Народы Дагестана

№ 6, 2017 от 21 Июня 2018 г

в номере:

Последний выпуск » Наши районы » Образование – сквозь призму прошлого и настоящего

Образование – сквозь призму прошлого и настоящего

 В Дахадаевском районе на сегодняшний день функционируют 52 школы, где обучаются 4216 учеников; 1054 учителя преподают и воспитывают подрастающее поколение, из них 171 имеют высшую квалификационную категорию, 161 – первую квалификационную категорию. За 2006–2013 годы 25 учителей удостоились гранта Президента РФ, а шесть школ района стали призерами Президентского гранта в один миллион рублей: Кищинская СОШ, Кищинская МПГ, Уркарахская МПГ, Уркарахский МПЛ, Меусишинская СОШ, Уркарахская СОШ.

С 2006 по 2012 годы на нужды учащихся Дахадаевского района государство выделило 4 автобуса, 2 «Газели» и 2 «Уазика». В 2017 году дополнительно получили 2 «Газели». В период с 2000 по 2016 годы 123 учителя заслужили звание «Почетный работник общего образования РФ», с 1998 года по сегодняшний день 49 учителей удостоились звания «Заслуженный учитель РД», четверо – «Заслуженный учитель РФ», один – «Народный учитель СССР».

Приведенные краткие сведения свидетельствуют о том, что Дахадаевский район в области образования все эти годы делал ощутимые шаги по продвижению. Начиная с 2010 года глава МО «Дахадаевский район» Д.Р. Омаров специальным постановлением администрации района учредил премию ко Дню учителя: сначала в размере 300 тысяч рублей, затем – 600 тысяч рублей, и эта премия вручалась лучшим образовательным учреждениям района и лучшим педагогам школ.

На одной из церемоний вручения премии Джарулла Рабаданович сказал: «Руководство района сделает все от себя зависящее ради образования, ради того, чтобы поднять образовательный и воспитательный процессы в школах, сопровождаемые внедрением инновационных требований ФГОС. Ни один учитель, душой и сердцем отдающий себя детям, не останется в стороне…»

Это доброе начинание стало примером для многих образовательных учреждений нашей республики. Однако, как часто в жизни бывает, не все и не всегда гладко проходит в школах. Были отмечены и такие негативы, как отсутствие тесных контактов между учителями и родителями учащихся, завышение отметок, неиспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках… А это чревато нежелательными последствиями: не все учащиеся показывают реальные знания на ЕГЭ и ОГЭ, и, как следствие, такие выпускники не могут продолжить свою учебу в вузах, техникумах, колледжах.

«Решить этот вопрос можно только путем объединения усилий учителей, учащихся и родителей. Вот тогда, несомненно, результаты ЕГЭ и ОГЭ будут лучшими», – утверждает начальник ОО МО «Дахадаевский район» А.Р. Джамалов.

Обучение и воспитание, ЕГЭ, ОГЭ, олимпиады…

В годы советской власти почти не было случая, чтобы выпускник средней школы не получал аттестата, чтобы он не справился с государственными экзаменами.

С 2006 года школы стали реформироваться: новации хлынули в образовательную систему, и самая ранняя из них – это единый государственный экзамен (ЕГЭ) для выпускников средних общеобразовательных учреждений. До 2014 года требования не были жесткими, почти все выпускники, допущенные к ЕГЭ, справлялись, им ставились положительные отметки и выдавали аттестаты о среднем общем образовании.

Начиная с 2015 года отношение к проведению ЕГЭ сильно изменилось.

«Мы будем проводить государственные экзамены в соответствии с необходимыми требованиями, – заявил глава района.– Русский язык и математику выпускники будут сдавать самостоятельно, без помощи учителей, родителей или «доброжелательных помощников…».

Слова главы района оказались роковыми: в местах, где проводили ЕГЭ и ОГЭ, установили жесткий контроль, привлекли в качестве наблюдателей работников полиции, прокуратуры и ФСБ. Результат: в 2015 году 48 выпускников 11-х классов лишились аттестатов. Зато и дети, и родители уяснили, что без хорошей подготовки выпускники не сдадут государственные экзамены, прошли времена опеки и помощи со стороны…

Результаты

Мерилом знаний учащихся являются олимпиады муниципальных и региональных уровней, которые проводятся ежегодно почти по всем предметам. За 2015–2016 учебный год приняли участие и показали глубокие знания 22 учащихся Уркарахской МПГ, 115 – Уркарахского МПЛ, 102 – Кищинской СОШ, 99 – Кищинской МПГ, 98 – Зильбачинской СОШ, 86 – Уркарахской СОШ, 83 – Меусишинской СОШ. И результаты оказались значительно выше результатов прошлых лет, значит, продвижение есть, и в лучшую сторону.

Для выпускников 9-х классов ОГЭ (прежде ГИА) проводится вот уже 10 лет. Однако пока еще требования к этим государственным экзаменам не ужесточены, и выпускники справляются со 100%-процентной успеваемостью. Такая ситуация продолжаться будет недолго: экзамены необходимо сдавать самостоятельно, имея глубокие знания.

Ежегодно Министерство образования и науки РД совместно с ДИРО объявляют творческие конкурсы по таким злободневным темам, как «Зеленая планета», «Без наркотиков», «Мы дружбой народов сильны», «Шаг в будущее», «Право человека – глазами ребенка», «И гордо реет флаг державный»… Учащиеся школ Дахадаевского района принимают в них активное участие, и творческие работы талантливых детей удостаиваются дипломов, почетных грамот, благодарностей на региональном уровне. Так, в 2007 году 15 участников стали победителями в различных номинациях конкурсов, а в 2015 году их число превысило 25.

Творческая работа Магомедовой Пирдауз, учащейся Кищинской МПГ, была представлена на Всесоюзный конкурс юных дарований, который проходил в Санкт-Петербурге; работы юных златокузнецов села Кубачи получили возможность участвовать в выставке мастеров искусств, организованной в столице нашей страны; юные спортсмены (боксеры, легкоатлеты, волейболисты) стали победителями спортивных состязаний Южного региона России…

Воспитание должно идти рука об руку с обучением во все времена. До 1991 года оно находилось в строго установленных рамках коммунистического режима: главная цель – воспитать подрастающее поколение в духе патриотизма, в духе коммунистической морали… И во внеурочное время это требование оставалось единственным. Дети воспитывались на примерах художественных произведений М. Горького, М. Шолохова, В. Астафьева, А. Толстого, А. Фадеева и других авторов, преданных коммунистическим принципам. Кроме того, в 70-е годы прошлого столетия настольными книгами для обучаемых стали произведения Генсека страны Л.И. Брежнева «Малая земля», «Возрождение», «Целина».

Перемена власти в стране обновила воспитательный процесс в образовательных учреждениях: учителя и воспитатели обратили внимание на такие важные вопросы, как традиции отцов и дедов, культурное наследие, обычаи, обряды, духовный мир современного человека…Новшествами в области воспитания стали религия, вопросы наркомании, теракты, межнациональные отношения. В школьные программы были включены ранее запрещенные авторы: А. Солженицын, А. Ахматова, М. Булгаков, Н. Арсеньев и другие.

В школах шире стали практиковать мониторинги, открытие классные часы, мастер-классы, воспитательные мероприятия, отражающие такие понятия, как толерантность, уважение, добропорядочность, забота о ближнем. «Круглый стол», «Моя родина», «Нам дороги наши горы», «По тропам отцов и дедов», «Гостеприимство», «Куначество», «Мы и наша природа» – такие мероприятия оказались доминирующими в воспитательной работе классного руководителя.

Широкое использование в школах ИКТ дало свои результаты: за последние 10 лет в области воспитания подрастающего поколения хорошие результаты показали такие школы, как Дибгашинская СОШ, Кищинская СОШ, Уркарахская МПГ, Калкнинская СОШ, Сутбукская СОШ, Чишилинская СОШ.

Во Всероссийском форуме «Зеленая планета» приняли активное участие 60 воспитанников школ Дахадаевского района, и они были награждены дипломами Минобрнауки РД и России. В 2017 году на конференцию «Дагестан – глазами детей» юными делегатами были направлены 20 учащихся различных учебных учреждений.

На августовской конференции учителей, состоявшейся в 2017 году, глава района Д.Р. Омаров сказал: «Дорогие муалимы! Меня радуют успехи ваших воспитанников. Однако особо хотел обратить внимание на злободневные вопросы: «Терроризм», «Религиозный экстремизм», «Антиисламский ИГИЛ». Чтобы уберечь наших детей от этого зла, надо усилить воспитательную работу, привлечь родителей и представителей общественности, работников правоохранительных органов».

На сегодня прогресс в знаниях учащихся очевиден. Они лучше владеют русским языком, нашим вторым родным языком, обучаются иностранным языкам, улучшилось логическое мышление, хорошо разбираются в компьютерной технологии. Дети изо дня в день черпают немало знаний по интернету, телевидению, по другим информационным источникам…

Это немаловажно для учащихся, стремящихся к новым знаниям …

Материально-техническая база

Общеизвестно, что обучение и воспитание детей не могут обходиться ни в одном учебном заведении без соответствующей материально-технической базы.

Детям нужны типовые школы, хорошо оборудованные классы, компьютерные кабинеты, удобная мебель, пищеблок, спортзал, технические средства обучения… До 90-х годов школы были очень бедно оснащены материально-технической базой: старые, потертые парты, скудные ТСО, таблицы да карты (по истории и географии). Даже диапроекторы и киноаппаратура могли быть достоянием учащихся не во всех сельских школах, учителя часто обходились наглядностью, изготовленной своими руками.

С 2007 года школы района в техническом плане значительно преобразились и обогатились: школы Дахадаевского района имеют в своем распоряжении 880 компьютеров, 211 ноутбуков, 43 интерактивные доски; каждое учебное учреждение оснащено телевизорами, ДВД-плейерами, принтерами, ксероксами, телефонами и другими техническими средствами.

Школы располагают также электронными носителями по каждому предмету, и учитель имеет возможность обогатить свой урок дополнительным материалом, перенять и передавать опыт, не выходя из класса, потому что во многих школах имеется интернет-связь. Ныне учителя могут уроки проводить в формате компьютерных слайдов, используя интерактивную доску. И теперь настала возможность школам Дахадаевского района перейти на электронные книги, журналы, дневники, тетради. В скором времени так и будет!

Радуют позитивные перемены, происходящие в сфере образования. И это, несомненно, благодаря заботам главы района Д.Р. Омарова. В районе функционируют 13 типовых школ. В райцентре построена 3-этажная типовая школа, которая вместила в себя 640 учеников; строятся в селах спортзалы, ясли-садики, физкультурные площадки… За годы руководства Д. Омарова была введена в эксплуатацию новая школа в с. Кубачи, в 2017 г. будет введена типовая школа в с. Шаласи на 200 ученических мест, приспособлено под детский сад здание и открыт сад в с. Кища на 70 мест в 2009 г., введен в эксплуатацию детский сад «Олимп» (2014 г.) на 110 мест в с. Меусиша, введен в эксплуатацию детский сад «Солнышко» (2016 г.) на 120 мест в с. Уркарах. Также в 6 ОУ района открыты группы кратковременного пребывания детей.

«Все – для детей!» – таков де-

виз главы района, который лично контролирует учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях Дахадаевского района.

Некоторые школы работают по новейшим требованием ФГОС: например, Кищинская СОШ им. Г.Сулейманова претворяет проект «Наша новая школа», Уркарахская МПГ организовала «Центр одаренных детей». Но самое главное – это программа «Модернизация сельской школы», и она интенсивно внедряется во все школы и контролируется руководством района.

Однако, как известно, меда без воска не бывает: в районе остались еще школы 70-80-летней давности, ветхие, нуждающиеся в капитальных ремонтах, иные ожидают новых сооружений.

Дети, родители и учителя этих школ ожидают добрых перемен…

«назад

Фотолента

фотографий: 0
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив