Народы Дагестана
Архив номеров » № 5.2010 от 20 Сентября 2010 г » Соцопрос » ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ И РЕЛИГИИ

ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ И РЕЛИГИИ

За годы советской власти, благодаря бескорыстной помощи русского народа, Дагестан поднялся до уровня цивилизованных стран в экономике, культуре, образовании, социальной сфере. Были построены школы, вузы, медицинские и культпросветучреждения. Всеобщее обязательное среднее образование стало реальностью. И по качеству оно не уступало европейскому.
Вместе с тем в эти же годы национальной самобытности дагестанского народа был нанесен непоправимый урон. Кроме литературы и искусства социалистического реализма, все остальное было отнесено к пережиткам прошлого, и с ними в течение семи десятилетий велась непонятная борьба.
Действительно, в жизни горцев и после установления советской власти сохранилось немало обычаев, которые стали пережитками прошлого, не вписались в новые общественные отношения, мешали народу интегрироваться в более широкое сообщество. Отдельные нормы шариата и адатов противоречили закону, возникали рецидивы кровной мести, умыкание девушек, выдача замуж несовершеннолетних. Имели место тухумно-родственническая замкнутость, остатки патриархального уклада, суеверия (отголоски доисламских верований). Сюда же можно отнести и низкую санитарную культуру, кичливость, рвачество, ношение оружия, шариатские суды. От всего этого необходимо было постепенно освобождаться. И население в основном понимало и поддерживало курс компартии на борьбу с указанным типом пережитков прошлого.
К сожалению, вместе с грязной водой выплеснули и ребенка. Как религию, так и все социально-коллективистские и семейно-бытовые традиции, составляющие нравственную основу жизни народа, относили к разряду пережитков прошлого, поскольку они не вписывались в идеал будущего коммунизма. Особой последовательностью отличалась борьба против обычаев, предназначенных для создания материальных основ молодой семьи.
Проводились шумные пропагандистские компании с привлечением наиболее известных представителей национальной интеллигенции. Например, «Калым – вредный пережиток прошлого», хотя калыма как такового у горцев и в помине не было. Религия ислама, заключение брака по шариату, обрезание, похороны с чтением Корана, изучение основ религий пытались вытеснить из публичной жизни. Многие положительные национальные традиции, ношение национальной одежды, ошибочно отнесенные к пережиткам прошлого, были уничтожены или резко ограничены. В сознании новых поколений сформировалось негативное отношение к историческому прошлому своего народа, его культуре, обычаям и традициям.
А в период перестройки и в постсоветское время в связи с либеральными реформами 90-х годов прошедшего столетия в республике возникла новая социально-педагогическая ситуация. Стала интенсивно возрождаться религия, в 3-м и 9-м классах поломали учебную структуру и ввели новые учебные предметы. Вновь стала актуальной проблема влияния народных традиций и религии на нравственное формирование учащейся молодежи.
В связи с этим мы решили провести социологические исследования. Обследованием было охвачено 280 учащихся 10-го и 11-го классов семи районов разных (наиболее многочисленных) национальностей Дагестана, а также 151 студент 3-го и 4-го курсов факультета дагестанской филологии ДГУ. В школах анкетирование провели студенты-практиканты.
Исследование дало следующие результаты. Из общего числа опрошенных все учащиеся (280 чел.) и 145 (~ 96%) студентов считают себя верующими. И это не голословные заявления, навеянные религиозной ситуацией в стране. Большинство опрошенных в той или иной степени практически приобщено к религии. Знают наизусть общеупотребительные ритуальные выражения и краткие суры Корана 169 (~ 42%) учащихся и 97 (~ 64%) студентов; читают или учатся читать Коран соответственно 130 (~ 32%) и 65 (~ 43%); соблюдают уразу (пост) полный месяц или несколько дней - 350 (~ 76%) и 106 (~ 70%); совершают намаз (пятикратная молитва) постоянно или в определенные дни - 110 (27,5%) и 90 (~ 60%). 10 студентов уже совершили хадж (паломничество в Мекку). Эти цифры показывают, что люди долгие годы удерживали в себе свою веру, свои традиции, обряды и при возможности как бы выплеснули наружу. Как говорится, палка имеет два конца, мы не могли и не можем пользоваться этими концами как тогда, так и теперь. Сейчас религиозность стала признаком хорошего тона. Если раньше верующие считались отсталыми людьми, теперь атеизм воспринимается как свидетельство нравственного нигилизма. Думаю, что во все времена людей, верующих по убеждению, было мало. Большинство населения приобщалось к религии по традиции, обычаю, следуя примеру окружающих. По нашему мнению, нынешний религиозный бум является отчасти реакцией на политику воинствующего атеизма при советской власти и моральную деградацию общества в постсоветский период.
Подавляющее большинство опрошенных считает себя верующими, неплохо осведомленными в богослужебных канонах, но многие из них плохо понимают суть, сущность религии, не вникают в глубину содержания, считая, что им не позволено рассуждать. В то же время они имеют весьма слабые представления о светской составляющей религии. Хотя и всецело поддерживают социально-нравственные ценности религии, обозначенные в анкете, самостоятельно назвать их затрудняются. Такая ситуация связана с отсутствием в школах, вузах, в общественных местах пропаганды научных знаний, воспитания подрастающего поколения в духе высокой нравственности и объективного восприятия реального мира.
На вопросы, связанные с социально-нравственными нормами ислама и светского общества почти все опрошенные дали положительную оценку таким качествам, как намус, честь, достоинство, забота о родителях, трудолюбие, запрет азартных игр. Всеобщую поддержку получили также культ знаний, запрет алкоголя и наркотиков, традиции моральной и материальной взаимопомощи, осуждение клеветы, ротозейства, клеветничества, безделья, трусости, многоженства. Вопреки нашим ожиданиям обнаружилось, что нынче среди учащейся молодежи не котируются такие исконно присущие горцам качества, как трудолюбие, милосердие, равенство людей, патриотизм, интернационализм.
Указанные перекосы в нравственном развитии молодежи объясняются, по-видимому, нынешним состоянием социально-экономических и межнациональных отношений в обществе, перекосы в народном образовании, воспитании, как коррупция в образовательных учреждениях, неудачные реформы в школах, «дедовщина», неуставные отношения, враждебная настроенность большинства в воинских коллективах против нацменьшинств, отталкивают значительную часть дагестанского юношества от службы в армии. В этом случае говорить о патриотизме не приходится. Поэтому выпускники школ в большинстве своем устремляются в «денежные» профессии: юриспруденцию, бизнес, правоохранительные органы. А определенная категория молодых людей попадает в ряды религиозно-сепаратистских и террористических организаций. На вопрос: «Как влияет город на сельскую молодежь?» почти все студенты ответили, что по многим позициям город влияет отрицательно.
Итоги исследования по этому вопросу привели нас к следующему выводу. Абитуриенты, приехавшие из села, в условиях городской анонимности быстро теряют добрые правила горского этикета, которые ранее соблюдались ими под контролем родителей и общественности. Юноши приучаются к сквернословию, нагло пристают к девушкам, портят мебель в аудиториях, нарочито пренебрегают замечаниями старших. Девушки-горянки иногда вместе с сельской одеждой отбрасывают и скромность, стараясь перещеголять городских девушек откровенностью нарядов и раскованностью поведения. В этом повинны и руководство учебных заведений, преподаватели. Коррумпированные вузы не могут положительно повлиять на сельскую, да и городскую молодежь. Они практически отстранились от ее воспитания.
Поэтому Минобразованию РД, учителям городских школ при обучении и воспитании сельских детей в городских школах надо учитывать менталитет, психологию, подготовку детей из районов, особенно горцев. Необходимо неуклонно преодолевать негативное отношение молодежи к историческому прошлому и социальному опыту своего народа; формировать чувство патриотизма, национальной гордости и вседагестанского единства; культивировать прогрессивные национальные традиции: намус, уважение к старшим, целомудренно-почтительное отношение к женщине, культуру общения и межнациональных отношений, моральную взаимопомощь и социальную защиту, трудолюбие, бережное отношение к природным ресурсам и продуктам человеческого труда и др.
Во внеаудиторной работе с учащимися старших классов, со студентами вузов, техникумов использовать разнообразные формы и методы: традиционные (доклады, лекции, конференции, диспуты, обсуждение рефератов и т.д.) и инновационные (в частности, разработанные на кафедре общей педагогики - «Ватан», «Годекан», «Родник» и др.); привлекать к этой работе специалистов соответствующего профиля.
В конце хотелось подчеркнуть, что абстрактно-словесное положительное отношение учащейся молодежи к общепринятым моральным нормам не совпадает с их поступками и действиями в конкретных жизненных ситуациях. Налицо явное расхождение между словом и делом, между сознанием и поведением. Надо учить и добиваться от них, чтобы они поняли, что нельзя жить двойственным сознанием и нечестным трудом. Дорогие учителя, преподаватели, учите молодежь тому, чтобы она поняла, что нечестным путем совершенно невозможно добиться жизненного благополучия.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
№ 5.2010 от 20 Сентября 2010 г

 Столица станет опорой для развития всей республики

 

20.09.2010 по 20.10.2010
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив