Народы Дагестана
Архив номеров » № 4, 2017 от 6 Февраля 2018 г » Этнология » История, культура и быт Табасарана – зеркало жизни

История, культура и быт Табасарана – зеркало жизни

Одним из регионов Дагестана является Табасаран, заселенный коренным дагестанским этносом – табасаранцами. Самоназвание народа «табасаран». В некоторыхисточниках упоминается и другой этноним табасаранцев – «гъум-гъум». Агулы называют табасаранцев «уханар» («лесные люди»), лезгины – «къабгъанар».

Соседями табасаранцев являются агулы, лезгины, кайтагские даргинцы и азербайджанцы. Наиболее крупные населенные пункты – Хив, Хучни, Тураг, Хурик, Межгуль, Кандик, Тинит, Сиртич. Большинство названий табасаранских сел обозначают обстоятельство места и могут быть переведены так:

Кандик – «под камнем», Яргиль – «на возвышенности», Гарик – «у леса», Вечрик – «под яблоней», Чулак – «под ивой», Фурдаг – «у ямы», Гурик – «у перевала» и т.п.

Некоторые из них – Хив, Цудик, Ярак – получили свои названия якобы по именам людей, основавших их.

Табасаран входил в состав Кавказской Албании. В составе албанских войск табасаранцы выступали против иноземных завоевателей – римлян, парфян и др. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасаранцы как одна из древних дагестанских народностей.

Административно Табасаран

занимает территорию двух районов Дагестана на юго-востоке республики – Табасаранского (образован в 1929 г., районный центр – Хучни) и Хивского (образован в 1935 г., районный центр – Хив).

Общая численность табасаранцев по переписи 2010 г. составляет около 146 тыс., а в 1926 г. – 32 тыс. человек. Численность горожан – 67 тыс. (46 %), а сельское население – 79 тыс. человек. Табасаранцы относятся к балкано-кавказской расе большой европеоидной расы, говорят на табасаранском языке, относящемуся к лезгинской группе языков. Табасаранский язык относится к одному из многопадежных языков мира – в нем 52 падежа (4 основных и 48 местных падежей). В советское время часть табасаранцев переселилась в города и на равнину.

Природа. В природно-географическом отношении территория Табасарана делится на две части: северная часть (Табасаранский район) – бассейн верхнего течения реки Рубас и южная часть (Хивский район) – левобережье среднего течения реки Чираг-чай и верховья Карчаг-су. Зонально табасаранцы расселены на равнине, нижнем и верхнем предгорье Дагестана.

По природно-климатическим условиям Табасаран является одним из наиболее благоприятных для туризма и рекреации уголков Дагестана. Климат здесь умеренный, сравнительно мягкая зима, жаркое лето, дождливая и влажная осень. В целом климат умеренно-теплый.

Почвы Табасарана горно-каштановые, горно-лесные и луговые. Встречаются и горные черноземы.

Флора и фауна. Разнообразен растительный мир Табасарана. Его предгорная часть представлена пышными и богатыми лесосадами. В лесах растут бук, граб, вяз, сосна, дуб, береза, клен, липа, кизил, шиповник, боярышник, барбарис, рябина, смородина, черемуха. В лесах много дикорастущих плодовых деревьев: груша, яблоня, грецкий орех, фундук, айва и виноград, часто встречаются ежевика, малина, мушмула и др. ягоды. Горные луга покрыты сочной травой и служат прекрасными пастбищами для скота.

Ковроткачество. Производство ковровых изделий – одна из своеобразных визитных карточек табасаранцев. Традиционно производилось несколько типов ковровых изделий, которые, приняв за основу сырье, узор и расположение ворса, можно классифицировать следующим образом: 1) «бархал» – палас из конопляных нитей с незатейливым, сотканным из шерстяных нитей узором, состоящим из поперечных рядов разноцветных линий; 2) «куьмис» – палас из шерстяных нитей с более усложненным рисунком. Наиболее часто применяющиеся в «куьмисах» узоры носят названия «Зульфи», «Муфрижар-ц1ар», «к1ари-киккар», «къатуфрар»; 3) «гьалав» – безворсовый ковер, широко известный под названием «сумах». Он отличается обычно своими большими размерами. При его изготовлении применяются те же узоры, что и в ворсовых коврах; 4) «халача» – ворсовый (ворс сверху) ковер из шерстяных нитей на основе хлопчатобумажных или конопляных нитей. Несмотря на то, что ворсовые ковры производятся повсеместно в Дагестане, табасаранские ковры с давних времен пользуются популярностью и славой и неоднократно удостаивались самых высоких наград на различных выставках. Можно с определенностью сказать, что ковры у табасаранцев, помимо утилитарной и декоративно-эстетической, выполняют еще и этническую функцию, став национальными символами (наподобие матрешек у русских).

Гончарное производство. Традиционным центром гончарного производства табасаранцев является с. Джули. Джулинская керамика неоднократно упоминается в источниках наряду с другими центрами дагестанского гончарного производства – селениями Балхар, Испик, Сулевкент. Ее также охотно покупали агулы, лезгины, кайтагцы, азербайджанцы, терекеменцы. Продукция гончаров была разнообразной. Это были сосуды для хранения зерна, маслосбивалки, кувшины, подойники, миски. Производились также черепица и звенья водопровода. Вплоть до 1917 г. ремесло процветало и им профессионально занималось более трети сельчан. В послевоенное время гончарное производство постепенно угасает. Это было связано, во-первых, с массовым распространением более прочной и долговечной фабричной посуды из стекла, металла, фарфора и фаянса, а во-вторых, с гибелью многих мастеров на фронте. Все это привело к тому, что к началу 1950-х годов в с. Джули гончарством занимался лишь один мастер – Муртазаев Али. В последующие годы керамическое производство находилось в упадке, хотя в отдельные годы оно возобновлялось. Кризис продолжался до начала 80-х годов, когда А. Муртазаев и его родственники Р. Алиев и М. Магомедов решили возродить ремесло. После их смерти этим делом и по сей день занимается их ученик и племянник, учитель местной школы Газимагомед Муртазаев.

Обработка дерева. В прошлом целый ряд табасаранских селений (Ханаг, Ругуж, Хурик, Гурхун, Фурдаг, Урга, Ничрас и др.) специализировался на изготовлении изделий из дерева. Этому способствовали обилие леса и тех пород деревьев (бук, граб, дуб, дикая груша), которые необходимы в производстве, а также потребности населения и наличие свободного времени (особенно зимой), связанное с несовпадением циклов сельскохозяйственного производства. В этих селах производились почти все необходимые в домашнем обиходе предметы из дерева: балки, лари, рала, сани, молотильные доски, лопаты для просеивания зерна, грабли, корыта для теста, скалки, миски, половники, ложки, веретена, детали коврового станка и орудия коврового производства. Все эти предметы производились и в советское время. Однако со второй половины 50-х годов в связи с массовым распространением изделий фабричного производства, падением спроса на некоторые изделия, оскудением лесных запасов в большинстве сел это ремесло сворачивается и постепенно угасает. Единственным местом, где традиции деревообработки не прерывались и продолжают сохраняться и в наши дни, является с. Хурик. Это село и раньше было одним из главных центров резьбы по дереву в Верхнем Табасаране, в нем находились «известные мастера-универсалы». Как сообщают старожилы, до войны промыслом занималось полсела, в послевоенное время производство сокращается, но не прекращается, т.к. потребности в некоторых изделиях сохраняются. В настоящее время в небольших количествах изготавливаются в основном кухонная утварь и орудия коврового производства. Львиную долю в изделиях первого вида занимают ложки и половники, а во втором виде изделий – веретена. Лучшими мастерами-ложечниками являются Рамазан Раджабов, Абдурашид и Гаджимурад Рамазановы, Курбан Алиев и др. Наиболее искусные веретенщики – Али Казибаев и Гамид Абдуселимов.

Жилище. В силу своего географического и стратегического положения Табасаран часто подвергался вторжениям иноземных завоевателей. Поэтому особое значение имел оборонительный фактор, который выдерживался в основном за счет сложностей рельефа. Одной из особенностей поселений табасаранцев являлось слабое развитие в них каких-либо фортификационных сооружений (сигнальные и оборонительные башни, дома-крепости), если не считать дошедшую до нас крепость «Семи братьев и сестры» (около XVII в.) у с. Хучни. Жилище тесно связано с экологией, хозяйственными занятиями, общественным и семейным бытом табасаранцев.

Наиболее архаичным типом жилища у табасаранцев, как и у остальных дагестанцев, было однокамерное жилище. Об этом свидетельствуют и данные языка: слово «хал» обозначает и комнату, и дом в целом. Этот тип жилища удовлетворял одновременно ряду потребностей человека: защита, отдых, работа, прием пищи, хранение запасов, содержание скота. Появление отдельных комнат связано с эволюцией дома, развитием общественно-экономических отношений. С появлением двухэтажного многокамерного жилища старинное однокамерное помещение трансформируется в очажную («цIа апIру хал» – «комната, где разжигают огонь») или семейную («хизандин хал») комнату.

К хозяйственным постройкам относились природниковые сооружения, мельницы и хлебопекарные печи.

В тех случаях, когда было необходимо испечь большое количество хлеба, пользовались общественной хлебопекарной печью типа «тарум», которую устраивали вне жилища, под навесом.

За годы советской власти и последующие годы в жилище произошли большие изменения. Появились новая символика, новые отделочные материалы.

Основной тип табасаранской мечети – прямоугольная однокамерная постройка с плоским перекрытием, главные прогоны которого поддерживаются одним или двумя рядами деревянных столбов. Минареты в табасаранских аулах были редки. До наших дней дошли минареты в Хиве, Джули, Чере и др.

Одежда. В XIX – начале XX в. мужская одежда табасаранцев состояла из черкески «чуха», бешмета «валжагъ», рубашки «ккуртт», штанов «хужаг», шубы «ургам» с разновидностями, папахи «бачукI» с вариациями и обуви – чарыки «шаламар» и «тIирихар» (самый распространенный тип обуви), «канцалай», башмаков «башмакъар», комбинированных сапог.

Женская одежда табасаранок состояла из рубахи «ккуртт», штанов «хужаг», верхнего платья «валжагъ», платья «булушка», обуви, различного рода головных платков. В целом женская одежда характеризовалась разнообразием используемого материала и технических приемов ее изготовления. Социальные различия в одежде выражались как в составе костюма, так и в качестве тканей, степени украшенности.

В советское время в одежде произошли значительные изменения, связанные с прогрессом и распространением массовой фабричной продукции, приведшие к исчезновению большинства видов национальной одежды. Национальный облик одежды в современных условиях сохраняется в основном у представителей старшего поколения и преимущественно у женщин, а также у лиц, занятых в животноводстве. Сохраняются особенности в одежде, подчеркивающие семейное положение женщины. Существуют также ограничения этического плана в одежде девушек. Широко распространены разнообразные вязаные изделия и изделия из овчины.

Современные интернациональные типы одежды свойственны молодежи, которая следит за модой. В целом же одежда – наименее устойчивый и наиболее изменчивый элемент материальной культуры.

Пища. Традиционная пища – растительного и животного происхождения, что обусловлено экологией и хозяйственно-культурными особенностями. Значительное место в рационе питания занимали мучные, молочные и мясные продукты, а также овощи, фрукты, ягоды, зелень. Наиболее распространенное и любимое блюдо – хинкал. Распространены также пельмени и пироги с разнообразными начинками, плов, долма, каши из муки, проса, полбы. Хлеб пекли пресный и дрожжевой. Особенно вкусной и разнообразной была обрядовая пища. Например, в дни праздника весны «Эбелцан» готовили особое варево – «кьуяр» или «дангу» – из злаковых и бобовых культур и бараньих или говяжьих ног, языков, хребтовой части. Распространены были каши из солодовой муки – «алуга», «тIачI», пекли пироги – «цIикаб», «афар», «чIиргънигалар», блины – «гъванжрар», хлеб в золе, – «рюккъингюмбе», «баклук», готовили разные виды халвы – «аварша», «нитIиф», «мештюкъ».

В рационе табасаранцев, как и других земледельческих народов, преобладала растительная пища. Из хлебных злаков издревле культивировали пшеницу, ячмень, просо, рожь, полбу, овес, а позднее и кукурузу. Наиболее распространенными были каши из полбы – «нюрхюнаш» и проса – «дукIан аш».

Молочные продукты имеют наряду с мучными изделиями очень важное значение в питании табасаранцев.

Мясо – «йикк» свежее и вяленое – ели в вареном, жареном и тушеном виде.

Мясо домашней (куры, гуси, утки, индейки) и дикой (перепелки, куропатки) птицы ели в вареном и жареном виде. Яйца («гугу», «мурта») варили, пекли в золе, готовили из них яичницу («мурттикюкю», «хагна», «тIанжир»).

Съедобные травы, фрукты и овощи также занимали в рационе табасаранцев большое место.

Обычаи. В традиционном общественном быту табасаранцев стойко сохранялся обычай гостеприимства («хялижвал», «ханухрар»). Его возникновению способствовали постоянные экономические и культурные связи с соседними дагестанскими и другими народами. Дальнейшим развитием отношений гостеприимства являлись узы куначества. Формы и источники (экономические, семейно-бытовые и общественные обряды) возникновения куначества были разнообразны. Они еще более расширились за годы советской власти. С появлением автомобильного транспорта и улучшенных дорог отпали некоторые предпосылки гостеприимства.

Одна из характеристик традиционного общественного быта табасаранцев – обычай взаимопомощи, который вырос на экономической основе, но со временем перерос в морально-этическую норму для большинства членов общества.

Обычай взаимопомощи продолжает бытовать и в наше время. Как раньше, так и теперь основными причинами существования некоторых видов взаимопомощи являются слабая техническая оснащенность отдельного хозяйства горца при высокой доле ручного труда, слабое развитие социальной инфраструктуры, нестабильность в обеспечении продуктами, топливом, стройматериалами, уязвимость от разного рода стихийных бедствий и несчастий.

Брак. Традиционный брак заключался по шариату. Свадебная обрядность состояла из ряда этапов, большинство из которых сохранилось до наших дней.

Современный брак табасаранцев основывается на взаимном согласии и любви юноши и девушки, при котором обязательно учитывается и мнение их родителей.

Обменные браки – «рякъюнпаяр» (досл. «дорожные паи»), вызванные желанием еще более укрепить близкородственные отношения, а также сократить обременительные свадебные расходы, бытуют и в наши дни.

Современная табасаранская свадьба – это и семейное, и общественное мероприятие, богатое обрядами, символическими и ритуальными действиями, песнями и танцами. Она включает как традиционные моменты, так и новые обычаи.

Важной частью семейного быта табасаранцев являлись обряды, связанные с рождением ребенка.

Подавляющее большинство родов сейчас происходит в медицинских учреждениях или с обязательным участием медработника на дому.

Культура. Определенную роль в культуре табасаранцев играли их традиционные религиозные представления. До сих пор табасаранцы почитают пещеру Дюрхъ, священные деревья и рощи, камни и скалы, источники воды. У старших поколений сохранилось в памяти имя верховного бога Умчара в прежнем пантеоне табасаранцев, бытует вера в «домовых змей», домового Рух, демона-антагониста беременных и рожениц Ал, ведьму Кушкафтар. Устойчиво сохраняется древний праздник весны «Эбелцан», в названии которого до нас дошло имя аграрного божества.

Значительные изменения в жизни табасаранцев произошли за годы советской власти и в последующие годы. Несмотря на известные негативные явления, табасаранцы вышли на более высокий уровень в общественной, экономической и культурной областях. Численность народа за неполное столетие выросла в четыре с лишним раза. Села обеспечены современной сельскохозяйственной техникой и автотранспортом, проложены дороги, обеспечена связь.

Большого развития достигли национальная литература, наука, профессиональная музыка. Широко известны в республике имена деятелей культуры, писателей и поэтов: Темирхана Шалбузова, Манафа Шамхалова, Абумуслима Джафарова, Багаудина и Муталиба Митаровых, Юсуфа Базутаева, Ибрагима и Шахвеледа Шахмардановых, Шихмагомеда Гамидова, Шамиля Казиева, Гюльбике Омаровой, Айдына Ханмагомедова. Прославились своим творчеством поэтесса и первая табасаранка, получившая высшее образование, Ханмагомедова Зумруд и писательница, мемуаристка, доктор филологических наук Мариэтта Чудакова, Гасанов Магомед Раджабович – доктор исторических наук, зав. кафедрой истории ДГПУ.

Заметный след в культуре республики и страны оставили композитор Касум Магомедов, заслуженный артист РД Ахмед Оруджев, художник Сефер Гусейнов и др. 

«назад

Фотолента

фотографий: 8

Жительница с. Аркит

Категория фото: Этнология »

Крепость Семи братьев и одной сестры

Категория фото: Этнология »

Цех по производству ковров в селении Зильдик Хивского района

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив