Народы Дагестана
Архив номеров » № 1, 2018 от 13 Августа 2018 г » Экология » Пчела как объект трудового и экологического воспитания подрастающего поколения

Пчела как объект трудового и экологического воспитания подрастающего поколения

 Одна из трагедий современного человеческого общества состоит в том, что оно не может жить без постоянного прогрессирующего воздействия на природу. Это воздействие преследует совершенно конкретные насущные цели получения: пищи, природного сырья, работы и т.д. Отсюда – нарушение экологических законов и принципов, определяющих устойчивое функционирование всех элементов биосферы и перевод проблем сохранения ее в категорию второстепенных задач. На основе глубокого анализа отечественного и зарубежного опыта охраны природы для сохранения каждого из компонентов природной среды разработана система специальных мер, обеспечивающих непрерывность их существования и восстановления в процессе хозяйственного использования.

Одно из важных мест в системе охраны биосферы занимает экологическое воспитание населения. Оно должно последовательно проводиться на всех социальных и возрастных уровнях и играть определяющую роль в формировании особого экологического мировоззрения у подрастающего поколения – детей. В настоящее время является весьма актуальным воспитание в детях понимания ценностей природного ресурса. В школах и высших учебных заведениях необходима модернизация учебного процесса с включением экологического образования, а также обширная воспитательно-пропагандистская работа среди населения в области экологии.

Несмотря на важность продуктов пчеловодства, медоносная пчела остается одним из загадочных живых существ на земном шаре. С древних времен разведение пчел считалось показателем трудолюбия и высокой культуры земледелия.

В экологическом воспитании подрастающего поколения значительную роль может сыграть развитие школьных подсобных хозяйств, непременным условием которых является выращивание плодово-ягодных культур, а также разведение медоносных пчел. Пчелиная семья представляет собой единую и сложную биологическую систему, которая может быть использована человеком в качестве модели взаимоотношений в социальном обществе – школе. Пчелы не только одни из самых умных, но и относятся к числу самых полезных для человека насекомых, а пчеловодство несет в себе культуру труда, эстетическое и нравственное восприятие живой природы, оказывает воспитательное воздействие, приносит удовлетворение и наслаждение.

Работа с пчелами способствует стабилизации психики человека, снимает стрессовые состояния, улучшает работу всех систем организма, что весьма необходимо при переходном возрасте детей. Не зря пчеловоды отличаются долгожительством, физическим здоровьем. А для этого мы рекомендуем пересмотреть содержание школьных программ с обязательным включением в них факультативов по пчеловодству. В соответствии с этим в Дагестанском государственном университете при Институте повышения квалификации можно открыть курсы «Школьное пчеловодство» по профессиональной переподготовке учителей для ведения занятий по пчеловодству в общеобразовательных учреждениях.

Уважаемый ректор ДГПУ, Вы знаете, что в общеобразовательных учреждениях внедрение программы изучения пчеловодства способствует формированию базовых знаний и навыков, а также воспитанию научного мировоззрения, нравственности, гуманности, эстетического вкуса, бережного отношения к природе и экологической культуре. Содержание пасек на приусадебных участках школ будет являться источником трудового, творческого, научного и экологического воспитания детей-школьников. Занятие пчеловодством в школах не только интересно само по себе, но при умелой организации труда экономически выгодно, способствует привитию предпринимательской жилки у школьников.

Воспитание – это один из видов деятельности по образованию или преобразованию человека, который может успешно проводиться при условии, если оно связано с обучением, приобретением знаний и умений, если оно проводится в системе и развитии взаимодействующих элементов. Правильно осуществляемое воспитание при обучении биологии сможет сформировать у школьников определенную систему ценностных отношений к окружающей действительности, в том числе к природе. Воспитание, как и овладение знаниями и способами деятельности, осуществляется в процессе обучения, и здесь определенная роль отводится методам и средствам обучения. Переход системы образования на более высокую ступень и происходящие в связи с этим кардинальные изменения требуют разработки новых, перспективных подходов воспитания подрастающего поколения. В этом активное участие должны принять вузы, госучреждения, главы муниципальных образований Дагестана.

Пчела не осталась без внимания в Коране мусульман. В 16-й суре говорится: «Вечный, всемилостивый Всевышний поучал пчелу, говоря: «Строй дома свои в скалах гор и в деревьях лесов с таким же искусством, с каким это делает человек. Лети на все цветы и плоды, которые дарует тебе Господь. Из плоти их исходит благостный мед, разный по цвету, но истинно целебное снадобье для человека» (Херольд Э., Вайс К., 2007).

В жизни пчел все удивительно и интересно. Следует отметить порядок, чистоплотность, проявляющиеся в тщательной чистке ячеек и в обработке стенок улья прополисом. Не следует забывать и о терпении, с которым пчелы выполняют все работы в улье и за его пределами. Особенно бросается в глаза упорство, с которым они летают за взятком в одно и то же место, на одни и те же растения до тех пор, пока этот источник не иссякнет полностью. Примером может служить и верность пчел своей семье, которую они не покидают на протяжении всей жизни. При необходимости они мужественно защищают ее, принося в жертву свою жизнь. Каждая пчела начинает службу с нижних чинов и за свою жизнь поочередно работает на всех уровнях. Разделение труда среди рабочих пчел в семье возрастное. Каждая пчела выполняет в течение своей жизни все виды работ, и никто не занимает особого положения по отношению к другим. Все пчелы семьи внимательны друг к другу и всегда готовы помочь остальным членам семьи, отложив выполнение возложенных на них обязанностей. Сборщицы с помощью танца бескорыстно сообщают семье о новых источниках взятка и с помощью выделяемого их железами пахучего вещества помогают сориентироваться в пространстве и найти источник нектара.

Удивительна работоспособность пчел: для того, чтобы собрать 100 кг меда, пчелиная семья за сезон должна посетить свыше 1 млрд цветков. Собирая в среднем по 0,5 мг нектара, пчелы создают запасы, намного превосходящие обычную потребность, на случай возможного наступления трудных времен. Если же для семьи наступают голодные времена, то ни одна пчела не оставит для себя содержимое своего медового зобика, а раздаст все до последней капли своим сестрам. Обмен последними кормовыми резервами продолжается до тех пор, пока вся семья не погибает от голода. И до последнего момента все пчелы заботятся о матке. Такова жизнь пчел – жизнь в обществе и для общества. Современный человек должен осознавать, что он является частью всего живого на Земле и в целом Вселенной. В сложившейся ситуации изучение пчелиной семьи как модели современного общества будет способствовать формированию и совершенствованию знаний и жизненных навыков, а также координации всех элементов воспитания подрастающего поколения.

Учитывая заслуги медоносной пчелы перед человеческим обществом, во многих странах этим насекомым поставлены памятники. К сожалению, из-за отсутствия грамотной рекламы меда утрачивается культура потребления полезного продукта. Широкие масштабы приобрела его фальсификация. Различного рода суррогаты теперь свободно сбываются под видом натурального меда на продуктовых и специализированных медовых ярмарках республики. В Дагестане развитию пчеловодства не уделяется должного внимания. Об этом свидетельствует тот факт, что принятая целевая программа «Развитие пчеловодства Республики Дагестан на 2013–2018 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 декабря 2012 № 442, не заработала по сей день в связи с нехваткой денег в бюджете республики.

Также с целью урегулирования отношений, возникающих при осуществлении деятельности по разведению, содержанию медоносных пчел, их использованию для опыления энтомофильных растений, в Дагестане в год экологии принят Закон РД «О пчеловодстве».

Однако отсутствие в регионе заведений, обучающих пчеловодов и выпускающих квалифицированных специалистов, сильно сказывается как на разведении пчел, так и на качестве и выходе пчеловодной продукции. Еще в 2012 году мы совместно с директором Гаджиевым Г.И. при Махачкалинском профессиональном училище № 21 открыли на госбюджетной основе отделение «Пчеловодство», разработав учебную программу годового обучения на базе 11 классов, проделав нелегкий бюрократический путь. Однако отделение уже закрыто в связи с реорганизациями. Затем бюджетные места передали сельскохозяйственному колледжу им. Шихсаидова в г. Буйнакске, которое по непонятным причинам в этом году не набрало желающих поступать на бюджетной основе на отделение «Пчеловодство», объясняя, что только платно могут принять (30 тыс. рублей). Кому это выгодно? Не понятно! Учитывая, что в последнее время отмечаются проблемы в развитии пчеловодства, необходимо восстановить в республике для желающих заниматься древним промыслом отделение «Пчеловодство» на госбюджетной основе при аграрных колледжах.

Решение проблем развития пчеловодства играет такую же важную роль в развитии экономики, как здоровье населения, вода, минеральные удобрения, контроль численности вредителей и др. Уважаемый Н.А. Карачаев, Министерство природных ресурсов и экологии РД, Дагестанский аграрный университет, ДГУ обязаны знать, что пчеловодство должно стать компромиссом между природой и человеком! Поскольку медоносные пчелы своей опылительной деятельностью способствуют сохранению и размножению многих видов цветковых растений, существование которых находится под угрозой.

Известный ученый Альберт Эйнштейн говорил, что «без пчел человечество сможет прожить лишь четыре года». Над этим руководству республики, педагогам необходимо задуматься. Воспитание подрастающего поколения должно основываться на бережном отношении к животному и растительному миру как части окружающей человека природной среды.

«назад

Фотолента

фотографий: 2

Юные пчеловоды из Хасавюртовского района

Категория фото: ЭКОЛОГИЯ »
№ 1, 2018 от 13 Августа 2018 г

 В.Васильев представил Председателя Правительства РД

Январь-февраль
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив