Народы Дагестана
Архив номеров » № 1, 2018 от 13 Августа 2018 г » Патриотизм » Нравственные традиции народов Дагестана – основа патриотического воспитания

Нравственные традиции народов Дагестана – основа патриотического воспитания

 Нравственный компонент является существенным элементом системы воспитания молодежи, особенно учащихся школ. Он представляет собой координатную ось, на которой так или иначе располагаются все остальные виды воспитания. Специфика, отличающая нравственное воспитание от всех остальных видов воспитания, заключается в том, что это процесс, направленный на человека в целом. Демократизация общества, возросшая социальная активность граждан ведут к увеличению числа проблем, решение которых настоятельно требует повышения нравственной культуры, нравственной ответственности граждан общества, приведения в движение всех творческих сил в трудовой, социально-нравственной деятельности россиян, понимания гражданами остроты переживаемого момента, его переломного характера.

В Послании Президента России Федеральному Собранию говорится: «Мы должны всецело поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей, исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Закон может защищать нравственность и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность... Мы должны действовать не путем запретов и ограничений, а укреплять прочную духовно-нравственную основу общества. Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы – не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Нравственная культура – не только усвоение моральных норм и социальных требований, но и активное участие индивида в самом процессе создания моральных ценностей и норм, в формировании и развитии гражданского общества и человеческой нравственности.

В современном Дагестане молодежная культура местами утрачивает свои духовные характеристики, становится все более экстремальной и агрессивной по отношению к внешнему миру, старшим поколениям. Основными чертами молодежной культуры становятся дегуманизация и деморализация. Нарушается процесс исторической преемственности культуры. Все подчинено, к сожалению, материальной выгоде.

«Самым опасным и недопустимым, – справедливо пишет профессор М.А. Абдуллаев, – представляется нам процесс морального разложения, который идет среди части молодежи Дагестана. Молодежь сегодня составляет огромную силу, и от ее отношения к делам страны и нравственного поведения зависит очень и очень многое. В семье и во многом в своем селении она ведет себя как-то скромно и считается со старшими, а вне семьи и села она проявляет себя не с лучшей стороны».

Для решения стоящих перед дагестанским обществом непростых задач по развитию гражданского общества необходимо восстановить и совершенствовать всю нравственную систему, призванную укрепить жизнеспособность Российского государства, обеспечивать его постоянное самообновление и совершенствование. Отражением этих процессов и является нравственная культура, которой, к сожалению, очень не хватает гражданам страны.

В системе нравственных и социальных норм, общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции и обычаи народов Дагестана. Они являются действенным социальным регулятором многих сторон общественной и личной жизни граждан, важнейшими факторами консолидации общества.

Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые от поколения к поколению обычаи, обряды, общественные установления, идеи и ценности, нормы поведения и т.п.; элементы социокультурного наследия гражданского общества, сохраняющиеся в дагестанском обществе или в отдельных социальных группах в течение длительного времени.

Обычаи – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение наиболее устойчивые нормы и правила взаимоотношения людей, охраняемые общественным мнением и характерные для семейно-бытового уклада народа или группы народов, близких по своему историческому прошлому, языку и культуре Дагестана.

Обряд представляет собой условно-символическое действие дагестанских народов, которым его участники оформляют и ознаменовывают те или иные важные для них события общественной и личной жизни. Смысл обряда (ритуала) заключен не в самих составляющих его движениях, а в том, что они обозначают (символизируют).

Традиции выполняют ряд важнейших социальных и нравственных функций. Это утверждение гуманистических отношений в обществе между людьми в разных сферах жизнедеятельности, в межличностных отношениях, передача положительных ценностей прошлого новым поколениям, укрепление общественных отношений, закрепление и развитие новых духовно-нравственных ценностей.

Необходимо отметить, что часть современных традиций дагестанцев имеет многовековую историю, выработанную народным опытом предшествующих поколений. Сохраняя национальный характер и региональную специфику, традиции прошли проверку историей, наполнились и обогатились новым содержанием, соответствующим требованиям времени.

В формировании институтов гражданского общества Дагестана большое место занимают адаты. В них отражены и закреплены в специфической форме взгляды, нормы и правила жизни многих поколений. По сути это своеобразные «кладовые», в которых оседает и хранится духовно-нравственный опыт предков, конкретные образцы должного поведения, включая как внутренние моральные качества, так и внешние фиксированные правила поведения. Авторитет и легитимность адатам обеспечивал закрепленный в них опыт, отражавший мудрость предков наших дагестанских народов.

Как известно, утверждение идей справедливости в сознании людей происходит не на пустом месте. Оно опирается на принципы гуманизма. Богатейшие гуманистические традиции, утверждает Глава республики Васильев В.А., накопленные дагестанцами в течение многих веков развития взаимоотношений, играют важную роль в формировании коллективизма, солидарности в сознании и поведении людей, в закреплении чувства дружбы, взаимной поддержки народов. Актуальность гуманистических традиций прошлого подчеркивается тем, что, опираясь на них, воспитание в целом, в частности нравственное воспитание, усиливает свое воздействие, что весьма важно в современной непростой ситуации развития общества. Ибо без учета истории предшествующих отношений с другими народами невозможно преодоление в полной мере предубеждений в отношении людей к тому или иному народу, которые порождены негативными сторонами истории национальных отношений прошлого.

В преамбуле Конституции Республики Дагестан отмечается: «Мы – многонациональный народ Республики Дагестан – составная часть многонационального народа Российской Федерации». Население нашей республики отнюдь не являет собой механическую сумму этнических групп. Можно говорить об определенной историко-культурной общности населения Дагестана, к которой относятся не только коренные его народы, но и представители всех других народов, постоянно проживающие на территории Дагестана.

Прививая любовь к России, ее истории, культуре, языку, традициям, народам, проживающим в ней, мы в равной степени призваны привить любовь к многонациональному Дагестану, к своей малой Родине, родному языку и т.п. Такая работа проводилась и раньше, но ее следует усилить в современных условиях с учетом проводимых в стране преобразований.

В уникальном субъекте Российской Федерации, каким является Дагестан, издавна проживают более 30 народностей в мире и согласии, образуя единое и целостное многоязычное дагестанское содружество. Всего же в Республике Дагестан проживают представители более 120 народов и этнических групп.

На протяжении веков народы Дагестана накопили поучительный опыт улаживания конфликтов, достижения согласия между противоборствующими или спорящими друг с другом общинами.

Сам факт возникновения в процессе длительного совместного проживания такой исторической общности людей, как дагестанский народ, свидетельствует о наличии глубоких корней культуры межнационального общения, отношений интернациональной дружбы и межэтнического сотрудничества.

Большое внимание в республике уделяется поддержке дагестанской культуры и русского языка, национальных культур и языков народов Дагестана.

На 14 языках в республике издаются газеты, журналы, ведутся регулярные программы на радио и телевидении. На 9 языках идут спектакли государственных театров. Обеспечен баланс между русским и дагестанскими языками.

Закон о русском языке, принятый в республике, способствует его развитию в многонациональном регионе и содействует активному взаимодействию русского и национальных языков и формированию гражданского общества.

В центре внимания руководства республики находится вопрос и о качестве преподавания русского языка в учебных заведениях Дагестана. Работа в этом направлении активизировалась после принятия Указа Главы РД «О мерах по обеспечению развития, защиты и поддержки русского языка в Республике Дагестан».

В стихотворении народного поэта Дагестана Расула Гамзатова «Русскому товарищу» ярко выражено отношение дагестанцев к русскому народу, русскому товарищу:

В труде – ты учитель, защитник – в борьбе,

Где нужно – поможешь, направишь.

За это спасибо, спасибо тебе,

О друг мой, о русский товарищ!

На основе общения с русскими учителями, специалистами у большинства граждан Дагестана старшего и среднего поколений сложилось свое определенное представление о русском человеке: честность, порядочность, простота, образованность, трудолюбие, мудрость, готовность прийти на помощь и др.

Дружба народов нашей страны, как известно, росла и крепла благодаря решению, в основном, многих проблем развития наций и национальных отношений.

Народы Дагестана всегда доверяли друг другу, уважали друг друга, учились друг у друга, заимствовали друг у друга лучшие качества. Чувство единства никогда не покидало дагестанцев, хотя были силы, стремящиеся помешать этому. Идея единства дагестанцев превратилась в общедагестанскую традицию единства. Передаваясь из поколения в поколение, она приобрела особую значимость и актуальность в наше время.

У народов Дагестана всегда были сильны патриотические чувства и любовь к Родине.

В «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» «обеспечение сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального (межэтнического) согласия, российского патриотизма включено в число задач в сфере государственной национальной политики Российской Федерации».

Таким образом, российский патриотизм является важнейшим средством укрепления единства и целостности многонационального государства.

Со второй половины 80-х годов XX века система воспитания, сложившаяся в нашей стране, была подорвана. Взамен же ничего не было предложено. Молодежь страны была лишена четких ориентиров, надежной социальной опоры. Эти процессы привели к сворачиванию всей системы патриотического воспитания. Она фактически оказалась разрушенной в районах, городах, организациях гражданского общества.

Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества. Этим и определяется приоритет патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Двадцатый век оказался свидетелем многих трагедий и драматических событий. Среди них Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году, а особенно Великая Отечественная война советского народа в 1941-1945 гг. против немецко-фашистских захватчиков.

В 1941 году столкнулись две силы: силы добра, созидания и гуманизма и силы насилия, разрушения и жестокости. В жесточайшей схватке победили дух, воля, организованность и сплоченность народа, сражавшегося со злейшим и коварным врагом не только ради своего освобождения, но и ради обеспечения свободы и счастья народов других стран.

Славные сыны Дагестана мужественно сражались на фронтах Отечественной войны и участвовали в военных событиях в Венгрии в 1956 г. Священной кровью лучших представителей всех наций и народностей страны скреплены дружба и интернациональное единство народов Советского Союза. Гаджи Буганов – под Москвой, Ханпаша Нурадилов – под Сталинградом, Магомед-Загид Абдулманапов – в Крыму, Магомед Гаджиев – в Заполярье, Сааду Алиев – в Карелии, Гамзат Муртазаев – в Польше, Гасан Камалов – в Италии в теснейшем единстве с представителями всех народов Советского Союза несли высокое звание Советского человека. В Крыму, в ауле Ашага-Джали восемь десантников – семеро русских и среди них аварец Магомед-Загид Абдулманапов, израсходовав боеприпасы, тяжело раненными попали в плен. Фашисты ничего не добились от них. Расстреливая русских, фашисты обратились к Магомед-Загиду: «Ведь ты же не русский, зачем тебе их земля, откажись от них, и мы сохраним тебе жизнь». «Нет, не откажусь, они мои братья, мы все советские люди, и Родина-мать у нас одна», – гордо ответил горец.

Подвиг героев-горцев вдохновлял дагестанцев, звал их на борьбу с врагом.

Но в каждом ли городе, селе знают о подвигах своих земляков? Каждую ли святыню тех грозных лет – братскую могилу героев – чтут? Всюду ли с должным пониманием организуют и встречают походы юных следопытов по «дорогам отцов»? Этими вопросами должны постоянно заниматься в школах и вузах, руководители районов и городов. Наша память – это не одна лишь скорбная минута молчания по безвозвратно погибшим героям в Великой Отечественной войне и событиях в Венгрии в 1956 г. Наша память – в продолжении их дел, в трудовых мирных победах.

Для усиления патриотического воспитания, на наш взгляд, можно рекомендовать:

1. Поддерживать и обогащать прогрессивные традиции каждой нации и народности Дагестана, содействовать утверждению новых общероссийских традиций, гражданской обрядности, повышению качества преподавания русского языка, истории России, предмета народных традиций и т.д.

2. Учитывая исключительное значение русского языка как средства межнационального общения, постоянно повышать качество его преподавания в школах, высших учебных заведениях Республики Дагестан.

3. Формировать и развивать у граждан Дагестана культуру межнационального общения. Шире знакомить население районов и городов Дагестана с достижениями культуры, обычаями и традициями других народов страны.

4. Вести непримиримую борьбу с любыми проявлениями национализма, недоверия и предубежденности к каким бы то ни было национальностям, национального чванства и высокомерия в быту и психологии.

5. Всемерно повышать интерес молодежи к изучению истории и литературы России, ее народов.

6. Добиваться органического единства интернационального и героико-патриотического воспитания; разнообразными идейно-нравственными и эстетическими средствами формировать у юношей и девушек Дагестана чувство глубокого уважения к Государственному гимну, гербу и флагу России, к Государственному гимну, гербу и флагу Республики Дагестан.

7. Воспитывать у юношей и девушек осознанное понимание определяющей роли и значимости человека труда, формировать у них высокую организованность и дисциплину.

8. Шире использовать для совершенствования патриотического воспитания учащихся Дагестана возможность внеклассной и внешкольной работы, участвуя в отрядах «красных следопытов», и активнее использовать в патриотическом воспитании учащихся примеры подвига солдат в годы Великой Отечественной войны и в период военных событий в Венгрии в 1956 г.

«назад

Фотолента

фотографий: 4

Дагестан встречает Главу Татарстана Рустама Минниханова

Категория фото: Патриотизм »

В Дагестане прошли курсы повышения квалификации педагогов в рамках ФЦП «Русский язык»

Категория фото: Патриотизм »

Спектакль «Недопетая песня», Аварский театр

Категория фото: Патриотизм »

Праздничные мероприятия в столице Франции, приуроченные к юбилею Дербента

Категория фото: Патриотизм »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив