Народы Дагестана
Последний выпуск » Искусство » Картины с музыкой, цветом и светом

Картины с музыкой, цветом и светом

 Художники красками, красотой и мыслями общаются с миром и обращаются к человечеству с мольбой быть зрячими, зрелыми, бережливыми и задумчивыми. Они не суетливые и обстоятельные, красивые и особенные, чувственные и достойные, ранимые и отважные. В них Дух Свободы и обнаженность Сердца!  У них открытая Ладонь и сжатый Кулак, Радость Жизни и Тревожность Разрушения Красоты, Доброты и Гармонии. Их согревает Солнце и вдохновляет Луна, они видят Свет даже в кромешной Темноте,  они источают космическую музыку, призывая посетителей  к Звездам, строят духовные мосты между Эпохами и Человеком. В их произведениях Вулканические извержения и нежность Цветка. Это я пытаюсь  скудными словами описать вдохновенные  произведения и личность  поливалентного по своей уникальности  художника современности, почетного академика Российской академии художеств Хаджимурада Абдулмеджидовича Алиханова. Легендарное имя, обворожительное отчество  и могучая  фамилия! 

Базальтовая глыба на вершине с кистью в руке! Личность фундаментальная, человек без суеты, художник от Бога! Он щедро  одарен  свыше, ибо такому научиться в школе и университетах  невозможно. Генетическая одаренность  в художнике заложена изначально, но талант его  не в усладе и успокоении созданным,  а в постоянной огранке таланта жизнью и годами, учителями и родителями, пережитым и прожитым, увиденным и прочитанным, вершинами и ущельями, услышанным и осмысленным, потерянным и приобретенным, поисками и реализациями, вечерними сумерками и утренней зарей. 

Хаджимурад – ученик великого Георгия Товстоногова, который предрекал любимому ученику серьезные перспективы на театральных   подмостках, но его перетянула  живопись  с такой силой, что уже полвека он в этом мире Света и Цвета, Теней и Тишины, Вознесения на Небеса и Приземления в Родном Дагестане и Величавой Москве! Будучи большим знатоком и ценителем музыки, в своих картинах он обращается к музыке и воспеванию музыкантов. В его картинах, как и в нем самом, мудрый  и много повидавший горец беседует с динамичным и высокообразованным москвичом!  И нет никакого противоречия между селом и столицей! Ему и его творчеству одинаково комфортно у сакли и рядом с МИДом России. Село и столица изысканно обрамляют и обогащают мир художника и наше восприятие всходов прекрасного вне зависимости от их корневых саженцев. Не потому ли его картины давно проживают своей жизнью в России, Европе и США без санкций, принуждения, национализма и экстремизма,  с нежностью, надежностью и притяжением к Небесам и Земле, Возвышенному и Божественному! 

Всюду цвет. Цвет гор и горцев, цвет города и горожан, цвет пустыни и  жара. Цвет жизни и волнения, цвет большой любви и постоянной печали, поселившейся в его сердце после безвременного ухода матери в мир вечности....

И размышляет художник: «Цвет и я. Мы давно стремились друг к другу. И на этом пути мне неслыханно повезло, что с юных лет были рядом  Учителя, взыскательные и доброжелательные. Слава Всевышнему, что смог погрузиться в мир Эль Греко и Матисса, Врубеля и Миро, Кандинского и школу восточной миниатюры. Повезло и  с учебой в Питере в Институте театра, музыки и кинематографии, с неограниченным посещением Эрмитажа, библиотеки Академии,  репетиции Товстоногова в Большом драматическом... Все было, было и прошло. И что же в итоге?! В итоге – живопись и графика, гравюры, линотипы и выставки, выставки... И все тот  же Цвет...» Много в его картинах цвета, света и  красок живых, радующих и зовущих к размышлениям. 

Степенность в Хаджимураде монументальная. С него бы изваять памятник Благородства и Красоты! И напоминает он мне Эрнеста Хемингуэя после его бессмертной  книги «Прощай, оружие!». Он соткан  из Внутренней Свободы, как и  его великий тезка Хаджи-Мурат, воспетый гениальным Львом Толстым! Человеческая и физическая его архитектоника состоит из надежных сплавов разных, но не противоречивых, а взаимодополняемых и взаимообогащаемых культур и традиций. В нем Восток  и Запад, Классика и Авангард,  Устойчивость и Бурления, Седина Аксакала и Молодость Духа в абсолютной гармонии! 

Из работ Хаджимурада Алиханова особо выделяется портрет музыканта XX в. Владимира Горовица. Она могла бы украсить экспозицию самого изысканного музея мира.

Газета  «Большая Москва» (20 апреля  2016 г.) написала: «... при всем разнообразии произведения  Х. Алиханова обладают гармонической целостностью, точной колористической обобщенностью и философской образностью. Его искусство привлекает думающего интеллектуального зрителя своей внутренней интеллигентностью и психологической тонкостью. Это поистине последний  романтик нашего прагматичного и суетного времени, возвращающий самому понятию Искусство нравственную чистоту и подлинный, проверенный веками эстетизм. Неожиданность и смелость образных решений дает зрителю ощущение свободы от пошлости окружающей его жизни, возвращает ощущение радости бытия, осознание истинности многих вечных вопросов в божественном мироздании» (Алиса Белова). 

   Много посетителей выставок и записей в журнале почитателей его таланта. Среди них и выдающийся композитор современности, народный артист РСФСР, дважды лауреат Государственной премии России, автор более 10 опер и многих музыкальных произведений, которые идут в Москве и других городах России и других стран, автор  Первого,  Величественного музыкального Гимна Республики Дагестан, народный артист Дагестана Ширвани Чалаев: «Краски сумасшедше хороши. Планета красок. Это я давно знал, но меня потрясло и другое: как глубоко и верно изнутри ты видишь  людей. Какая глубина и значительность (Лорки, Мумму, Омари, Горовиц). Очень бы хотел одного: чтобы ты снял Христа с креста. Ты же все религии мира в себе носишь! Обнимаю тебя и горжусь тобой!» 

Боже! Все гении похожи друг на друга в главном: в прозорливости и в личном восприятии боли человеческой. Никто же в мире до Ширвани Чалаева не задумался над тем, что давным-давно пора снять Христа с креста! Может, после этого в мире наступит прозрение, успокоение и смирение!? Может, после освобождения Христа от мук сострадания, исцеления станет больше в человеке и в людском сообществе?! Возможно... Художник в скепсисе, ибо к образу и жертвенности  Христа не раз обращались величайшие художники, однако прозрение на Земле не наступало. И нет симптомов ожидаемости прозрения и вторичного пришествия Христа.  Ныне, кажется, все реже стали следовать божественным наставлениям, хотя чрезвычайно много стало произноситься само слово «Бог». 

Человечество не ведает, что творит и в ХХI веке, ибо оно   в упоении от истребления друг друга и всего живого на крошечной Земле нашей. Именем Бога и Патриотизма совершаются и сегодня самые гнусные преступления против Человека, Природы и Жизни. Что за священные верования,  проповедующие верховенства смерти над жизнью, вымысла  над реальностью, смирения над борьбой,  разрушения над созиданием? Мудрецы, проповедники и вожди никак не утвердят хартию о недопустимости посягательства человека на жизнь другого человека.  Художник согласился с композитором, а ведь сам художник – большой знаток литературы, музыки, театра, искусства, истории и философии. И композитор такого же масштаба! Двое великих! Восхищенно свидетельствую их рукопожатие! Они – вершины моих  радостей и переживаний,  моей гордости и признательности! 

Читаю записи. «Сначала я опешила от яркости Ваших картин, а потом поняла, что эта яркость не в природе, а в душе Вашей! Сильные чувства и бурлящий темперамент выражены именно в цвете. Портреты высвечены  внутренним миром людей. Особенно понравился портрет гениальнейшего музыканта ХХ века Владимира Горовица! Спасибо за выставку и доставленное эстетическое наслаждение». Ирина  Нарская (оперная певица Московского камерного театра).

«Работы такого уровня нужно выставлять в Париже, Национальном центре искусств и культуры –  в Центре Жоржа Помпиду» (Юлия Левенко). 

«Синтез звука и цвета – одна из любимых идей композиторов и художников. Кандинский визуализировал концерт Арнольда  Шенберга, Модест Мусоргский переводил в звук «картинки» Виктора Гартмана, Александр Скрябин придумал светомузыку. Винсент Ван Гог признавался, что если бы он осмелился дать себе волю, то стал бы цветом создавать подобные музыки. На выставке Хаджи-Мурата Алиханова слышится музыка Иоганна Баха, джаз и другие музыкальные жанры» (Оксана Царевская). 

Много было персональных и коллективных выставок   у заслуженного художника Дагестана Хаджимурада Алиханова, но впервые персональная выставка в огромном зале всемирно известного Центрального дома художников в Москве! Много блистательных картин, но знаю, что в его мастерской их тысячи, ибо он – труженик безрежимный, круглосуточный и постоянно ищущий цвета и тени, теплоту и проникновения, ухабы и взлеты, смысл и свет. 

Уходить с выставки не хотелось.  Сюда я приходил еще и еще раз. Искусство, как и сердце его, – красивое, притягательное, оптимистичное и зовущее людей в мир Любви и Красоты, Вдохновения и Отдохновения!

И совершал я паломничество к художнику из Мекеги, красивому другу, который обогатил мой мир и мое понимание Величия Человека   и Вечности Жизни, Большого таланта и Абсолютной утонченности! Эти  посещения стали  для меня арттерапией после тяжелых хирургических  дней  в операционной, ибо картины Хаджимурада  Алиханова – исцелительные, а общение  с ним – всегда возвышающее и очищающее! Мир прекрасен и от того, что в нем живут и созидают такие личности и художники, как Хаджимурад Алиханов!  Мира ему и нам в этом жестоком мире крови и копоти! Аминь!

 


«назад

Фотолента

фотографий: 6

Художник Х. Алиханов

Категория фото: Искусство »

Портрет Мумму Гасангусейнова

Категория фото: Искусство »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив