Народы Дагестана
Последний выпуск » Этнология » Евреи – колыбель, перевернувшая древний мир

Евреи – колыбель, перевернувшая древний мир

 Еврей, йегудим (самоназвание, на иврите), йидн (самоназвание, на идише). Этноним «еврей» через церковнославянский язык восходит к древне-греч. «эврайос» («еврей»). Израиль(название происходит от одного из древнейших племен Эрец-Исраиль) – земля израильтян, расположенная на Ближнем Востоке. Страна находится в древней исторической области – Палестине. Там жили племена ханаанива. В 1500-1200 гг. до н.э. эта территория входила в состав Древнего Египта. Здесь возникли города-государства, которые пришли в упадок к XIII в. до н.э. В XII в. до н.э. в Палестину с Крита переселились филистимляне и евреи из Месопотамии. Евреи назвали эту область Ханааном (современныйИзраиль). Здесь сформировался древнееврейский этнос в середине второго тысячелетия до н.э. в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов. Затем евреи становятся земледельческим народом. В первом тысячелетии до нашей эры складывается первое древнееврейское царство, основанное Саулом (1025-1004 гг. до н.э.) и Давидом (1004-965 гг. до н.э.) со столицей в Иерусалиме.

Ханааниты и филистимляне постепенно ассимилировались среди евреев. Объединившись, еврейские племена вытеснили филистимлян с побережья и создали единое израильское царство (1020-920 гг. до н.э.), которое со столицей Иерусалим достигло своего расцвета при царе Соломоне (960-920 гг. до н.э.). После его смерти царство распалось на северное (Израиль) и южное (Иудея). В 722 г. до н.э. Израиль был покорен Ассирией, а его жители угнаны в рабство. Южное царство Иудея уцелело, но в 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II завоевал и разрушил Иерусалим. В 539 г. до н.э. Палестина была захвачена персами, в 332 г. до н.э. – войсками А. Македонского, в 323 г. до н.э. – египетскими царями, затем сирийскими. В 163-142 гг. до н.э. хасмонейские правители обратили большинство населения в иудаизм.

Этническое и культурное единство древних евреев было нарушено с распадом древнееврейского царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудейской) Ассирией и Вавилоном в VIII-VI вв. до н.э. Завоеватели разрушили Первый храм и увели большую часть населения за пределы Израиля. Народная традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, т.н. «10 потерянных коленях», чьи следы навсегда потерялись где-то за Ираном. В конце VI в. до н.э. часть евреев возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается духовная консолидация евреев. С тех пор складывается модель этнического развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже н.э. охватывающую Египет, Малую Азию, Сирию, Иран, Северную Африку, Западное Средиземное море, Крым, Кавказ, часть Средней Азии.

Однако в 70 г. до н.э. во время восстания иудеев против Рима римский император Тит разрушил город и храм.

В I-III вв. Палестина стала центром религий. В 614-638 гг. здесь развивались христианство, ислам, иудаизм. Иерусалим стал первой киблой, куда обращались мусульмане. Пророк должен был подняться на небеса. Он почитается священным и иудеями, и христианами, и мусульманами, поклонявшимися единому богу. Первоначально он был воздвигнут в XIX в. до н.э. в честь сирийского божества Шалем – бога заходящего солнца. В 1000 г. до н.э. Давид, царь Израиля и Иудеи, сделал его своей столицей. К этому времени у города была солидная история язычества. Сын Давида Соломон построил храм в честь Яхве, бога Израиля, на горе Сион.

Это место в 135 г. н.э. распахал Адриан и выстроил римский город Элия Капитолину. Христиане ходили туда на паломничество.

В 637 г. город был взят халифом Омаром. Иерусалим стал третьим святым городом в мусульманском мире, после Мекки и Медины. Для мусульман он свят, т.к. Авраама, Давида, Соломона и Иисуса они почитают как великих пророков.

К XI в. паломничеству христиан в Иерусалим стали мешать турки, покорившие большие территории Малой Азии и взявшие в 1076 г. Иерусалим. В 1948 г. город был разделен между Иорданией и Израилем. Принадлежавшая Иордании часть Иерусалима в 1967 г. была присоединена к Израилю. И по сей день за обладание городом неистово борются как евреи, так и арабы.

Численность. В России 536,85 тыс. (1989 г.) евреев: городских жителей 98 %, в сельской местности – преимущественно жители пригородов. Наиболее крупные общины – в Москве (175 тыс. чел.) и Санкт-Петербурге (106 тыс. чел.). Евреем считают человека, рожденного от матери-еврейки или исповедующего иудаизм. Количество евреев по этому критерию составляет 25 %. Широко применяются на практике критерии израильского «Закона о возвращении», согласно которому каждый человек, у которого дедушка или бабушка были евреями, имеет право на репатриацию в Израиль (их численность на 100-150 % больше, чем по переписи).

Общая численность евреев на 1 января 2012 г. в мире – 12,8 млн чел.: в США около 6 млн, в Израиле – 4 млн, Франции – 650 тыс., на Украине – 486 тыс., в Великобритании – 410 тыс., Аргентине – 300 тыс., Канаде – 300 тыс., Бразилии – 150 тыс., ЮАР – 120 тыс., Белоруссии – 11 тыс., в России – 300 тыс., в т.ч. в Дагестане – 2391 чел.

Общим языком евреев является иврит, на котором написан Ветхий Завет (Танах) – VIII в. до н.э. Отцом современного иврита считается Элиезер Бен-Иегуда (Лазарь Перельман) (1858-1922 гг.). За последние сто лет произошло превращение иврита в разговорный язык израильтян, на котором говорят несколько миллионов евреев. В 1920 году иврит в СССР подвергали гонениям. В настоящее время иврит преподается на специальных курсах во всех европейских общеобразовательных, религиозных и высших школах. Знание иврита среди евреев России пассивное, большинство из них языком не владеет вообще.

Идиш (европейский, евр.-немецкий, «жаргон») – язык ашкеназов, зародился в Германии в X-XII вв. как еврейский этнолект на базе верхненемецких диалектов ср. Рейна. С XIV-XV вв. идиш был перенесен еврейскими мигрантами на свою территорию. Число говорящих на идиш оценивалось в 11 млн человек накануне Второй мировой войны, резко уменьшилось вследствие геноцида и последующего вытеснения идиш языками окружающих народов и ивритом в Израиле. До середины XIX в. евреи воспринимали идиш как язык «второго сорта» по сравнению с ивритом. С начала 1960 г. восстанавливается пресса на идиш. Но сфера применения его резко сокращается. Идиш перестал быть коммуникабельным средством общения, им владеют преимущественно представители старшего поколения.

Традиционные еврейские языки – диаспоры, в их числе идиш, стали в послевоенные десятилетия выходить из употребления вследствие размывания границ субэтнических образований. Разговорным языком большинства евреев России является сейчас русский, распространенный также среди недавних эмигрантов в Израиле, США, Германии и др. странах.

Национальная религия евреев – иудаизм, представленный различными направлениями: традиционно-ортодоксальным, хасидским, мизрахистским, реформистским. Начинается распространение консервативного иудаизма. Имеются в России десятки синагог и иешив (высших религиозных училищ), но мало раввинов и раввинских судей. И число соблюдающих предписания иудаизма невелико.

Первые сведения о еврейских поселениях в Закавказье относятся к IV-III вв. до н.э. У горских евреев сохранились предания о переселении части их предков на Кавказ после гибели Первого храма. С I в. до н.э. евреи селятся в греческих колониях в Крыму, в частности в Боспорском царстве и на Таманском полуострове. В раннем Средневековье евреи-беженцы из этих районов, находившихся под контролем Византии, и из восточного Закавказья, входившего в состав Ирана, а с середины VII в. н.э. подчиненного халифату, начинают проникать на территорию южнорусских степей, где в VI-VIII вв. складывается государство тюркоязычных кочевников хазар (Хазарский каганат), в период расцвета в IX-X вв. включившее земли от устья Днепра до Аральского моря с центром в Нижнем Поволжье и береговой полосы Дагестана. Вовлеченная в конфликт с христианской Византией и мусульманским халифатом, Хазария в VIII в. принимает иудаизм в качестве государственной религии. В конце X в. Хазарский каганат гибнет под ударом Киевской Руси, в результате чего основные торговые пути Восточной Европы переносятся с Волги на Днепр. В Киеве в начале X в. существует община евреев. В X-XIII вв. евреи расселяются в Чернигове, Владимире-Волынском, в Чехии. В XVI в. Восточная Европа становится центром развития еврейской духовности. Во многих городах открываются еврейские школы.

Появление евреев в Дагестане связывается с Сасанидской эпохой, Сасанидами (династия иранских шахов в 224-651 гг.), пришедшими к власти в Иране в начале III в. н.э. Оно было вызвано насильственным переселением в этот край тех евреев Вавилонии, которые участвовали в движении маздакитов (народное движение в государстве Сасанидов под предводительством Маздака).

Родным языком для евреев является татский – один из диалектов иранского языка. Они исповедуют иудаизм.

В своей работе «Описание» немецкий ученый А. Алеарий, побывавший в XVII в. в Дагестане, отмечал, что евреи действительно проживали как в городе Дербенте, так и в ряде сел Дербентского владения и в Табасаране. И до сих пор сохранились селения, заселенные евреями: это селения Хели, Пенджи, Екраг, Джарах, Гимейди, Митаги, Мугарты, Зидьян, которые и ныне находятся в составе Табасаранского и Дербентского районов.

Побывавший в Дербенте в 70-е годы XVII в. голландский путешественник Ян Стрейс писал: «В городе Дербенте нет христиан, а только одни мухаммедане и немного евреев, которые гордятся своим происхождением от колена Вемьяминова».

Долгие годы находясь в Дагестане, И.-Г. Гербер (участник похода Петра I в 1722 г.) писал, что евреи имеют в своих деревнях старшин, как и другие народы, занимаются земледелием и скотоводством.

Надо подчеркнуть, что одной из народностей, живущих издревле в Дагестане, являются и таты. Они исповедовали несколько религий: иудаизм, ислам и христианство. Ныне они исповедуют иудаизм.

Численность татов в Российской Федерации 19,4 тыс. чел. (1989 г.), в т.ч. в Дагестане 12,9 тыс. чел.; небольшие группы в других республиках Северного Кавказа; численность в Азербайджане – 10,2 тыс. чел. Этническая общность татов в Иране составляет 300 тыс. чел. Письменность у них на основе русского алфавита. Среди татов распространен также азербайджанский язык. Верующие таты – мусульмане шииты, иудаисты и христиане-монофиситы. Близки по культуре азербайджанцам и народам Дагестана. Традиционные занятия – земледелие, садоводство и виноградарство. Развиты художественные ремесла (ковроткачество, изготовление медной посуды и др.). Традиционная женская одежда – длинная рубаха, шаровары навыпуск, длинные приталенные платья, платок и сафьяновые чувяки; мужская одежда – черкеска с кинжалом на поясе, папаха. Многие таты живут в городах, заняты в промышленности, сформировалась интеллигенция.

Расширение прав евреев прекратилось в 1870 г., когда началась государственная кампания против «иноверцев». В конце царствования Александра II антисемизм снова начинает доминировать в государственной политике. «Городовое положение» 1870 г. вновь подтверждает ограничение еврейского представительства в городских думах. В 1873 г. закладываются государственные школы, учрежденные для евреев в 1844 г. В 1881-1921 гг. сотни погромов унесли от 100 до 250 тыс. жизней евреев, уничтожили еврейскую собственность и имущество в 700 городах и населенных пунктах. Особенно геноцид и погромы усилились после убийства Александра II (1881 г.). Началась еврейская эмиграция. Всего за период с 1881 по 1914 гг. из Российской империи эмигрировало около 1,7 млн евреев – 85 % в США, остальные в страны Западной Европы. В конце XIX в., после Первого Базельского конгресса сионистов (1897 г.) в Российской империи возникло активное сионистское движение, поставившее целью восстановление еврейского государства в Израиле. Из Российской империи вышли основные лидеры сионизма – Ашер Гинзберг, Н. Соколов, М. Усышкин. На Украине и в Белоруссии родились основатели израильского государства, его первые президенты – Х. Вейцмен, И. Бен-Цви.

После революции 1905-1907 гг. получила большое распространение еврейская периодическая печать. В 1919 г. на территории бывшей Российской империи издавалось 120 еврейских журналов и газет, из них 10 на иврите, остальные на русском языке и идиш. Наряду с художественной литературой на иврите и идише существовала русскоязычная еврейская литература. В конце XIX – начале XX вв. евреи внесли свой вклад и в развитие общероссийской культуры (живописец И. Левитан, скульптор М. Антокольский, композиторы-братья А.Н. Рубейнштейны) и т.д.

Первая мировая война привела к приостановлению массовой эмиграции евреев на Запад и вызвала новую волну антиеврейских гонений, в ходе которых по инициативе военных властей около 500 тыс. евреев были изгнаны из прифронтовых губерний. Это привело к фактической отмене правил «черты оседлости». Она была отменена после Февральской революции специальным Постановлением Временного правительства от 25 марта 1917 г. Одновременно были сняты и правила дискриминационного ограничения евреев. Возникли временные органы еврейского самоуправления – кегилес. В партии большевиков до 1917 г. состояло 958 евреев и еще 1175 человек вступили в нее в 1917 г. Большевики резко осудили погромы и тем способствовали привлечению евреев на свою сторону. В 1920 г. началась кампания против иудаизма как религии, закрывались синагоги.

После Гражданской войны началась массовая миграция евреев в крупные города (Киев, Харьков, Москву, Ленинград и др.). Еврейские мигранты в больших городах быстро подвергались аккультурации, забывали еврейский язык, переходили на русский язык и постепенно вливались преимущественно в состав новой интеллигенции.

Местечко – сосредоточение традиционной еврейской ашкеназской культуры и идиш – продолжало деградировать и было окончательно уничтожено во время Второй мировой войны и геноцида. Кроме миграции в большие города, власти предпринимали меры по поселению евреев на земле, что считалось единственным путем разрешения еврейского вопроса. К середине 1930 г. около 200 тыс. евреев занимались земледелием. В 1938-1939 гг. были закрыты все культурные и образовательные учреждения для евреев. Одновременно шел процесс искоренения еврейских обществ, политических, религиозных организаций. Это было связано с заключением пакта Молотова-Риббентропа (1939 г.).

Планомерное уничтожение евреев нацистами было во время Второй мировой войны, т.н. Холокост. В начале 1941 г. нацисты устраивали массовые расстрелы евреев в оккупированных городах. Только 29-30 сентября 1941 г. в Киеве было расстреляно 30 тыс. евреев. Затем, начиная с конца 1941 г., евреев стали сгонять в гетто, где были нечеловеческие условия для жизни.

Стремясь превратить немцев в идеальную расу господ, Гитлер организовал систематическое уничтожение евреев в Германии, а затем в Европе. Шесть миллионов человек погибло в ходе Холокоста. Холокостом принято называть истребление евреев в Европе, санкционированное Гитлером. Придя в январе 1933 г. к власти в Германии, нацистская партия стала осуществлять программу превращения ее в «расово-чистую» страну, населенную «арийской расой господ». Уничтожению подлежали все, кто не соответствовал установленным нацистами стандартам: психические больные, чернокожие, цыгане и в первую очередь евреи. Для изоляции политических противников создавались концлагеря, отданные в распоряжение партийным войскам – СС. Сначала был объявлен бойкот еврейскому бизнесу, затем евреев стали выгонять с государственной службы, лишили гражданства и запретили им вступать в брак с арийцами. В 1938 г. было уничтожено 7 тыс. еврейских магазинов, в результате погибло 90 евреев, а 20 тыс. были отправлены в концлагеря.

Захват нацистами Польши в 1939 г. отдал им в руки 1,5 млн евреев. С 1940 по 1942 гг. 300 тыс. евреев там погибло от голода и болезней. В 1941 г. немцы уничтожили в СССР около миллиона советских евреев.

Повсюду строились лагеря смерти с газовыми камерами. С весны 1942 г. евреев начали свозить туда эшелонами. В 1944 г. 437 тыс. венгерских евреев отправили в лагерь Освенцим. Зимой 1945 г. отступавшие гитлеровские войска погнали евреев «маршем смерти» в Германию.

Евреи подвергались гонениям не одну сотню лет, но Холокост – единственная попытка светского государства поставить все свои ресурсы на уничтожение строго определенной группы людей («Всемирная история», Москва, 2011 г., стр. 514).

Около 500 тыс. евреев прошли войну в составе Красной Армии, 200 тыс. из них погибли на фронтах, 130 евреев стали Героями Советского Союза. Многие евреи воевали в составе партизанских отрядов. В Литве, Белоруссии, Польше существовали специальные еврейские партизанские отряды.

После окончания войны возобновилось вытеснение евреев с руководящих постов. Своего апогея антисемитизм достиг в «деле врачей». 13 января 1953 г. были арестованы и обвинены в покушении на убийство И. Сталина и других руководителей Советского государства 9 врачей, из них 6 евреев. Смерть И. Сталина не дала развернуться сценарию этого «дела». В течение послевоенного периода до смерти И. Сталина были ликвидированы многие формы еврейского национального проявления: пресса, музеи, театры, общественные организации и т.д. В 1940-1950 годы евреи подверглись насильственной ассимиляции. В 1948 г. после провозглашения государства Израиль евреям СССР было запрещено репатриироваться в него. Были приняты меры для подавления любых проявлений национальных чувств.

Во второй половине 1950 – начале 1960 гг. возникли определенные условия для некоторого восстановления официальной еврейской культуры. В 1961 г. было разрешено издание в Москве журнала на идише «Советиш геймланд», в 1962 г. в Москве создаются Еврейский театр, ансамбли. Во второй половине 1960 г. начинается процесс еврейского национального возрождения, принявший характер массового движения за право на эмиграцию, репатриацию в Израиль. Возникли кружки по изучению иврита, религии, истории, философии. В результате эмиграционный поток из СССР с 1967 г. привел к отъезду около 800 тыс. евреев, из них около 500 тыс. в Израиль, а остальные в западные страны, главным образом в США. В 1989-1991 гг. в результате массовой эмиграции евреев из СССР выехало 500 тыс. человек.

В послевоенные годы численность евреев в России неуклонно падает. Причин много: низкая рождаемость, урбанизация, ассимиляция, рост эмиграции, смешанные браки.

После ВОВ изменилось и отношение к евреям. В стране возникла сеть еврейских школ, детских садов, культурных и религиозных центров, научных и высших учебных заведений, спортивных, женских, молодежных, партийных, в т.ч. сионистских, объединений. В России издаются 10 еврейских газет, в их числе «Биробиджанер штерн» на идиш, московская «Еврейская газета», санкт-петербургская «Ами – мой народ», самарская «Тарбут», московские совместные российско-израильские издания «Бокер» и «Москва-Иерусалим» и др.

Неполноценный социально-экономический статус евреев способствовал формированию специфических форм культуры и хозяйства. Большинство евреев жили в городах, до XIX в. часто замкнутыми общинами, в особых кварталах (гетто) или местечках. Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы, т.е. занимающиеся мелким предпринимательством. Участие евреев в сельском производстве ограничивалось. Они в основном занимались крашением пряжи и тканей, хлопководством, виноградарством.

Традиционная форма поселения в Восточной Европе – местечко – переходное от сельского поселения в городское, где евреи составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани, примитивные дома, еврейские кладбища. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но с некоторыми отличиями – палисадник, балконы, окна.

Еврейский костюм формировался под влиянием одежды окружающих народов, а также религиозных норм. Из обуви предпочитали сапоги. Женщины ходили в длинных рубахах, штанах, юбке.

Характер пищи евреев определяется местными традициями и религиозным табу (кашрут, кошерная пища): запрещается смешение молочных и мясных продуктов; рыбу, только покрытую чешуей, и мясо жвачных парнокопытных и домашней птицы, зарезанных специальным резником. Основу пищи составляют мучные изделия, каши. Популярны рыбные блюда.

Богат песенный и танцевальный фольклор евреев, сохранивший элементы ближневосточной мелодики и обогатившийся путем заимствований из музыки окружающих народов. Сохранились т.н. хасильские песни, карнавалы. Для повествовательного фольклора (волшебные сказки, притчи, басни) характерны библейские и талмудные сюжеты.

«назад

Фотолента

фотографий: 11

Территория Ханаана

Категория фото: Этнология »

Римский император Тит Флавий Веспасиан

Категория фото: Этнология »

Горские евреи. Дербент. XIX век

Категория фото: Этнология »

Василий Верещагин. «Два еврея». 1881

Категория фото: Этнология »

Лидер еврейской общины г. Махачкалы Шими Дибияев

Категория фото: Этнология »

Синагога в Дербенте

Категория фото: Этнология »

В Дербентской синагоге

Категория фото: Этнология »

В Дербентской синагоге

Категория фото: Этнология »

Елто и Хануко Садияевы из с. Нюгди

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив