Народы Дагестана
Архив номеров » № 3, 2017 от 31 Января 2018 г » Образование » Современные проблемы вузов – залог светлого будущего

Современные проблемы вузов – залог светлого будущего

 – Муртазали Хулатаевич, какие основные принципы вкладываются в современную образовательную доктрину и духовно-нравственное воспитание студентов? Каким Вамвидится современный специалист высшего образования? Насколько соответствуют Ваш университет и его выпускники современным требованиям?

– Современная образовательная доктрина нашей страны исходит из того, что образование является ключевым фактором развития российского общества, включая устойчивое социально-экономическое и духовное развитие страны, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности, кадровое обеспечение отраслей экономики, обладающей высокой конкурентоспособностью. Наша страна всегда имела статус великой державы в сфере образования, культуры, науки и высоких технологий. И в этом ключе доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, сферой наиболее эффективного вложения капитала.

Наше видение современного специалиста с высшим образованием отражено в миссии Дагестанского государственного университета, где мы рассматриваем современное образование как процесс, объединяющий обучение, воспитание, исследования и инновации. При этом ДГУ всемерно способствует формированию гармоничной личности, сочетающей в себе высокопрофессиональный уровень, активную гражданскую позицию и приверженность культурным ценностям.

Я уверен, что большинство выпускников университета соответствуют данным требованиям и доказывают это своей каждодневной работой в сфере образования, науки, производства, управления.

– Как Вы относитесь к переменам в сфере гособразования, происходящим в стране в целом? Что дают образованию разделение на бакалавров и магистров, внедрение ЕГЭ?

– Лет 10-15 назад, пожалуй, самым дискутируемым в сфере образования вопросом в стране был переход на уровневую систему образования (бакалавриат, магистратура) и введение ЕГЭ, причем в этих вопросах были диаметрально противоположные мнения – от полного одобрения до полного отрицания. В сегодняшних условиях дискуссии перешли в более конкретную, практическую плоскость. Но бесспорным является тот факт, что когда сложный, «живой» и многогранный процесс, каким является образование, пытаются уложить в какие-то фиксированные схемы, всегда есть и определенные негативные последствия. В то же время надо признать, что есть и много позитивных моментов, например, магистратура при должной организации учебного процесса, наличия в вузе соответствующего требованиям кадрового и научного потенциала позволяет готовить более практико-ориентированных специалистов, формировать индивидуальные траектории обучения магистров под требования будущей профессиональной деятельности. Что касается ЕГЭ, то сегодня, по крайней мере, мы имеем независимую, единую по всей стране систему оценки качества общего образования и по результатам ЕГЭ выпускники школ имеют возможность участвовать в конкурсе на поступление в вузы в разных регионах страны.

– Очевидно, что европейская система образования активно внедряется в нашу систему, а есть ли обратный процесс, т.е. наше влияние на Европу и мир? Можетеназвать заметные изменения в ДГУ за последние 20-30 лет?

– Преимуществом нашей системы образования во все времена была фундаментальность образования, хорошие выпускники наших вузов всегда отличались высоким уровнем фундаментального образования по избранному направлению. Эта сторона нашей системы образования заимствована многими ведущими зарубежными вузами при подготовке специалистов в магистратуре и аспирантуре.

Что касается заметных изменений в ДГУ за последние годы, то нам удалось сформировать такую инновационную структуру университета, которая отвечает современным вызовам в системе образования, в том числе в плане внедрения новых инновационных образовательных технологий и интеграции науки и образования. Мы наряду с традиционной структурой факультетов и кафедр создали сеть научно-образовательных центров университета, как инфраструктурных площадок для более полного вовлечения студентов в научную работу и инновационную деятельность, для повышения практико-ориентированности будущих специалистов. Мы открыли и оснастили современным оборудованием научно-инновационные центры, в которых студенты имеют возможность в процессе обучения, выполнения своих квалификационных работ и магистерских диссертаций использовать уникальное научное оборудование, в том числе производства таких стран, как США, Германия, Франция, Япония и др. Мы сегодня предоставляем студентам и преподавателям доступ к полному спектру электронных научных и образовательных ресурсов и интерактивных образовательных технологий, включая ресурсы ведущих мировых издательств и баз данных. Есть целый ряд и других новшеств.

– Из-за нестабильной экономики у вузов возникает диспропорция по выпуску отраслевых специалистов. Они дублируют друг друга по подготовке специалистов, в результате чего республика перенасыщена врачами, экономистами, юристами. Как исправить положение?

– В последние годы в этом направлении органами государственной власти и Рособрнадзором проведена большая работа, связанная с закрытием и отзывом лицензии у многих филиалов и коммерческих вузов, качество подготовки специалистов в которых не соответствует установленным требованиям. Кроме того, в государственных вузах проведена оптимизация структуры подготовки специалистов, отменен государственный заказ на подготовку специалистов по тем направлениям, которые не являются профильными данному вузу. Также в целом по стране существенно сокращен госзаказ на подготовку специалистов по направлениям юриспруденция и экономика.

Безусловно, эту работу надо продолжить и на уровне вузов. В ДГУ оптимизацию своей структуры подготовки специалистов мы уже провели. К примеру, в настоящее время ДГУ является единственным вузом в республике, который готовит специалистов по направлению математика, физика, химия, биология и по целому ряду других направлений. Для повышения мотивации к выбору таких важных для РД направлений, как математика и филология по дагестанским языкам, студентам этих направлений решением Ученого совета университета выплачивается двойная стипендия. Одновременно мы идем по пути открытия новых востребованных направлений подготовки, например, информационная безопасность, фундаментальная информатика, бизнес информатики и др.

– Наука должна отвечать интересам экономики, культуры страны, и вузы обязаны заниматься наукой. Создаются ли базовые, правовые условия для функционирования опытно-производственных предприятий при ДГУ, циклов по цепочке наука – производство – спрос?

– Вы правы, да, в современном вузе невозможно дать качественное образование, не опираясь на последние достижения науки. Именно наука обеспечивает фундаментальность образования. Более того, в современных вузах важна и инновационная деятельность, призванная, с одной стороны, финансово обеспечить устойчивость развития научных исследований, с другой стороны, – повысить практические компетенции у будущих специалистов, вовлеченных в процессе учебы одновременно и в инновационную деятельность. Вуз в идеале должен быть одним из центров инновационного развития региона. Именно по этой причине мы уделяем большое внимание выполнению, наряду с фундаментальными исследованиями, прикладных исследований и разработок. Для коммерциализации научных разработок университетом учрежден ряд малых инновационных предприятий, при ДГУ функционирует инновационно-технологический центр. В прошлом году мы открыли свой проектный офис для управления проектами. Планируем открыть при университете бизнес-инкубатор. В этих направлениях есть много проблем, которые еще предстоит решить.

– Муртазали Хулатаевич, не кажется ли Вам, что в новом Законе «Об образовании в РФ» и вообще в школах и учебных заведениях не отражено понятие «воспитание»?

– Я бы так не сказал. Напомню, что в преамбуле к федеральному закону об образовании сказано, что образование – это воспитание и обучение. Замечу, что воспитание стоит на первом месте, и это не случайно.

Другое дело, что в современных условиях методы воспитания совершенно другие, чем это было при советской системе образования, иначе и быть не может. Сегодняшние студенты и учащиеся школ подвержены влиянию огромного массива информации через интернет и социальные сети, в том числе и негативной информации. В таких условиях должны быть новые подходы к организации воспитательной работы с учащимися. В ДГУ в этом направлении проводится комплексная работа, где важной составляющей является развитие органов студенческого самоуправления и вовлечение студентов в реализацию проектов в области науки, инноваций, культурно-массовой работы, спортивной работы и т.д. с учетом их мотивации. Сегодня воспитательную работу нельзя отделять от учебной, научной и иной деятельности студентов – это единый процесс. Глава Республики Дагестан неоднократно подчеркивал: «Знаете, экономику все люди сами наладят, не надо только мешать. А вот культурное, воспитательное, образовательное, технологическое пространства нужно сохранять, развивать совместными усилиями – здесь без взаимодействия не обойтись».

– Есть ли у Вас студенты-«платники»? Каков механизм освобождения студентов от оплаты? Кто по уровню знаний лучше подготовлен: – «платники» или «бесплатники»?

– Да, мы проводим прием студентов на контрактной основе сверх контрольных цифр приема с финансированием из государственного бюджета. Для таких студентов определены прозрачные механизмы их перевода на госбюджетную основу. На вакантные места, образующиеся за счет отчисления студентов госбюджетной формы обучения за неуспеваемость, на конкурсной основе переводятся студенты-отличники контрактной формы. Информация о наличии таких вакантных мест выставляется своевременно на официальном сайте университете, студенты об этом хорошо проинформированы, и многие отличники контрактной формы обучения переводятся на госбюджетную форму.

– Муртазали Хулатаевич, как сделать так, чтобы вузы и преподаватели были ответственны за качество образования? Ведь многие выпускники непригодны к работе.Какие факультеты, кафедры, преподаватели, студенты являются лучшими, а какие отстают?

– Обеспечение качества образования является первейшей обязанностью университета. В этом направлении в ДГУ проводится большая системная работа. В нашем университете функционирует специальное управление качества образования, которое на регулярной основе проводит мониторинг качества образования по всем направлениям подготовки и готовит предложения для принятия управленческих решений. Такая работа мотивирует преподавателей к качественной работе, а студентов – к хорошей учебе. Сегодня в ДГУ реализована автоматизированная информационная система, где отражаются все учебные достижения студентов, и к этой базе имеют доступ в том числе и родители студентов, они могут отслеживать успеваемость своих детей в удаленном режиме через интернет.

В целом если говорить о качестве подготовки наших студентов, то примерно 10 процентов обучаются на «отлично» и имеют хорошую теоретическую подготовку. В ДГУ есть традиция проводить форум отличников учебы, так вот в конце 2016 года мы поощрили денежной премией в размере по 10 тыс. руб. более 850 студентов университета.

Конечно, есть и слабые студенты, которые имели плохую базу школьного образования и не в состоянии осваивать программы высшего образования. С ними проводится большая работа, часть из них отчисляется из университета.

– Каков вклад научных учреждений, в том числе Российской академии образования, в развитие высшего образования, в частности в Дагестане?

– Совместно с научными институтами ДНЦ РАН в настоящее время ДГУ имеет семь базовых кафедр, и мы имеем возможность использовать инфраструктурный и научный потенциал в организации учебной и научной работы со студентами. Это большая взаимовыгодная поддержка университета и учреждений РАН, поскольку практически все молодые научные сотрудники этих институтов являются выпускниками ДГУ.

Что касается Российской академии образования, то в настоящее время в структуре университета функционирует Институт национальных проблем образования РАО и этот институт занимается разработкой методического обеспечения по новым образовательным технологиям, и их внедрение происходит на факультетах университета.

– Практикуется ли введение квоты для абитуриентов из муниципальных образований РД с учетом нехватки педкадров для сельских школ? Много ли студентов-«целевиков» из других государств и субъектов РФ? Где студенты проходят практику или ее нет?

– В ДГУ существует давняя практика целевой подготовки специалистов по заявкам муниципальных образований РД по тем направлениям, по которым тот или иной муниципалитет имеет потребность в специалистах. В последние годы мы эту практику расширили и применительно к промышленным предприятиям оборонно-промышленного комплекса. Здесь мы имеем и свои инновационные наработки, в частности по подготовке команды специалистов для решения конкретной задачи предприятия. В рамках этой программы наши студенты проходят практику на оборонных предприятиях Новочеркасска, Волгограда, Москвы. В целом мы имеем разветвленную сеть баз практик на предприятиях и в ведомствах. В частности наши юристы проходили практику в Центральной избирательной комиссии РФ, в Государственной Думе РФ.

– Как обстоят дела в университете, изменился ли прежний формат образовательных программ в связи с включением в образовательный процесс новых стандартов? Какие факультеты работают по новым стандартам?

– В настоящее время все факультеты ДГУ перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты и по ним нами разработано соответствующее методическое обеспечение. Частая смена образовательных стандартов порождает огромное количество дополнительной бумажной работы, и это мешает организации качественного учебного процесса. Тем не менее работа коллективом университета выполнена.

– Муртазали Хулатаевич, когда университет станет инновационно-обновленческим полигоном республики?

– ДГУ де факто в настоящее время является центром науки, образования и культуры Республики Дагестан. Мы выступаем в качестве региональной экспертной площадки для обсуждения таких проблем, как противодействие экстремизму и терроризму, исследование языков, литератур и фольклора народов Дагестана, развитие институтов гражданского общества и др. На базе ДГУ создана уникальная инновационная инфраструктура для выполнения прикладных исследований по приоритетным для республики направлениям, таким как энергосбережение и энергоэффективность, рациональное природопользование, экология и др. Сегодня ДГУ является единственным вузом, который практически полностью взял на себя подготовку специалистов по естественно-научным направлениям, журналистике, подготовке специалистов для национальных театров. Мы имеем планы и программу развития, направленные на дальнейшее повышение роли ДГУ в инновационном развитии нашего региона.

– Думаю, большинство кризисов современного мира – политические, экономические, образовательные, финансовые. Не кажется ли Вам, что главный кризис современности – это духовный, нравственный?

– Да, безусловно, эта проблема существует. Отход от традиционных ценностей, духовных истоков наших народов ни к чему хорошему не приведет. Мы видим это на примере многих европейских стран, фактически допустивших вседозволенность, опираясь на выдуманную проблему прав человека. Именно поэтому актуальным является курс нашей республики на развитие национальных культур, традиций наших народов.

– Муртазали Хулатаевич, Ваши пожелания студенчеству и преподавателям вузов республики?

– У нас очень талантливая, инициативная молодежь. Мы каждодневно в этом убеждаемся, работая с нашими студентами. Хочу пожелать нашей молодежи, чтобы она в стенах университета получила востребованные в современном мире компетенции, позволяющие стать успешными в избранной специальности.

Преподавателям хочу пожелать много поводов радоваться успехам своих учеников.

«назад

Фотолента

фотографий: 8

Глава Дагестана Р. Абдулатипов посетил Дагестанский государственный университет

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Вручение премии «Студент года»

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Церемония открытия четвертого международного студенческого образовательного форума «Вершина» в ДГУ

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

На торжественном мероприятии, посвященном 95-летнему юбилею Бакинского государственного университета

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Встреча с делегацией Асьютского университета (Египет)

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Межвузовский гала-концерт «Студенческая весна» в ДГУ

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »

Ежегодная церемония награждения «Признание ДГУ»

Категория фото: ОБРАЗОВАНИЕ »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив