Народы Дагестана
Архив номеров » № 1, 2018 от 13 Августа 2018 г » Общество » Полнее использовать возможности журнала «Народы Дагестана»

Полнее использовать возможности журнала «Народы Дагестана»

Журнал «Народы Дагестана», по нашему мнению, является одним из важных и необходимых органов печати Республики Дагестан. Он издается много лет, а публикуемые в нем материалы представляют большой интерес как в познавательном, так и в идейно-воспитательном отношении.

На территории Дагестана проживают около 100 народностей, в том числе более 30 коренных народов. Все они имеют свой традиционный уклад жизни, свою культуру, самобытность, свои обычаи, духовно-нравственные корни, межнациональные связи, отношения. В этногенезе народов Дагестана еще много неизвестного: откуда такое разнообразие народностей и языков, кто мы, откуда мы и т.д.? Журнал «Народы Дагестана» был задуман как издание, призванное отвечать на эти и другие вопросы. В нем публикуются актуальные научно-популярные статьи по культуре, истории, экономике Дагестана.

Известно, что Дагестан возник не как многонациональное образование, а как объединение свободных племен, сел и народов, близких по своему образу жизни и деятельности. Проживая тысячелетиями на одной территории и общаясь между собой, народы Дагестана осознали единство своих интересов в борьбе за свою независимость, существование, что нашло отражение в их устном творчестве.

Так, в одной народной песне средневекового периода подчеркивается:

Разве можно народам Дагестана

Примириться с горькой годиной?

Разве можно горцам Дагестана

Не вступать в борьбу за единство

народов?

Следует подчеркнуть, что дагестанские историки сделали немало для изучения происхождения своих народов. Но, ввиду отсутствия источников, трудно окончательно решить данный вопрос, поэтому в журнале превалируют предположения с использованием отдельных известных фактов. Продолжают существовать в той или иной форме два представления о происхождении народов Дагестана. Старое представление: они составляли какие-то группы или части азиатских народов, оказавшиеся по какой-то причине здесь в период великих переселений народов.

Относительно новое представление – они являются аборигенами, коренными народами.

Мы не претендуем на лучшее знание этого вопроса, не будучи специалистами-историками. Только отмечаем общие представления, существующие в исторической литературе. Однако не разделяем и новую концепцию Г.С. Федорова-Гусейнова, которая отражена в его книге «История происхождения кумыков» (Махачкала, 1996). Разумеется, журнал «Народы Дагестана» может поднимать такие вопросы глобального характера, как происхождение народов Дагестана. Он призван освещать и более узкие, но актуальные проблемы жизни народов Дагестана. Так журнал «Народы Дагестана» и поступает. Поэтому его повсеместно читают и поддерживают. Таково мнение многих ученых Дагестана и Кавказа. Его нельзя реорганизовывать. У него и название красивое.

Мы знаем, что каждое селение Дагестана имело свою историю, особенности трудовой деятельности, культурно-бытовых и адатных традиций. На их страже стоял сельский джамаат, журнал «Народы Дагестана». Он представляет такой авторитет и силу, с которыми нельзя не считаться.

Не только родители, но и старшие в каждом роду следили за тем, чтобы их родичи с сознанием своей ответственности соблюдали нормы традиционной жизни села. Теперь, конечно, этого нет, современная цивилизация со своими принципами жизни и морали разложила их. В таких условиях объем журнала не только не нужно сокращать, а необходимо увеличивать. Можно было бы его сделать ежемесячным.

Во многих селениях горных районов республики сохранились еще джамаатские традиции. Не будет преувеличением сказать, что мое родное селение Губден было в свое время и сейчас является образцом соблюдения традиций. В этом отношении интересны записи русского ученого Д.Н. Анучина, побывавшего в Губдене в 1882 году. Он остановился в доме старшины села Алибека и довольно подробно описывает планировку дома и комнат в нем, в том числе гостевой комнаты, интерьер и оборудование их, одежду и предметы личного пользования, украшения женщин из драгоценных металлов, а также культурные традиции села, личные общения и т.д. Губденцы во многих отношениях являются консерваторами, в хорошем смысле этого слова, и поэтому планировка домов, этажей, комнат в них, предметы семейного быта, форма одежды женщин и их украшения с тех пор остались почти неизменными.

Приведу еще один пример из жизни Губдена, связанный с джамаатскими традициями. Наш отец построил в Губдене новый дом в 1936 году. Площадь родительских хозяйственных построек, которую ему дали, была мала для дома. Он хотел выйти на 0,5 метра на свободную джамаатскую землю. В результате переговоров с влиятельными лицами из джамаата ему удалось получить разрешение на использование земли длиной 6,5 метра и шириной 0,5 метра. За эту землю он отдал средства в размере стоимости 20 овец, которые были использованы джамаатом для ремонта моста над речкой.

Есть предание, что А. Дюма, будучи в Дагестане, побывал в Губдене. Когда он по колесной дороге из Темир-Хан-Шуры в сопровождении художника Жан Пьер Муане, переводчика Камено и российского полковника Багратиона ехал в Дербент мимо села Губден, он услышал звук зурны и настоял повернуть туда, где была свадьба. Отъезжая из Губдена, Дюма будто бы сказал сопровождавшим его: «Я был во многих странах мира, красивее, чем здесь, женщин не видел и слаще хлеба не ел». Но в описаниях Дюма о пребывании в Дагестане этих слов нет. От кого бы они ни исходили, слова имели определенное основание. Губденская пшеница того времени и хлеб из ее муки высоко ценились тогда в Дагестане. До сих пор в горных селениях говорят, что в трудные годы их родители приобретали пшеницу в Губдене («Куртани») и хлеб из нее бывал вкусный. Что касается женщин, то они были действительно красивыми. Помимо климатических условий, были и другие факторы, способствовавшие этому. Они до периода колхозной жизни не выходили из домов, их обязанностями были рождение и воспитание детей, забота о муже и домашнем хозяйстве. Теперь губденка берет на себя почти все заботы семейной жизни. И многим из них некогда думать о своей внешности. Подобные изменения произошли и в других селах.

Журнал «Народы Дагестана» такие события в жизни джамаатов сел Дагестана освещает интересно, всесторонне и объективно. За 25 лет журнал выпустил сотни таких статей, что особенно нужно для современной молодежи республики. В журнале «Народы Дагестана» также рассматривались явления социально-экономической и общественно-политической жизни России и их преломление у нас в Дагестане. На страницах журнала неоднократно поднимались проблемы дагестанцев, раскрывались пути их решения, особенности развития, трудности переходного периода.

Следует отметить, что при советской власти джамаатские традиции не имели прежнего влияния, но были законы, с которыми невозможно было не считаться. С утверждением принципов капиталистического хозяйствования фактически отпали права и функции джамаата и люди получили простор для проявления своих эгоистичных стремлений. Самовольно или с помощью коррупции люди захватили весь берег Каспийского моря, построили всюду, где имеется свободная земля, дома, не считаясь ни с какими запретами. У нас теперь столько ресторанов, гостиниц, магазинов и кафе, что они могут обеспечить население трех таких республик, как Дагестан. Даже парки заполнены ими. В небольшом парке около площади Ленина пять таких объектов. Чтобы горожане не помешали постройке многоэтажного ресторана в этом парке, еще до его завершения висела доска с объявлением, что там строится детская площадка. Как был прав наш выдающийся поэт Расул Гамзатов, заявляя, что «многие дагестанцы почувствовали лаззат частной собственности, и невозможно стало их остановить», «эгоизм людей неподвластен даже религиозной вере».

Одним из первых в республике журнал «Народы Дагестана» стал печатать статьи, посвященные проблемам прошлого, настоящего и будущего народов Дагестана, вопросам развития их языков, культур и т.д. В нашей стране этим проблемам и вопросам уделяется большое внимание, ведь с потерей национального языка человек теряет и свою национальную принадлежность.

Еще более сложным является вопрос о формировании российской нации, поднимаемый в нашей стране в последнее время. Он предполагает растворение национально-культурной самобытности существующих народов и наций в РФ в одной нации. Журнал «Народы Дагестана» призван освещать такие вопросы, и поэтому нужно предоставить возможность ученым высказать свое мнение по крайне сложному вопросу.

В Конституции РФ говорится, что Российская Федерация является многонациональной демократической республикой. Эта мысль подчеркивается во всех выступлениях руководителей страны и в печати. В то же время для подтверждения возможности формирования российской нации ссылаются на США и Мексику, где формировались единые нации. Но известно, что там до прихода лиц и групп граждан из разных стран не было сложившихся народов и наций. А в РФ живут народы и нации со своими национальными традициями, сложившимися много веков назад. Как можно при таком положении в РФ реализовать идею формирования единой российской нации?

По данному вопросу, как информирует журнал «Народы Дагестана», были проведены опросы среди населения и широкие дискуссии в различных органах печати нашей республики. Проведенные опросы в 14 регионах страны показали, что большинство опрошенных считает это невозможным. Авторитетный исследователь национальных отношений в РФ А.А. Мартынов пишет, что единая нация «предполагает растворение входящих в нее этносов, поднятие уровня политической идентичности этносов до национально-государственного формирования России, как нация наций – это сложный, противоречивый и длительный процесс, если даже это возможно». («Строительство политической нации и этнонационализм». Логос, философско-литературный журнал, 2006, № 2, с. 37). 

«назад

Фотолента

фотографий: 5
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив