Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2018 от 15 Августа 2018 г » Культура » Через театр привить любовь к родной культуре

Через театр привить любовь к родной культуре

 

– Магомедрасул Магомедович, насколько сегодня в Дагестане развито национальное театральное искусство и что изменилось в нем за последние 4 года?

– Театральное искусство – одно из составляющих культурной жизни нашей республики. Уникальность дагестанского театрального мира в том, что ни в одной стране нет такого явления: 10 государственных национальных театров в одном регионе.

Уровень развития театрального искусства во многом зависит и от спроса на него со стороны зрителя. К сожалению, зритель за эти годы изменился. Вкусы стали другие. Потому и приходится находить новые формы и приемы подачи спектаклей, театрализованно-музыкальных проектов. Телевидение, интернет и т.д. поглотили большое количество потенциальных зрителей. Кое-где превалирует и надуманный религиозный фактор. Но преданного истинному искусству, народным корням культуры зрителя еще много. Радует и то, что через театр многие родители хотят привить подрастающему поколению любовь к традициям, обычаям наших народов, любовь к родному языку.

За последние годы театры не сбавили темп работы, шире стала гастрольная карта, усилился обмен с театрами других регионов, начали использоваться современные технологии. Но государству, профильному министерству есть над чем задуматься и поработать. Запросы растут, финансово-кадровая поддержка желает оставлять лучшего. Немаловажной проблемой становится организация долгосрочных гастролей по городам и районам республики: отсутствие условий для проживания выездных бригад и нормальных условий для организации показа спектаклей на местах приобретают уже угрожающий характер.

– Какой статус имеет Ваш театр и какова его аудитория, интересуется ли молодежь театральным искусством и как ее активизировать? Как сделать, чтобы театр стал институтом эстетического воспитания?

– Наш театр, естественно, имеет статус государственно-бюджетного учреждения, профиль – музыкально-драматический. Это одно из старейших и крупных учреждений не только республики.

В этом году отмечаем 84 года со дня основания «единственного в мире», как в шутку мы называем наш театр. Самая большая наша гордость и беда – хорошие кадры. Остались единицы из выпускников лучших театральных школ Киева, Тбилиси и Москвы. Из молодых актеров, к сожалению, большинство не имеют профильного образования. Но, как говорят представители старшего поколения актеров, растет неплохая театральная смена, которую надо учить и учить.

Основная наша аудитория – люди, которым за 40 лет. С детской аудиторией стало сложно, особенно в городах. Формула эстетического воспитания: семья – учебное заведение – ребенок – театр – зачастую дает сбой. Дети даже если знакомы с театром, то через новогодние мероприятия или редкие театральные кружки в школах. Педагоги, руководители учебных заведений, и не только столицы, практически не используют такой прекрасный институт эстетического, духовного и патриотического воспитания детей и студентов, как театр.

Ежегодно проводим благотворительные акции для социально незащищенных детей, тематические проекты, мероприятия для молодежи и с участием молодежи. На селе молодежь с большим интересом и более активно использует и хочет использовать ресурс театров.

Более полувека спектакли ставит в театре Хайбула Абдулгапуров, недавно активно влился в состав театра режиссер Алисултан Батыров.

– Расскажите немного об артистах, режиссере, работниках театра, где их обучают и как они ими стали?

– В составе труппы нашего театра работают два заслуженных артиста России, два народных артиста Дагестана, около десяти заслуженных артистов республики, большое количество молодых актеров. Хайбула Абдулгапуров – редкий в стране человек, который отдал более полувека родному коллективу. На его счету более ста постановочных работ, часть которых и сегодня играют на сцене нашего театра. Последние сорок с лишним лет свой талант представляют, как зрителю, так и подрастающим поколениям актеров, Гусейн Казиев, Магомед Нурмагомедов, много лет в театре Зайнаб Гамзатова, Патимат Магомедова, Наира Хабибулаева, Зухра Абдулхаликова и другие ветераны сцены.

В последние годы многие в театр пришли, если так можно выразиться, путем естественного отбора. Кого-то заметили на мероприятиях в городах и районах, кого-то рекомендовали творческие союзы. Кто-то решил попробовать свой творческий потенциал на сцене театра. Практически всем им дается испытательный срок, в рамках которого они должны доказать свое право работать в театре. Единственно, чем в плане их профессионального роста и подготовки мы можем помочь, – предлагаем учебу в театральных вузах страны. К сожалению, в республике практически нет хорошей базы для подготовки кадров для театров.

– Какие спектакли Вы ставите и кто их пишет?

– В репертуаре театра пьесы зарубежных и русских классиков, дагестанских драматургов, ряд постановок по произведениям грузинских, осетинских, азербайджанских авторов. Третий десяток на сцене идут спектакли по мотивам одноименного произведения Р. Гамзатова «Горянка», «Али с гор» З. Алиханова, «Аманат» А. Хачалова, «Женитьба Кодолава» Г. Цадасы и др. Пьесы зарубежных авторов «Дом Бернарды Альбы» Г. Лорки, «Аршин мал алан» У. Гаджибекова и ряд других прочно вошли в репертуар театра.

Важная проблема многих театров и не только в Дагестане – отсутствие новых произведений местных драматургов, большая часть которых не пополняет свой творческий багаж, не создает новые пьесы, ссылаясь на отсутствие стимула, поддержки со стороны государства.

– Вы работали в Минкультуры РД. Пригодился ли Вам сегодня этот опыт работы? Из чего состоит Ваша программа?

– Конечно, восьмилетний опыт работы одним из руководителей Министерства культуры РД помог и в вопросах становления как театрального работника, и в организации деятельности одного из ведущих театров республики. Коллектив оказался непростым, упущено было многое, сильно отставала материально-техническая база.

Впервые за последние пять лет география нашей деятельности охватила такие регионы, как Кабардино-Балкарская, Чеченская республики, Ингушетия, Северная Осетия, Азербайджан. Впервые наш театр провел в Нальчике Дни аварской культуры в Кабардино-Балкарии. Приезд в театр за эти годы легенд театра и кино Р. Ибрагимбекова, Н. Скорика, В. Черняева, Л. Чирковой, Н. Высоцкого, А. Жолта, М. Ибрагимбекова, различных зарубежных и российских делегаций – еще одно подтверждение интереса к деятельности не только нашего театра, но к отрасли культуры нашего региона в целом.

Если говорить лично о моей программной цели – это вернуть театру былую славу, сделать театр настоящим очагом культуры и традиций нашего народа, эффективным и надежным помощником семьи, школы, государства в деле воспитания достойных граждан Дагестана, нашего Отечества.

– Наряду с республиканскими, городскими, районными мероприятиями Дагестана, где еще участвуют театры?

– Аварский театр – участник практически всех значимых проектов республиканского уровня, ряда зарубежных фестивалей, которые проводятся у нас. Наша работа стала востребованной и в ряде этно- и кинопроектов. В художественно-документальном фильме о Расуле Гамзатове компании «Ибрус» практически все основные роли играют актеры Аварского театра, телепроект о народах Дагестана крупнейшего турецкого телеканала «ТРТ» снимался на базе нашего театра, именно Аварский театр готовил церемонию открытия выездного инвестфорума в Махачкале Министерства связи России и Министерства экономического развития России. Около 20 районов и городов республики за последние годы провели свои форумы и встречи при поддержке театра.

– Актеры на сцене должны чувствовать себя свободно, и костюм должен помочь создать образ персонажа. Есть ли у Вас дизайнер? Кто шьет сценические костюмы для спектаклей?

– Да, Вы правы. У каждого учреждения есть свой пошивочный цех, результат работы которого во многом зависит от конструктора сценической одежды, портных, работников швейного цеха. Одна из первых моих кадровых перестановок – приглашение на работу в театр заслуженного художника Дагестана Веры Агошкиной. Человек, известный в своем мире далеко за пределами республики, сегодня создает добротные сценические костюмы в театре, естественно с помощью опытных работников нашего швейного цеха.

– Образ жизни артистов чем-то отличается от образа жизни других людей?

– Образ жизни актеров, естественно, отличается. Думаю, даже мышление. Правильно заметил тот, кто их назвал «большими детьми». Но эти «дети» иногда заставляют аплодировать, слезиться, смеяться от души своей игрой, сценическими образами, талантом. Есть актеры, которых вырастила сцена, есть – от Бога. Есть просто актеры по принуждению. Вот уже три образа жизни.

В целом, конечно, настоящий актер живет театром, живет в театре. Это сказывается и на личной судьбе, семейной жизни, на поведении. Ранимые, всегда готовые быть молодыми, красивыми и ревнивые очень люди.

– Магомедрасул Магомедович, я думаю, Вы хотели стать артистом. Ваша цель достигнута?

– Дело в том, что я никогда не мечтал стать артистом. Хотел стать путешественником, журналистом, историком-археологом.

Белой завистью и сейчас завидую таланту художника. Но судьба распорядилась так, что сегодня я работаю в театре. Попробовать вкус ремесла актера, режиссера? Почему бы и нет? Но не сегодня, не до этого. Но вводить новое, экспериментировать люблю. Театр – это движение. А без вкуса творческого работать в театре невозможно.

– Часто во время постановки кто-то со сцены или в зале смешит публику, острит, шутит. Есть ли у Вас такой шут?

– В любом театре есть свои кумиры, любимчики. Счастлив тот театр, куда зритель ходит на актера. Да, небольшой кусок такого счастья есть и в нашем театре. Есть часть зрителей, которые ходят на спектакли определенного актера, хотят еще раз окунуться в мир его игры. К сожалению, их осталось очень мало.

– Литература становится такой же холодной, как наш компьютеризованный мир, а ведь искусство и жизнь – зеркальная система, отражающая друг друга. А как ведет себя театр?

– Литература – как лицо общества. Сегодняшняя литература, как правильно заметили, и холодная, и стилизованная. Но, хоть и мало, есть авторы, не потерявшие в своем творчестве лучшие из традиций мира литературы. К сожалению, практически в республике умирает школа сценаристов. Пишущих не мало, но берущих за душу пьес давно нет. Наверное, мы в этом году объявим конкурс на лучшую тематическую пьесу.

– Происходит ли обмен опытом между театрами?

– Большая проблема – отсутствие возможности выезжать за пределы. Есть что показать на любом уровне. За последние годы мы сумели встретиться с коллективами Лезгинского, Табасаранского, Азербайджанского театров, Театром поэзии с творческими проектами. Впервые выехали со своей программой в Азербайджанскую Республику, в Республику Ингушетия и Северная Осетия – Алания, три выступления в Чеченской Республике, в Кабардино-Балкарии. Есть приглашения в Турцию, подмосковные города, есть возможность поехать с детским спектаклем в Японию, со своими постановками во Францию по линии Россотрудничества и в Ясную Поляну – с постановкой по произведениям Л.Н.Толстого. С нашим бюджетом это все остается пока мечтой. Через наш сайт имеем возможность общаться с нашими друзьями и коллегами из многих стран мира.

– Как поддерживают Вас Минкультуры РД, руководство РД? Не влияет ли кризис в стране на коллектив театра? Какие задачи Вы можете определить на будущее?

– Профильное министерство, по-моему, перегружено бумагами и внеплановыми мероприятиями. Кадровый голод, отсутствие необходимых объемов финансирования и усиливающиеся требования времени – вот лишь некоторые основные проблемы, присущие сегодня дагестанскому театру.

Большие надежды возлагаем на нового руководителя региона. Только системная работа может вывести театры, учреждения культуры на новую современную высоту.

Нашему уникальному зданию, которое является памятником архитектуры, гордостью республики и в котором уже 50 лет функционирует театр, требуется капитальный ремонт. Красивейшее здание теряет с каждым годом свой исторический облик.    Вот уже 50 лет театр в этом историческом здании радует своих зрителей и гостей республики разножанровыми постановками и программами.

– Что бы Вы хотели пожелать своему коллективу?

– Театру требуются новые формы работы, новая творческая волна. Штамп губит любое творчество. Аварскому театру под силу многие интересные проекты. Надо сделать театральные постановки более привлекательными. Театр должен учить, воспитывать, выявлять и приумножать все хорошее, что заложено в человеке. Хочу пожелать каждому работнику театра прежде всего терпения, успехов в совершенствовании своего творческого потенциала, большего взаимоуважения и удачи. И тогда у нас все получится.

«назад

Фотолента

фотографий: 8

М.М. Магомедрасулов

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Спектакль «Горянка»

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Фрагмент из спектакля «Воришка»

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Фрагмент из спектакля «Предок»

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Фрагмент из спектакля «Единственный наследник»

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Гости из Турции в Аварском театре

Категория фото: КУЛЬТУРА »

Фрагмент из спектакля «Аманат»

Категория фото: КУЛЬТУРА »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив