Народы Дагестана

Цахуры

Цахуры – народ, живущий в западной части высокогорного Рутульского района Дагестана, а также в соседних Закатальском, Кахском, Белоканском районах Азербайджана. В Дагестане, по данным статистики, их чуть более 12 тыс. чел., а в целом по России количество цахуров достигает 17 тыс. человек. В Азербайджане проживают 30 тыс. чел., а в мире их численность составляет более 70 тыс. человек. Сельское население (82 %) в основном находится в Рутульском районе. В селе Сувагиль Закатальского района их более 5 тыс., и они все говорят на родном языке. Таких сел, где еще не забыт родной язык, в Азербайджане 13. Этноним «цахуры» происходит от названия главного села Цахур Рутульского района. Наиболее крупные селения – Мухах, Сувагиль, Али-Байрамлы. Цахуры живут также в Дербенте, Южно-Сухокумске, Махачкале.

 Генетически цахуры входят в лезгинскую группу дагестанских языков. Цахурский язык представлен цахским и гельмецким диалектами. В целом цахуры многоязычны. Большинство из них знают азербайджанский и русский языки. Вера – мусульмане-сунниты. XII век был золотым веком для цахуров. Они дали миру великого поэта Низами Гянджеви. В 1075 г. в Цахуре открылось первым на Кавказе исламское медресе. У цахуров много общего с дагестанскими народами в языке, антропологии, истории, культуре. Их предки входили в состав Кавказской Албании и занимали территорию, граничащую с Грузией и Арменией. В XIV–XVI вв. у цахуров сложилась светская власть – Цахурское ханство. В XVIII в. резиденция хана была перенесена из Цахура в Илису. Илисуйское султанство и Джаро-Белоканское вольное общество цахуров и аварцев образовали федеральный союз, который принимал активное участие в освободительном движении горцев в 20–60 годы XIX в. Десятитысячная армия султана не поддержала Шамиля, погибло 500 горцев. После подавления восстания в 1830 г. союз вошел в Закатальский округ. В 1844 г. Илисуйское султанство было упразднено. В 1919–1921 гг. ликвидировали Закатальский округ, общество цахуров и аварцев включили в состав Азербайджанской ССР. После этого усилились процессы разобщения цахуров, проживающих в ДАССР и Азербайджанской ССР. Большинство цахуров поддержали советскую власть, но она отплатила им массовыми репрессиями.

За 120 лет цахуры как этнос численно уменьшились почти в два раза. В 1938 г. цахурский язык перестал быть письменным, а цахуры в Азербайджане – этносом. В годы советской власти закатилась звезда Цахура, как оплота ислама на Кавказе.

В 1990 г. по распоряжению Правительства ДАССР была создана письменность цахурского, агульского, рутульского языков, а в школах начали изучать родной язык; в ДГПУ начали готовить учителей родных языков для этих народов, но распад СССР затруднил решение многих вопросов. Если в Дагестане цахуры чувствуют себя равноправными, то в Азербайджане многие вопросы народа оказались нерешенными.

Исторически цахуры были животноводами, однако занимались и земледелием. Земли были богатыми. Они имели летние пастбища, но альпийские луга использовались лишь короткое время из-за продолжительности зимы.

Важной отраслью хозяйства цахуров является скотоводство, которое обеспечивает их не только продуктами питания и тягловой силой, но и сырьем для изготовления одежды, обуви и ряда предметов домашнего обихода. Неотъемлемой частью скотоводства является коневодство.

Цахуры всегда перегоняли скот с гор на равнину. Зимние пастбища были в Азербайджане, а после распада СССР скот стали перегонять в Калмыкию и на север Дагестана. Но в последние годы как земледелие, так и скотоводство у цахуров пришли в упадок. Они стали непопулярными у населения. Большая часть молодежи покинула родные места и занимается отходничеством.

Но цахуры приспосабливаются к новому строю и пытаются выйти из трудного положения. Создаются фермерские хозяйства, частные предприятия. Применяются методы орошения и современная техника.

Основным типом жилища является одноэтажный каменный дом с плоской крышей. В настоящее время в основном дома строят многокомнатные, двухэтажные, покрытые шифером и железом. Во многих селах сохранились общественные хлебопекарни. Материальная культуры цахуров также близка к культуре других народов горного Дагестана.

Специалисты давно заметили, что в материальной культуре народов Кавказа происходит идентичность, единство, сближение, особенно в одежде. И в традиционной одежде цахуров тоже есть много общего не только с дагестанскими народами, но и с одеждой других народов Кавказ. Да и в ношении одежды есть сходство с другими народами. Для изготовления одежды использовали кожу, шерсть, овчину.

Мужская одежда состояла из следующих элементов. На тело надевали рубаху – «гурт вахчаг». Ее шили из домотканой хлопчатобумажной ткани, позже – из бязи и ситца. Мужчины носили штаны, бешмет, рубаху, шубу, черкеску, бурку, плащ – у чабанов и пастухов, шапку из овчины, башлык, каракулевую шапку, вязаные носки, чулки, сапоги, пояс с кинжалом. В наши дни пастухи носят современные костюмы, пальто, кепки.

Женская одежда состоит из штанов, рубахи, юбки, кофты, фартука, платка, чухты. Они носили еще различные украшения: налобники, серьги, цепочки, бляшки, монеты, браслеты. Современная женская одежда близка к городской. Часто сельские цахурские женщины одеваются лучше, богаче, чем городские.

Обувь: пестрые шерстяные чулки, кожаные башмаки, чувяки и калоши. Женщины делают традиционную прическу с прямой линией, косы.

Цахурки Азербайджана вместо пальто носят ватную безрукавку.

Цахурская система питания сформировалась в результате комплексного освоения возможностей окружающей среды. В пищу цахуры употребляют продукты растительного и животного происхождения. Основная роль в растительной пище принадлежит хлебу.

В пище цахуров Азербайджана широкое распространение получили рис, молоко, овощи, фасоль, чечевица и травы. Готовят чуреки – пирожки с сыром и травой с добавлением яиц, жиров, молока, сливок, творога. Что касается мясной пищи, то самым изысканным блюдом считается хинкал с мясом. Цахуры заготавливают мясо впрок, в частности путем вяления. Перед отправкой на отгонные пастбища каждая семья резала несколько баранов. Туши баранов вялили целиком или по частям, если это была говядина.

Важным компонентом пищи азербайджанских цахуров были свежие и сушеные фрукты: гранат, виноград, изюм, чернослив и др. Широко распространены различные напитки. Делают соки, щербет – сладкая медовая вода.

У цахуров сохранились различные развлекательные, праздничные мероприятия, игры, праздники Курбан-Байрам, Ураза-Байрам, весенний праздник Навруз, праздник первой борозды, разжигание костров, проведение различных соревнований. Популярны рассказы, легенды о местных святых, чудесных явлениях природы. Часто проводятся конкурсы на лучший танец, чтение стихов, пение песен на родном языке. Хотя традиционный уклад в целом сохранился, но за годы советской власти и в период перестройки во многом изменились быт, культура, занятия людей.

Далеко за пределами Дагестана известны имена цахуров – писателей, политиков, ученых, участников ВОВ и др. Очень много докторов, профессоров цахуров в Азербайджане. К ним относятся А.Г. Генко, Абдула Мухтаров, Ахмед Асланов, Абдулла Караев, Мамед Чабанзаден и др.

Много достойных представителей цахурского народа занимали и ныне занимают ответственные посты и в Дагестане: Шабан Мамедов – министр сельского хозяйства РД, Рамазан Хаджаев – член Госсовета РД, депутаты разных созывов – Амир Омаров, Ханмагомед Рагимов, нынешний депутат Народного Собрания РД, председатель его комитета Фикрест Раджабов, Рамазан Мамедов (бывший представитель РД при Президенте РФ), Шахбан Касумов, Мамед Мамедов.

И ныне работают Магомед Рагимов (с. Цахур), Мамед Гусенов (с. Джиных), Мамед Наврузов (с. Мишлеш), Эфенди Ахмедов (с. Цахур), Магомедрасул Гасанов (с. Муслах), Ахмед Ибрагимов (с. Мишлеш), Ахмед Ибрагимов (с. Гельмец), Шевкет Дабузов (с. Миких), Асадулла Ахмедов (с. Цахур), Магомед Магомедов (с. Муслах), Паша Алиев (с. Мишлеш).

Цахуры представлены в правоохранительных структурах в чине полковников: М. Гарунов, Г. Гусенов, М. Мамедов, А. Мирзоев, Г. Эюбов, К. Бейдулов, Г. Гайдаров, С. Гаджиев, А. Касумов. Известные ученые Дагестана: Г.Х. Ибрагимов, Н.Н. Гасанов, Г.Н. Гасанов и т.д.

Среди цахуров есть много известных спортсменов, достигших высоких успехов в соревнованиях мирового, российского и дагестанского уровней.

Желаем цахурам успехов и дальнейших достижений во всех их делах!

«назад

Фотолента

фотографий: 0
№ 4, 2018 от 2 Ноября 2018 г

 Артем Здунов представил нового министра информатизации Дагестана Сергея Снегирёва

июль-август
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив