Народы Дагестана
Архив номеров » № 5.2010 от 20 Сентября 2010 г » Этнология » ФЕСТИВАЛЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ В СУДАКЕ

ФЕСТИВАЛЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ В СУДАКЕ

6-9 августа 2010 года в древнем городе Судаке Крымской области под эгидой ООН прошли мероприятия фестиваля, посвященные Международному дню коренных народов мира. Организаторами выступили мэрия курортного города, Союз предпринимателей Судака, Фонд поддержки и исследований коренных народов Крыма, Совет старейшин крымско-татарского народа «Намус» и Народная партия Милли Фирка.
7 августа гости фестиваля знакомились с достопримечательностями Судака – они побывали с экскурсией в Генуэзской крепости, познакомились с секретами крымских виноделов в подвалах и штольнях Солнечной Долины, желающие не отказали себе в удовольствии окунуться в волнах Черного моря. А вечером за дружеским ужином состоялось знакомство-представление делегаций коренных народов – участников праздника – друг с другом. Дагестанскую делегацию представляли Я.Аджиев (Дагестанская региональная общественная организация «Бирлик»), М.Ахмеднабиев и Х.Ахмеднабиева (Дагестанская региональная общественная организация «Карата»), Д.Магомедов и А.Абдулаев (Национально-культурная автономия «Дидойцы»), Г.Азизов (Республиканское общественное движение «Тюзлюк») и Г.Сулейманов (Национально-культурная автономия «Бежтинцы»).
Известно, что в соответствии с Федеральным Законом от 30.04.1999 года ЛГ« 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» (с изменениями от 22.08.2004г.) коренные малочисленные народы Российской Федерации являются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционный образ жизни, хозяйствование и промысли, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.
В Дагестане коренными считаются всего 30 народностей, которые делят на 14 «титульных» и 16 «нетитульных». Именно в состав «нетитульных» народов в основном включены коренные малые 13 андо-дидойские народы (андийцы, каратинцы, дидойцы, багулалы, ахвахцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалальцы, тиндинцы, хваршинцы, гунзибцы, бежтинцы, гинухцы) и арчинцы, а три коренные малые лезгинские народы (агульцы, рутулыш, цахурцы) являются «титульными». Для нас остается загадкой такой дифференцированный подход властей к решению социально-экономических и этно-культурных проблем коренных и коренных малых народов нашей республики.
8 августа в здании Судакского горсовета прошла конференция Международного фестиваля «Братское сотрудничество коренных народов Евразии», которое открыли и приветствовали руководители города. В его работе приняли участие более 60 человек, в том числе ученые и представители коренных народов, среди которых крымчаки, караимы, крымские татары, урумы, ногайцы – дагестанские, карачаевские и ставропольские, а также каратинцы, дидойцы, сибирские татары и эксперты в области защиты прав коренных народов. Говоря об итогах собрания, круглого стола, президент Фонда исследования и поддержки коренных народов Крыма Надир Бекиров подчеркнул, что Украина, как и Россия, до сих пор не приняла Декларацию прав коренных народов, утвержденную ООН. На форуме были поставлены фундаментальные теоретические вопросы правовых механизмов защиты коренных народов, существующих на сегодняшний день в ООН и других международных институциях. Помимо этого на форуме было предложено создать Евразийский союз коренных народов.
Выступившие указали, что главными проблемами остаются несовершенство нормативно-правовой базы, прямо игнорирующей права и интересы коренных народов, особенно малых, отсутствие политических и правовых механизмов эффективной защиты прав коренных народов.
Они также отметили «ограниченность» возможностей образования на родном языке и его изучения и использования в различных сферах жизни, недостаточные условия для поддержания и развития традиционной культуры, религии и обычаев, недостаточное представление коренных народов в органах местного самоуправления, в правительственных и неправительственных международных структурах. Делегаты также указали, что все это не соответствует принципам международного права, находится в прямом противоречии с концепцией демократического и правового государства, декларируемой государствами проживания коренных народов, подрывает в них политическую и социальную стабильность, создает напряженность в сфере межнациональных отношений, препятствует устойчивому развитию соответствующих территорий, ограничивает права народов, групп и индивидов.
По итогам конференции, дискуссий было принято обращение к международным институтам, правительственным и неправительственным организациям с требованием обратить внимание на «неудовлетворительное положение в сфере защиты прав коренных народов» в Восточной Европе, России, Центральной Азии и Закавказье.
В связи с этим участники фестиваля обратились к международному сообществу с призывом содействовать решению проблем коренных народов, а также «воздействовать на государства Восточной Европы, России, Центральной Азии и Закавказья» с целью побудить их правительства принять безотлагательные меры к гарантированию и защите прав коренных народов.

Обращение Международного фестиваля
Участники круглого стола – представители коренных народов, эксперты и специалисты в области защиты прав человека, руководствуясь принципами демократии, приоритетами прав человека, необходимостью сохранения и приумножения культурного наследия человечества, опираясь на положения о правах коренных народов ООН, а также Конвенции №169 Международной Организации Труда, принимают обращение к ООН, Совету Европы, Европейскому Союзу, ОБСЕ, правительственным и неправительственным организациям, ко всем людям доброй воли с намерением обратить их внимание на неудовлетворительное положение в сфере защиты прав коренных народов региона Восточной Европы, России, Центральной Азии и Закавказья с призывом содействовать улучшению ситуации в этой сфере.
Положение коренных народов региона, как и прежде, вызывает крайнюю обеспокоенность. Главными проблемами остаются несовершенство нормативно-правовой базы, не учитывающей либо прямо игнорирующей права и интересы коренных народов, отсутствие политических и правовых механизмов эффективной защиты их прав. Данная ситуация имеет следствием игнорирование или прямое пренебрежение жизненно важными интересами коренных народов, исключение их из числа собственников и распорядителей всех видов ресурсов, находящихся на территориях их традиционного, многовекового проживания, отсутствие у коренных народов эффективных механизмов воздействия на процессы принятия властными структурами решений по вопросам, затрагивающим их жизненно важные интересы.
Следует констатировать ограниченность возможностей для получения образования на родном языке коренных народов и даже изучение родного языка, исключение языков коренных народов из различных сфер общественной практики, недостаточность условий для поддержания и развития традиционной культуры, религии и обычаев, повсеместное и постоянное нарушение естественного права на недискриминацию. Коренные народы государств Восточной Европы, России, Центральной Азии и Закавказья лишены возможности сохранения и развития культурного наследия, полноценного участия в культурной жизни, традиционные институты самоуправления, культуры и образования коренных народов часто встречают препятствия в осуществлении своей деятельности со стороны центральных и местных органов публичной власти.
Оставаясь политическим меньшинством в государствах на территориях своего традиционного проживания, коренные народы недостаточно представлены в органах власти всех уровней и местного самоуправления, а также в международных правительственных и неправительственных структурах, не имеют действенных политических и правовых механизмов для защиты своих естественных прав и интересов. Политика государств Восточной Европы, России, Центральной Азии и Закавказья характеризуется международными экспертами как игнорирующая права коренных народов. Например, в Украине отсутствует законодательство, регламентирующее политико-правовое положение коренных народов и закрепляющее их права; законодательство Российской Федерации определяет категорию коренных народов и устанавливает объем их прав без учета реальных потребностей коренных народов и стандартов современного международного права. Делегаты от Российской Федерации выражают озабоченность практикой проведения переписей населения и нарушением права на самоидентификацию 13 коренных малочисленных андо-дидойских народов Республики Дагестан. Такие государства, как Азербайджан, Россия и Украина, отказались поддержать Декларацию о правах коренных народов ООН, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 13 сентября 2007 года.
Всё это не соответствует принципам международного права, находится в прямом противоречии с концепцией демократического и правового государства, декларируемой государствами проживания коренных народов, подрывает в них политическую и социальную стабильность, создает напряженность в сфере межнациональных отношений, препятствует устойчивому развитию соответствующих территорий, ограничивает естественные права народов, групп и индивидов.
Названные обстоятельства побуждают коренные народы региона в лице общественных организаций, представляющих их интересы, объединять усилия для совместного поиска путей решения злободневных проблем и обратиться к мировому сообществу с призывом оказывать всевозможное содействие коренным народам в решении их проблем по обеспечению прав коренных народов, принятию безотлагательных мер к гарантированию и защите их прав, а также к созданию условий для их нормального развития.
В заключение фестиваля прошли шествия коренных народов со своими флагами и символиками, спортивные состязания, пресс-конференции с журналистами. Участники выражают надежду на то, что руководители государств, субъектов примут меры по защите прав и интересов коренных малых народов.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив