Народы Дагестана
Архив номеров » № 5, 2017 от 19 Февраля 2018 г » Юбилей » Салих Муслимов – борец с терроризмом, коррупцией и за высокую нравственность людей

Салих Муслимов – борец с терроризмом, коррупцией и за высокую нравственность людей

 В 90-е годы, когда не было новых вузовских учебников по философии, он выступил инициатором подготовки и издания учебника по философии с учетом региональной специфики Дагестана. Такой учебник был издан под его редакцией в 1996 году. Он долгое время пользовался авторитетом (признанием) среди студентов.

Родное село С.Ш. Муслимова славится юмористами как среди мужчин, так и среди женщин. Следуя своей первой профессии филолога, Салих Муслимов собрал юмористические новеллы и издал книгу «Цициг-намэ», которая принесла ему не меньше известности, чем философские труды. Почти весь юмор из этой книги был использован журналистами лезгинского радио в своих передачах.

Чтобы увековечить славу дагестанской команды КВН «Махачкалинские бродяги», он написал и издал книгу под одноименным названием, также принесшую ему известность.

Его монографии, научные и научно-публицистические статьи издавались и издаются не только в региональных изданиях, но и в центральных журналах и сборниках.

С 2002 года под редакцией профессора С.Ш. Муслимова выходит первый в Дагестане философский журнал «Голос разума», где публикуются философы различных регионов страны. Журнал имеет большое научное и воспитательное значение для студентов и всего населения Дагестана.

Среди его монографических изданий можно указать такие книги, как «Интернационализация обрядов и традиций», «От свободомыслия к научному атеизму», «Ценности ислама в гражданском обществе», «Религиозно-политический экстремизм глазами дагестанцев», «Проблемы современного свободомыслия», «Молодежь о религии и религиозном экстремизме», «РПЭ: причины существования и пути преодоления».

В этих монографиях на основе конкретно-социологических исследований раскрываются сущность и причины возникновения религиозно-политического экстремизма, показаны теологические разногласия между ваххабизмом (салафизмом) и тарикатизмом (суфизмом). В них также освещаются проблемы и опыт противодействия РПЭ (религиозно-политический экстремизм) на современном этапе.

Автор основывает свою позицию на необходимости возрождения в стране лучших традиций свободомыслия и светской культуры прошлых эпох, особенно советского периода. Он также предлагает рекомендации по профилактике религиозного экстремизма.

На основе изучения существующей литературы и обобщения результатов конкретных социологических исследований по проблеме религиозно-политического экстремизма и терроризма автор приходит к следующим выводам:

1) религиозно-политический экстремизм – это ответная реакция обездоленных слоев общества, прежде всего молодежи, на социально-экономические условия, приведшие их к массовому обнищанию и безработице;

2) выступление против власти связано с деформацией правосознания значительной части населения нашей республики;

3) экстремизм и терроризм невозможно преодолеть до тех пор, пока не будет принята и целенаправленно реализована государственная программа повышения религиозной культуры населения республики, усиления борьбы с ними и улучшения социально-экономического положения народа;

4) борьбу с коррупцией вести, прежде всего, во властных структурах, изменить систему власти, устранить ее клановость, укрепить законность;

5) руководителям всех конфессий необходимо научиться проявлять толерантность, терпимость к другой вере, ее представителям, к другому Священному писанию; защитникам салафитских идей необходимо выступить в открытой печати, в средствах массовой информации и обосновать правоту своих религиозно-политических позиций;

6) необходимо восстановить систему пропаганды научно-просветительских знаний среди широких масс населения, которая функционировала в период социалистического развития нашей страны в организационных формах обществознания.

Следует подчеркнуть необходимость усиления пропаганды мирного ислама, дискредитации религиозного экстремизма через средства массовой информации, организации контроля над деятельностью религиозных учебных заведений со стороны государства.

Известно, что в советский период атеизм наступал на религию и церковь, а в постсоветскую эпоху, наоборот, церковь и власть совместно преследуют свободомыслие и атеизм. Возникает необходимость поиска консенсуса между этими противоположными типами мировоззрений, исключающего насилие, предполагающего свободу их совместного сосуществования. Критикуя политику советской власти в данном аспекте, нельзя продолжать ее в худших формах в противоположном направлении.

В конце можно подчеркнуть, что С. Муслимов – прекрасный преподаватель философии, лектор, пропагандист идей патриотизма, высокой нравственности и любви к своей земле, народам Дагестана и России.

За свои заслуги в области просвещения С. Муслимов получил звания «Заслуженный деятель науки ДАССР», «Почетный работник высшей школы Российской Федерации» и другие поощрения. Мы – ученые, преподаватели ДГУ, коллектив журнала «Народы Дагестана» и подписчики – поздравляем его с 80-летием и желаем крепкого здоровья, новых творческих успехов, радости в жизни и счастья.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив