Народы Дагестана
Архив номеров » № 4, 2017 от 6 Февраля 2018 г » Достояние » Священные памятники Дагестана

Священные памятники Дагестана

Экология святых мест

В Дагестане с глубокой древности многие территории, животные, птицы, леса и др. объекты считаются священными. Об этом пишут историки, а также в адатах и преданиях, дошедших до наших времен, есть свидетельство о том, что все народы Дагестана охраняли лесные массивы, отдельные виды деревьев, животных и птиц, считая их священными. Так, адаты Келебских селений предусматривали: с того, кто возьмет сухие или сырые дрова из священного леса, штраф в размере двух овец; владелец скота и пастух должны были принимать присягу, что не будут пасти скот на запретных землях общества. С виновного взыскивался штраф в размере одного барана. Это было в XVI– XVII вв.

В XIX в. население многих обществ стало принимать меры по охране чистоты водоемов. В Цекубском сельском обществе решили взыскивать два мешка ячменя с того, кто загрязнит воды стиркой в бассейнах нижней мечети, верхней мечети, трех бассейнах речки и в источниках, откуда берут питьевую воду.

В адатах Андийского округа написано, что за вырубленное фруктовое дерево виновный платит в пользу селения штраф 50 копеек и хозяину дерева возмещает его стоимость. Нефруктовое дерево оценивалась половиной этой суммы.

История и легенды горы Шалбуздаг

В РД имеется более 306 памятников природы, среди которых есть священные места. Священная гора Шалбуздаг (4149 м) расположена на Главном Кавказском хребте и является местом паломничества мусульман и одним из самых востребованных туристических объектов. Это место особого почитания мусульман Кавказа и Закавказья.

Название Шалбуздаг связывают с фразой турецкого языка – «гора, покрытая льдом».

Данная возвышенность была почитаема и до распространения ислама. В основе поклонения горным массивам лежит почитание местных духов – «хозяев». Именно они, по поверьям, снежными лавинами и селевыми потоками, наносившими серьезный урон сельскому хозяйству горцев, наказывали местных жителей за неуважительное отношение к местным святыням.

Не только наказания, но и дары давала священная гора. Плодородные луга на склонах горы служили кормом скоту, целебные травы берегли здоровье местных жителей. Все это доставалось людям, когда они почитали главное божество, живущее на горе. С распространением в этой местности ислама гора стала почитаема как место захоронения борцов и мучеников, отдавших свою жизнь во имя ислама.

Гора Шалбуздаг– одна из самых важных туристических и религиозных достопримечательностей с уникальной природной средой. Ее склоны покрыты лугами с разнотравьем. Место святынь и исторические достопримечательности манят сюда мусульманских паломников и туристов, а разнообразная флора и фауна – любителей природы и научных исследователей.

Пик паломничества на гору приходится на август и сентябрь, когда немного прогреется горная земля. Восхождение к вершине – горы начинается с ухабистой горной дороги, ведущей к селению Куруш. За ним идет пешеходная тропа – «дорога пожеланий», на которой паломники и туристы оставляют столбики из камней.

Если желание благочестивое, то столбик простоит более семи дней. Дорога к вершине около 30 километров. Невозможно понять все величие горы Шалбуздаг по фото, ее нужно видеть! Крутые подъемы, огромные перегрузки, разряженный воздух не останавливают ни верующих, ни туристов. Ведь Шалбуздаг слышит мольбы о прощении грехов и исполняет заветные желания! Поднимаясь по тропе, вы увидите и посетите все значимые места и секреты горы Шалбуздаг, раскрывающиеся перед вами.

Здесь загадываются и исполняются желания около 500 лет! Все просьбы слышит Аллах, и 90 % из них осуществляются! Именно это заставляет людей каждый год приходить на вершину удивительного места – горы Шалбуздаг.

Осознав неисчерпаемый потенциал этого туристического ресурса, местные власти ведут целенаправленную политику популяризации истории горы Шалбуздаг и туристического направления, связанного с ней. Все это дает возможность прогнозировать, что в ближайшее время гора Шалбуздаг станет не только местом паломничества мусульман, но и яркой туристической достопримечательностью Северного Кавказа.

Кладбище Кырхляр

Кырхляр (от тюрк. «сорок») – одно из древних захоронений на Кавказе. Кладбище расположено на расстоянии менее километра к северу от ворот Кырхляр-капы и ограждено каменной оградой двухметровой высоты. Арабские средневековые источники и местная историческая хроника «Дербент-намэ» связывают это захоронение с первым походом арабов к Дербенту под предводительством Сальмана ибн Рабиа-аль-Бахили.

Одна из легенд гласит: «И пришли воины пророка со священной войной – джихат, неся людям светоч истинной веры. И бились они с кафирами 6 дней. Двадцать тысяч кафиров заслужили в этой битве вечное проклятие, их души перенеслись прямо в середину джахандама (ада). А сорок воинов-мусульман пали за веру пророка и стали шахидами (святыми, павшими за веру). И похоронены на кладбище Кырхляр».

Захоронения Кырхляр представляют собой часть северного городского кладбища Дербента, обнесенную оградой из хорошо отесанных камней. Огражденный участок состоит из двух примыкающих друг к другу длинными сторонами прямоугольников, в пределах большого отсека расположены в три ряда сорок древних сундукообразных надгробий. В меньшем отсеке в один ряд стоят надгробия.

Древнейшему кладбищу позднее добавили еще ряд захоронений. Поэтому сегодня на территории захоронения между древними сундукообразными надгробиями имеются пятнадцать надгробий-стел XVIII-XIX вв.

Между двумя рядами захоронений, внутри большого отсека, расположено небольшое прямоугольное сооружение высотой 185 см с арочной нишей для приношений. Сооружение завершается куполом.

На протяжении многих веков мусульмане Дагестана и прилегающих к нему регионов чтят могилы «святых шахидов» захоронения Кырхляр и поклоняются им, как святыне ислама, прося избавления от бед и несчастий, исцеления от болезней, исполнения желаний.

О широкой популярности Кырхляра как святилища говорит тот факт, что еще в древние времена арабы считали погребенных здесь своими сыновьями, персияне – своими соплеменниками, азербайджанцы – своими сородичами и даже русский купец Федот Котов под впечатлением от увиденного и услышанного о сорока мучениках-шахидах, уезжая из города, тайком от своих спутников поклонился святым могилам.

Захоронение Кырхляр до сих пор является местом поклонения верующих.

Интересно, что среди паломников очень часто можно видеть людей немусульманского вероисповедования.

Кала-Корейш

Основание села Кала-Корейш уходит в далекий VII век, когда на высокой горе арабским племенем корейшитов был основан форпост. Именно из этого рода происходил сам пророк Мухаммед, и Кала-Корейш стал важным центром распространения ислама в регионе. Однако расположение поселения было настолько удачным для горного Дагестана, что село быстро выросло в город и стало важным центром торговли. В средние века город бурно развивался и стал центром крупного феодального владения – Кайтагского уцмийства, от города вели сразу три дороги, выложенные камнем, а также в этом месте сливались 5 важных рек местных гор.

О богатстве и силе города можно судить о дошедших до нас руинах и уцелевших постройках. В Кала-Корейше располагалось множество объектов: мечеть, мавзолей, городская площадь, на которой, вероятно, тогда кипел рынок, и крупные дома – защитная система города. Тщательно продуманная система обороны, а также естественная горная крепость защищали город со всех сторон и к нему было трудно подобраться. На всех возможных подходах к городу располагались сигнальные башни, построенные на господствующих высотах, и в случае нападения издалека можно было видеть неприятеля.

Грандиозной по своей сути была и система дорог, которая вела из Кала-Корейша к соседним большим селениям. Дороги были довольно широкие, и по ним могла передвигаться телега. Края дороги были выложены камнем, чтобы их не размывало, а в самых трудных (на склонах и поворотах) местах сооружены высокие подпорки и насыпи, местами достигающие 8 метров.

Но настоящей жемчужиной древнего поселения по праву считается его мечеть, предположительно построенная в IX-X веках и являющаяся одной из старейших мечетей Дагестана. Располагалась она на самой высокой точке селения, но, к сожалению, до наших дней практически не сохранилась, полностью устояла лишь одна стена, а в остальном сохранились части внутреннего убранства.

Все эти постройки могли быть созданы лишь большим и развитым поселением, которым долгое время и являлся Кала-Корейш. Однако примерно с XV века начинается бурное развитие равнинной части Дагестана, и селение постепенно начинает приходить в запустение, к началу ХХ века приходит в полнейший упадок, а в 30-ые годы из него были переселены последние жители. В настоящее время селение представляет собой огромный лабиринт из каменных построек.

Турагинский (Кужникский) природный мост

Находится в Кайтагском районе, на границе с Табасаранским районом. Занимает площадь 0,02 га. Он представляет собой арочный мост над ущельем, имеет ширину около 6 м, длину более 100 м. Мост считается священным местом, к которому нельзя подойти близко. Над мостом (выше моста) расположена гора, создающая весьма красивый ландшафт.

Ицаринская башня

В самом сердце Сирагинских гор, южнее Кубачи расположен аул Ицари с его знаменитой боевой башней.

В настоящее время она является наиболее крупной из сохранившихся круглых башен на Северном Кавказе. Она представляет собой сужающееся кверху конусообразное сооружение с примерной датировкой XIV века. Основное предназначение башни – оборонительное: она была построена для борьбы как с иноземными захватчиками, так и с соседними племенами, которые сжигали посевы и угоняли скот (надпись на арабском на стене башни; перевод А.Р. Шихсаидова). Одновременно башня служила также в качестве сигнальной и сторожевой.

Толщина стен у основания около 2 м, внутренний диаметр 7 м. На южной стороне, направленной к селу, на уровне второго этажа имеются входные ворота с дубовыми дверьми (вход в башню осуществлялся посредством приставной лестницы); на 4-м этаже – смотровое окно. По направлению к северу в башне имеется около 20-ти бойниц, по 5 на 2, 3, 4 этажах с узкими щелями для стрельбы и расширяющиеся внутрь; за ними могли разместиться по 3-4 стрелка.

Башня находится на выступе горы над селом; с трех сторон расположены крутые склоны, от ближайшей поляны башня отделена восьмиметровым рвом. Внутри башни от центра в северную сторону идет радиальная стена толщиной 2,5 м; она выполняла оборонительную функцию при потенциальном таране башни. Она также служит опорой для межэтажных покрытий. На высоте 14 метров имеется деревянный сейсмопояс, над ним построены консоли. Стены построены из средних камней, но видно, что строили искусные мастера – в стене множество разных элементов – «елочки» и т.д. По форме и деталям Ицаринская башня напоминает образцы западноевропейской средневековой военной архитектуры.

Привлекает внимание большое количество крупных камней, как круглых по своей природе, так и специально обтесанных. Видимо, на радиальной стене стояла камнеметная машина, которая могла поражать противника как в непосредственной близости, так и на подступах к селу.

Башню строили из камня, добываемого недалеко от села. На строительство обязано было выходить все мужское население; не пришедшего на работу ждало наказание – под ногти забивали деревянные гвозди. В жаркое время, до обеда камни методом цепочки передавались с западного ущелья, после обеда – с восточного.

По преданию, раньше башня была 8-этажной. На фотографиях 50-х годов сохранилось 5 этажей, общая высота 18 метров, а к началу 90-х годов оставалось 3,5 этажа. Для удобства подъема на вершину башни камни стены активно сбрасывались местными мальчишками и приезжими туристами. В 1991 году под руководством Р.О. Муталова были проведены реставрационные работы, позволившие не только спасти башню от дальнейшего разрушения, но и восстановить 4-й этаж. Благодаря усилиям районной администрации Ицаринская башня была включена во Всемирный фонд культурного наследия человечества, и в 2007 году при финансовой поддержке ЮНЕСКО проведена окончательная реставрация башни: восстановлены межэтажные перекрытия, закрыт верх, на крыше сделаны выступающие бойницы и т.д.

Крепость Нарын-Кала

Расположенная в городе Дербенте, «Солнечная крепость» Нарын-Кала с 2,5-тысячелетней историей властвует над всем городом. Дербент издревле был важнейшим пунктом Великого шелкового пути, по которому шла торговля Европы и Азии, поэтому попытки завоевать этот город не прекращались почти никогда. Сейчас на территории цитадели расположены остатки дворцовых комплексов различных периодов. У восточной стены – албанского (античного), сасанидского и арабского времен, в северо-западной части снизу – домонгольского времени, а вверху – более «современные» постройки XIV – XVII веков. Христианским центром на Кавказе во времена Византии были Каспийские Ворота, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Позднее Дербент стал культурным центром ислама. До наших дней в крепости Нарын-Кала сохранились специальные резервуары, которые использовали для хранения воды, и мечеть, построенная в VIII веке.

Ахульго

Ахульго – гора около с. Ашильта Унцукульского района. История войн знает немало героического, трагического и выдающегося, но даже на их фоне особняком стоит оборона Ахульго в 1839 году.

Ахульго – гора в Дагестане, название с аварского языка (АхIулгохI) дословно переводится как «Гора зова» или гора, с которой призывают (к чему-либо).

На этой горе, служившей укрепленной резиденцией Шамиля во время Кавказской войны 1817–1864 гг., горцы во главе с Шамилем с 13 июня по 22 августа 1839 г. стойко выдержали осаду русских войск под командованием генерала П.X. Граббе. Только 22 августа русские войска в результате кровопролитного штурма овладели Ахульго, но отдельные бои в ауле шли еще неделю. Шамиль с мюридами прорвался в Чечню.

В 2017 году здесь открыли культурно-исторический комплекс «Ахульго», который означает единство народов не только Дагестана, но и всей России. 

«назад

Фотолента

фотографий: 8

Грехомер - узкий проход между двумя скалами

Категория фото: Достояние »

Зиярат на пути восхождения на Шалбуздаг

Категория фото: Достояние »

Кладбище Кырхляр

Категория фото: Достояние »

Ицаринская башня

Категория фото: Достояние »

Студенты ДГТУ у крепости Нарын-Кала

Категория фото: Достояние »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив