Народы Дагестана
Архив номеров » № 1, 2018 от 13 Августа 2018 г » Культура » Древнейшее культурное единство народов Дагестана

Древнейшее культурное единство народов Дагестана

 Дагестан – страна исторически просветительская, с творчески настроенными людьми, богатая самобытно-разнообразными, но близкими по духу культурами и языками. Самобытная культура народов Дагестана своими корнями уходит в глубокую древность. Родство народов Дагестана, их этнический облик и национальное своеобразие иллюстрируют, с одной стороны, археологические, а с другой – языковедческие данные. Следует отметить, что дагестанские языки по своей фонетике, структуре, основному словарному фонду относятся к древнейшим языкам. Наряду с этим о единстве древней культуры народов Дагестана свидетельствуют также этнографические данные. Здесь пласты многих культур и традиций в различных этнокультурных измерениях находятся в историко-духовной общности и представляют целостный культурный потенциал единого дагестанского народа.

Этнографическая действительность Дагестана хранит древние типы предметов и явлений не только в виде единичных, разрозненных фактов, но и в виде целостных комплексов. Коренные народы Дагестана являются создателями и носителями древней земледельческой культуры. Дагестан – родина эндемичных исходных видов хлебных злаков, являющихся переходной ступенью от диких к культурным, и центром формирования мягких и карликовых пшениц, родина многих видов культурных растений.

Культура и быт народов Дагестана, несмотря на племенные различия, во многом моногенны и характеризуются рядом общих, существенно важных элементов. Таким общим элементом культуры является горное земледелие.

Дагестанские народы славились племенами-металлургами, достигшими высокого мастерства в обработке меди, бронзы и железа, производстве стали (твердого железа). Технические приемы – гравировка, филигрань, полихромия, золотая насечка и т.д. уходят в глубокую древность.

С древних времен традиционными домашними кустарными промыслами и ремеслами дагестанцев являлись ковроделие и вязание шерстяных носков, платков, заготовка и приготовление натуральных красителей, изготовление домотканого сукна из шерсти и полотна из конопли (женские занятия), кузнечное, гончарное, плотницкое, строительное ремесла, обработка шкур и кож, изготовление шуб и обуви, резьба по камню, дереву, изготовление изделий из дерева, промыслы, связанные с использованием лесных богатств, пчеловодство, охота.

Дагестан имеет много исторических центров художественного ремесла, его справедливо называют «заповедником народных художественных промыслов», краем замечательных мастеров.

Мировую известность приобрели ювелирные центры: Кубачи, Гоцатль, Кумух, Кахиб; центры оружейного искусства: Амузги, Харбук, Казанище, Карабудахкент; центры производства керамики: Балхар, Джули, Испик и другие. Кстати, Дагестан выражает сожаление по поводу того, что в Кубачинском комбинате произошли три раза кражи ценностей. Это из-за халатности руководства комбината. Кто-то из близких греет руки на музейных ценностях. Лучше было бы, если бы кубачинские ювелирные изделия лежали в музеях мира!

Работы дагестанских мастеров украшают сегодня многие музеи и коллекции России, стран ближнего и дальнего зарубежья, удостаиваются наград на самых престижных выставках. В парижском Лувре, Музее восточных культур (Москва), Эрмитаже, музеях в Лондоне, Нью-Йорке хранятся работы мастеров Республики Дагестан. В этих музеях можно увидеть художественную утварь доисламских времен.

Крупными центрами медно-чеканного производства являлись аварские селения Гоцатль и Ичичали, лакское селение Кумух, даргинское селение Кубачи, город Дербент, где выделывались кувшины оригинальных форм для омовения, подносы, тазики и разнообразная утварь с чеканным и гравированным орнаментом для семейного быта.

Камнерезным искусством славились селения Сутбук, Бякни, Уркарах, Урари, Акуша, Уллу-Ая, Эбдалая, Чох, Ругуджа, Согратль, Джули, Хив, Хурик, Кумух, Кули, Костек, Тарки, город Дербент. Художественной резьбой украшались мемориальные памятники, каменные плиты, архитектурные детали, предметы домашнего обихода.

Резьбой по дереву занимались в селениях горных районов, наиболее богатых лесом, – в Кайтаге (селения Адага, Лища, Гульды, Тама), в ряде селений южного Дагестана (Ихрек, Борч, Хнов, Луткун, Кара-Кюре) и горной Аварии (Бацада, Мачада, Кулла, Куяда, Бежта, Тлярата, Кахиб, Унцукуль), в Табасаране (селения Хурик, Ханаг, Джули, Ругуч).

Производство бурок было сосредоточено в основном в селениях Анди, Ботлих, Рахата, Ансалта. Изготовливаемые в этих селениях бурки находили сбыт во всем Дагестане и во многих населенных пунктах Северного Кавказа и Закавказья.

Дома-крепости и боевые башни дагестанских горцев – важный элемент дагестанской материальной культуры, – несмотря на различия в деталях, имеют много общих черт и совершенно определенную общую функцию (дагестанские, чечено-ингушские, тушино-хевсурские боевые башни).

В Дагестане можно найти истоки, элементы индоевропейской, кавказской, арийской, тюркской и других цивилизаций. Хурритский, урартский, албанский, тюркский и многие другие корни языка наряду с кавказско-иберийской группой функционировали в регионе еще с древнейших времен. История развития культур и языков народов Дагестана отражает широкие культурно-языковые связи народов не только на Кавказе, но и в Передней Азии, Средиземноморье, Малой Азии. Ареал культурно-языкового взаимодействия Дагестана с древнейших времен чрезвычайно велик. Отсюда и лингвистические связи, и взаимопроникновения в языках народов Кавказа. Влияние гуннов, скифов, аваров, алан, хазар, массагетов, славян, тюрок, арабов и многих других – это тоже момент исторического взаимодействия, проявляющийся в различных оттенках культур, традициях и языках народов Дагестана.

По переписи 2002 года, в Дагестане нашелся человек, который назвался скифом по национальности. Регион был одним из центров формирования и распространения древнейших религий, в частности зороастризма. Большое значение для культурного развития региона имело принятие в древней Кавказской Албании христианства, распространение письменности, христианской культуры, проникновение и влияние иудаизма и культуры торы, ислама и арабской культуры. Все это, как в летнем букете альпийских лугов, переплетено многообразием цветов, ароматов и оттенков. Взаимодействие культур и языков – историческая традиция развития человеческой цивилизации, и она в Дагестане проявляется повсеместно на всех этапах его развития.

В социальной структуре выделяются такие общие элементы, как широко распространенные гостеприимство, побратимство, народная система воспитания и др.

Народные предания донесли до наших дней эпические творения, такие как сказания о нартах и других эпических героях, а часть из них нашла отражение в эпосе европейских народов.

Дагестан за весь длительный период своей истории никогда не был замкнутой, изолированной территорией. Явления мировой истории, большие или малые, всегда находили здесь свое отражение, оказывали соответствующее влияние. Традиции научных знаний в Дагестане уходят своими корнями в глубину столетий. Ученые XIX века стали их достойными продолжателями. Саид Араканский, Гасан Эфенди Салтинский, Джамалутдин Казикумухский, Хаджи Магомед Согратлинский, Магомед-бек Гергебильский, Ильяс Хаджи Цудахарский и многие другие внесли огромный вклад в изучение истории и философии Дагестана, арабской культуры. Дагестан считался одним из центров арабо-мусульманской культуры, краем ученых, богословов, снискавших огромный авторитет и в кавказском регионе, и в странах Ближнего Востока. Сотни дагестанцев совершенствовали свои знания в центрах мусульманского Востока, занимали почетные должности в их учебных заведениях, религиозных общинах. Более 20 дагестанцев работали в Мекке и Медине. Академик И.Ю. Крачковский писал, что «... дагестанцы и за пределами своей родины, всюду, куда их закидывала судьба, оказывались общепризнанными авторитетами для представителей всего мусульманского мира в целом» (Крачковский И.Ю. Избранные сочинения. М.; Л., 1955-1960. Т. 1-6.).

По официальным данным, в начале XX в. в Дагестане при мечетях и синагогах имелось 870 школ, в которых обучалось 6239 детей. В 1913 г. число учащихся составляло 7220 чел. В 1860-е годы в Дербенте и Темир-Хан-Шуре были открыты первые женские школы. В конце XIX в. в Дагестанской области имелось 26 русских школ, из них 14 – в городах и 12 – в сельской местности. Средних школ было две и обе в областном центре – Темир-Хан-Шуре.

В Дагестане исторически сложился подлинный культ знаний, рукописной и печатной книги. Ученые создавали интересные, богатые библиотеки. У моего отца Курбана-Кади была огромная библиотека, уничтоженная в годы советской власти.

Много работ было опубликовано Александром Касимовичем (Мирза Мухаммед Али) Казем-Беком (1802–1870 гг.) – выдающимся ученым-востоковедом, первым деканом факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета. «Такого знатока ислама и мусульманского законоведения, как профессор Казем-Бек, Западная Европа не имеет», – писал русский ученый И.Н. Березин. Он активно выступал против фанатизма, но при этом говорил не только о фанатизме на Востоке, но и среди французов, русских, поляков. Суть дела «в порицании фанатизма, где бы ни было», – писал Казем-Бек иранскому консулу в Тифлисе.

В народной педагогике дагестанцев большое место занимало трудовое воспитание, которое включало, как составную часть, элементы физического воспитания. При этом основное внимание уделялось выработке таких качеств, как терпение, упорство, настойчивость, мастерство, самообладание, смелость и решительность.

Богатое культурное наследие создано народным творчеством. В горах особой любовью пользовались певцы, умеющие виртуозно играть на различных инструментах и импровизировать на основе народных поэтических текстов. О неотразимой силе таланта даргинского поэта XIX века Омарла Батырая говорит следующая легенда. Ханы так боялись его песен, разящих все косное, возвеличивающих все доброе и человеческое, что штрафовали его за каждое выступление. Простые люди в складчину покупали штрафного быка, чтобы Батырай смог спеть свою песню.

 

Дагестанцы – люди энергичные, решительные, трудолюбивые, творческие, поэтичные. И важно не терять этот свойственный нашим народам творческий, смелый дух, создаваемый веками нашими предками, великими мастерами и героями, созидателями и воинами, поэтами и учеными, которыми славились и славятся наши народы и наш родной Дагестан.

«назад

Фотолента

фотографий: 6

В горных аулах зерно иногда мелют по старинке

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Фабрика бурок, селение Рахата

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Хлеб, испеченный в тандыре

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Испикская керамика

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Избудин Хизбулаев, глава поселения Гагатли, в бурке

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Серебряный кубачинский браслет «Сердце Кавказа»

Категория фото: КУЛЬТУРА »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив