Народы Дагестана
Архив номеров » № 3, 2017 от 31 Января 2018 г » Этнология » Народные промыслы Дагестана

Народные промыслы Дагестана

 Кубачи – аул мастеров, златокузнецов, столица средневекового Зирихгерана, город в неприступных горах – был известен миру гораздо раньше, чем появилось название нашего края – Дагестан. Действительно, Кубачи – одно из древнейших селений Кавказа и самый крупный центр многих видов ремесла и искусства – от литейного до ювелирного. О Кубачи можно говорить очень много. Мы расскажем о разных сторонах жизни этого древнейшего дагестанского центра искусств.

История и древнее искусство аула Кубачи

 

Кубачи – легендарное селение с нераскрытой историей

Селение Кубачи в Сирагинских горах действительно древнее, об этом можно судить по датам на очень старых могильных памятниках. Однако достоверной даты, когда появились в туманном горном краю люди, нет. Не проводили археологи в Кубачи раскопки, не искали всерьез ученые, откуда пришли в эти края мастеровые люди.

Сегодня Кубачи – аул мастеров обработки драгоценного металла. Начиная с раннего средневековья, он известен как столица страны Зирихгеран – центр камнерезного искусства, художественной обработки дерева, производства медночеканной и литейной посуды, выделки кольчуг, холодного, а позже и огнестрельного оружия, искусства переписчиков книг – каллиграфистов, золотой вышивки и ковроткачества, гончарного дела.

Кубачи – визитная карточка Дагестана – селение, где каждый камень дышит стариной, где в каждом доме есть музейная комната, где сам старый аул представляет собой музей под открытым небом.

Тайны Зирихгерана – Кубачи

Известно несколько версий, откуда в этих неприступных горах появился центр, развивающий множество разнообразных искусств.

Первая версия: кубачинцы – выходцы из Франции – «паранги», как нас до сих пор называют жители соседних аулов. Авторы версии европейского происхождения кубачинцев придерживались мнения, что у маленького горского народа не может быть такого высокохудожественного ювелирного искусства.

По второй версии, генуэзцы имели в горах рудники, где добывали серебро, медь и другие металлы.

Третья легенда – это отколовшийся от войска Александра Македонского, или Великого Искандера, как называют великого полководца в Дагестане, отряд мастеров, которые осели в Дербенте, а потом перебрались в неприступные горы.

Сегодня доминирует версия, что кубачинцы – один из самых древних коренных народов Кавказа. Эту теорию подтверждают не только особенности языка и менталитета, в которых отсутствует какой бы то ни был европейский след, но и новейшие изыскания генетиков.

Существуют легенды о том, что в старину столица Зирихгерана дважды, а то и трижды меняла место своего нахождения, что у одного из притоков речки, протекающей между старым и новым поселками, в старину добывали золото и серебро, и именно поэтому мастера поселились на этом не самом уютном месте, в краю туманов.

Аул мастеров Кубачи

Аул мастеров Кубачи расположен на высоте более 1500 метров над уровнем моря. Остатки средневековых крепостных стен, старинные жилые постройки, бесконечные лабиринты темных даже в солнечный день улочек-переходов, вырубленные в толще камня узкие лестницы, резные каменные архитектурные детали создают картину хорошо сохранившегося средневекового города-крепости. Две круглые боевые башни венчают пирамиду домов, словно пчелиные соты, нависшие друг над другом на крутом склоне горы.

«Даже на человека, привычного к горным аулам, не раз их видевшего и посещавшего, Кубачи производит ошеломляющее впечатление своей громадностью и крутизной. Это одно сплошное многоярусное сооружение, в котором можно насчитать более пятидесяти этажей», – восхищался аулом Кубачи 90 лет назад Н.В. Бакланов в книге «Златокузнецы Дагестана».

«Кубачинцы вежливы, спокойны, трудолюбивы. Женщины умны и начитаны. А мужчины – известные мастера, которые выделывают оружие, пистолеты, сабли, кожи, панцири. Золотая и серебряная их работа подобна карлсгбатской или агсбургской. Ни Персия, ни Анатолия не имеют таких умелых мастеров, их изделия всюду находят спрос и дорогую оценку», – рассказывал путешественник XVIII века Якоб Рейнеггс.

С древних времен основное занятие кубачинцев – ремесло. Земледелие и скотоводство носили подсобный характер. Развитыми отраслями ремесла являлись металлообработка, резьба по камню и дереву, обработка кости. Изделия находили сбыт далеко за пределами Дагестана. Женщины занимались производством сукна, славились золотой вышивкой.

Любая работа кубачинцев в своем роде неповторима и относится к явлениям подлинного народного творчества. Как отмечал известный искусствовед Е.М. Шиллинг, вся атмосфера жизни кубачинцев, вплоть до мелких бытовых моментов, насыщена богатейшим художественным материалом.

Кубачинские изделия, украшенные чернью, гравировкой, насечкой золотом, резной слоновой костью высоко ценились на протяжении столетий как в странах мусульманского Востока, так и в Западной Европе. Традиционные основы кубачинского искусства оберегались каждым поколением мастеров, оттачивались и отшлифовывались на протяжении веков. Профессия мастера была наследственной, передавалась из поколения в поколение.

Краткая история Кубачи до XX века

Достоверных данных о том, когда был основан аул Кубачи, нет. Эта территория входила в состав Кавказской Албании, следы которой остались в виде «албанских» медных котлов и в орнаментах каменных надгробий. Самое древнее упоминание о стране кольчугоделателей «Зирихгеран» касается VI века нашей эры. В нем говорится о том, что жители Зирихгерана платят дань персидскому царю из династии сасанидов Хосрову Ануширвану, из чего следует, что в те времена Зирихгеран был уже сложившимся государственным образованием.

К Зирихгерану относились аулы Кубачи, Сулевкент, Амузги, Анчибачи и несколько маленьких сел. В XII веке н. э. арабский историк Абу-Хамид Андалузи писал: «Зирихгеранцы занимаются изготовлением всякого орудия, кольчуг, шлемов, мечей, луков, ножей, кинжалов и разной медной посуды. У них нет ни пашен, ни садов, но они живут зажиточно и к ним из разных мест привозят всевозможные предметы».

Для Кубачи было характерно язычество – зороастризм. Затем в Кубачи проникли поочередно иудаизм и христианство. Это подтверждают камни в форме крестов, которые попадаются на территории кладбища, и резные камни с изображениями животных и птиц в стенах домов.

В XIII веке в Дагестан дважды вторгались монголы, в XIV веке на Дагестан были совершены опустошительные набеги Тохтамыша, Тимура и т.д. Но наиболее опасным для кубачинцев оказалось соседство с селением Кала-Корейш, откуда шло насаждение ислама, чему долго противились кубачинцы. Однако силы были неравными, и кубачинцам пришлось принять ислам в XIV веке. По преданию, в одном из боев с корейшитами погибли сорок воинов-батыров, которых похоронили ночью. На этом месте утром посеяли редьку, чтобы враги не догадались, какой они нанесли урон. С тех пор это место называется Къала-хъу – поле редьки.

В XVI-XVIII веках аул Кубачи на правах вольного общества входил в Кайтагское уцмийство. В последний раз в истории боевые действия в окрестностях Кубачи проходили в 1741 году, когда иранский правитель Надир-шах вторгся в Дагестан. По преданию, когда 24-тысячный отряд Надир-шаха стоял напротив аула, готовясь к штурму, кубачинцы применили хитрость – выставили на плоских крышах своих домов водоносные кувшины –мучалы, имеющие своеобразную форму, направив горлышки сосудов на неприятеля. У каждого мучала сельчане выставили горящие факелы. Противник отступил, приняв медные сосуды за пушки.

В Кавказской войне кубачинцы, видя ее бессмысленность, участия не принимали. В XIX – начале XX века, как и в старые времена, они продолжали заниматься своим ремеслом, ездили по Европе и Азии, добирались до Парижа и Мадрида на запад и до Калькутты и Пекина на восток, открывали мастерские в городах Кавказа – от Тифлиса и Владикавказа до Баку и Петровска. Некоторые кубачинцы работали в Стамбуле и городах Передней и Средней Азии.

Искусство аула Кубачи

Бронзовое литье. В средние века далеко за пределы Дагестана поставлялись котлы, отлитые в Кубачи. Котлы отличались пропорциональностью форм и богатым узором. Некоторые из них хранятся в Государственном Эрмитаже, Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, в музее Виктории и Альберта в Лондоне и других музеях. Для котлов изготавливались медные крышки с изящной чеканкой.

Медночеканное искусство. Начиная с XII века в ауле Кубачи производят медную посуду, которая используется в быту только кубачинцами. Кубачинские медные и латунные сосуды – большой кувшин «мучал» и малый кувшин «къуткъа» – до сегодняшнего дня используются женщинами для похода к роднику за водой. Сосуды «нукънус», похожие на ведро, в которых хранят сыпучие продукты, являются, наряду с «мучалами» и «къуткъа», обязательными элементами интерьера каждого кубачинского дома.

Резьба по дереву. Кубачинцы занимались резьбой по дереву в свободное от основной работы время, украшая предметы домашнего обихода – мерки для зерна, прялки, грабли, пороховницы, а также опорные столбы, двери, ставни жилых домов. Среди резных деревянных изделий есть и шедевры. Частично сохранилась кафедра Джума-мечети, расположенной в нижнем квартале старой части Кубачи. Она была изготовлена в XV в. и не раз ремонтировалась в XVIII–XIX вв.

Резьба по камню. В XIV–XV веках в селении зародилась самобытная каменная архитектура. Здесь сложилась собственная школа, даже был выработан свой, «кубачинский стиль» орнаментальной резьбы. Из камня изготовлялись не только архитектурные детали, но и различные предметы быта: ступки для чеснока, чаши, подставки для прялок. Они украшались орнаментальной резьбой. Камнерезное искусство кубачинцев достигло настоящего совершенства в художественной отделке надмогильных памятников и каминов.

На сохранившихся в Кубачи и на хранящихся в музеях каменных рельефах, архитектурных деталях изображены реальные и фантастические животные и птицы, а также сцены охоты, состязания, борьбы животных, обрядовые сцены. Изображения часто имеют фоном растительный орнамент. Как правило, на кубачинских камнях изображены сюжеты, популярные в средние века в искусстве многих стран – от Ближнего Востока до Древней Руси.

Каллиграфия, искусство орнамента. В средние века в Кубачи распространилась арабская каллиграфия. Кубачинцы переписывали Коран, «Дербенд-наме», учебные, исторические и другие книги. К сожалению, рукописей из аула Кубачи на сегодня сохранилось очень мало.

Афоризмы, изречения из Корана, имена мастеров, надписи исторического содержания украшали изделия из металла, керамику, предметы из резного дерева и кости, памятники резьбы по камню, художественные ткани и ковры, культовые и гражданские сооружения. С конца XV века в декоративных целях широко использовался почерк «несх» (написание букв с растительным орнаментом).

Золотошвейное дело. Кубачинки издавна известны как искусные златошвеи, использующие в своих узорах орнаменты златокузнецов. Мастерство вышивания описано в книге Манабы Магомедовой «Резец златокузнеца»: «Искусные руки своей возлюбленной часто воспевал юноша, сидя у родника, перебирая струны чунгура в ожидании ее или под окнами ее дома. Желая выяснить, не безответна ли его любовь, юноша кидал в окно любимой шапку. Если она не вылетала из окна, то это означало, что любовь взаимна, и если родители не противились ее браку с ним, возвращала шапку вместе с вышитым носовым платком».

Кубачинки расшивали позолоченными и реже серебряными нитями головные покрывала «къазы» из тонкой хлопчатобумажной ткани или маркизета.

Плетение кольчуг. За пределами Дагестана кубачинцы долгое время были известны как специалисты по изготовлению высококлассного оружия и доспехов. Еще в X веке об этом писал историк аль-Масуди в книге «Россыпи золота». В XII веке арабский исследователь из Испании Абу-Хамид ал-Гарнати упоминал народность, «которую называют Зирихгеран, т.е. бронники. Они изготовляют всякое воинское снаряжение – кольчуги, панцири, шлемы, мечи, копья, луки, стрелы, кинжалы и всевозможные изделия из меди. Жены, сыновья, дочери, слуги и служанки их – все заняты в производстве этих изделий…»

Самые ранние фрагменты кольчуг, найденные при раскопках в Дагестане, датируются III-IV веками н.э. Кубачинские кольчуги состояли из 18-20 тысяч колец и весили около 5-6 кг. Их берегли от ржавчины, чистили, ремонтировали, передавали по наследству. Расцвета изготовление кольчуг в Кубачи достигло в XIII веке, а в XIX веке после исчезновения организации молодежи «Батирте», защищавшей аул от нападений, прекратилось совсем.

С тех пор и по сей день кольчуги используются только в обрядах ряженых «пяльтурте» на свадьбах. Однако в начале XXI века несколько молодых кубачинских мастеров стали возрождать старинную технологию производства кольчуг.

Оружейное искусство. В раннем средневековье селение Кубачи стало центром оружейного производства. В XVIII–XIX века искусство художественной отделки холодного и огнестрельного оружия достигает высокого уровня. Кубачинские сабли, шашки, кинжалы, ружья, пистолеты можно сегодня увидеть во многих музеях: в Государственном историческом музее, в Оружейной палате Московского Кремля, в Военно-историческом музее артиллерии (Санкт-Петербург), Государственном Эрмитаже и т.д.

При изготовлении оружия кубачинцы кооперировались с жителями селения Амузги. Те издавна занимались изготовлением клинков, которые покупали кубачинцы, изготовляли и украшали рукоять и ножны. Точно так же в изготовлении огнестрельного оружия существовало разделение труда между кубачинцами и жителями селения Харбук, где делали стволы для пистолетов и ружей. Кубачинцы делали серебряные накладки на огнестрельное оружие и украшали их гравировкой, чеканкой, чернью.

Авторское парадное холодное оружие производилось и в XIX веке, попадая в дома знати и венценосных особ, и в XX веке, становясь подарками для чиновников и партийной элиты СССР, производится оно и сейчас. В конце XX века кубачинцы начали производить сабли и кинжалы из золота со вставками из слоновой кости, бриллиантов и других драгоценных камней.

Но аул Кубачи до сих пор не устроен так, чтобы здесь можно было достойно и комфортно принимать туристов, гостей. Сегодня, в XXI веке, в Кубачи не ведет асфальтированная трасса. Последние 20 километров грунтовой дороги от районного центра Уркараха до Кубачи станут испытанием для туристов, которые хотят посетить родину всемирно известных мастеров. В самом ауле дороги давно превратились в две колеи, по которым невозможно проехать в дождливую погоду. В Кубачи нет водопровода, гостиницы и элементарных условий, чтобы туристы могли переночевать хотя бы с минимальными удобствами. Даже гостевые дома с каминами, в которые планировалось преобразовать полузаброшенные сакли в старом ауле, чтобы туристы сполна почувствовали непростую экзотику жизни в горах, существуют только в планах. Существующая артель не работает. Стоит пустое здание с разбитыми окнами. Мастера работают в домах, а многие уехали в города.

Есть только бывший поселок, переименованный в селение стараниями одного из глав местной администрации. Есть селение, земля вокруг которого передана другим аулам и селам решением одного из глав сельсовета советского времени. Есть аул, чей кубачинский язык, не похожий ни на какой другой, официальные власти не хотят признавать существующим. И есть мастера, ювелиры, златокузнецы, продолжающие создавать уникальные изделия из благородного металла во славу родного селения и родного Дагестана.

Рамазан Гаджимурадович, просим Вас обратить внимание на Кубачи и кубачинцев и решить их проблемы. Без Главы республики районные и местные органы власти не смогут исправить это положение!

«назад

Фотолента

фотографий: 6

Улицы старого Кубачи

Категория фото: Этнология »

Камин в доме кубачинца

Категория фото: Этнология »

Кубачинка за вышивкой

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив