Народы Дагестана
Архив номеров » № 6, 2016 от 11 Апреля 2017 г » Религия » Требования Корана и сунны к личности верующего

Требования Корана и сунны к личности верующего

 В этой работе хотел бы показать требования Корана и хадисов к личности мусульманина, а также показать его таким, каким хочет видеть мусульманина ислам, на что указывают ясные аяты Корана и достоверные хадисы. В статье говорится о характере связи мусульманина с его Господом, о том, как он поддерживает разумное равновесие между телом, разумом и духом, а также о поддержании им связей с родителями, женой, детьми, родственниками, соседями, братьями, друзьями и другими членами общества.

Из содержания Корана вытекает, что мусульманин должен отличаться высочайшими нравственными качествами и поддерживать связи с отдельными людьми и обществом в целом так, как это предписывается ему шариатом. За всю историю человечества никому не удалось обрести столь достойных и совершенных качеств, которые стали присущи истинному мусульманину, воспринявшему свет откровений и руководства Господа из Священного Корана и Пречистой Сунны. Объясняется это тем, что ислам не стал концентрироваться ни на заполнении разума человека философскими познаниями, как это делали греки, ни на чрезмерном уделении внимания духовности, как это делали индийцы, ни на физическом воспитании, как это делали римляне, ни на преследующей корыстные интересы материалистической философии. В отличие от буддизма, индуизма и других религий, в исламе внимание концентрировано на воспитании, усовершенствовании знаний и лучших человеческих черт и умений. Успех этой религии принесло осуществление сбалансированного и совершенного плана воспитания человека, основанного на правильной оценке потребностей его тела, разума и духа.

Благодаря этому личность истинного мусульманина отличается уравновешенностью и совершенством. Он проявляет (должен проявлять) покорность Аллаху и стремится стать под Его защиту, оставаясь довольным предопределением Аллаха и постоянно желая снискать благоволение своего Господа, уделяя должное внимание как телу, так и всему, что его окружает. Он занимается всем, что развивает разум и логическое мышление и способствует глубокому пониманию истинной сути вещей. От его внимания не ускользает то, что помимо тела и разума человек обладает еще и живым сердцем и трепетным духом, который побуждает его к возвышению над материальной жизнью с ее преходящими благами и устремлению к вершинам блага, добра и света. Вот почему он занимается не только физическим и умственным самовоспитанием, но и самовоспитанием духовным.

Во взаимоотношениях с родителями истинно верующий человек является (или обязан быть) образцом искренней почтительности, прекрасных благодеяний, крайней степени сострадания, совершенной воспитанности и глубокой верности, он является образцом хорошего и мягкого обращения, мудрого управления, глубокого понимания женской психологии и осуществления должного попечения.

Во всем, что касается детей, он ощущает величайшую ответственность, щедро даря им свою любовь, нежность и сочувствие, не забывая о необходимости воспитания и уделяя внимание тому, что может лучше всего способствовать формированию их собственных личностей в духе ислама.

Человек, который обладает такой личностью, поддерживает (или обязан поддерживать) со своими родственниками связи, основанные на чувстве симпатии и ощущении единства. Он помнит, какое место отводится в шариате поддержанию родственных связей, что и заставляет его поддерживать их независимо от внешних условий и обстоятельств.

Во взаимоотношениях с соседями истинный мусульманин является образцом добрососедства, уважения чувств других людей и способности сносить обиды, проявлять снисходительность к чужим ошибкам и не допускать ошибок самому. Он неуклонно придерживается исламской этики, одна из основ которой – хорошее отношение к соседу. Об этом поведал Пророку Джибрил, который так много говорил об этом, что Пророк даже подумал, что соседи будут включены и в число наследников мусульманина. Вот почему истинный мусульманин не делает соседу ничего дурного и ни в чем не ущемляет его права. Напротив, он не жалеет сил, делая соседу добро, и не ожидает от него благодарности.

Его связи с друзьями и братьями по вере отличаются высшей степенью чистоты и искренности и основываются на взаимной любви ради Аллаха. Чистота такой любви поддерживается благодаря откровениям, полученным Пророком М, и его наставлениям и не имеет себе равных в истории человечества. Благодаря этому истинный мусульманин не проявляет черствости по отношению к своим братьям, за которых постоянно обращается с мольбами в их отсутствие. Кроме того, он хранит им верность и не допускает вероломства, проявляет искренность и не обманывает, придерживается мягкости и не допускает грубости, проявляет великодушие и не таит злобы, отличается щедростью и отдает своим братьям предпочтение перед самим собой.

Взаимоотношения, поддерживаемые истинным мусульманином со всеми другими членами общества, способен поддерживать только воспитанный, высокоразвитый и благородный человек, отличающийся такими нравственными качествами, к обретению которых побуждает людей ислам. Это не имеет ничего общего с напускной любезностью, за которой могут скрываться дурные намерения.

Обязанности мусульманина согласно Корану и хадисам

Истинный мусульманин должен быть правдив со всеми людьми, верен обещаниям и далек от вероломства; он стыдлив и способен проявлять великодушие и прощать; его характер легок, он отличается кротостью и не произносит бранных слов; он никого незаслуженно не обвиняет в неверии или нечестии, стремится к сокрытию чужих недостатков и не вмешивается в то, что его не касается; не злословит, не сплетничает и не думает о людях плохо; умеет хранить доверенную ему тайну, отличается смирением, не превозносится над людьми и ни над кем не издевается; он почитает старших, уважает заслуженных людей и поддерживает общение с достойными; он стремится приносить пользу людям, отвращать от них вред и примирять мусульман друг с другом.

Он призывает к пути своего Господа с помощью мудрости и доброго увещевания, навещает больных, провожает в последний путь покойных, благодарит за добро и отвечает на него добром; общается с людьми и терпеливо сносит обиды, которые они ему наносят, старается по мере возможности радовать сердца других и указывает людям на благое; стремится к облегчению и старается никогда не создавать трудности; отличается справедливостью суждений, никого не притесняет, не лицемерит, ни перед кем не заискивает, ничего не делает напоказ и не похваляется своими делами; всегда придерживается прямоты, невзирая на внешние обстоятельства; любит достойные дела и ненавидит все пустое, не старается говорить нарочито правильно, не кривит лицо в знак презрения к людям, отличается великодушием и щедростью и никогда не попрекает тех, кому что-то дарит или делает добро.

Он отличается гостеприимством и не испытывает никакого раздражения, когда к нему приходит гость; по возможности отдает другим предпочтение перед собой и старается развеять грусть человека, оказавшегося в трудном положении; отличается воздержанностью, старается ни о чем не просить других и считает, что высшая рука лучше руки низшей; любит других, и другие любят его; подчиняет все свои привычки установлениям ислама, которых придерживается, когда ест и пьет, приветствует людей, входит в их дома, общается с ними и занимается любыми иными делами.

Таковы характерные черты личности сформировавшегося под воздействием своей религии мусульманина, душа которого насытилась живительной влагой источников ислама, а разум, сердце и дух озарились ярким божественным светом.

Целью различных общественных систем, законов и всевозможных философских учений всегда было оказание людям помощи в обретении высоких нравственных качеств, и то, что ислам преуспел в этом, стало величайшим достижением цивилизации. Перед ним бледнеют бесчисленные материальные достижения современной науки, поскольку нравственное совершенствование принесло счастье человеку, самому достойному и ценному творению Господа. Однако счастья он заслуживает в зависимости от степени своей человечности, а поэтому та цивилизация, которая стремится к удовлетворению одних лишь низших инстинктов человека, не уделяя внимания развитию его человеческих качеств, – это порочная цивилизация.

Внимания к человеческим качествам и заботы о них не заменят собой никакие достижения современной цивилизации наподобие пушек и ракет, искусственных спутников земли, телевизоров, видеоаппаратуры или компьютеров, особенно если все это не используется ради возвышения человека, обеспечения его счастья и очищения его души.

Прогресс общества определяется не только научными достижениями и открытиями, но и чем-то более важным, а именно – главенством в нем таких человеческих ценностей, как любовь, взаимное сочувствие, способность к предпочтению других себе, прямота и высокий уровень морали. Поскольку люди всегда двигают социальный прогресс, а общество, идущее правильным путем, занимается воспитанием человека, развивая в нем конструктивные начала и стараясь удалить из его души стремление ко всему дурному и разрушению.

Истинный мусульманин является членом своего общества в лучшем смысле слова благодаря тому, что он усвоил установления своей религии и воспитал в себе достойные нравственные качества, к обретению которых она его призывает. Что же касается отсталости, розни, злобы и разобщенности в рядах мусульман на уровне государств, народов и отдельных людей, свидетелями чего мы являемся сегодня, то все это ясно указывает на удаленность мусульман от ислама и разрыв уз истинного братства. В результате мусульмане подверглись воздействию чуждых влияний, а в их общество проникли всевозможные виды духовной отравы и бедствий, что превратило их в некое подобие сора в бурном потоке.

Всего этого можно было бы избежать, если бы мусульмане продолжали обращаться к своим истинным идейным и духовным источникам.

Во многих мусульманских странах мусульмане добились успеха в воспитании высоких нравственных черт, а в отдельных странах лидерам мусульманских общин удалось отдалить мусульман от их подлинных духовных основ и завести в трясину идейной зависимости. Личность мусульманина может вновь обрести самобытность только благодаря возвращению к вечным предначертаниям Аллаха и глубокому пониманию истинной сути послания, касающегося предназначения мусульманина в этой жизни.

И в тот день, когда наша община, скитающаяся по извилистым дорогам невежества, погрузившаяся в мрак зависимости и блуждающая в лабиринтах нетерпимости, вернется к предначертаниям Аллаха, она снова превратится в единую, связанную узами любви, сильную и свободную общину. После этого она уже не будет знать поражений, и знамена ее не поникнут, поскольку в тот день она вновь станет общиной веры, а Господь славы возвестил, что Он всегда будет оказывать помощь такой общине, ведь в Коране сказано: «...Мы должны были оказывать помощь верующим».

 

Завершая статью, Курбан-Кади просил у Аллаха прощения за ошибки, защиты от злых людей, даровать нам праведные деяния, истинное покаяние и полезные знания в обоих мирах.

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Священный Коран

Категория фото: Религия »

Курбан-Кади Кункинский

Категория фото: Религия »
№ 6, 2016 от 11 Апреля 2017 г

 На 50-м Всероссийском Пушкинском празднике поэзии в Псковской области

ноябрь-декабрь
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив