нас что ни аул, то свои традиции, адаты. Однако они, несмотря на своеобразие и различия, воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходя из одного корня. Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный временем многовековой опыт. 

Множество адатов дагестанцев

Наша история пережила всякое: бывали насильственные расчленения и катастрофические разрушительные нашествия, гибель огромных людских масс от меча иноверцев, эпидемий, голода, многолетние внутренние междоусобицы, политическая раздробленность Страны гор, разделение людей по принадлежности к разным религиям. Но нигде не было противопоставления их друг другу по этническим, национальным или языковым признакам людей и народов.

История и этнография Дагестана свидетельствуют о подтверждении постоянного сотрудничества наших народов, их непрерывном многостороннем обмене. Контакты между разноязычными обществами были непрерывными. Именно на дружбе держатся однокоренные народы Дагестана. Непроходящей ценностью является традиция органического единства наших народов. Традиции, обычаи укрепляют взаимоуважение и согласие народов. И сегодня мы еще по привычке следуем этим правилам в бытовом и коллективном общении.

Хотя каждый дагестанский народ имеет свои адаты, обычаи и традиции, но вместе они составляют общее наследие. Возродить его – насущная задача времени.

Народы мира стремятся к общечеловеческим ценностям, таким, как мир, дружба, справедливость, сотрудничество, уважение к человеку независимо от его национальности, расы, вероисповедания, места проживания, честность, правдивость, гуманность, толерантность, порядочность, доброжелательность и др. Каждый народ идет к этому в процессе формирования молодого поколения с использованием при этом лучших духовно-нравственных ценностей народа.

Нравственная сущность морали «намус»

Наиболее общей для всех народов горного края, а также всех мусульман является категория «намус». Это слово на языке мусульманских народов означает честь, совесть, порядочность, нравственность, честность, достоинство, стыдливость и др. В народной педагогике горцев намус – категория морали, которая обобщенно выражает нравственную сущность личности, это эталон чести и порядочности, т.е. образец безупречной, незапятнанной репутации, мерило или критерий оценки духовно-нравственной зрелости и целостности личности. В этой категории гармонически сочетаются духовность и нравственность. Слово «намус» имеется и у других мусульманских народов.

В самом широком смысле под термином «намус» понимают перечень норм общечеловеческой морали, выражаемый такими понятиями, как милосердие, миролюбие, взаимопонимание, взаимопомощь, благочестие, правдивость, истинность и верность, справедливость, прощение, скромность, мудрость, достоинство, законопослушание, доброжелательность, гуманность, доброта, стремление к дружбе и сотрудничеству, патриотизм и гражданственность.

Воспитание мужчин в семье, тухуме, ауле проходило строго в рамках требований горского намуса. Они предписывали мужчине всегда быть готовым к защите Родины, смелым, самоотверженным и мужественным в бою, ответственным хозяином дома, кормильцем семьи, стойким, выдержанным, терпеливым.

Особое внимание вопросам подготовки молодежи к семейной и хозяйственной жизни уделяется на горском годекане – сходе мужского населения аула, на котором обсуждаются все важные вопросы намуса. Женским годеканом служил родник, куда вечером приходили за водой женщины всех возрастов. Каждый случай примерного поведения детей или взрослых становится здесь предметом бурного обсуждения, после чего поощряются достойные и строго наказываются те, в чьей семье или тухуме нарушаются нормы морали, намуса.

Создание и укрепление семьи

Опыт старших поколений свидетельствует о категоричности, обязательности тех требований, которые наравне с любовью к детям считались священными на Кавказе. Семейные традиции выполнялись безукоризненно. Многочисленная родня по женской линии формировала у юных горянок стремление к соблюдению норм и правил взаимоотношений с будущим мужем и его родственниками, для чего использовали традиционные методы народной педагогики: требование, убеждение, поручение, запрет, контроль, пример родителей и старших.

Накопленный горцами веками опыт по созданию и укреплению семьи, формированию семейных отношений отразился и на особенностях семейного воспитания дагестанцев:

– семья является одной из главных социальных ценностей, в которой целенаправленно осуществляется духовно-нравственное, патриотическое, трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В семье протекает интенсивный процесс подготовки юношей и девушек к семейной жизни;

– в процессе воспитания юношу готовят как главу будущего семейства, который должен нести моральную и материальную ответственность в семье, а мать, согласно традициям, выполняет воспитательные функции, способствует созданию благоприятного микроклимата, отвечающего интересам и желаниям главы семейства;

– каждый новый брак способствует формированию множества родственных отношений не только между двумя семьями, но и тухумами, что сближает от 30 до 50 новых семей.

Обычай молочного братства

В общественной жизни дагестанских горцев до сих пор имеет место обычай молочного братства. Материнское молоко, пройдя через кровь потреблявшего, делало его как бы родным сыном или родной дочерью. Этому способствовало вскармливание грудью ребенка родственницей или соседкой либо при отлучке родной матери, либо отсутствии молока у нее, либо в случае ее смерти. Молочное братство использовалось и в целях расширения социального влияния на людей. Любопытный случай из жизни кайтагцев записал русский офицер Г.Гербер, служивший в Дагестане в XVIII веке: «Как скоро родился у уцмия (князя) сын, то посылают его в наибольшую деревню сей земли, где все бабы по порядку принимают его к грудям своим. И ежели в одной деревне всех по ряду обойдет, то взять в другую и так далее по всей земле, пока младенец не отвыкнет. Посему жители думают, что они обязаны защищать его, не щадя живота своего, потому что они с ним вскормлены одной грудью».

Воспитание единства через гостеприимство

Высшей формой воспитания единения, сближения, отношений взаимопонимания, взаимопомощи и межнационального общения являются обычаи гостеприимства и куначества, получившие широкое распространение у всех народов Северного Кавказа. Сущность этих отношений ярко выражена в пословицах и поговорках: «Гость – посланник Аллаха», «Да не придет такой день, чтобы в дом не пришел гость», «Гость – это баракат (достаток) в доме», «Гостя встречают не едой, а бровью», «Дом, куда не ходят в гости, – несчастный дом» и др. Отношение горцев к гостю образно и метко выразил в «Надписях на воротах» Расул Гамзатов: «Стучите ночью и средь бела дня. Стук гостя – это песня для меня». «В Дагестане, скрыв кровника, – пишет этнограф Семенов, – от всех родственников, брат убитого ночью вывел его за аул, дал ему лошадь и сказал на прощание: «Теперь уезжай, куда хочешь, и больше никогда на глаза не попадайся, потому что я брат того, чью кровь ты пролил сегодня». Оказывается, сам же кровник не знал, что остановился у брата им же убитого человека».

Перерастание гостеприимства в куначество

Гостеприимство перерастало в более высокий уровень отношений – в куначество, когда знакомство гостей превращается в настоящую дружбу. Крепкие дружеские отношения между кунаками переносятся на две семьи. Кунаки, как и родственники, помогали друг другу и поддерживали в самых трудных жизненных ситуациях. Авторитетной считалась та семья, у которой больше кунаков. Традиционным считался порядок, когда кунаку дарили коня или оружие, новорожденному в семье давали имя кунака. Отношения куначества становились настолько близкими, что в случае смерти родителей кунаки усыновляли детей. Кунак отца или брата становился кунаком всех детей и всего рода, что с обеих сторон охватывало большое количество людей и способствовало улаживанию конфликтов в отношениях между аулами, народами.

Традиции побратимства и молочного братства

Психолого-педагогической основой сближения, формирования культуры межнациональных отношений служили традиционные для горцев семейные, тухумные, соседские, аталыческие, куначеские отношения, а также гостеприимство, побратимство и молочное братство. В современных условиях, когда ослабились воспитательные функции в обществе, большую роль призваны играть родители, педагогические коллективы, конфессии. При этом следует обратить внимание не только на использование опыта и мудрости старших поколений, самобытных традиций и обычаев горцев, но и на инновационные формы, методы и средства. Эти обряды укрепляют дружбу и сотрудничество между горцами. Надо эти традиции обновлять, распространять, внедрять среди народов. Они сближают народы, семьи.

В современных условиях, когда государственная политика в области воспитания не предлагает реальных путей выхода из духовного кризиса, охватившего все общество, следует обратиться к опыту предков, к источникам своих национальных ценностей.

Патриотизм – вершина общечеловеческого братства

Патриотизм в наше время – это чувство, свойственное гражданам каждой конкретной страны, государства. От последнего зависит, насколько оно будет сильно и прочно в каждой стране. Оно зависит в большей степени от заботы государства о своих гражданах, от системы воспитания патриотизма в сознании юных поколений. Под патриотизмом подразумевается, наряду с любовью к родине и готовностью служить ее благу, гордость за нее, верность традициям и культуре своего народа, деятельность, направленная на ее экономическое и культурное процветание. Патриотизм – это и общечеловеческое чувство, если оно связано с любовью всех землян к своей планете. Горцы, создавшие особый кодекс чести и придерживающиеся его неукоснительно, должны и сегодня помнить, что только в гармонии можно обрести ту духовную основу, из которой рождаются такие понятия, как гражданственность, патриотизм. В этом случае чувство патриотизма актуально в связи с проблемами экологии, гражданственности, которые охватывают и объединяют усилия всех землян в борьбе за экологическое и гражданское благополучие.

Идеи патриотического воспитания нашли отражение в научной и практической деятельности В.А. Сухомлинского. Он считал, что «…из радостей и горестей человеческих в детской душе постепенно откладывается тревога, забота о судьбах Отечества».

Сила патриотизма объясняется рядом причин:

– дагестанцы связывали патриотизм с любовью к Родине, семье, родителям, жене и детям. Генетические и социальные чувства, гармонизируя, многократно усиливали патриотические порывы;

– мусульманская религия, которую проповедовали горцы, считала, что человек, погибший на войне, защищая Родину, попадает в рай;

– главным фактором проявления патриотизма является воспитание на народных традициях. Мужскому воспитанию в горном крае уделялось особое внимание: любовь к Родине, храбрость, чувство собственного достоинства формировали с колыбели.

Воспитание мужества и любви к Родине

Интересы Родины у горцев всегда стояли выше личных выгод и благополучия. Когда провожают юношей служить в армию или на фронт, все родственники и старейшины аула напутствуют их добрыми пожеланиями, успехами в службе, дают главный наказ – честно выполнить свой долг. «Если опозоришь свое имя в бою – ты не мой сын!» – так напутствовали отцы своих сыновей.

Кавказские горцы мужественно сражались против немецких захватчиков. Среди девяти наших разведчиков, сражавшихся за Крым, был комсомолец Магомед-Загид Абдулманапов. Когда у разведчиков кончились патроны, немцы предложили отважным защитникам сдаться в плен. Но получили отказ. В рукопашном бою были убиты и ранены 19 солдат немецкого батальона.

Навсегда останутся в истории имена мужественных горцев, покрывших себя неувядаемой славой на полях сражений за честь Отечества. Только из Дагестана 59 воинов стали Героями Советского Союза, 7 человек – полными кавалерами ордена Славы.

Место обычаев и адатов в межнациональных отношениях

В Дагестане не всегда жилось спокойно. Происходили феодальные и племенные усобицы, войны, совершались набеги, частыми были столкновения между тухумами, сельскими обществами, кровомщение и т.д. Они носили внутриэтнический характер. Поэтому в Дагестане большое значение придавалось обычаям, адатам и традициям в складывании внутринациональных отношений. Бывало и так, что из-за тяжб на почве границ земли, потравы посева, угона скота возникала напряженность между аулами.

Осложнения, возникающие таким путем, регулировались на основе адатов. Адаты существовали внутри каждого джамаата, имелись адаты межобщинные, составленные с согласия обеих сторон. Являясь общенародными традициями, они давали возможность находить взаимный компромисс. Например, при драке или убийстве споры решали посредники, часто женщины. Посредническая миссия выполнялась пожилыми, авторитетными людьми, религиозными деятелями. Часто между селами, народами имелись договоры и соглашения, использовались законы и т.д.

В Дагестане для укрепления стабильности и единства народов главной стратегической и конечной задачей было пресечение всякого рода угроз безопасности дагестанскому обществу и его гражданам. Всегда органы власти и общественность активизировали борьбу с экстремизмом, бандитизмом, терроризмом и другими негативными явлениями. Здесь успехи достигались благодаря поддержке населения и мобилизации органов власти. В этом плане наши народы помнили важность шагов, направленных на защиту граждан, утверждение достоинства человека, народа, всего Дагестана. Из этого достоинства вытекает патриотизм. И сегодня мы обязаны донести до населения опасность античеловеческой идеологии экстремизма, бандитизма и терроризма, и мы должны быть мобилизованы против радикальной идеологии. Если мы сегодня займемся профилактикой этой идеологии, значит, завтра сбережем своих детей. Надо усилить воспитательные мероприятия по профилактике среди детей и взрослых, чтобы добиться позитивной динамики гражданской идентичности и этнического самосознания учащихся и по привитию молодежи идей межнационального и межрелигиозного взаимопонимания. Кроме того, надо усилить надзор за исполнением законов о противодействии проявлениям экстремизма и терроризма в правоохранительных органах, СМИ и в сети Интернет.

Таким образом, духовно-нравственное единство, патриотизм и дружба народов, формирование культуры межнационального общения проявлялись в сложившихся социально-политических условиях в самых разных формах и факторах, свойственных самобытности дагестанских этносов, и закрепились в сознании горцев как традиции, использовавшиеся при воспитании последующих поколений.

Мы уверены, что дагестанские народы понимают всю сложность поставленных жизнью задач на фоне кризисных явлений, санкций, инфляций, тормозящих выполнение федеральных, республиканских программ. И осознанно выбрали трудный, но верный путь развития, укрепления дружбы народов и межнациональных отношений.

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Обычаи и обряды традиционной культуры бережно сохраняются в Ахвахском районе

Категория фото: Этнология »

Обряд жатвы в селе Джангамахи Левашинского района

Категория фото: Этнология »

Аварки в традиционной одежде

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив