Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2017 от 19 Февраля 2018 г » Личности » Нажмудин Самурский – гуманист и демократ

Нажмудин Самурский – гуманист и демократ

В Дагестане отметили 125-летие со дня рождения политического и государственного деятеля Дагестана Нажмудина Самурского. Редакция журнала воспользовалась этим поводом, чтобы написать о человеке, государственном деятеле, долгие годы остававшемся в тени и в противоречивой оценке в СМИ.

 – Магомед Рамазанович, кем и каким Вам, как журналисту, философу, представляется Н. Самурский? Каков его начальный путь движения к власти и руководству?

– Нажмудин Самурский родился в 1891 г. в с. Куруш Докузпаринского наибства. Нажмудин был старшим из семерых детей Панаха и Зинят. В 1902 г. Нажмудин поступил в русское начальное училище в с. Ахты. После окончания учебы в 1906 г. он уехал в г. Иркутск к двоюродному брату Салиху. Там Нажмудин учился в Горнотехническом училище, впервые познакомился с рабочими-революционерами, изучал революционную литературу. В 1915 г. приезжает в Баку, где устраивается на нефтепромыслы и активно включается в революционное движение бакинского пролетариата, знакомится с революционерами М. Азизбековым и Н. Наримановым. В 1917 г. Н. Самурский вступает в большевистскую партию.

После победы революции его направили в Дагестан, но пароход не смог подойти к Порт-Петровску и был вынужден отправиться в Астрахань. Так Самурский оказался в Астрахани.

В 1919 г. Н. Самурский едет в Москву как делегат от партии. На съезде он был избран делегатом съезда Советов РСФСР. Ему предложили руководить Дагестаном. Он возвращается в Дагестан как уполномоченный XI Красной Армии. 23 апреля 1920 г. он был избран членом Революционного Комитета Дагестана. Потом его назначили начальником отдела путей сообщения, почт и телеграфа. 4 мая 1920 г. Н. Самурский был назначен начальником отдела и одновременно заместителем председателя Дагестанского Революционного Комитета. Он руководил проведением общеорганизационных и административных мероприятий новой власти в Дагестане. В 1921 г. возглавил народный комиссариат внутренних дел. Руководил организацией съездов бедноты, сыгравших большую роль в укреплении советской власти в Дагестане.

Активное участие принял Н. Самурский в 1920-1921 гг. в подавлении восстания Н. Гоцинского. Он был назначен начальником всех партизанских сил Дагестана и политическим руководителем при войсках Красной Армии в Нагорном Дагестане. Он бережно относился к семьям партизан, боролся против грабежей и насилия.

На организационной сессии ДАССР в декабре 1921 г. был избран Президиум во главе с Председателем ЦИК Н. Самурским. Одновременно он был избран членом ВЦИК СССР и ЦИК РСФСР, где представлял Дагестан. На посту Председателя ЦИК ДАССР Н. Самурский находился до 1929 года, когда его перевели на работу в Москву.

В конце февраля 1934 г. Н. Самурский возвращается в Дагестан, где его избирают первым секретарем Дагестанского обкома партии. Он отдал все свои силы и знания для поднятия индустрии и сельского хозяйства, развития культуры дагестанских народов.

– Будучи Председателем ДагЦИК и 1-м секретарем Дагобкома партии, Нажмудин Самурский имел огромные возможности и самое прямое отношение ко всем решающим мероприятиям по восстановлению и развитиюмирной жизни в Дагестане после гражданской войны. Что главного было сделано и что вспоминается в первую очередь из этого периода?

– Политическая грамотность, организаторский талант, любовь к Родине Нажмудина Самурского особенно ярко и заметно проявились в период мирного строительства в Дагестане. На этих постах он добился больших успехов в хозяйственном строительстве и политическом руководстве. А.Д. Даниялов писал, что по его инициативе в республике были построены многие промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты. Главному редактору газеты «Известия» Н. Бухарину в 1934 г. Н. Самурский писал: «Мы, глубоко изучая, настоятельно и небезрезультативно за последнее время в центральных организациях продвигали ряд решающих для Дагестана и имеющих для Союза большое значение проблем. Например, проблему Сулака, проблемы по восстановлению и реконструкции животноводства, разрешению водной проблемы, освоению нефтяных и газовых месторождений, изучению природных богатств, реконструкции рыбной и консервной отраслей промышленности и т.д.». Так, за 1933-1937 годы были построены и введены в строй машиностроительный, ремонтно-механический, кирпично-черепичный заводы, Махачкалинский и Дербентский хлебокомбинаты, нефтепромыслы в Избербаше и Ачи-Су, стеклозавод в Дагестанских Огнях, Махачкалинская швейная фабрика. В 1937 г. в республике имелось 205 предприятий крупной промышленности и 1534 прочих предприятия.

Большое внимание уделял Н. Самурский развитию культуры в Дагестане. В июне 1934 г. в Махачкале прошел Первый съезд писателей Дагестана. В 1937 г. в республике выходило 5 республиканских и 28 районных газет, 6 фабрично-заводских и отраслевых многотиражек, работало 723 учреждения клубного типа. В 515 библиотеках было более 250 тыс. экземпляров книг. Н. Самурский одним из первых в 1933 г. стал кандидатом исторических наук. Тема его диссертации: «Турция: от полуколонии к национальной независимости». Заочно он учился в аспирантуре. Под руководством Н. Самурского было создано общество «Долой неграмотность».

Но в конце 30-х годов в результате нарушения демократии и законности многие партийные и советские работники в республике были необоснованно репрессированы. Среди них были 1-й секретарь обкома ВКП(б) Нажмудин Самурский, председатель Совета Народных Комиссаров ДАССР Керим Мамедов и др. Судьба репрессированных была трагичной. Отдельные из них (Н. Самурский, К. Мамедов, Д. Коркмасов, А. Тахо-Годи и др.) были приговорены к высшей мере наказания и расстреляны. 11 августа 1938 г. приговор о расстреле Н. Самурского был приведен в исполнение. В 1956 г. Н. Самурский был реабилитирован посмертно.

– Магомед Рамазанович, что известно о семье Н. Самурского?

– Жена Н. Самурского Ксения Александровна Бочкова вышла за него замуж в 1919 г. в Астрахани. Позже она окончила химфак МГУ. После смерти мужа уехала в Москву и долгие годы работала на химфаке МГУ. Она умерла в 1970 г. в Москве. В 1929 г. у них родилась дочка Зинят, которая умерла в малолетнем возрасте. Сын Нажмудина родился в Москве, работает главным специалистом Гипродор НИИ Минавтодора РФ, держит связь с родными в Дагестане.

– Интерес представляет проведенный Н. Самурским анализ роли мусульманской религии в исторических судьбах Дагестана. Как он относился к религиям в Дагестане?

– «В VIII в. арабы завоевали Дагестан и утвердили среди дагестанцев ислам. Фанатизм вполне соответствовал слабо развитой индивидуальности членов родовой общины, – писал Н. Самурский, – всегда готовых пожертвовать собой во имя интересов рода. Ислам явился для них полезным фактором, ибо объединил разрозненные, чуждые друг другу и слабые в отдельности племена в мощный, религиозный и потому неразрывный союз, – в союз, освященный небесными силами».

Такой союз был необходим дагестанцам в их постоянной борьбе с вечно напирающими со всех сторон на горы могущественными врагами: хазарами, персами, армянами, грузинами...

В борьбе союз рос и укреплялся, а вместе с тем росло и влияние создавшей его религии. Идея религиозная слилась с идеей национальности и света, как у христиан. Религиозное чувство поднялось до силы религиозного фанатизма. Чтобы разрушить религиозный фанатизм и рядовой уклад жизни, необходимо разрушить их экономический фундамент, земельный голод, отсутствие промышленности, подчеркивал Н. Самурский.

Он писал, что «нигде на пространстве СССР (разве только в Бухаре) духовенство не пользуется таким влиянием на население, как в Дагестане». Это объясняется особенностями самого ислама. К таким особенностям ислама он относит тесную связь религии с жизнью и бытом верующих, господство шариата. По словам Самурского, «шариат – это не только религиозное и каноническое право, это полный свод законов, включающий публичное, частное, личное и внешнее право; гражданское, уголовное и семейное право и даже санитарию и гигиену». Он приходит к выводу, что «в Дагестане духовное лицо – это не только священник, но и судья, народный учитель, военный вождь, борец за свободу и независимость, носитель образованности, владелец общественных средств и председатель комитета взаимоотношений. Идеология, культура, быт и экономика – все находится в руках духовенства, или, иначе говоря, в его руках находится вся организация общественной жизни».

По словам Н. Самурского, «слой этот значителен: при одном миллионе жителей насчитывается до 40000 лиц, т.е. 4 % принадлежащих к духовным (шейхи, имамы, муллы, кадии, муталимы, алимы и т.д.), тогда как в России духовенство не составляет и одной десятой процента». В 1925 г. в Дагестане существовало до «1500 мечетских школ (медресе), в которых обучается до 45000 детей, в то время как в советских школах всего 183 с 13000 учащихся». Он высоко оценивает образовательный и культурный уровень развития мусульманского духовенства Дагестана, дает характеристику крупным деятелям мусульманского духовенства, таким, как имам Шамиль, Гоцинский, Узун-хаджи, А.-Х. Акушинский, Кахибский.

Н. Самурский предлагал следующие меры в отношении мусульманского духовенства: «Мудрая политика в Дагестане заключается в использовании духовенства, в предоставлении духовной интеллигенции возможности перейти на советскую работу. Постепенно «расклерикалить» клерикалов, перевести их на гражданскую работу, одновременно широко развертывая сеть советских школ и народных судов. Это единственно возможный путь борьбы с влиянием духовенства и религии в Дагестане».

– Магомед Рамазанович, что бы из жизни Н. Самурского Вы могли рассказать интересного, неожиданного?

– Жизнь Н. Самурского очень богата интересными фактами. Мой отец, Курбан-Кади, был с ним знаком. Они были кунаками. Будучи в Махачкале в 1937 г. мой отец был у Самурского, несколько дней жил у него.

В 1907-1915 гг.

Самурский работает на частном железноскобочном складе чернорабочим. В декабре 1919 г. на съезде партии он слушал В.И. Ленина. 8 марта 1921 г. в Гунибе, 20 ноября 1921 г. в Хунзахе Самурский выступил с докладами на съездах бедноты. В августе 1922 г. Самурский попал в тяжелую автомобильную катастрофу во время поездки по Нагорному Дагестану. В 1931-1933 гг. учился в институте Красной профессуры, где защитил кандидатскую диссертацию. 2 апреля 1937 г. Самурский был принят Сталиным. Беседа длилась полтора часа. 24 сентября 1937 г. в газете «Правда» опубликована статья спецкора М. Мезенина «Гнилая позиция Дагестанского обкома», где Самурский критикуется за либеральное отношение к «врагам народа». 30 сентября 1937 г. Н. Самурский был арестован и на должность 1-го секретаря обкома партии назначен М. Сорокин. 9 августа 1957 г. Н. Самурский решением бюро Дагобкома КПСС в партийном отношении реабилитирован посмертно. В 1993 г. в с. Куруш установлен бюст Н. Самурскому. В 2001 г. вышла книга М.Р. Курбанова и Ж.М. Курбанова «Дагестан: депортация и репрессии», где изложена его биография.

– Спасибо за интересную и насыщенную беседу!

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив