Народы Дагестана

№ 6, 2017 от 21 Июня 2018 г

в номере:

Последний выпуск » Наши районы » Народные промыслы района – фундамент культуры

Народные промыслы района – фундамент культуры

 

В Дахадаевском районе издавна получили широкое развитие самые различные виды ремесел: художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, золотошвейное дело и т.д. Еще в эпоху Средневековья в районе сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами.

Среди них выделялись Кубачи, Амузги, Харбук, Сулевкент, Кища и многие другие.

По всеобщему признанию, наряду с другими регионами Кавказа и Ближнего Востока, села Дахадаевского района являлись родиной ручного рукоделия, в частности ковроделия. Следы тканых изделий встречаются среди археологического материала медно-бронзового века. О местном производстве натуральных красителей населением западного побережья Каспия и Зирихгерана для окраски шерстяных тканей говорят сообщения Геродота (V в. до н.э.). На территории Буркун-Дарго, Урари, Уркараха, Кубачи ковры, материалы для пошива одежды для людей производились начиная с VII в. н.э.

Художественные промыслы по обработке драгоценных и цветных металлов в Дахадаевском районе также имели давние традиции. Так, селение Кубачи как крупный оружейный центр получило известность еще в VI веке. В старинном горном селении Кубачи зародилось искусство обработки металла (серебро, медь, мельхиор).

Традиционным центром керамического производства в республике вместе с селами Балхар и Эндирей было и селение Сулевкент, снабжающее весь Дагестан бытовой керамикой с III тысячелетия до н.э.

Таким образом, Дахадаевский район справедливо называют заповедником народных художественных промыслов. Поэтому сохранение и развитие народных художественных промыслов лежит в плоскости стратегических интересов района, его руководителей и является важной их государственной задачей. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно в своем выступлении указывал, что необходимо повышать, реанимировать уважение и авторитет народного искусства – «этого генератора и фундамента нашей культуры».

Дагестан, а главным образом Дахадаевский район, его села, руководители, в том числе Омаров Джарулла Рабаданович, относятся к числу немногих субъектов, районов, руководителей, сохранивших народные художественные промыслы, являющиеся предметом национального престижа и общепризнанным вкладом Дагестана в российское и всемирное культурное наследие. Народные промыслы являются важнейшей частью национальной культуры, духовным наследием народов района и представляют собой одну из развитых форм народного творчества.

Сохранение промыслов стало возможным и благодаря реализации мер государственной поддержки со стороны главы муниципального образования района Омарова Д.Р. Он активно поддерживает и реализует положения Закона РФ «О народных художественных промыслах» (2000 г.) и постановления Правительства РД (2004 г.).

Народные промыслы исторически сформировались в селах района как значимая часть, отрасль материального производства, обеспечивающая занятость населения, в основном в горных и предгорных селах района. В республике более 20 предприятий производят изделия народных художественных промыслов, где работают 1500 человек, на более чем 700 млн руб., из них ювелирных изделий из серебра – на 600 млн рублей.

Что представляет собой золотошвейное дело и где оно в районе развивалось

Вышивкой тончайшей золотой, серебряной или шелковой нитью на коже, войлоке, различных тканях (шелке, бархате, атласе) для украшения одежды, обуви, подушек, занавесок, покрывал и т.д. традиционно занимались женщины в селах Кунки, Кубачи, Уркарах, Кища, Меусиша, Ашты.

Женщины плели и ткали из шелковых, золотых и серебряных нитей всевозможные пояса, шнуры, галуны, косынки. Кубачинки изготавливали сукно, славились вышиванием золотом и шелком, вязанием орнаментированных шерстяных носков, изготовлением войлока и обуви из него.

В настоящее время этот художественный промысел практически угасает. Одним из главных причин является то, что мастерицы украшают вышивкой в основном национальные костюмы, которые мы можем увидеть сегодня только в музеях или театральных студиях. Также женщины вышивкой украшают подушки, занавески, детскую одежду, вяжут шерстяные носки (джурабы). Ныне такие украшения можно купить в магазинах, на рынке. Кроме того, в школах, в Домах культуры не созданы кружки, не проводятся дополнительные занятия. Поэтому главе МО Омарову Д.Р. следует принять соответствующие меры, чтобы этот вид промысла не ушел в архив, а процветал. Может быть, надо в селах создать производственные цеха, производящие изделия народных художественных промыслов? В экономике горного края эти виды ремесел в прошлом играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Уверен, что нигде в нашей стране народные художественные промыслы не имели такого большого значения в экономике и духовной жизни народов, не носили столь массовый характер, как в Дахадаевском районе. Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дахадаевского района и Дагестана, а также стимулятором экономики, укрепления единства народов.

Что бы мы сказали о Кубачи и его мастерах?

Многие исследователи считают Кубачи одним из интереснейших аулов Дагестана. Оружие кубачинцев признано лучшим не только на Кавказе, но и в Ираке, Турции. Двурогий шлем Александра Македонского смастерили в этом ауле. Меч, подаренный кубачинцами русскому князю Мстиславу, щит – Александру Невскому, не имели себе равных. Кубачинцы были авторами многих изящных обрамлений к иконам. И кубачинские женщины известны своим мастерством по металлу и вышиванию золотом.

Высокой степени совершенства достигло в XII–XV вв. литье декоративных бронзовых котлов. В XIV–XV вв. пережила расцвет резьба по камню и дереву. В XVI–XVII вв. сформировались основные типы кубачинского орнамента растительного стиля, широко применявшегося в разных видах народного искусства. В XVIII–XIX вв. получили широкое развитие изготовление холодного и огнестрельного оружия, отделанного серебром, резной костью, золотой насечкой, а также ювелирное искусство, узорное вязание и золотошвейное дело. Кубачи стало крупнейшим на Кавказе центром по изготовлению лучших образцов оружия (пистолеты, сабли, ножи, панцири), ювелирных изделий.

В конце XIX – начале XX в. высокого профессионального мастерства достигли многие мастера, чьи изделия экспонировались на выставках в Тифлисе, Петербурге, Париже, Лондоне, Константинополе, Тегеране и неоднократно удостаивались золотых и серебряных медалей.

В средние века далеко за пределы Дагестана поставлялись котлы, отлитые в Кубачи. Для котлов изготавливали медные крышки с изящной чеканкой.

Начиная с XII в. в ауле Кубачи производили медную посуду, которая использовалась в быту только кубачинцами.

Кубачинцы занимались и резьбой по дереву и камню. Из дерева изготавливались различные предметы быта, а из камня – архитектурные детали и предметы быта, такие как ступки для чеснока, чаши. Также они изготавливали кольчуги, шлемы, мечи, луки, кинжалы.

Современные кубачинцы достойно продолжают дело своих предков. Преемником традиций старых мастеров по праву является Кубачинский художественный комбинат, который за 80 лет своего существования заработал отличную репутацию и мировую славу по производству оружия, изысканного, отделанного серебром, резной слоновой костью и золотой насечкой. Раритетные (редкие) коллекции изделий и памятников кубачинского искусства хранятся в крупнейших музеях России и за рубежом: Париже, Лондоне, Нью-Йорке.

Большой вклад в развитие искусства народных промыслов Дахадаевского района внесли кубачинские мастера Г. Кишев, А. Ахмедов, Ш. Мунгиев, Р. Алиханов, Г.Б. Магомедов, А. Абдурахманов, Г.Г. Чабакаев, Г.-А. Гаджимамаев, М. Хартумов, А. Гусенов, М. Магомедов.

Глава Дахадаевского района Омаров Д.Р. прикладывает большие усилия для совершенствования Кубачинского художественного комбината, улучшения качества народных промыслов, в том числе в Кубачах. Также он способствует участию комбината с. Кубачи в различных выставках и ярмарках. И в этом году, и в прошлые годы участие предприятия полностью оплачивалось за счет бюджетных средств.

Однако нельзя не отметить и ряд проблем в данной области. Очень часто в художественных промыслах появляется производство низкорентабельное. Многих теперь интересуют только большие прибыли, им безразлична судьба древних культур Дагестана и Кубачи, дошедших до нас с древних времен. Кубачинцы надеются на помощь и поддержку главы района Омарова Д.Р. в вопросах подготовки кадров для Кубачинского комбината, ликвидации халтурных изделий отдельных кубачинских лжемастеров.

Нельзя сказать, что различные села Дахадаевского района занимались и занимаются только присущим им видом ремесла. Сегодня идет закономерный процесс перемешивания видов промыслов по селам. Это надо приветствовать и развивать.

Например, ковровые промыслы: свои типы ковров есть почти в каждом селе Дахадаевского района. Ворсовые ковры и сумахи делают почти во всех селах, длинные тканые паласы характерны для сел верхнего участка, безворсовые ковры присущи большинству сел района, узорные войлоки, гладкие и ворсовые ковры характерны для аштынцев, кункинцев и сел Серхинского участка.

Харбук

Селение Харбук в Дагестане широко известно как аул оружейников – центр по изготовлению пистолетов, ружей, кинжалов, сабель, ножей. Харбукские кузнецы хорошо владели ковкой, знали секреты кузнечной работы. В XIX в. Харбук становится кузницей огнестрельного оружия Дагестана, здесь работало немало и ювелиров. Теперь они не занимаются изготовлением оружия.

Амузги

Труднодоступный аул мастеров по металлу, известный на Востоке с давнего времени, сейчас привлекает интерес только горных туристов и любителей экзотики. Эта некогда легендарная кузница булатных клинков для кинжалов сегодня в развалинах. Сейчас амузгинцы не изготавливают клинки для холодного оружия.

Сулевкент

Гончарное дело и керамическое производство существуют в Дагестане с древнейших времен. Это один из видов древнего искусства. Уже 5 тыс. лет назад в Сулевкенте был известен гончарный круг. В 1957 г. село переселили в Хасавюртовский район и бросили. Забыли и про керамический промысел. Но и сегодня у сулевкентцев есть желание и потенциал для восстановления своего промысла.

В настоящее время глава муниципального образования Д.Р. Омаров, Управление культуры делают все возможное для сохранения духовного, материального наследия района, возрождения забытых обычаев, традиционных праздников, художественных промыслов, развития современных видов и жанров самодеятельного художественного творчества.

 

Дахадаевский район является истинным хранителем национальных традиций. Во многих селах есть художественные коллективы, специалисты, заинтересованные в сохранении и развитии культурных традиций и наследий.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив