Народы Дагестана
Архив номеров » № 2, 2018 от 15 Августа 2018 г » Общество » Усовершенствовать взаимоотношения граждан и общественных организаций с госорганами власти

Усовершенствовать взаимоотношения граждан и общественных организаций с госорганами власти

– Абдухалим Абдулазизович, редакция поздравляет Вас с избранием председателем Общественной палаты РД. Каковы цели и задачи Общественной палаты Республики Дагестан и на основе каких законов она осуществляет свою деятельность?

– Спасибо за поздравление! Общественная палата – организация, призванная обеспечить взаимодействие граждан, общественных объединений с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Ее цели и задачи прописаны в нормативных документах – ФЗ № 183 «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации» и Закон РД № 48 «Об Общественной палате Республики Дагестан».

Деятельность Общественной палаты РД определяется как взаимодействие. Речь идет об организации обратной связи между гражданами и органами публичной власти, под которыми закон определяет федеральные, региональные органы власти и органы местного самоуправления.

Весьма важным направлением в деятельности Общественной палаты является защита прав и свобод граждан и их объединений.

– В чем Вы видите отличие Общественной палаты от иных субъектов гражданского общества?

 В отличие от других субъектов гражданского общества, выражающих корпоративные позиции тех или иных профессиональных союзов, социальных групп общества (к примеру, сообщества пенсионеров, женщин, молодежи, адвокатов, нотариусов, предпринимателей и других союзов), Общественная палата по статусу призвана быть выразителем интересов всех слоев дагестанского общества.

И еще, Общественная палата – единственный орган, который, наряду с правами и свободами граждан, осуществляет защиту прав и свобод общественных объединений.

– Абдухалим Абдулазизович, как Общественная палата формируется и обеспечивает взаимодействие граждан и некоммерческих организаций РД?

 Новый порядок формирования Общественной палаты был принят после вступления в силу ФЗ № 183 (с 1 января 2017 года) и в связи с изменениями, внесенными Парламентом республики в Закон РД № 48 «Об Общественной палате РД» (в редакции закона РД от 10.03.2017 г. № 13).

30 мая 2017 г. Глава Дагестана подписал Указ № 125 «Об утверждении членов Общественной палаты РД». Общественная палата состоит из 45 человек: 15 членов ОП РД утверждаются Указом Главы Дагестана, 15 – на сессии НС РД и 15 членов ОП РД избираются ранее утвержденными 30 членами Общественной палаты из числа кандидатур, представленных местными общественными объединениями, зарегистрированными на территории РД.

Скажу сразу, порядок формирования не идеален, возникает много вопросов. Думаю, следует ожидать изменений и в федеральном, и в республиканском законодательстве.

– Есть ли регламент Общественной палаты, если да, то какие вопросы в регламенте освещаются?

– Да, конечно, Общественная палата Республики Дагестан имеет свой регламент работы. Он был принят еще 12 апреля 2007 года членами Общественной палаты первого созыва.

Регламент – это нормативный документ, которым устанавливаются правила внутренней организации деятельности ОП, включая формы работы, правила, обязанности членов ОП, порядок формирования структурных подразделений Совета палаты, комиссий, процедурные вопросы, в том числе порядок избрания руководителей ОП – председателя и его заместителей, их полномочия, да и ряд других норм, по которым живет и работает Общественная палата.

Надо сказать, что в связи с изменениями в законодательстве, как в федеральном, так и республиканском, вступившими в силу в 2017 году, нами в текущем году в регламент были внесены соответствующие изменения и дополнения. Это касается вопросов количества членов Общественной палаты, порядка их избрания и других.

– Много ли заявлений и жалоб поступает в Общественную палату РД?

 В декабре 2017 года, выступая на сессии Народного Собрания РД, я приводил цифры, речь шла за период чуть более года: было рассмотрено около 220 жалоб и заявлений. Много жалоб по социальным вопросам, по незаконному строительству, земельным вопросам.

В связи с участившимися сообщениями в СМИ, что в школах продолжаются незаконные сборы средств (на ремонт, охрану, учебники, подарки и т.д.), в Общественной палате Республики Дагестан с сентября по декабрь 2017 г. была открыта «горячая линия». Поступали десятки звонков из городов и районов республики. Надо отдать должное и органам управления образования, и администрациям городов и районов: реагировали оперативно.

– Абдухалим Абдулазизович, общественный контроль, как я понимаю, остается ключевым направлением активности гражданского общества?

 Да, от эффективности общественного контроля во многом зависит управление, и в том числе защита от коррупционных рисков.

В обществе нарастает запрос на объективный контроль за деятельностью власти.

Под общественным контролем понимается общественная проверка, анализ и общественная оценка органов власти и местного самоуправления. О состоянии общественного контроля в республике я говорил в своем выступлении на сессии Народного Собрания РД, и эта тема была предметом обсуждения на Пленарном заседании Общественной палаты в декабре 2017 года.

Направлений деятельности здесь много. Это и экспертиза законопроектов, и вопросы социальной сферы, образования, ЖКХ (кстати, Общественная палата республики проводила мониторинг по всем 112 дворовым территориям, 23 территориям общественного пользования во всех 10 городах республики). В Общественной палате работает Комиссия по обеспечению общественного контроля и осуществлению экспертной деятельности (председатель комиссии Ахадов Н.У.)

В значительной мере вопросы общественного контроля законом возлагаются на общественные советы при органах исполнительной власти. Создание их было продиктовано желанием обеспечить прозрачность конкретного органа власти или конкретного направления деятельности, участие общества в принятии решений и гражданский контроль за его деятельностью.

Пока в республике мы этого не добились. Причин здесь много, я в своих выступлениях об этом говорил. Если коротко – законодательство нуждается в изменении. Необходимо обеспечить прозрачность формирования общественных советов. Взаимодействие власти и общества, осуществление общественного контроля на местном уровне призваны обеспечить общественные палаты муниципальных районов и городских округов, которые также выступают в качестве субъектов общественного контроля.

Процесс формирования муниципальных ОП в республике начался еще в 2015 г. Сейчас формирование практически завершено, но их потенциал используется не полностью, информационно деятельность ОП остается малодоступной, а они могут и должны стать диалоговой площадкой в городах и районах республики.

– В каких районах и городах лучше решаются вопросы, в каких хуже? Как контактирует ОП с НС РД, другими органами государственной и местной власти?

 С Народным Собранием РД у Общественной палаты РД самые тесные контакты, направлений взаимодействия тоже несколько. Первое Соглашение о взаимодействии было заключено еще в 2007 году.

Одно из направлений – это экспертная деятельность, экспертиза законопроектов и других нормативных актов. Ежегодно нами рассматриваются около 100 законопроектов, которые поступают в Общественную палату РД.

Члены Общественной палаты принимают участие в работе Комитетов НС, и депутаты НС РД принимают участие в работе комиссий и рабочих групп Общественной палаты. Для конкретизации нашего взаимодействия мы представили в НС РД проект соглашения о сотрудничестве. Думаю, мы его в ближайшее время подпишем.

В соглашении учтены все аспекты нашего взаимодействия, в том числе ежегодный отчет (доклад) Общественной палаты. Также мы взаимодействуем с Правительством РД, с министерствами, принимаем участие во многих мероприятиях, оказываем помощь в формировании общественного совета при органах исполнительной власти.

– Общественная палата Республики Дагестан относится ли к органам государственной власти, местных самоуправлений, является ли она юридическим лицом и каков срок полномочий членов Общественной палаты? Основные формы работы? Как обеспечивается деятельность ОП?

 Общественная палата не является ни юридическим лицом, ни, тем более, органом государственной власти. Как и муниципальные общественные палаты не являются органами местного самоуправления.

Срок полномочий членов Общественной палаты РД определен в названных мною выше законах – 3 года.

Основными формами деятельности Общественной палаты являются заседания ОП, заседания Совета ОП, заседания комиссий и рабочих групп Общественной палаты. Седьмого июля 2017 года состоялось первое (организационное) пленарное заседание Общественной палаты VI созыва, на котором были проведены выборы руководителя палаты и его заместителей, сформированы комиссии и избраны их председатели. Процесс формирования самих комиссий более длительный, т.к. связан с определением членов Общественной палаты в комиссии по своей квалификации, желанию и т.д.

Принятие решений – это, я уже говорил выше, полномочия пленарного заседания ОП, Совета ОП и комиссий ОП. Для обеспечения деятельности Общественной палаты функционирует аппарат ОП, выполняющий работу по связи с общественностью, подготовке документов, ведения сайта и другие функции.

К сожалению, в общественных палатах муниципальных образований таких штатных работников нет.

Завершить наше интервью я хотел бы словами Л.Н. Толстого: «Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам».

Все, что происходит в республике, происходит не без нашего с Вами участия. Иногда мы бываем инертны, не реагируем на происходящее рядом, ждем, пока коснется нас. А ведь признаки гражданского общества - это когда:

– сознание людей находится на высоком уровне;

– член общества – человек, ориентированный на духовность и содержание нового.

Если говорить о состоянии гражданского общества в республике, то, наверное, надо сказать, что оно только в начальной стадии формирования.

– Что бы Вы еще интересного могли сообщить читателям журнала «Народы Дагестана»?

– Вообще, что такое гражданское общество? Это система общественных отношений и институтов, не являющихся государственными. Кроме того, гражданское общество – это еще удовлетворение и реализация различных потребностей социальных групп и граждан, объединений.

Вот такая система отношений, о которой мы говорили и которая составляет суть гражданского общества в республике, начинает формироваться.

Хотел бы пожелать дагестанцам успехов, быть активными и ответственными гражданами, с пониманием того, что мы – дагестанцы, мы – россияне. 

«назад

Фотолента

фотографий: 5

Общественные слушания, посвященные повышению престижа образования в обществе

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Встреча с руководителем проекта «Россия – страна равных возможностей» А. Круталевичем

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Пленарное заседание ОП РД

Категория фото: ОБЩЕСТВО »

Совместные слушания ОП РФ и ОП РД «Биоресурсы Каспия – проблемы и решения»

Категория фото: ОБЩЕСТВО »
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив