Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2018 от 15 Августа 2018 г » История » Тайны древнего города Эндери и его сегодняшняя новь

Тайны древнего города Эндери и его сегодняшняя новь

Умметгерей Абакаров – целая энциклопедия родного села, поистине его живая история. Так отзываются о нем все эндирейцы. Очень много сил и знаний вложил он в дело поиска неизведанных страниц истории села, работая вместе с учеными Дагестанского научного центра Российской академии наук.

Интересовался Умметгерей Абасович сначала своей родословной. Она оказалась весьма интересной и поучительной. Он узнал, что в седьмом поколении предки Умметгерея Абакарова жили в Кафыр-Кумухе. Это вблизи сегодняшнего города Буйнакска. У тех предков сегодняшних Абакаровых в семье было, говорят, семеро братьев и одна очень красивая сестра. По преданиям и легендам, местные богатеи не упускали возможности сделать наложницами подросших сельских красавиц. Дошла очередь и до самой красивой сестры семерых кафыркумухских братьев. Слуги богатея перешагнули порог их дома, чтобы насильно завладеть девушкой неописуемой красоты и забрать в дом жестокого и ненасытного богатея. Братья оказались людьми не из робкого десятка. Защищая честь и достоинство семьи и свою любимую сестру, все они ринулись в бой с непрошенными гостями. В этой неравной схватке трое из семерых братьев погибли. Кинжал в руки взяла сестра отважных братьев. Отомстив за погибших братьев, оказав помощь оставшимся в живых четверым, уничтожив всех остальных насильников, девушка тоже погибла. После того кровопролитного дня, похоронив погибших братьев и сестру, оставшиеся в живых четверо покинули Кафыр-Кумух.

– До нас дошли сведения о том, что двое из этих братьев поселились в аварском селе Зубутли, которое находится в Казбековском районе. Третий брат обосновался здесь, в Эндери. А вот след четвертого брата я так и не нашел. Очень жаль, – сокрушается Умметгерей Абасович и утешает самого себя. – Но поиск его я продолжаю.

Легенды легендами, а вот для того, чтобы узнать, что говорят ученые по поводу прошлого Эндери, мы встретились с доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Дагестанского научного центра Российской академии наук Людмилой Борисовной Гмырей.

– Андрейаульское городище занимает мысообразный участок левого коренного берега реки Акташ. Территория его имеет в плане форму трапеции. Периметр городища составляет 1600 м, площадь – 430х340 м (15,3 га), – рассказывает Л.Б. Гмыря.

– Крутой склон реки, ограничивающий городище с востока и юго-востока, являлся серьезным препятствием для проникновения врагов на его территорию со стороны реки. Высота берега на восточном участке составляет 50 м. Южная оконечность городища проходит по краю глубокого оврага, по дну которого сохранилась старая грунтовая дорога из селения Эндери в город Хасавюрт.

Наиболее доступные для штурма стороны городища были защищены земляными валами, рельефно выделяющимися на современной поверхности. Валы ограждали северную, западную, южную и частично восточную стороны городища. Общая протяженность валов примерно 1180 м, из них 760 м (64 %) сооружены на равнинных участках. У подножия их с напольной стороны имеются глубокие рвы, препятствующие штурму городских укреплений на опасных участках линии обороны.

Первое описание оборонительных сооружений Андрейаульского городища относится к середине XIX века. Оно составлено полковником Д.-М.М. Шихалиевым, уроженцем с. Андреева (Эндери). Перу этого просвещенного деятеля принадлежит ряд работ этнографического характера, в том числе исследование «Рассказ кумыка о кумыках», опубликованное в 1848 году в шести номерах газеты «Кавказ» (№ 39 – 44), впоследствии переизданное доктором исторических наук С.Ш. Гаджиевой (Махачкала, 1993 г.). В этом сочинении имеется описание характерных особенностей Андрейаульского городища, которое автор связывал с крупным поселением хазар в Терско-Сулакском регионе: «От хазар, по показанию Дербенд-наме, остались на земле кумыков развалины Казыл-Яра, и теперь заметные в 3-х верстах ниже нынешнего Андреева, на левой стороне Акташа; огромный, неправильно обогнутый вал и множество разбросанных около него курганов, что дает повод к справедливым догадкам, что на том месте когда-либо было значительное поселение…».

Раскопками на городище были выявлены культурные отложения толщиной 3,5 м, насыщенные остатками жизнедеятельности населения, это многочисленные обломки керамических сосудов (горшки, кувшины, миски), предметы ремесла (каменные и керамические пряслица, глиняные грузила ткацких станков), обломки зернотерок, большое количество крупных обломков красной кровельной черепицы. За пределами городской территории находилось несколько гончарных обжигательных печей. Жилищами горожан были легкие каркасные постройки, стены которых имели глиняную обмазку. Рядом с жилищами находились хозяйственные ямы, в которых хранили продукты питания. Они также служили накопителями мусора.

Жизнь на городище продолжалась более 800 лет (I–VIII вв. н. э.). По характерным признакам керамических сосудов выделено три периода его существования, условно обозначенных как сарматский (I–III вв.), гуннский (IV–VI вв.) и хазарский (VII–VIII вв.).

– Эндери всегда привлекал внимание и друзей, и врагов. И это понятно, оно находится в живописном уголке, земли здесь щедрые на урожай. Когда-то мимо аула пролегал Великий шелковый путь. Эндирейцы еще в те далекие времена раннего Средневековья научились обрабатывать кожсырье, ткать сукно, паласы, изготавливать гончарные изделия. Появились даже пороховые заводы, – увлеченно рассказывает Умметгерей Абасович. – Но мирная жизнь эндирейцев была омрачена нашествием разных племен, а затем персидских и турецких завоевателей. Историки утверждают, что дважды прошлись по Эндери монголо-татарские орды во главе с Субудаем, сметая все на своем пути. Кровавый след на эндирейской земле оставили и полчища Хромого Тимура. Побывали здесь в 965 г. и русские полки под предводительством Киевского князя Святослава. Спустя шестьсот лет после этого со своими войсками пришли в Эндери царский воевода Хворостин, а потом уже драгуны Петра Великого. Но Эндирей выдержал натиски всех завоевателей. Он возрождался вновь и вновь, как птица феникс, из пепла, восстанавливал свою былую славу.

Эндирейцам удалось наладить и укрепить торговые связи с соседними государствами, установить таможенные посты, организовать на всей территории пункты стоянок, складских помещений для хранения и реализации ввозимых и вывозимых товаров самого разного предназначения. И в результате этих и других преобразований существенно укрепилась экономика, в казне появилось достаточное количество денег. В Эндери было налажено изготовление кинжалов, не уступающих дамасским образцам, открыты мастерские по выпуску огнестрельного оружия.

Говоря о литературе и развитии культуры, следует отметить, что ученый-арабист, историк, исламовед Магомед Аваби Акташи написал в XVI веке исторический труд «Дербенд-наме». Эта работа ученого-эндирейца даже спустя много веков остается популярной и ценной. А сын знаменитого оружейного мастера Магомеда – Девлетмурза Шихалиев был главным приставом мусульманских народов в Ставропольской губернии. Среди потомков Шихалиева было пятеро генералов и трое докторов наук. Это тоже гордость эндирейцев.

Нельзя забывать и о том, что при активном участии Аваби Акташи в Эндирее были созданы школы разного уровня, открыты медресе, культурно-просветительские центры. Для работы привлекали ученых из Турции, Сирии и других арабских стран.

В своей монографии «Народы Северного Кавказа и их связи с Россией», изданной в 1963 году, известный советский кавказовед Е.Н. Кушева из всех самых разных имен того периода отмечает имя кумыкского военно-политического деятеля – Султан-Махмуда. Он известен как правитель эндирейского владения в период распада шамхальства. В источниках Русского государства Султан-Мут титуловался как владелец, князь, сын шамхала Чопан ибн Алибека. При нем отмечается дальнейший расцвет экономической, культурной и духовной жизни Эндирея. Поэт из Саксонии Пауль Флеминг в очень красочной форме описал жизнь и быт кумыков из Эндирея того времени. Более 90 его стихов, баллад и элегий посвящены Султан-Муту.

– Кстати, об интернационализме эндирейцев ходят легенды, – продолжает свой рассказ Умметгерей Абасович. – История оставила факты жесточайших гонений на евреев, устроенных в IV веке Византией и правителями Великой Римской империи. Были у нас еврейские кладбища. Совсем недавно мы узнали о том, что были яхсайские, костекские, эндирейские жугуты (евреи). Они как раз и должны быть потомками беженцев тех далеких времен.

В истории древнего Эндирея в разное время людьми самых разных сословий и вероисповеданий оставлены заметные следы. Во второй половине XIX в. вслед за передовыми умами, прогрессивными поэтами и писателями России и других стран из высокогорного родного аула Инхо, что в Гумбетовском районе, в предгорный Эндирей переселяется ученый-арабист, классик аварской поэзии Али-Гаджи. Эндирейцы, всегда жаждавшие знаний, не оставили его и пригласили к себе муллой Джума-мечети. Семнадцать последних лет своей жизни прожил шейх Али-Гаджи в Эндирее. Здесь он написал десятки произведений, вошедших в классическую литературу аварского народа. Умер он в 1891 году и похоронен здесь же на сельском кладбище. Благодарные эндирейцы оказали великому ученому и поэту большие почести, построив на его могиле зиярат.

Зиярат означает не что иное, как паломничество к святым местам. А таких святых мест в Эндирее десять. И каждое из них – сама история, связанная с жизнью и бытом эндирейцев. На первом месте у аульчан стоит зиярат Хамис-шейха. По дошедшим до нас преданиям, на месте погребения этой святой женщины находилась мечеть. Здесь Хамис и служила. Во времена нашествия Тамерлана она приняла активное участие в сражениях против иноземных захватчиков. Хамис своим бесстрашным примером вдохновляла воинов на подвиг во имя защиты родной земли. В одном из ожесточенных боев Хамис героически погибла. Место ее погребения всегда ухожено и стало святым для многих паломников из разных концов Дагестана.

В историю Эндирея XX век вошел теми же катаклизмами, разрушительными переворотами, политическими потрясениями, что и по всей стране. Начало того времени было ознаменовано появлением новых революционно настроенных личностей. Интересна биография участника Февральской буржуазной революции 1917 г. Насуртдина Аскерова. Волею судьбы в 1916 г. он оказался в среде рабочих одного из заводов Петрограда. Его активность в революционных событиях 1917 г. была замечена. Он стал членом народной милиции. Вскоре после революции Аскеров возвращается на родину, встречается с М. Дахадаевым, Д. Коркмасовым, М. Хизроевым. Под руководством пламенного революционера Насуртдина Аскерова в 1918 году в Эндирее устанавливается советская власть. Через год после этого исторического события другой эндиреец Хизири Джакавгаджиев, став командиром Салатавского интернационального отряда красных партизан, активно включился в борьбу с войсками генерала Деникина. К сожалению, силы оказались неравными и деникинцы временно захватили Эндирей. Много крови было пролито в те годы за утверждение советской власти. Не щадя своих жизней, боролись за установление порядков новой власти сподвижники Насуртдина Аскерова – Сираждин Хасболатов, Салим Курбанов, Абдулмуслим Давудов, сестры Айзанат и Зарзанат Курбановы – связные Салатавского партизанского отряда.

Заметно росла экономика, появились первые зачатки новой социалистической культуры, образования. Несмотря на упорное сопротивление сельского муллы и части населения, в 1924 году в Эндирее была открыта первая советская школа. Среди первых учеников был и Аткай Аджаматов, ставший впоследствии народным поэтом Дагестана.

– Этой фотографии более восьмидесяти лет, – показывает мне пожелтевшую от времени старую фотографию Умметгерей Абакаров. – Вот здесь, в центре, в большой папахе сидит первый председатель нашего колхоза имени Ленина Арсланали Абакаров – делегат I Всесоюзного съезда колхозников-ударников. В 1932 году были воссоединены все мелкие сельхозартели и товарищества по совместной обработке земли (ТОЗ).

– Особо следует отметить, что колхоз имени Ленина в республике занял лидирующее место в годы правления Алиханом Алихановым. Тридцать пять лет, с перерывом в годы Великой Отечественной войны руководил хозяйством Алихан Атаевич и вывел его в число колхозов-миллионеров. Благодаря труду эндирейцев в селе появились новые здания школы, больницы, Дома культуры. Вот так к своим ратным подвигам в Сталинградской и Курской битвах, за которые он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени и пятью медалями, славный сын Эндирея прибавил еще и награды за трудовые свершения, – продолжает свой рассказ Умметгерей Абасович.

Годы войны для эндиреевцев, как и для всего советского народа, стали годами серьезных испытаний на выдержку, мужество и самоотверженность. В первый же день войны – 22 июня 1941 года – на митинге выступили председатель колхоза Алихан Алиханов, ветераны труда Зулай Абукова, Забит Чораев, бригадир Машав Алыпкачев, секретарь комсомольской организации Бюрлюв Муцалова, колхозник Муцал Дациев, которые призвали бить фашистов, не щадя своих жизней, во имя освобождения Отечества. Шестьсот пятьдесят человек ушло на фронт из Эндирея. Двести семьдесят один из них остался на полях сражений.

Тяжелые годы войны остались позади. Мирный труд! Радость побед! Многое изменилось в жизни эндиреевцев за семьдесят лет после Великой Победы. Дорога в светлое коммунистическое будущее оказалась очень короткой и привела нас к темному, непонятному царству мрака. Но эндирейцы не унывают. Они строят свою жизнь, невзирая ни на что.

Веками сложившиеся трудовые традиции эндирейцы сохраняют и сегодня. «Не посеешь – не пожнешь» – говорят в народе. Хлеборобы села со своих наделов земли, как и в прежние времена, собирают высокие урожаи пшеницы, ржи, кукурузы, подсолнуха. Сотни фермеров села занимаются разведением молочного и мясного скота и свою продукцию выставляют на продажу.

А сам Умметгерей Абасович Абакаров о себе мало что говорит, но люди очень хорошо знают, что прожил он славную жизнь безо всяких орденов и медалей. Самая высокая награда – уважение окружающих. В сентябре прошлого года Умметгерею Абакарову исполнилось семьдесят лет. За свои годы им сделано многое. Вместе с супругой Эминахан они вырастили восьмерых сыновей и дочерей. Четверо из них окончили высшие учебные заведения, двое – студенты, двое – школьники. Отец терпеливо учит их быть полезными людям. И этой цели он достигает не словами, а личным примером. Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств Умметгерея Абасовича, созданная семь лет тому назад, дает в садах хорошие результаты. Получать высокие урожаи, сделать крестьянина богатым, зажиточным – вот о чем сегодня думает ветеран труда. И нет сомнения, что Умметгерей Абакаров непременно добьется своего.

– Говоря об образовании, спортивном развитии, культуре и здравоохранении, следует отметить, что в двух средних общеобразовательных школах Эндирея обучается более одной тысячи учащихся. В 7 детско-юношеских спортивных школах футболом, вольной борьбой, боксом, легкой атлетикой занимаются 325 юных спортсменов. В селе есть участковая больница, – говорит в беседе с нами заместитель главы муниципального образования «Село Эндирей» Ханипат Атохова.

А директор сельского Дома культуры Айдемир Айдемиров похвастался, что он актер народного театра, которым руководит заслуженный артист Республики Дагестан Латип Шаипов.

– Уходящий год отмечен большими событиями у нас в коллективе, – рассказывает Айдемир Арсланалиевич. – Мы поставили спектакль по пьесе нашего односельчанина Гебека Конакбиева под названием «Запоздалая награда», хотели рассказать в ней о подвиге прославленного нашего земляка, чагаротарца, Героя России Абдулхакима Исмаилова, водрузившего Знамя Победы над рейхстагом.

– И в сельской нашей библиотеке ведется активная работа, – добавляет к сказанному заведующая библиотекой Зарема Таймасханова. – Одна тысяча четыреста читателей у нас. Чаще всех приходят дети, интересуются фантастикой. Проводим читательские конференции, организовываем выставки книг и другие мероприятия.

Эндирей в настоящее время, приумножая добрые традиции отцов и дедов, живет полнокровной жизнью и процветает. Здесь вырос новый благоустроенный микрорайон. Радоваться есть чему. И вся тайна древнего Эндирея – в трудолюбии и патриотизме его славного народа. 

«назад

Фотолента

фотографий: 3

Али-Гаджи из Инхо

Категория фото: История »

Большая семья Умметгерея Абакарова

Категория фото: История »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив