Народы Дагестана
Последний выпуск » Этнология » Мудрость, красота и мужество кавказских горцев: особенности и загадки

Мудрость, красота и мужество кавказских горцев: особенности и загадки

 В начале XXI века в условиях экономической и социальной нестабильности российского общества, обострения межнациональных отношений, кризисных ситуаций в отдельных регионах, особенно на Кавказе, интенсивного поиска путей регулирования взаимоотношений между народами, духовного обнищания личности и общества в целом, отсутствия четко выраженного педагогического сопротивления чуждой нам иноземной культуре, усердно пропагандируемой средствами массовой информации, неопределенности в целях, задачах, принципах и других ориентирах в школьном воспитании, в котором вот уже несколько лет как образовался вакуум, быстро заполняемый безнравственностью и жестокостью обращения к народной педагогической культуре, доказавшей свою эффективность на протяжении тысячелетий, воспитание имеет особую значимость. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, – писал великий К.Д. Ушинский, – имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях, заимствованных у другого народа» (Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании//Пед. соч. в 6 т., Т.1, М. – 1988). Подтверждением этой идеи является «золотое правило» этнопедагогики, сформулированное Г.Н. Волковым: «Без исторической памяти – нет традиции, без традиции – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности». Поэтому наряду с развитием педагогической науки и общей этнопедагогики важное значение приобретает разработка теоретических основ регионально-этнических народно-педагогических систем.

Этнопедагогическая культура горцев ориентирована на духовно-нравственное формирование личности и характеризуется воспитанием в юных поколениях гуманности, доброты, миролюбия, скромности, мудрости, справедливости, любви к детям, родителям, к семье, уважения к старшим, патриотизма, трудолюбия, гостеприимства, взаимопомощи, любви к прекрасному, т.е. те качества личности, которые возвышают ее над собственными индивидуально-эгоистическими, прежде всего биологическими, потребностями. Духовность связывается с традиционной народной этикой, выраженной во внутренней чистоте, скромности, послушании. Народная педагогика Дагестана, которая является феноменом не только российской, но и мировой педагогической культуры, в интеграции с традиционным воспитанием других горцев Северного Кавказа аккумулирует уникальный опыт духовно-нравственного, умственного, физического, трудового, патриотического, эстетического воспитания и формирования самобытной культуры межнационального общения. Гениальный мыслитель Ф. Гегель, чье интеллектуальное величие до сих пор остается общепризнанным, писал: «Только в кавказской расе дух приходит к абсолютному единству с самим собой, достигает самоопределения, саморазвития и тем самым осуществляет всемирную историю». Известный специалист по древнегреческой мифологии Ранке-Гравес отмечает, что древние греки считали Кавказ «троном Богов». Исключительный интерес древние проявляли к Дагестану. Здесь бывали царь Саргон, царица Семирамида, иранские правители, гунны, хазары, скифы, Александр Македонский, римские полководцы Помпеи и Лакулла. В Библии Кавказ упоминается с первых страниц как часть созданной Богом благословенной земли – Эдем: «И наладил Господь Бог рай в Эдеме на Востоке; и поместил там человека, которого создал» (Магомедов А.М. Этнопедагогическая культура Дагестана, 2005). Все это наложило неизгладимый отпечаток на формирование культуры, традиций, обычаев, искусства и поэзии горских народов, повлияло и на педагогическую культуру жителей региона.

Общение со свободолюбивыми горцами оказало сильное влияние на передовых представителей русского народа. Они познали «гордый и вольный дух горских народов, их смелость, воинственные нравы, презрение к смерти на поле боя, верность дружбе, гостеприимство, народные обычаи, пляски, песни и предания горцев, мятежные образы Кавказа усиливали, обогащали освободительные порывы русской общественной мысли, литературы… Кавказу как будто суждено быть колыбелью наших поэтических талантов, вдохновителем и пестуном их музы, поэтической их родиной» (Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. Т. 4, 1901). Великие поэты и писатели А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Л.Н. Толстой и другие мечтали о мире и дружбе русского и кавказских народов. Без любви к горцам трудно было создать такие гениальные произведения, как «Герой нашего времени» (разговор Казбича с Азаматом Белинский назвал поэзией), «Мцыри», «Хаджи-Мурат» Л. Толстого, его же «Кавказский пленник» и множество других произведений русских авторов. Передовая русская культура оказала большое влияние на становление и развитие светской культуры народов горного края. Бесспорно и то, что русскоязычное население Северного Кавказа многое заимствовало из традиций, обычаев, характера и образа жизни кавказских горцев.

Тысячелетиями горцы жили по соседству, находя взаимопонимание на самых сложных поворотах истории. Они стремились друг к другу, искали пути к сотрудничеству и взаимопомощи в трудные времена социально-экономических и политических потрясений. В процессе общения и установления добрососедских отношений сформировалось то общее, что легло в основу духовно-нравственной культуры каждого этноса и всего региона. В этом плане привлекателен и интересен опыт народов Дагестана, самого многонационального субъекта РФ, 32 коренные народности которого, в том числе 18 бесписьменных, сохранили свою самостоятельность, свои языки, обычаи, традиции, культуру и искусство. История не знает конфликтных ситуаций и войн между народами этого края на этнической основе. Это уникальное явление в мировой практике.

Народы Северного Кавказа создали удивительную духовно-нравственную культуру с соответствующими народными «школами», «институтами», «академиями», методами и средствами подготовки юных поколений к самостоятельной жизни. Самобытность народной педагогики северокавказцев проявляется и в том, что в ней духовность, нравственность, трудолюбие, красота окружающей природы и горец-труженик как объект и субъект воспитания представлены в гармоническом единстве. Природа как бы «подарила» народам края вместе с многоязычностью, многокультурностью и культ семьи, культ ребенка, культ отца и матери. Здесь отмечается самая высокая рождаемость и прочность семейно-брачных отношений, большая ответственность перед сообществом за воспитание детей и заботливое отношение к престарелым родителям, уважение к старшим, уважительное отношение к женщине, особое внимание к воспитанию девушек. Сохранение целомудрия до замужества, скромность, порядочность, женственность, женская честь, эмоциональность, трудолюбие, любовь к детям, к семье, абсолютная трезвость – вот неполный перечень личностных качеств, свойственных горянке. Культ матери понимается не только в рождении детей, но и прежде всего в их воспитании, подготовке девушек по специальной народной программе к семейной жизни, в налаживании быта выросших детей в послебрачный период, в активной педагогической деятельности по воспитанию внуков и правнуков. Есть много других достоинств у кавказских горцев, которые мы раскрыли в научно-педагогических публикациях и монографиях ранее.

Особо следует отметить некоторые примеры проявления мудрости, героизма, самоотверженности, необыкновенной красоты, их гармонического единства с другими качествами, проявляемыми горцами в особых случаях, на праздниках, свадьбах. По описанию исследователя К.М. Воинова, самобытно и представляет особый интерес исполнение горцем и горянкой известного всем танца лезгинка: «Не успела зурна проиграть несколько тактов, как на площадку выскочил красавец нукер. Сделав пируэт какой-то и взмахнув руками, нукер сложил их на груди и помчался по кругу… Звучит зурна, все хлопают ладонями в такт. Быстрее, быстрее движется нукер… Из столпившихся возле круга, взмахнув руками, впорхнула горянка на середину, отставив от корпуса левую руку, а правую подняв над головою, плывет по кругу, извивая тонкий стан. Точно крылья бабочки трепещут широкие рукава; откинутый белый платок птицей вьется за танцующей горянкой; звеня украшениями, она манит и зовет за собой кавалера. Тот то гоголем обойдет вокруг красавицы, то кинется словно сокол, выделывая ногами замысловатые штуки; она ловко увертывается от объятий, ухаживания, убегает от него и снова зовет. За первой парой вылетают разом две-три пары, и снова начинается магическое объяснение в любви, страстное, полное движений и огня. Видел я лезгинку на сценах театров, но столичные знаменитости не могут передать и половины той грации и прелести движений и души, какую вкладывают в танец эти подлинные горцы; что ни движение, то грация и пластика. Сама природа, видно, обучала их этим выразительным, полным красоты и грации жестам» (Воинов К.М. Очерки Дагестана. Военный сборник. – СПб. 1900. Т.6, стр. 433-434).

Если описанная картина выражает необыкновенную красоту и изящество, которые, гармонично интегрируясь, воплотились в чудесной кавказской манере и демонстрируют искусство хореографии высокого класса, в другом примере горец представляет силу, ловкость и мужество, характерные для кавказских горцев. Еще в прошлом веке Н. Вучетич писал: «…у лезгин было принято во время свадьбы устраивать скачки. Молодежь, один перед другим, отличается в ловкости и джигитовке. Я постоянно удивлялся тем непостижимым шуткам, какие выделывают нукеры во время скачки. Из числа ловких и прекрасных гимнастических упражнений больше всего меня занимало, когда какой-нибудь молодец, бросив повод лошади, пустится во всю скачь и на всем скаку, на обыкновенном азиатском седле, становится на голову совершенно вертикально. Проскакав в данном положении довольно порядочное расстояние, стоя на голове же, он стреляет из ружья и потом снова, легко и удивительно ловко перевернувшись, очутится сидящим в седле. Сколько нужно риску, ловкости, удали, наконец, навыка, чтобы сделать подобную штуку. Это упражнение считается самым трудным и опасным; несмотря на это, находится много молодцов, великолепно выполняющих его» (Вучетич Н.Г. Четыре месяца в Дагестане//Кавказ, 1864, № 77). Подобное мастерство является результатом длительных упражнений и тренировок, которые горцы проводили с малых лет, развивая силу и ловкость, хитрость и воинскую доблесть.

Любовь к свободе помогает герою М. Лермонтова (поэма «Мцыри») без оружия одержать победу над барсом. Подобных примеров в этом горном крае много, хватит на несколько монографий. Удивляет и то, что 90-95% Героев Советского Союза и Социалистического Труда, Героев России, государственных деятелей, ученых, писателей, поэтов, художников, композиторов, мастеров по золоту, серебру, ковроделию и другим видам искусства (южнодагестанское ковроделие, кубачинское ювелирное искусство, гоцатлинское ювелирное искусство, «аварское серебро», унцукульская инкрустация металлом по дереву, балхарская художественная керамика) – это горцы. А ведь и раньше Кавказ, как магнит, притягивал к себе внимание других стран (Россия, Турция, Иран, Франция, Англия и др.); самый древний город России – Дербент, через который проходил Великий шелковый путь. Сколько еще новых чудес появится в этом краю? Пока еще не известно. Можно вернуться к началу статьи, где великий философ Германии и всего мира Гегель предсказал кавказской расе особый статус развития. Принимая во внимание все изложенное выше, могу предположить, что растительный мир наших гор, впитывая воду из снеговых вершин, питаясь и дыша выделяемым ими воздухом, приобретает целебные свойства. В процессе интеграции растения накапливают самые различные качества, которые предупреждают многие заболевания, положительно влияют на становление и развитие различных органов человека, что отражается в целом на формировании личности горца.

Вечные снега на вершинах Шахдага, Казбека, Эльбруса, насыщенные необычно прозрачным и чистейшим ароматом, накапливаемым из природы, растительного и животного мира горного края, выделяют какую-то особую ауру, своим веянием оказывают самое благотворное влияние на всех жителей Кавказских гор, создают условия, которые способствуют эффективному формированию в сознании горцев мудрости, красоты, мужества, толерантности, справедливости, взаимопомощи, взаимопонимания в межнациональных отношениях, гостеприимства, уважения к личности. Потенциал горских народов поэтому настолько богат, что ряд других доброжелательных качеств в комплексе сближает нас с требованиями Корана. А нам следует подумать, как все это соединить с требованиями научной педагогики и реализовать в учебно-воспитательных учреждениях.

«назад

Фотолента

фотографий: 6

Годекан в с. Хариколо Хунзахского района

Категория фото: Этнология »

Девушки-горянки у источника

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив