Народы Дагестана
Архив номеров » № 3, 2017 от 31 Января 2018 г » Общество » Проблемы функционирования родных языков в образовательной системе РД

Проблемы функционирования родных языков в образовательной системе РД

Если великий чешский педагог Ян Амос Коменский создал впервые классно-урочную систему и указал на необходимость обучения детей до 12-летнего возраста только на родном языке, то великий русский педагог К.Д. Ушинский не только обозначил, но и обосновал научно, психологически первоначальное обучение детей только на родном языке. Ученый писал, что «из этой же самой серой, невежественной, грубой массы народа льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант...»

Да, язык, который дарит нам народ, один уже может показать нам, как бесконечно ниже стоит всякая личность, как бы ни была она богато одарена от природы, перед великим народным организмом. «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина, в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы, – весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко в любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне, в родных напевах, в устах народных поэтов. Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Отнимите у народа все, и он все может воротить, но отнимите язык, и он никогда более уже не создает его; новую родину даже может создать народ, но языка – никогда; вымер язык в устах народа – вымер и народ. Заменяя для ребенка его родной язык чуждым и оставаясь жить среди России, мы предлагаем ему вместо богатого источника, источник скудный и поддельный. Еще хуже выйдет, если ребенок начнет разом говорить на нескольких языках, ни один не займет для него место природного языка. Бедные дети, какое страшное убийство совершили над вами ваши родители; они не только лишили вас родины, характера, поэзии, здоровой духовной жизни, но из людей превратили вас в кукол для потехи себе...»

В вопросе изучения иностранных языков Ушинский доказывает, что начинать надо с основательного изучения родного языка, только после этого обучать иностранному языку, а затем только следующему языку, но не одновременно. «Изучение же родного языка в народной литературе, в народных песнях, в творениях народных писателей, в живой народной речи должно постоянно противодействовать чуждым элементам». «Для кого правильное умственное развитие, полнота духовной жизни, развитие мысли, чувства, поэзии в душе, национальность человека, годность его приносить пользу отечеству, нравственность и даже религия детей ничто в сравнении с хорошим парижским выговором, те напрасно считают, что любят свой родной народный язык».

Говоря о значении родного языка в воспитании, Ушинский писал: «Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называли народностью. Чувство народности так сильно в каждом, что при общей гибели всего святого и благородного оно гибнет последнее... В злодее, в котором потухли все благородные человеческие чувства, можно еще доискаться искры любви к отечеству: поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека. Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития. Народ без народности – тело без души. Вот почему лучшие художественные произведения мировой, российской и национальных культур и литератур, пронизаны принципом народности, являются гениальными источниками творческой мысли (литература, музыка, искусство, архитектура и др.)».

Если главным, центральным элементом созданной Я.А. Коменским классно-урочной системы обучения является родной язык, главным критерием определения народного языка и народности художественного слова в произведении К.Д. Ушинский считал родной язык.

Поэты и писатели хорошо использовали сокровища русского языка: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.H. Толстой, литературные критики В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. (роман «Евгений Онегин», поэма «Мцыри», поэма «Мертвые души», роман «Война и мир», «Письмо к Гоголю», «Луч света в темном царстве» и мн. др.). Чтобы охарактеризовать Татьяну Ларину, достаточно было написать: «Она любила на балконе предупреждать зари восход» или в конце романа: «Я другому отдана и буду век ему верна». Именно использование родного языка делает эпопею Л.Н. Толстого гениальным произведением (характеристика Курагиных, Ростовых, Болконских). Поэтому, видимо, писал И.С. Тургенев: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть мне в отчаяние при виде всего, что совершается дома...». Великий писатель также писал на народном языке. Подобных примеров в истории русской литературы очень много. Вот почему он занял одно из первых мест в мировой культуре.

Поскольку наш материал предлагается вниманию читателя для обсуждения на предстоящей научно-практической конференции по родным языкам дагестанских народов, а конкретно — по лезгинскому языку, хотелось бы высказать некоторые свои соображения и по этой проблеме. Поддерживаю сторонников обучения учащихся начальных классов на родном языке, сохранив только два часа в каждом классе для изучения русского языка, а в старших классах проводить обучение на русском языке. За 4 года дети могут усвоить основательно родной язык. Как многое теряют наши дети, не усвоив глубины родного языка! Классики родной литературы оставили нам прекрасные образцы народного языка, с помощью которого можно познать родную природу и особенности человеческих отношений своего края. Как выразить красоту родной речи в произведениях родной литературы, показали классики дагестанской литературы: Етим Эмин, Саид Кучхюрский, Махмуд из Кахаб-Росо, Ирчи Казак, Батырай, С. Стальский, Г. Цадаса, Р. Гамзатов, Ф. Алиева, Ю. Хаппалаев, Ок. Хрюгский, А. Абу-Бакар, Э. Капиев и др. Примеров много.

В настоящее время, к большому сожалению, идет процесс русификации родных языков, в некоторых случаях включают в речь и лексику европейских языков. Родной язык начинает терять себя, свою самостоятельность, он превращается в винегрет. Другая беда – появляются новые писатели, создающие никому не понятные новые слова, называя их неологизмами, хотя таковыми они не являются. Третья, самая страшная беда, характерная развитию не только литературы, но и культуры в целом, – это отсутствие критики, не критиканства, а настоящей критики, которая помогала бы творческим работникам во всех сферах функционирования культуры.

Почему читатели не покупают книги современных авторов? Почему телезрители не смотрят новые фильмы? Почему не поют новые песни? Потому что многие поэты, композиторы создают песни, типа: «Люблю тебя, а ты меня, ты меня, а я тебя». Многие поэты пишут стихи, рифмуя никому не понятные слова. А классические произведения искусства нравятся всем.

Главная проблема развития и совершенствования родных языков – определение основных направлений обучения и воспитания в современном образовательном пространстве. Следует твердо и жестко поставить эту проблему перед вышестоящими государственными органами – Президентом и Правительством РФ, Государственной Думой, Главой РД, Правительством РД и Народным Собранием РД, перед главами всех районов и городов, для чего необходимо в каждой структуре власти определить работника, ответственного за решение вопросов по родным языкам, за всю работу по обеспечению учебного процесса.

Также необходимо:

– принять закон по родным языкам, в котором указать обязательное обучение на родном языке в начальных классах сельских и городских школ;

– в старших классах ввести экзамены по родным языкам и литературе;

– в 11-м классе ввести экзамен по ЕГЭ;

– во всех вузах вступительный экзамен по родному языку по ЕГЭ сделать обязательным, как и в средних специальных учебных заведениях;

– всех детей обеспечить хорошо иллюстрированными учебниками и пособиями по родным языкам и литературе;

– увеличить количество часов по родным языкам и литературе в старших классах;

– при решении любых вопросов административного характера критерием оценки работы руководителей считать внимание к родным языкам и состояние образования в первую очередь по родным языкам.

Если эти и другие вопросы, связанные с обучением и воспитанием на родных языках, не будут решаться жестко и ответственно, то все предпринимаемые меры останутся на бумаге, в лучшем случае в наших выступлениях на конференциях, совещаниях, собраниях или нашими пожеланиями. 

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив