Народы Дагестана
Последний выпуск » Общество » Демократические «вольные общества» Северного Кавказа и кодекс чести узденей

Демократические «вольные общества» Северного Кавказа и кодекс чести узденей

 Все коренные народы Большого Кавказа с древних времен имеют сложившиеся кодексы чести и добропорядочного поведения в кругу семьи и в обществе (адаты). Кавказские адаты близки между собой как по духу, так и по главным деталям правил поведения, которые должны соблюдать все мужчины и женщины, юноши и девушки, родители и дети, старшие и младшие, гости и хозяева.

Такая близость нравственных установок вполне понятна, т.к. у людей, имеющих общее происхождение, живущих на одной территории и тесно взаимодействующих в процессе жизнедеятельности, конечно же, неизбежно возникают единые взгляды на этику, правила и нормы общения. Развиваясь столетиями, адаты способствуют формированию целостного менталитета, духовного облика кавказских этносов, регулировали отношения кавказцев в сложных жизненных ситуациях. Со временем выработанные нормы добропорядочного отношения, тесно взаимодействуя между собой, фактически слились в единую для всего Северного Кавказа систему взаимного общения горцев, различающуюся в разных регионах лишь небольшими местными особенностями.

Особое значение придавалось на Кавказе воспитанию чувства чести, достоинства, мужества и одновременно с этим скромности, тактичности, деликатности. Для всех кавказских горцев важнейшими качествами достойного человека были, прежде всего, твердость духа и благородство.

Корни кавказской нравственности уходят в матриархальное прошлое, начинаются с женщины-матери, и это возлагает на кавказскую женщину важную роль в обществе и особую ответственность за свое поведение, за сохранение своего нравственного облика. Женщины Кавказа крайне щепетильно относятся к соблюдению норм традиционной этики, рассматривая приверженность традициям как залог женской добропорядочности. Величайшим позором во все времена на Кавказе считалась ссора или брань в присутствии женщины. Женщина могла приостановить любые агрессивные действия мужчин, стоило только ей сказать: «Разве не заслуживает уважения женский платок» – и, сняв его с головы, бросить к ногам мужчин, дерущихся насмерть. А мужчины, наоборот, не имели права снимать папаху в любой ситуации. Папаха – символ чести и достоинства мужчины Кавказа. Если мужчина просит о чем-либо и снимает при этом папаху, то это считается низостью, достойной раба. В горских традициях есть только одно исключение по этому поводу: папаху можно снять тогда, когда просят о прощении кровной мести. По адатам Кавказа, пощечина, сбивание с головы папахи или удар кнутом у горцев считались страшным оскорблением и требовали мщения.

Балкарская пословица гласит:

«Богатство потеряешь – не беда:

Все снова наживешь.

Честь потеряешь – это навсегда:

Честь снова не найдешь».

Нормы морали на Кавказе повсеместно идентичны и свидетельствуют о высочайшем уровне нравственности всех горцев. Но даже на таком ярком фоне черкесское дворянство выработало особый подчеркнуто рыцарский кодекс, который выделялся своей, доведенной до абсолюта, щепетильностью в плане человеческого благородства. Многие его положения, несомненно, вытекают из военного образа жизни и связанных с ним норм поведения. Постепенно нормы черкесского дворянского этикета «Уорк Хабзэ» заимствовались соседними народами Северного Кавказа и оказали мощное влияние на формирование общекавказской культуры взаимоотношений. Черкесский уорк (рыцарь), проявивший трусость, лишался дворянского звания и подвергался гражданской смерти: с таким человеком переставали общаться друзья; ни одна девушка не вышла бы за него замуж; он не мог принимать участия в народных собраниях и, вообще, в политической жизни своего народа, общины; к нему не входили в дом и не участвовали в его похоронах. Воин, проявивший трусость, мог искупить свою вину перед обществом только свершением подвига ценой своей жизни. До этого же времени вся его семья пребывала как бы в трауре. Жене опозоренного воина окружающие выражали сочувствие, в знак которого высказывалось благопожелание: «Честь твоего мужа бог да восстановит».

Всему Кавказу известен благородный тип кабардинца, изящество его манер, искусство носить оружие, своеобразное умение достойно держать себя в обществе. Эти качества, действительно, поразительны: князья и дворянство кабардинское славились своим искусным наездничеством, храбростью, щегольством в наряде, вежливостью в обхождении и были для прочих черкесских народов образцом для подражания. В течение веков манеры их поведения переходили ко всем горцам Северного Кавказа, формируя известный во всем мире образ подтянутого, благовоспитанного и отважного кавказца.

Такое единство взглядов на добро и зло, столь близкие представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», вполне объяснимы, поскольку горцы Северного Кавказа всегда жили в одинаково суровых условиях непрекращающихся войн за собственную независимость, за сохранение своего достоинства и собственной идентичности.

Так возникли неписаные законы гор, имеющие разные названия, но одинаковые по сути: «Адыгэ хабзэ» – у адыгов; «Апсуара» – у абхазов; «Къонахалла» – у чеченцев; «Езден адет» – у карачаев и балкар; «Гъалгъай эздел» – у ингушей; «Намус» – у дагестанцев и др.

Особой полнотой охвата сложных жизненных ситуаций, многогранностью и объемностью правил поведения отличается кодекс чести дагестанских узденей, известный под единым для всего Дагестана названием «Намус». Это объясняется тем, что в Дагестане бок о бок живут десятки близкородственных народов, каждый со своей спецификой культуры и быта, и каждый из них вносил в течение веков свой позитивный вклад в формирование общедагестанского этического кодекса. К тому же, именно Дагестан был историческим ареалом природной горской демократии, именно здесь в обозримом прошлом Кавказа зародилась республиканская форма общественно-политического устройства – так называемые «вольные общества» (джамааты).

Общеизвестно, что подавляющее большинство населения исторического Дагестана составляли уздени – независимые вольные люди благородного поведения и крепкого духа, проживавшие в десятках горских республик, которые в российской историографии условно назывались «вольными обществами». Вполне естественно, что олицетворением истинной сути горца, носителем идеалов военной доблести, высоконравственного поведения выступал именно уздень (рыцарь, джентльмен). Во внешнем виде (как и в речах и поступках) узденя всегда четко прослеживалась его независимая натура, доведенная до крайности свобода духа, абсолютное доминирование чувства чести.

Уздени – это свободные общинники, которые всегда являлись костяком обществ (джамаатов) и по праву считаются историческим корнем дагестанского народа. Жизнь узденя регулировалась с рождения и до смерти неписаным кодексом чести. Не было никаких иных ценностей, которые могли бы превалировать над понятием «честь». Сама жизнь имела ценность только в том случае, если она была посвящена сохранению чести и служению рыцарским принципам. Говоря о менталитете наших славных предков, веками живших в скалистых горах, где каменистая  почва почти непригодна для пахоты, достаточно упомянуть, что они видели внизу плодородные долины, но не переселялись туда, зная, что это будет стоить им их независимости. Из этого следует одно – они дорожили свободой больше, чем жизнью. И нетрудно догадаться, что законы гор в подобных условиях были жесткими, суровыми, они формировали горцев сильными духом и выносливыми физически. Все без исключения уздени обладали равным правом участия и голоса в народном собрании – в высшем органе власти «вольных обществ», могли быть избраны в качестве регулярно сменяемых правителей. Анализ адатов различных «вольных обществ» Дагестана свидетельствует о высоком уровне демократизма джамаатов, о равенстве их граждан перед законами, выработанными коллегиально, об обязательной сменяемости выборных органов власти. Дагестанские «вольные общества» предстают перед миром как подлинно гражданские сообщества, в которых каждый гражданин является гарантом суверенитета и благополучия общества и, соответственно, обладает всей полнотой прав, определенных адатами (законами) джамаата.

Многовековые демократические традиции «вольных обществ» вступили в некий ментальный резонанс с природными качествами горцев, в результате чего резко усилились такие врожденные особенности этнической психологии дагестанцев, как свободолюбие и глубокое отвращение к любой форме зависимости, честь и гордость, мужество и бесстрашие, чувство собственного достоинства, верность долгу и патриотизм. «Владения Дагестана, которые мы называем покорными, – писал генерал Евгений Головин, – как, например, воинственная Сирха в Дербентской провинции, Каракайтаг, Табасаран, сильная Акуша, дальняя Андалаль и мн. др., мечтают быть только в союзе с нами, а не в повиновении у нас…».

Каждый дагестанский джамаат имел свои специфические адаты, но все они, по большому счету, слились в единый для всего Дагестана этический кодекс чести узденя под общим названием «Намус», вобравший в себя все лучшее этическое наследие, наработанное предками за тысячи лет совместного проживания на этой территории. При этом каждый джамаат сохраняет по сей день присущие ему детали этикета и особенности мировосприятия, никак не противоречащие общедагестанским нормам, а напротив придающие им дополнительные оттенки мировосприятия, обогащая общую палитру красок.

Обычай гостеприимства дагестанских народов играет важную роль в системе межличностных, межгрупповых и международных связей. В прошлом, при отсутствии устойчивых государственных институтов, этот обычай выступал гарантией безопасности путешественников и торговцев, так как гость для принимающего его хозяина – священная персона, за которую он отвечал головой и обязан был сопровождать до следующего места гостевания, передавая «с рук на руки» другому хозяину. Несмотря на самую жалкую обстановку жилищ, нищету и бедность, встречаемые на каждом шагу, горцы отличаются чрезвычайно радушным гостеприимством. Кроме наружных знаков почтения к гостю, самый беднейший из жителей старается окружить его всевозможным довольством. Гостя принимали в любое время дня и ночи.

Развитию межэтнических связей способствовал еще один старинный горский обычай – куначество. Каждый горец имел в других аулах своих кунаков, у которых он останавливался. Отношения куначества завязывались между гостем и хозяином при первых же встречах. Кунаков связывали взаимопомощь и участие в важнейших делах друг друга. Бывало, что кунак заменял детям умерших родителей и опекал их до совершеннолетия. Куначество передавалось и по наследству, семьи как бы становились родными, помогая в делах, навещая друг друга, вместе ездили на свадьбы, приносили соболезнования и т. д. Из всех грехов самым тяжелым и позорным горцы считали убийство гостя; убийца становился кровным врагом обоих обществ – откуда пришел гость и того, где преступление свершилось. Законы гостеприимства были поистине священны на всем Кавказе, распространялись они и на русское население Северного Кавказа. Служивший в молодости на Кавказе Л.Н. Толстой восторженно писал о честности и преданности в дружбе своего кунака чеченца Садо.

Правила поведения, ставшие основой поведенческой культуры, по мере изменения условий жизни человечества, роста образования и культуры постепенно трансформируются. То, что раньше считалось неприличным, сегодня становится общепринятым, и наоборот. Отсюда естественным образом следует вывод – требования этикета не являются абсолютными, соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Умение быть деликатным, способность руководствоваться логикой здравого смысла, правильно вести себя в обществе имеют очень большое значение для каждого человека: они облегчают установление контактов, способствуют достижению взаимопонимания, создают хорошие, устойчивые взаимоотношения с другими людьми.

Правила вежливости каждого народа – это очень сложное сочетание национальных традиций, обычаев и международного этикета. И где бы мы ни были, в какой бы стране ни находились, хозяева вправе ожидать от гостя внимания, интереса к своей стране, уважения к своим обычаям. Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах, на улице, в гостях и на официальных мероприятиях. Следует отметить, что тактичный и благовоспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и в повседневном общении. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается тактом, чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не допустит грубых нарушений общепринятого порядка и не окажется в неловком положении, даже если он не знаком с деталями местных обычаев и норм поведения. Его выручит интуитивная способность чувствовать границы дозволенного.

Таким образом, можно отметить, что кодекс чести – это очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, это нормы морали, выработанные на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности. Если мы будем следовать основам тех правил и норм, которым следовали наши предки, многие проблемы, которые сегодня имеют место, отпадут сами по себе. Более того, если любой из нас мысленно представит перед собой собственного прадеда, то один лишь его полный достоинства взгляд будет ответом на все эти вопросы.

Безусловно, в каждом из нас генетически заложено чувство чести и достоинства узденя. К великому сожалению, находясь в плену ложных ценностей, мы не осознаем и совершенно не умеем ценить, насколько нам повезло с моралью и духом предков, не развиваем в себе эти качества, а наоборот, гасим, с каждым днем все больше растворяясь в чуждой нам масс-культуре Запада.

Законы и кодексы чести наших славных предков впитывались с молоком матери, они были в крови и плоти каждого. И, пока еще живы вера и уважение к старшим, нельзя допускать, чтобы сформировалось поколение, которое будет полностью пренебрегать законами гор и перестанет следовать заветам предков, нужно остановиться и сделать все, чтобы сохранить достоинство Кавказа, его дух и сущность.

Исходя из таких реалий сегодняшнего дня, Дагестанская региональная общественная организация по развитию культуры и традиций «Уздени Дагестана» со всей ответственностью подошла к этому вопросу, поставив перед собой цель – сделать все возможное, чтобы достойно возродить кодекс чести дагестанского узденя, сохраняя его традиционное название «Намус». Нынешние и будущие поколения дагестанцев должны сохранить блистательные традиции рыцарского Дагестана, его этику, стремление к добротворчеству, приоритет чести и благородства.

Только таким путем можно добиться согласия и спокойствия в нашем обществе, возродить былую толерантность наших людей. Старшему поколению следует зажечь в сердцах молодых людей стремление к Добру, Справедливости, Истине через пропаганду испытанных веками норм дагестанского кодекса чести «Намус». И вполне ожидаемо, что обращение к чувствительным струнам души, на генетическом уровне запрограммированным на честь и достоинство, не только у нас возродит гордость за свою славную историю, но и другие народы смогут перенять все хорошее, что заложено в вековых горских традициях. 

Общество «Уздени Дагестана» считает своим долгом подчеркнуть, что понятие «уздень» в настоящее время не рассматривается как сословная характеристика, в XXI веке сословный подход совершенно не допустим и лишен всякого смысла, так как сословные предрассудки ушли в далекое прошлое. Уздень в контексте данной статьи рассматривается как современный человек, олицетворяющий лучшие качества классического горца.

Узденство – это образ жизни, состояние души человека, парадигма его нравственности. Это обобщенная характеристика благородных людей (джентльменов), сохраняющих рыцарскую этику своих отцов, их человечность и благородство, умеющих уважать чужие нравы и взгляды, но при этом стремящихся внести в мировую культуру блистательные принципы высокой нравственности, доставшиеся в наследство от наших достойных предков.

 

Если мы растеряем этот главный дар наших отцов, созданный духовным трудом сотен поколений, наши потомки вряд ли простят нам столь тяжкий грех.

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Вручение послу Белоруссии в России И. Петрушенко подарков для Президента А. Лукашенко

Категория фото: Общество »

Вручение чемпиону мира по танковому биатлону М. Халикову медали за сохранение высоконравственности узденской чести

Категория фото: Общество »

Подписание соглашения о сотрудничестве между Клубом писателей Кавказа и «Издательским домом «Звязда» (Республика Белоруссия)

Категория фото: Общество »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив