Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2017 от 19 Февраля 2018 г » Нравственность » Дагестанцы объявляют протест против пестрых обычаев

Дагестанцы объявляют протест против пестрых обычаев

 Кавказские горы сверкают на фоне лазурных небес, когда человек честно исполняет свой долг перед народом и Аллахом. В этой связи в данной статье ставится задача – донести до людей, живущих на Кавказе, что стыдно проявлять невежество, бескультурье, когда показываешь свои обряды, традиции, характер, отношения между людьми, особенно между женщиной и мужчиной, девушкой и парнем. Многие мысли родились во время просмотра телевизионных передач, в частности концертов наших артистов, студенческих игр, танцев. Уж когда подумать о духовных ценностях и обычаях народов Дагестана?! Это наша история, современные вехи, которые отражаютнашу жизнь.

Мы просим у Бога чистого, мирного неба над головой. Слишком много за прошедшие тысячелетия претерпели войн и исходящих от них ужасов народы России и Дагестана, слишком много тяжестей и невзгод вынесли наши дагестанские предки и сделали за свой век, что смогли: пахали и сеяли, одели и обули, проложили свет и дороги. Словом, приближали рассвет жизни. Все эти блага не свалились с неба. Это плод пота и труда наших отцов и дедов. Они сделали для нашего сегодняшнего дня все, что было в их силах. Задача наша и растущего поколения – работать сегодня лучше, чем вчера.

Республика Дагестан представляет собой многоотраслевой социально-экономический, этнический комплекс, отличающийся сложной структурой. У народов Дагестана своя самобытная и очень богатая история, культура и свои традиции, обычаи и обряды.

Нельзя забывать о трудных периодах в жизни горцев. И эти трудности невозможно молодежи ясно представить, не зная об исторических, общественно-политических изменениях, произошедших за последние 90-100 лет: время революции 1917-1918 годов, годы ВОВ (1941-1945 гг.), послевоенное восстановление хозяйства, годы перестройки и т.д. Все горцы одинаково самоотверженно работали. Перед всеми стояли свои задачи. Женщины в основном работали в селах, в своих хозяйствах, мужчины – на кутанах, в городах, ездили на заработки в Среднюю Азию, республики Прибалтики, на Украину и т.д.

В горах Дагестана было очень много скромных людей, которые за всю свою жизнь не ходили даже в соседние селения. Так, бабушка заведующего отделом Дахадаевского РК КПСС Магомедова Байрама Рамазанова Хамис из селения Кунки рассказывала, что, прожив 98 лет, она ни разу не выезжала из родного селения. Однажды решила поехать на лошади к знакомой подруге в селение Вачи, чтобы та отвезла ее к сыну Курбану-Кади, учившемуся более 5 лет в Кумухе, но с полдороги она слезла с лошади, сказав, что «все-таки лучше и надежнее самой идти по земле», и остаток пути прошла пешком.

Основными видами хозяйства народов Дагестана были земледелие и скотоводство и другие вспомогательные отрасли. Духовная культура развивалась в контакте с материальной. В народе традиционно сложился культ мужчины-земледельца. Он пахал, строил скирды, молотил. Женщины вели домашнее хозяйство, выращивали урожай, растили детей.

Семья, школа, учителя большое внимание в прошлом уделяли развитию культуры, искусства. Они прививали детям любовь к прекрасному, пробуждали в них патриотические чувства к родному краю. К сожалению, сегодня в наших школах на низком уровне работа по эстетическому, патриотическому воспитанию школьников. Мало учителей пения и рисования. Не идут учиться на факультеты худграфа, музыки в ДГПУ.

На протяжении всей истории человечества воспитание молодого поколения играло особую роль. Поскольку именно воспитание определяет, каким будет наше будущее, какой социальный прогресс нам ожидать. Но нам становится заметно, как наше молодое поколение утрачивает традиционно дагестанское патриотическое воспитание. В общественном сознании стали преобладать такие негативные черты, как равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение. За последние 20 лет резко изменились моральные и нравственные ориентиры дагестанцев в худшую сторону. Произошел нравственный раскол, упадок и появилось резкое социальное неравенство. Мы пришли к тому времени, когда богатые родственники перестали признавать своих бедных родственников, когда многие вопросы жизни стали решаться только через денежные подачки или через протекцию высоких чиновников.

Дети самостоятельно ездят, летают в отпуск, в путешествия, отправляются даже на другие материки, и только одна дорога для них самая далекая – к родителям. Мы озабочены потерей той незабвенной традиции горцев – уважения к старшим и любви к своему краю.

Школы не обращают внимания на профориентацию, не выделяют талантливых и способных учащихся. Сегодня опыт прошлых лет мы не используем. Слабо развито музейное дело в районах. Очень легко можно собрать предметы быта, связанные с жизнью села, района, народа: казаны, кувалды, камнетесы, седло, уздечки, молотильные доски, тарелки, ложки, ножи, кинжалы, корыта. Одежда и обувь предков: старинные платья, обувь, брюки-шаровары, платья женские с разными ожерельями, разноцветные носки, чулки (джурабы). Где они, эти вещи? В частных домах, чердаках, а не в музеях районов, сел, школ.

Как бы интересно проходили экскурсии школьников района по музею, если бы он был в каждом районном центре. Можно только надеяться, что в скором будущем музеи станут достоянием обозрения жителей сел и районов.

Священная война

Эти слова для каждого из нас стали священными, т.к. без Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Победы в венгерских событиях 1956 года и других военных событиях в странах мира не было бы сегодняшней счастливой жизни. Много испытаний пришлось преодолеть народам СССР в те годы. Об этом сложено много песен, написано много книг. Почему-то в наших школах слабо поставлена работа по увековечению памяти погибших, не везде созданы поисковые отряды.

В Книгах Памяти РД Омара Муртазалиева, генерал-лейтенанта в отставке, есть данные о том, что из Дагестана (районов, городов) уехало на фронт свыше 180 тысяч мужественных сынов, на полях боя остались 90 тысяч. Надо эти данные расшифровать, чаще писать об участниках войны, создавать очерки, картины, уголки в музейных комнатах.

Уважаемые земляки! Горько сознавать, что мы не имеем весточек о молодых парнях из разных селений Дагестана, ушедших на фронт в первые же дни призыва. Известны имена, но не известна история их подвига. Образы воинов-солдат, отдавших жизнь за наше счастье, надо сохранить!

Жизнь и работа женщин-горянок

Многое пришлось пережить женщинам-горянкам в прошлые времена. Женщине-горянке приходилось, уходя на работу в поле, брать с собой хурджины или торбы. В хурджины клали хлеб, сыр, мясо, серп, топор, остроконечную палочку для разрыхления почвы. На закате солнца они возвращались домой и несли на спине огромные вязанки травы, чтобы накормить скот. Эта традиция продолжается и в наши дни.

«По старинному горскому обычаю, если женщина не любила мужа, то должна была носить его на спине по улицам аула, – пишет историк Расул Магомедович Магомедов, – до тех пор, пока не станет любить его. То же самое было и с мужчинами. Они тоже должны были носить нелюбимых жен на спине по аулу, пока не пробудится любовь к ней».

В дореволюционные годы и в период советской власти мужчины гордились честью женщины. Адаты многих народов требовали наказания мужчин только за то, что он коснулся женщины. Р.М. Магомедов в своей книге «Обычаи и традиции народов Дагестана» (131) пишет: «Если кто похитит женщину или положит на нее руку, или снимет что-нибудь из одежды и предметов украшения, то его высылали за пределы селения без права на возвращение до истечения годичного срока».

В постановлении Кайтагского уцмия Рустам-хана сказано: «Кто прикоснется к женщине с прелюбодейской целью, взыскать с него большие ценности или 2 коровы и быка».

Из кодекса законов Умма-хана Аварского: «Кто прикоснется к женщине из низменных побуждений, то с него взыскивается 2 быка».

Честью женщины считалось находиться вдали от чужих мужчин. К этому добавляется: «Чем жить без чести, лучше с честью умереть». Женщины не имели права ходить без платка, длиннорукавного платья.

А как же обстоит дело сегодня? Те, кто смотрит телевизор или бывает на концертах, видят современных женщин и отношение к ним. Постоянно демонстрируются полуголые женщины, поцелуи, обнимающиеся. Кому это интересно? Все осуждают внешний вид, манеру одеваться, поведение некоторых невоспитанных женщин, но не пишут об этом. А ведь украшает женщину не золото, а скромность и одежда.

У женщины должен быть иман. Иман – это убеждение сердцем, утверждение языком и выполнение органами. Иман увеличивается послушанием и уменьшается неповиновением. У кого разрушен иман, тот становится кафиром, говорится в шариате.

По адату народов Дагестана нельзя надевать парики и прикреплять чужие волосы. Это является большим грехом. Посмотрите на сегодняшних артистов, что мы видим? Зачем нас обманывать? Неужели женщины не знают, что мужчинам нельзя прикасаться к женщине, если она не его жена? И наоборот, женщине тоже.

Считаю, что так дальше не может продолжаться, обстановка осложняется. В этом виновны больше сами женщины. Народы Дагестана, Кавказа и России не одобряют складывающееся положение. Ведь мы не американцы, не европейцы! Надо прекратить такое отношение к женщинам! Надо знать, что детям уже в десятилетнем возрасте нельзя спать с родителями.

Здесь мне хочется все расшифровать. Просто надо помнить: честь может быть потеряна только однажды!

Всегда мужчины должны помнить, что горянка много трудится и дома, и в хозяйстве, но она никогда не теряла достоинства, чести. В ней воплощались не только трудолюбие, но и чистота, мужество, бесстрашие. Честь девушки – все ее богатство. У нее все должно быть закрыто! Ее должны любить дети, муж, близкие. Они любят ее, когда она честная, скромная, когда надо и мужественная.

Женщины, будьте таковыми, берегите свою честь, внешность нельзя показывать, кроме рук и лица! Так требует и Коран, и Всевышний, и все мужчины мира, и общество, и женская этика!

Если говорить о многоженстве, то по шариату разрешено иметь две жены, если в этом есть необходимость: если первая жена больна или бесплодна. Все знают, что нельзя жениться на замужней женщине, но и здесь допускаем грешки!

 

Семья играет большую роль в воспитании человека. Она должна контролировать вместе со школой сближение своих позиций с требованиями к детям. Нельзя закрывать глаза на негативные явления, связанные с неблагополучием во многих семьях, с разводами, с тем, что многие дети остаются брошенными, а родители ведут аморальный образ жизни. Родители должны быть сами воспитаны, говорил Л. Толстой.

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Старинный свадебный обряд воссоздали в селе Тлайлух Хунзахского района

Категория фото: История »

Бой быков в с. Бежта

Категория фото: История »

Бежтинские сапожки

Категория фото: История »

Аварка в традиционной одежде у люльки

Категория фото: История »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив