Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2017 от 19 Февраля 2018 г » Этнология » Лакцы – один из коренных народов Дагестана

Лакцы – один из коренных народов Дагестана

 ТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯ

Местами их компактного проживания являются Лакский и Кулинский районы, а с 1944 г. – и Новолакский район, куда они были переселены насильственно. Лакцы всегда с достоинством выдерживали жизненные тяготы и трудности. Вместе с другими народами Дагестана лакцы испытали тяжесть и страдания депортации 1944 г. Согласно решению III Съезда народных депутатов ДССР, принятому в 1991 г., лакцам Новолакского района пришлось через 60-65 лет вновь покинуть свои обжитые места и переселиться на новые земли около Махачкалы. Часть лакцев проживает в ряде селений соседних районов – Рутульского (Аракул, Верхний Катрух), Дахадаевского (Шадни), Акушинского (Балхар, Цуликана, Уллучара) и до переселения в с. Советское Магарамкентского района – в с. Бурши-Маха Курахского района. Лакцы проживают также в сел. Шалиб Чародинского района. Развитие городов, промышленного производства, рост числа рабочих, изменение уровня образования вызвали перемещение лакского населения. Территория лакцев почти безлесна. Много лакцев (64%) проживает в городах Дагестана, России, СНГ. Из них более 50% сосредоточено в Махачкале.

Говорят на лакском языке нахско-дагестанской группы кавказской языковой семьи. Имеются 7 диалектов: кумухский, вицхинский, вихлинский, шаднинский, аракульский, бартхинский и аштыкулинский.

Древнейшим из государственных образований на территории Лакии являлось княжество Гумик. Первые достоверные сведения о Кумухе относятся к VI веку нашей эры. В XI веке Кумух становится исламским и газийским центром в Дагестане. К названию города прибавляется новая приставка «гази», что значит «водитель за веру». Кази-Кумух – одно из древнейших селений Дагестана, столица Казикумухского шамхальства, а с XVIII века – ханства, объединявшего, кроме лакцев, лезгин-кюринцев, отдельные аварские и даргинские селения. В XV-XVI вв. Казикумухское шамхальство становится одним из сильных феодальных владений Дагестана.

Присоединенное в 1820 г. к России ханство было преобразовано в 1859 г. в Кази-Кумухский округ Дагестанской области, а с 1922 г. – Лакский округ. Велика роль лакского народа и в знаменитом сражении, завершившемся разгромом армии Надир-шаха, и в восстании 1877 г.

В годы советской власти происходит разрастание поселений в сторону пологого склона. Начался этот процесс со строительства школ и светских учреждений на более ровном и удобном месте. Там же сооружались жилые дома с шиферными и железными крышами. Изменился интерьер жилища: кровати, столы, телевизоры, новая посуда, ковры.

ТРАДИЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ, СЕМЬЯ, ЖИЛИЩЕ, КУХНЯ

Древнейшими занятиями лакцев были земледелие, отгонное животноводство, разнообразные ремесла и домашние промыслы. Вследствие сильно изрезанного горного рельефа территория проживания лакцев бедна удобной для возделывания землей. Но и имеющиеся сельскохозяйственные угодья были малоплодородны и не могли прокормить все население. Своего хлеба лакцам хватало на два-три месяца, поэтому приходилось прикупать его у лезгин предгорья, у кумыков, а также завозить из Закавказья.

Земледелие было террасным и склоновым. Основными культурами, которые возделывались здесь, являлись голозерный ячмень – у, ячмень – хъва, просо – ши, пшеница – лачIа, горох – хъюру, овес – нихъа, лен – турт. В начале XX в. в северной части территории проживания лакцев стали культивировать кукурузу. Молотили зерно на специально подготовленных токах молотильными досками, которые обычно тащили быки, иногда – лошади.

Животноводство, как и земледелие, было одним из древнейших и важнейших занятий лакцев. Развитию его способствовало обилие прекрасных альпийских пастбищ, хотя тормозом являлось отсутствие зимних пастбищ и необходимость отгона скота на равнинные земли.

В XIX – начале XX вв. у большей части населения имелся крупный рогатый скот, а также лошади, ослы, но крупный скот из-за недостатка кормовой базы держался исключительно для нужд семьи. Улучшением его породности почти не занимались. Современники отмечали невзрачность и малорослость местной породы при большой выносливости.

Широкое развитие имело овцеводство, которым население занималось издревле. На это указывает то, что общее количество названий овец доходит до 40. Они даются в зависимости от цвета, возраста.

Овцеводство имело отгонный характер, владельцы большого числа овец, как и другие народы Дагестана, перегоняли их на плоскость; часть овец зимовала в горах на специальных хуторах, довольствуясь порослью на солнечных склонах.

Лакцы издавна были искусными ремесленниками. Изделия ювелиров, медников, оружейников, сапожников пользовались спросом у всех народов Дагестана. Лакцев-лудильщиков и балхарцев-гончаров, сапожников и ювелиров, камнерезов можно было встретить в Дагестане повсеместно. Были развиты отхожие промыслы, металлообработка, изготовление кувшинов, ювелирных изделий, производство и лужение металлической посуды в селах Кумух, Убра. Значительного развития достигли обработка шерсти и производство из нее сукна, паласов, войлока, вязаных изделий, золотое и серебряное шитье. В Кази-Кумухе был базар.

Повсеместно в Дагестане пользовалась спросом гончарная посуда балхарцев.

Домашними промыслами в основном занимались женщины. Изготовление сукна, производство паласов, вышивание золотой и серебряной канителью по сукну, шелку, коже, изготовление волокна также были женскими занятиями.

Производились прекрасные тонкие сукна, отличавшиеся большой прочностью, которые шли на шитье черкесок и женс-кой одежды, и более грубые, употреблявшиеся для изготовления повседневной одежды. Сукно ткалось из овечьей шерсти естественного цвета, а для изготовления паласов шерстяные нити красили, используя местные растительные красители собственного производства.

В XIX в. получает развитие золотошвейное дело. Вышивкой украшались женские головные уборы, одежда, конская сбруя, кисеты для табака, переметные сумки, футляры для Корана, накидки на сундуки и т.п. Известными мастерицами-вышивальщицами в конце XIX – начале XX вв. были женщины из семьи Акниевых, Муслимат Мусалаева, Атабава, Тамари Муркелинская – все из Кумуха.

После распада СССР лакцы приспособились к новому, капиталистическому, способу производства. Создали частные предприятия, собственные фермерские хозяйства, СПК. Теперь у лакцев уже нет заброшенных земель, трудности уходят все дальше в прошлое. Теперь в их районах тысячи крестьянско-фермерских хозяйств, семейных кооперативов. Объем производства сельхозпродукции постоянно увеличивается, а образ жизни улучшается. В культуре лакцев много общего с другими народами.

Селения, как и дома в них, ориентировались обычно на юг и юго-восток для возможно полного использования солнечного тепла. Немаловажным фактором, определявшим характер заселения, был оборонный. Общественными центрами селения являлись мечеть и годекан.

По преданиям, многие аулы образовались из небольших поселений, объединившихся в одно селение. Часто названия этих поселений сохраняются в названиях кварталов больших селений. Так, по преданию, сел. Кумух образовалось в IX-X вв. путем объединения сел на месте обширного кладбища.

Одежда лакцев шилась из местной выделки сукна и привозных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Белья ни мужчины, ни женщины вплоть до конца XIX – начала XX вв. не знали. Нательной одеждой мужчин служила рубаха туникообразного покроя, сшитая из хлопчатобумажной ткани, с круглой окантовкой ворота, с прямым разрезом спереди, застегивавшаяся на одну пуговицу. Штаны шились из грубого местного сукна с неширокими штанинами. Поскольку белья не было, штаны имели бязевую или ситцевую подкладку.

Головным убором мужчин была папаха, размеры и высота которой зависели от господствовавшей на Кавказе моды, однако повседневным головным убором большей части мужчин служила так называемая чабанская папаха, дожившая до наших дней.

На ногах лакские мужчины носили местного изготовления сафьяновые сапоги, мягкие чувяки до икр, поверх них надевали кожаные калоши. Зимой мужчины и женщины носили войлочные сапоги, подошва которых подшивалась шестью-семью слоями простеганного войлока. Женская войлочная обувь отличалась от мужской главным образом наличием на ней вышивки и украшений из кожи.

Женская одежда, по сравнению с мужской, была более оригинальной и разнообразной; в некоторых случаях она имела свои локальные варианты, чего нельзя сказать о мужской одежде. Повседневная одежда лачек состояла из широкого и длинного туникообразного покроя платья-рубахи, которое в некоторых селениях носили подоткнутым на бедрах в штаны, и штанов с неширокими штанинами, которые в составе нарядного костюма отличались более значительной шириной. Эта одежда шилась из бязи, ситца или сатина: для девушек и молодых женщин – ярких расцветок, для пожилых – темных. В XIX в. редко кто из женщин, даже из зажиточных семей, имел больше одного платья.

В одежде лакских женщин большое место занимали украшения из золота и серебра: пояса, кольца, серьги, а также налобные, нагрудные, украшающие низ подола и рукавов сочетания блях и цепочек. В украшениях использовались жемчуг, кораллы, драгоценные и полудрагоценные камни.

Для XIX в. характерны двухэтажные дома из камня с глинобитной крышей. Села славились мастерами: Шовкра – сапожниками, Цовкра – акробатами, Кая – торговцами, Балхар – гончарными делами, Кумух – ювелирами.

Основной формой семьи в XIX – начале XX вв. была малая семья. Свадебные обряды при общем сценарии имели в разных селениях свои варианты.

ТРАДИЦИОННАЯ ПИЩА

Традиционная пища лакцев – свежая и вяленая баранина и говядина, толокно, простокваша, творог, брынза, овощи; сохраняются основные национальные блюда – мучные, мясные, каши. Одним из самых популярных блюд лакской кухни являлся хинкал. Важный компонент этого блюда – свежее или вяленое мясо.

Большое место в пище лакцев занимали пироги – буркив со всевозможными начинками: творожной, мясной, солодовой, тыквенной, травяной. На начинку для пирогов шли крапива, молодые листья лебеды, дикого лука, черемши, конского щавеля. Редким, сезонным блюдом были пельмени с начинкой из молозива первых доек после отела коров. Роскошным блюдом считались пельмени с яичной начинкой.

Хлеб выпекали во дворе, в специальной глиняной печи в форме купола. В XX в. были распространены овощные и картофельные блюда. Основные напитки – буза из ячменя, водка, медовая брага – мачча.

КУЛЬТУРА

Лакцы всегда отличались высокой культурой, развитым хозяйством и налаженным бытом. Многие традиции лакского народа нашли свое дальнейшее развитие в культуре народов Дагестана, в произведениях передовых ученых, писателей, поэтов. Сохранился лакский фольклор: героический и исторический эпос («Парту Патима», «Батыр Хучилов», «Кайдар»), бытовые и обрядовые песни, легенды, сказки, загадки, пословицы. Развито музыкальное искусство, танцы. Музыкальные инструменты: чунгур, свирель, кеманча, зурна, бубен, барабан. Популярны канатоходцы. Древними обычаями являются гостеприимство, взаимопомощь – марща.

Лакцы одними из первых на Кавказе приняли ислам, сегодня они – мусульмане-сунниты. Периодом принятия ислама считается VIII век, а окончательно его утверждение произошло в XII в. Арабы поставили правителем лакцев шамхала. До принятия ислама лакцы поклонялись явлениям и силам природы. Сохранились и элементы домусульманских верований, мифологий, обрядности.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЮДИ

У лакцев многочисленная интеллигенция: ученые, писатели, поэты, художники, композиторы, известные специалисты различных отраслей народного хозяйства. Лакцем является и первый космонавт Дагестана Герой России М. Манаров. Во многих регионах РФ известны М. Кажлаев, Ш. Чалаев, С. Габиев, Г. Саидов, А. Каяев, Ю. Хаппалаев, Г. Гаджиев, Э. Капиев, Х.Э. Гаджиев, Герои Советского Союза Р.Б. Сулейманов, Амет Хан Султан, генерал С. Халилов, Д. Казикумухский, М.Ш. Абуев, М.А. Джабраилов, Р. Абакаров, А.А. Исрапилов, Я. Сулейманов, Г.О. Буганов, Ю. Магомедов, С. Ильясов, М. Ильясов, Ш.Р. Шалласуев, С.М. Касумов, А.М. Амутинов, Т.С. Гусейнов, Г.А. Гаджиев, С.Х. Ахмедов, шейх Сайфулла-кади Башларов.


«назад

Фотолента

фотографий: 6

Лакцы в традиционной одежде

Категория фото: Этнология »

Балхарка с традиционными кувшинами

Категория фото: Этнология »

Праздник встречи весны в Кулинском и Лакском районах

Категория фото: Этнология »

Двери дома в с. Кумух

Категория фото: Этнология »

Старинная джума-мечеть в Кумухе

Категория фото: Этнология »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив