Народы Дагестана
Последний выпуск » Этнология » Мой аул – моя кровь

Мой аул – моя кровь

 Недалеко от Сардаркентского моста через реку Чираг-Чай начинается территория Хивского района РД. Дорога вдоль реки пролегает до селения Цинит, потом у селения Архит сворачивает налево и поднимается в гору до селения Тркал, где открывается широкая панорама гор, пастбищ и лесов,наполненных ароматом сочных трав альпийских лугов, воздух бодрит, дышится удивительно легко. Дальше спускается вниз до арочного моста, построенного самим «Богом дорог», как поэт Н. Тихонов назвал Гаджимета Сафаралиева, уроженца нашего села, который в 30-х годах прошлого века был начальником Управления дорожного строительства ДАССР. Уэтого моста в свое время была водяная мельница. Дорога дальше извивается вверх между лесами и садами, и вот мы въезжаем в мое родное село Цлак.

Цлак – одно из маленьких, но красивых сел Хивского района, относится к Архитской сельской администрации. Живут здесь лезгины. Сейчас всего 14 хозяйств, раньше было 120. Оно находится на гребне горы, дома с плоскими крышами, прижатые друг к другу, по крышам можно было пойти в гости к соседу, спускаясь вниз, как по лестнице.

По преданию, село основали выходцы из аула Ялак Ахтынского района. Сегодня для кого-то Цлак – лишь маленькая точка на карте Дагестана, для меня Цлак – детство. Тропинки, по которым бегал босиком, альпийские луга, где помогал отцу косить сено, лес, откуда привозили дрова на арбах или санях, запряженных быками, водяные мельницы, где мололи муку, речка, где купались с ребятами. Мимо детства не проедешь, не пройдешь. Археологические данные показывают, что Цлак – старинное село, вокруг много старых могил, на камнях которых выгравированы разные знаки.

Основными видами хозяйственной деятельности были животноводство, земледелие и ковроткачество. Почти шестьдесят лет живу в городе, и чтобы не почувствовать себя гостем в родном селе, в последние годы стараюсь бывать здесь часто.

Сейчас меняется облик села. Если раньше сакли горцев освещали керосиновые лампы, то теперь электричеством не удивишь даже ребенка.

Еще живы те, кто отправлял письма почтой. Сегодня село телефонизировано, у многих сотовые телефоны, в каждом доме телевизоры, некоторые строят новые дома, кроют современными материалами. Когда-то на дорогу в Дербент или Махачкалу мои односельчане тратили много времени. Теперь, пересев на железных коней (почти в каждом доме есть автомашины), они добираются туда за считанные часы.

Войдя в аул, прежде всего я направляюсь на годекан. Это дань уважения здравствующим сельчанам и тем, кого уже нет среди нас. О, как интересно, приехав в аул после долгой разлуки, посидеть здесь, послушать новости и истории о прошлом села и всей округи. С годекана открывается вид на все село. Сидя на большом камне, где до меня сиживали деды и прадеды, смотрю на зеленые луга, лес, сады, слушаю пение разноголосых птиц.

Еще в древности кустарные промыслы играли здесь важную роль.

Издавна перерабатывали разное сырье, особенно продукцию животноводства, в частности шерсть. Как и другие дагестанцы, цлакцы изготавливали из шерсти и кожи одежду, обувь, паласы, ковры. Обработка шерсти была чисто женским занятием. Посуда и предметы домашнего обихода изготавливались также на месте из дерева. Основным строительным материалом был камень. По мере образования и расширения села здесь сложились пять родов – тухумов: схавар, качаяр, мирзахаяр, халибегер, велибегер.

Около аула есть местность, которая называется «Мархар». Она очень хорошо видна с годекана. В свое время она была ровная, всегда покрытая сочной травой, где пасли скот, но позже посадили плодовые деревья и получился большой колхозный сад. А на другой стороне села родник – источник «Чичак-салар», любимое место сельчан, куда ходили купаться мал и стар, вода очень мягкая и полезная. Даже Сафаралиев Н.А., участник ВОВ, ополченец, живший и работавший в Ленинграде (Санкт-Петербург), часто приезжал в родное село, как-то привез для родника чугунную ванну, сельчане долго пользовались ею. А рядом находится «Бандуник» – поле, где росла сочная трава, потом посадили фруктовые деревья, а в один год тогдашний председатель колхоза Сафаралиев Нажмудин посадил огурцы. Вода поступала от этого родника. Я очень хорошо помню, как мешками собирали тогда урожай, огурцов было так много, что хватило на все село. Мы, ребята, залезали в этот огород и лакомились сочными плодами. Рядом находится другой родник «Мичмич-булах», «хайрат бахча» (грушевый сад).

Да, названия живучи, они приоткрывают завесу истории жизни наших предков. В названиях прослеживается связь горцев с окружающим миром, их методы хозяйствования, уклад жизни тогдашнего аула. Так, в прошлом, как свидетельствуют названия, в наших местах было много водяных мельниц, всего шесть. Они почти исчезли, а названия остались. Сегодня они говорят о сравнительно хорошо развитом зерновом хозяйстве Цлака в те времена. Было 120 га пашни. В советский период был организован колхоз имени Шаумяна, периодически названия менялись, и в 60-е годы после сокращения колхозов был организован совхоз «Сафаралиевский». Председателями колхозов и директорами совхоза были Селимов Халил, Алижанов Ярахмед, Абдулаев Сейфулах, Курабеков Каиб, Абдулаев Салих, Карибов Исмаил, Ярахмедов Шамсудин, Аминов Абдулкафар, Рагимов Кафлан, Сафаралиев Нажмудин, Цмиев Исмаил, Алибеков Гаджикерим, Гаджимурадов Зайнудин.

В первые годы советской власти в Цлаке не было грамотных. Сначала построили школу, потом появились клуб, библиотека, медпункт. Сейчас многие имеют высшее образование, есть кандидаты наук, заслуженные врачи и учителя. Родом из Цлака генеральный директор завода «Дагвино» г. Санкт-Петербурга, кавалер орденов Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За любовь к родной земле», заслуженный работник пищевой промышленности РФ, меценат Сафаралиев С.Н.

Известных людей родом из Цлака немало: заслуженный врач РД и РФ, доцент кафедры ДМУ, член Союза журналистов Сафаралиева-Габибова Т.Я., народная поэтесса РД Хаметова X., депутат Государственной Думы РФ Сафаралиев Г.К., известный художник Сафаралиев А.М., заслуженный экономист РД и РФ, кавалер ордена Дружбы народов Алистанов А.И., капитан корабля Загирбеков Д.З., начальник махачкалинского маяка Курабеков А.М., кандидат сельскохозяйственных наук Качаев А.Р., поэт, винодел, юморист, член Союза писателей России Сафаралиев Г.Н., отличник здравоохранения СССР, кавалер ордена «Знак почета» и великомученицы святой Варвары (долгие годы возглавляла горздравотдел г. Киева) Сафаралиева-Клименко М.Н., полковник Абдулаев А.Ж., участники телеигры «Поле чудес» сестры Земфира, Марина, Джамиля. Заслуженный учитель РД Алистанов И.А. более 30 лет работал директором школы, отличник просвещения его жена Антонина – Бах, так уважительно называли ее сельчане, уроженка Пензенской области, направленная по распределению в Дагестан после войны, русская, чисто владела лезгинским, мать прекрасных пятерых сыновей. Сельчане любили эту добрую и отзывчивую женщину. В школе работали учителями Рамазанов Гасанбек – участник ВОВ, Гаджимурадов Гаджимурад, Мислимов Шихкерим, Абдулаев Сифибег, Алиметов Шахмир, Сафаралиева Минаят, Мирзоева Шамсият.

Не остались в стороне цлакцы, когда началась ВОВ (1941–1945 гг.). Нет семьи, которой не коснулась бы горечь этой трагедии. Четверо братьев Ярахмедовых сражались на фронтах Отечества. Есть семьи, из которых уходили по два брата: Алиметовы, Исаковы, Магомедовы, Саидовы, Беговы. На полях сражений остались 32 сельчанина. Живыми вернулись немногие, раненые и искалеченные. После лечения они продолжили мирную трудовую деятельность. Из них Сафаралиев Ярмет Алиметович, полковник медицинской службы, руководил эвакопоездом, после войны – начальник госпиталя, главный врач больницы УРП, награжден многими орденами и медалями. Его жена Нина Васильевна – отличник здравоохранения, очень интеллигентная и гостеприимная женщина. Они до войны по распределению работали в Агульском районе, где были первыми врачами, оставили о себе очень хорошее мнение у местного населения.

Абдулаев Жарулах – кавалер ордена Красной Звезды, старший лейтенант, работал военруком в школе, бригадиром колхоза, Абдулаев Салих – завскладом колхоза, Карибов Исмаил – завбиблиотекой, Ярахмедов Шамсудин – секретарь сельской администрации, Мислимов Шихали – знатный чабан колхоза.

Победу над врагом ковали и труженики села. Место ушедших на войну занимали женщины, старики и дети. Они трудились на полях, животноводческих фермах, изготавливали теплые вещи для советских воинов и отправляли на фронт. Жители села глубоко чтят память о воинах, защищавших страну от фашизма. Память о них в селе увековечена обелиском. Ежегодно в торжественной обстановке отмечается День Победы. Жители села никогда не забудут тех, кто обессмертил свое имя в ВОВ.

 

Уезжая из села, я подумал, как было бы хорошо, если бы возвращались сельчане в свой родной аул, занимались земледелием, животноводством. Конечно, нужно создавать условия для этого, надо провести газ, хотя от села он находится в 3–4 км от селения Ткал, отремонтировать дороги и т.д. Уже вернулись 3–4 семьи. Думаю, потянутся за ними и многие другие.

«назад

Фотолента

фотографий: 0
№ 4, 2018 от 2 Ноября 2018 г

 Артем Здунов представил нового министра информатизации Дагестана Сергея Снегирёва

июль-август
архив номеров

Авторы:

все авторы
Учредители: Министерство по национальной политике, информации и внешним связям РД и журналистский коллектив