Народы Дагестана
Архив номеров » № 1, 2018 от 13 Августа 2018 г » Культура » Хождение в народ, или «творческий десант» по-дагестански

Хождение в народ, или «творческий десант» по-дагестански

 Есть у меня товарищ еще со школьной скамьи, зовут его Хан Баширов. Он известный в республике общественный деятель, председатель Союза музыкантов РД, пианист. Мы с ним часто созваниваемся, делимся новостями, в том числе в культурной жизни нашей республики. И на мой традиционный вопрос: «Как прошел день?» Хан не менее традиционно и обыденно отвечает, что участвовал в «творческом десанте» в том или ином городе или районе. Подобные ответы моего друга стали звучать настолько часто, что журналистский зуд не позволил обойти эту тему и все-таки разобраться: «А что же это за такой «зверь» – «творческий десант»?»

Оказалось, что в рамках приоритетного проекта развития Дагестана «Человеческий капитал» и в целях преодоления территориального и социального неравенства, приобщения более широкой аудитории к профессиональному искусству реализуется просветительский проект «Творческий десант». В прошлом году прошло 28 таких мероприятий в 6 городах и 22 районах, в которых участвовали 25 коллективов Минкультуры РД и представители творческих союзов. Такова официальная статистика. Но цифры цифрами, а что за ними?

Вступление это понадобилось не для того, чтобы заявить о желании объять необъятное, а хочется немного поразмышлять над тем, как меняются сегодня не только «стиль» и «методы» работы в культурной сфере, но и то, что существует вечно, – наше культурно-историческое наследие, включающее фольклор, религию, язык. Именно это является базой для сегодняшних достижений деятелей культуры.

Хорошо забытое старое

«Жизнь меняется на глазах», – говорим мы, имея в виду, как правило, что-то позитивное, что-то прогрессивное. Думаю, что «творческие десанты» – это то, что мы называем «хорошо забытым старым». Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда. Глава РД В.А. Васильев часто говорит о большой роли и месте культуры в сохранении преемственности и воспроизводстве духовного потенциала народа, в модернизации экономики республики. На мой взгляд, «творческие десанты» должны ответить на вопросы: в какой культурной среде формируются современные дагестанцы? в чем проявляется культурная самобытность и идентичность жителей наших городов и сел?

Неформальные встречи деятелей культуры с населением должны воспрепятствовать исчезновению из среды обитания людей культурно-нравственного потенциала. И еще. Реализуется на практике право людей на доступ к культурным ценностям. Ведь дагестанцы имеют у себя дома возможность соприкоснуться с миром прекрасного: картинами наших видных художников, музыкой наших композиторов, постановками пьес наших драматургов, произведениями наших писателей и поэтов.

Поскольку главным заказчиком и организатором этих программ выступает Министерство культуры республики, то оно и формирует бригады «творческих десантников», своеобразных менеджеров культурных процессов и культурной политики республики. С несколькими из них нам удалось побеседовать.

Вместо концерта-лектория – живой контакт

Калимат Эльдарова, директор учебно-методического центра Министерства культуры РД:

– Мы ставим своей целью воссоздание через культуру национального духа российского (дагестанского) народа. Того духа, который способен противостоять пошлости и цинизму, низким образцам массовой, коммерческой культуры. Поэтому в этих «десантах» участвуют лучшие представители творческих союзов: писатели, художники, музыканты, артисты Оперного театра, драматических театров, представители библиотек и т.д. Такая целенаправленная работа ведется уже три года и дает свои ощутимые результаты. Изначально ставилась задача помочь муниципальным образованиям в оживлении культурной жизни, чтобы жители села знали деятелей культуры в лицо, имели возможность послушать произведения дагестанских композиторов, увидеть национальные инструменты, познакомиться с художниками Дагестана, посмотреть каталоги их работ.

Важно, чтобы сельчане непосредственно встречались с деятелями культуры, могли задать им интересующие вопросы. Дело в том, что многие годы Дома культуры не работали, особенно в 90-е годы прошлого века, по объективным причинам. И практика проведения «десантов» показала, что результаты налицо. Зрительные залы заполнены до отказа. Обычные и скучные концерты-лектории трансформируются в живое общение.

Мы как-то выступали в Каспийске перед детско-юношеской аудиторией. И нам было приятно общаться в форме вопросов-ответов, в форме живого диалога. Мы возим артистов наших театров и показываем фрагменты спектаклей. А затем зрители задают вопросы артистам, интересуются тем, как они пришли в профессию, что их сподвигло на это, была ли преемственность и др.

Отрадно, что главы муниципальных образований – частые гости на наших мероприятиях, они, можно сказать, одни из самых заинтересованных зрителей. Вспоминается бывший глава Бабаюртовского района, который буквально нас опекал весь день и помогал во всем. Мы думали вначале, что если проект станет ежегодным, то это наскучит сельчанам, но интерес не ослабевает, и это нас радует и вдохновляет.

– Кого бы Вы отметили из тех, кто постоянно участвует в таких мероприятиях?

– Это, конечно, пианист Хан Баширов, художник Амирхан Магомедов, директор школы-студии при ансамбле «Лезгинка», хореограф Тарият Капиева и многие другие. Основная наша задача – контакт с людьми. Мы стараемся говорить с молодежью о необходимости противодействия терроризму. Мы приглашаем учиться в наших учебных заведениях, говорим, что радикализм – не их путь. Одним словом, мы хотим показать им альтернативный вариант выбора жизненного пути. Наша цель – воспитать здоровое поколение и в физическом, и в нравственном отношении.

Мы всегда используем эти поездки, чтобы посетить наши школы искусств, художественные школы. Нам самим интересно выезжать в районы, нежели сидеть в кабинете и выполнять, хоть и нужную, но монотонную и рутинную работу. Помимо всего прочего, такие встречи в районах нас самих обогащают.

«Культсанштурм» на современном этапе

Амирхан Магомедов, директор Выставочного зала Союза художников РД:

– Я считаю, это правильный подход, раньше также применялись подобные методы работы. Я, к примеру, в командировки беру свои картины, рассказываю о нашем Союзе художников, его планах. В нашем творческом союзе 176 художников, известных не только в Дагестане, но и за его пределами. Мы приглашаем сельчан к нам в Выставочный зал на экскурсии. И действительно, многие откликаются на наши приглашения, посещают Выставочный зал и остаются довольны увиденным. Нередки случаи, когда талантливая молодежь поступает в художественное училище, на профильный факультет ДГПУ. И это своеобразный резонанс на наши «творческие десанты». Кто знает, а может из наших недавних знакомых появятся, образно говоря, новоиспеченные Муэддины Джемалы, Аскар-Сарыджи, Гимбатовы, Курбановы, Путерброты, Супьяновы, Раджабовы, Гусейновы, которыми также будет гордиться республика. Видимо, сегодня возникла необходимость «культсанштурма» на современном этапе. Дагестанские деятели культуры в 20-30 годах прошлого века во главе с композитором Готфридом Гасановым ездили по горным районам, несли идеи просвещения и культуры в массы и сами обогащались образцами народного фольклора и традициями.

Сегодня достойными последователями наших аксакалов от культуры являются Магомед Абасов, Тагир Курачев, Хан Баширов, Касум Магомедов, Татьяна Петенина, Аминат Абдулманапова – частые гости в сельских клубах, на кутанах, сельхозпредприятиях.

– Вам задают вопросы, не связанные с культурой?

– Мы часто говорим с молодежью о необходимости вести здоровый образ жизни, иметь иммунитет к экстремизму. Акцент делается на воспитание молодежи. Конечно, мы говорим и о внутренней и внешней политике нашего государства, о событиях в Сирии и Ираке, одним словом, по мере возможности, стараемся удовлетворить интересы наших слушателей. Мое мнение: если молодой человек чем-то полезным и интересным занимается, то его невозможно заставить вступить на противоправный путь. И родители здесь играют важнейшую роль. А мы можем только помочь в становлении молодых дагестанцев. Мы, деятели культуры, видим свое основное предназначение в преодолении невежества – главного и стойкого врага, препятствующего всему доброму и светлому в нашей жизни. Во время встреч постоянно говорим о важности художественного образования, сохранения в наших городах и селах школ искусств. Понятно, что не все станут художниками и музыкантами, но ребятам на всю жизнь будут привиты эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Сам я учился в Хунзахской межрайонной школе-интернате. У нас кипела кружковая работа, день у учащихся был расписан по минутам. Как говорил Аркадий Райкин, чтобы на всякие негативные «художества» сил не оставалось. Там же, в Хунзахе, закончил художественную школу, одновременно посещал секцию вольной борьбы и танцевальный кружок. А во время учебы на художественно-графическом факультете ДГПУ профессионально занимался легкой атлетикой. И это помогает мне преодолевать все жизненные невзгоды. Отрадно, что молодежь во время «творческих десантов» внимательно и заинтересованно слушает подобные человеческие истории. Кто знает, может быть, что-то из нашего опыта окажется полезным.

И еще. 16 марта 2017 г. в Грозном открылась моя персональная выставка, и мне было приятно, когда на ее открытие пришли две группы школьников в красивой форме. Волонтеров, которых в народе прозвали «ахматовцами» и «путинцами», различали лишь по цвету формы. Все это дисциплинирует.

Смысл культуры – совесть культуры

Сарат Джабраилова, зам. директора Национальной библиотеки имени Р. Гамзатова:

– Мы поддержали инициативу республиканского Дома народного творчества о реализации проекта «Творческий десант». В соответствии с приказом министра культуры с 2014 года работники всех подведомственных учреждений нашего ведомства выезжают в районы, встречаются с общественностью, библиотекари обмениваются опытом работы со своими коллегами на местах.

Эти взаимополезные встречи и беседы достаточно эффективны и стали заметным явлением в культурной жизни республики. Хотя вначале было сомнение, захотят ли представители столичных учреждений культуры, а это, помимо библиотекарей, художники, музыканты, писатели, искусствоведы, «обременять» себя подобными демаршами?

Оказалось, что каждый из них жаждет таких встреч с сельским слушателем и зрителем, этого требует их творческая сущность, нуждающаяся в эмоциональной подпитке. Постоянными участниками наших «творческих десантов» являются не только маститые и заслуженные деятели, но и творческая молодежь, к примеру, воспитанники школы искусств поселка Новохушет под руководством директора Шамиля Джаватханова. Это радует! Молодежь таким образом привыкает к выступлениям перед взрослой аудиторией, которой пришлась по нраву их классическая хореография. Тепло встречали нашу группу в Ахвахском, Гумбетовском районах, с нетерпением ждем встречи с жителями Хунзахского района в июле нынешнего года.

Цель «творческих десантов» – привлечь внимание глав муниципальных образований к активизации деятельности учреждений культуры, целевого расходования средств, выделенных на библиотеки, школы искусств и т.д. Ведь надо же понимать, что ребенок, увлеченный ювелирным искусством, живописью, музыкальными инструментами, будь то гармошка, агач-кумуз или дудук, никогда в будущем не возьмет в руки оружие. Он уже «заражен» вирусом творчества, и у него формируется иммунитет ко злу.

И еще. В период волны децентрализации, разграничения полномочий, согласно федеральному закону о местном самоуправлении, некоторые начальники на местах творили беспредел. Нередко во главе школы искусств мог оказаться «специалист», никакого отношения не имеющий к культуре, финансирование осуществлялось по остаточному принципу. Во время «творческих десантов» мы обращаем внимание на недостатки: мало типовых зданий под библиотеки, школы искусств. Мизерные средства выделяются на приобретение новых книг и периодических изданий, особенно журналов.

 

Сегодня приходит понимание того, что руководить культурной политикой на местах должны профессионалы, видящие приоритеты развития этой сферы. В библиотеках мы видим в настоящее время оживление кружковой работы, фактически храмы культуры становятся, как говорят в Германии, «анциенгс пункст», то есть местом наибольшего сосредоточения жителей того или иного района или города. Также в библиотеках ведется исследовательская работа – под руководством местных краеведов и преподавателей пишется история села, района, тухума, местной школы, библиотеки или биография выдающегося земляка. Как это важно в процессе будущей социализации молодого человека, его патриотического воспитания! Наша задача – сделать библиотеки досуговыми и информационными центрами, центрами общения людей, живущих в сельской местности. И такие примеры, к счастью, есть. Библиотеки должны стать еще центром пропаганды книг и политики нашей страны.

«назад

Фотолента

фотографий: 7

Рашид Гаджиясулов на приеме у В. Васильева

Категория фото: Мужество »

Деятели культуры Дагестана

Категория фото: КУЛЬТУРА »

«Творческий десант» из Министерства культуры РД в Левашинском районе

Категория фото: КУЛЬТУРА »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив